Мудрый Юрист

Конституционно-правовое обеспечение экологической безопасности

Эрнст Владислав Валерьевич, аспирант кафедры конституционного права и конституционного судопроизводства Юридического института Российского университета дружбы народов "РУДН", член Ассоциации юристов России (АЮР).

В статье анализируются вопросы конституционно-правового обеспечения экологической безопасности РФ. Проведен обзор законодательства и стратегических инициатив в сфере экологической безопасности.

Ключевые слова: Конституция РФ, публичная власть, экологическая безопасность, охрана окружающей среды, полномочия органов власти, новеллы экологического законодательства.

Constitutional law framework of the environmental security

V.V. Ernst

Ernst Vladislav V., Postgraduate student of the Constitutional Law and Constitutional Legal Proceedings Department at the Law Institute of the Peoples' Friendship University of Russia (PFUR), Member of the Association of Lawyers of Russia (ALR).

The article analyzes the constitutional and legal provision of ecological safety of the Russian Federation. A review of legislation and strategic initiatives in the field of environmental security.

Key words: Constitution of the Russian Federation, public authorities, environmental safety, environmental protection, powers of authorities, amendments to environmental legislation.

В Конституции Российской Федерации отражены основные положения экологической стратегии государства. В ней, в частности, установлены такие понятия в сфере взаимодействия общества и природы, как природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), Конституция России устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). На Правительство Российской Федерации возложены полномочия по обеспечению проведения в России единой государственной политики в области экологической безопасности (ч. 1 ст. 114) [1].

Одним из наиболее актуальных вопросов XXI века является поиск путей повышения национальной безопасности России, под которой в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, можно понимать состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие России, оборону и безопасность государства. В структуре же всей национальной безопасности можно выделить политическую, экономическую, военную, научно-техническую, социальную и экологическую безопасность.

Обеспечение экологической безопасности - это цель всей природоохранной деятельности государственной власти, поскольку благоприятное качество окружающей среды и есть главный экологический интерес государства и общества [16].

В Толковом словаре по охране природы определяется, что экологическая безопасность - это "положение, при котором отсутствует угроза нанесения ущерба природной среде и здоровью населения" [19].

В словаре "Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности" понятие "экологическая безопасность" трактуется как "состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф" [20]. Согласно статье 4 Постановления Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 29 декабря 1992 г. "О принципах экологической безопасности в государствах Содружества" основным принципом обеспечения государством экологической безопасности является приоритет экобезопасности для жизни и здоровья личности и общества в целом [15].

По мнению С.Д. Бекишевой, экологическая безопасность представляет собой состояние защищенности окружающей природной среды (экологическая устойчивость), экологических прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую природную среду [17].

В связи с этим большой интерес представляет соотношение правовых понятий "охрана окружающей среды" и "обеспечение экологической безопасности", которые не тождественны друг другу. По мнению Д.С. Велиевой, охрана окружающей среды - это средство обеспечения экологической безопасности. Стоит отметить, что экологическая безопасность обеспечивается путем комплекса мер, в состав которых входит и охрана окружающей среды. Безусловно, охрана окружающей среды - это важное, но не единственное направление деятельности органов публичной власти, физических и юридических лиц по обеспечению экологической безопасности. Природоохранная деятельность является лишь одной из составляющих механизма обеспечения экологической безопасности [18].

Содержательно экологическая безопасность - это более широкое понятие с практической и теоретической точек зрения, чем охрана окружающей среды, поскольку включает в себя не только обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, но и осуществление стратегических экологических интересов и потребностей человека, общества и государства.

При этом важно отметить, что право на благоприятную окружающую среду - это фундаментальное (конституционное) право, обеспечивающее достойное качество жизни населения. Составным элементом реализации данного права является обеспечение экологической безопасности как элемента укрепления всей национальной безопасности и жизненно важных интересов государства и граждан РФ.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" развивает положения ст. 42 Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В статье 1 указанного Федерального закона понятие "экологическая безопасность" сформулировано как "состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий" [2]. Следует обратить внимание на определение данного понятия, которое содержится в Модельном законе об экологической безопасности, принятом на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 15 ноября 2003 г. N 22-18). В статье 1 Модельного закона определяется, что экологическая безопасность - это "система политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени. Практическая реализация правовых, административных и эколого-экономических методов при планировании или осуществлении хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения гарантий экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития государства" [14].

Проанализировав существующие научные и нормативные позиции, можно прийти к выводу, что понятие "экологическая безопасность" должна рассматриваться прежде всего в контексте национальной безопасности России.

Обеспечение экологической безопасности должно являться одной из задач развития современной России. При этом безопасность в экологической сфере должна быть неразрывно связана с проводимой экономической, социальной, культурной, образовательной, идеологической политикой.

В настоящее время становится все более актуальным вопрос: существует ли у правовых средств обеспечения экологической безопасности в современной России потенциал для развития? Конечно, такой потенциал существует, но для его полноценного раскрытия необходима система новых организационно-правовых мер, основой реализации которых является совершенствование конституционно-правового обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования [21].

Рациональное природопользование и экологическая безопасность должны рассматриваться не только как способы реализации экологических прав, но и как неотъемлемые части национальной безопасности. В этой связи особую актуальность приобретает совершенствование конституционно-правового обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, заключающееся в формировании эффективной системы правовых актов, регулирующих данные отношения, нормативное закрепление стратегических ориентиров в данной сфере и полномочий по их достижению за соответствующими органами публичной власти.

Проводя анализ сегодняшнего законодательства в сфере экологической безопасности, стоит выделить ряд положительных сторон. Это, прежде всего, регулирующее влияние человека на окружающую среду и внедрение института наилучших доступных технологий.

В частности, были приняты поправки в Федеральный закон об охране окружающей среды [3], устанавливающие введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих лучшие доступные технологии. Закон содержит положения, касающиеся порядка установления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также лиц, обязанных вносить такую плату. Этим Законом регулируются вопросы, касающиеся государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Все объекты должны быть поставлены на государственный учет в течение двух лет со дня вступления в силу обозначенных изменений.

Внесены изменения в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", которые уточняют перечень органов, организующих и проводящих экологическую экспертизу, в адрес которых заказчик обязан передавать необходимые материалы, сведения и данные [4].

Реализуются некоторые законодательные предложения, направленные на развитие практики коллективных действий добровольческих организаций, экологических движений и иных институтов гражданского общества. Так, в 2014 году были уточнены вопросы участия общественных объединений в мероприятиях по охране и использованию особо охраняемых природных территорий [5]. Граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны природы, вправе оказывать содействие органам публичной власти в мероприятиях по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. Увеличены штрафы за административные правонарушения, совершенные на особо охраняемых природных территориях федерального значения [6].

С целью регулирования отношений в области охраны озера Байкал на близлежащей территории было запрещено строительство новых хозяйственных объектов и реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы [7].

Одним из существенных аспектов работы в области экологической безопасности стало совершенствование законодательства в сфере регулирования переработки отходов, системы сбора вторичного сырья для дальнейшей переработки и использования в хозяйственном обороте.

Принят Федеральный закон, направленный на создание экономических стимулов по вовлечению отходов деятельности человека в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов и на стимулирование внедрения экологически безопасных объектов для их размещения [8]. В данном Законе предусматриваются введение замкнутых циклов обращения с отходами, совершенствование лицензирования в сфере их переработки, а также перераспределение полномочий между уровнями власти в части обращения с ними.

На обеспечение безопасности в сфере экологии направлен Закон, предполагающий расширение хозяйственного использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива [9]. С его принятием впервые было введено понятие "иные альтернативные виды топлива".

Кроме того, был принят ряд законодательных решений в части обеспечения контроля за состоянием природных ресурсов. В частности, в 2014 году установлены индексация ставок водного налога [7], новые ставки платы за пользование водными объектами [13], увеличены штрафы за нарушение правил водопользования, правил охраны атмосферного воздуха [11].

Стоит отметить изменения, внесенные в законодательство о лесопользовании. Так, за 2013 - 2014 годы были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии с которыми был увеличен срок давности для привлечения к административной ответственности за нарушение правил лесопользования.

Введена уголовная ответственность за оборот нелегально заготовленной древесины - УК РФ дополнен статьей 191.1 "Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины", создана государственная автоматизированная система учета древесины и сделок с ней [12].

Основные показатели, характеризующие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы

2012

2013

2014

Выбросы загрязняющих атмосферу веществ - всего, млн. т

32,5

32,1

31,2

в том числе:

от стационарных источников

19,6

18,4

17,5

от передвижных источников - всего <1>

12,8

13,6

13,8

в том числе:

от автотранспорта

12,7

13,4

13,6

от железнодорожного транспорта

0,16

0,19

0,15

Улавливание и обезвреживание загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, млн. т

56,8

54,4

54,1

Забор воды из природных водных источников для использования <2>, млрд. м3

64,0

61,0

63,2

Потери воды при транспортировке <2>, млрд. м3

7,5

7,0

7,7

Оборотное и последовательное использование воды <2>, млрд. м3

142,3

138,5

136,6

Индекс эксплуатации водных ресурсов (ИЭВР) <3>, %

1,56

1,53

1,52

Среднесуточный отпуск воды населению и бюджетно-финансируемым организациям на одного городского жителя, л

167,1

156,8

149,8

Удельный вес населения, обеспеченного недоброкачественной питьевой водой, в общей численности населения, % <4>

7,6

7,5

6,8

Сброс загрязненных сточных вод <2>, млрд. м3

15,7

15,2

14,8

Образование отходов производства и потребления <1>, млн. т

5008

5153

5168

в том числе опасных <5>

114

117

124

Использование и обезвреживание отходов производства и потребления <1>, млн. т

2348

2044

2357

Лесовосстановление, тыс. га

842

872

863

Защита лесов от вредных организмов биологическим и химическим методами, тыс. га

329

343

293

<1> По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
<2> По данным Федерального агентства водных ресурсов.
<3> По данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства водных ресурсов.
<4> По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
<5> Отходы производства и потребления (с I по IV класс опасности для окружающей среды).

В настоящее время ведется работа по подготовке Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации, проекты которых были одобрены участниками VII Невского международного экологического конгресса (проходил 28 - 29 мая 2015 г. в г. Санкт-Петербурге). Стратегия была разработана Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с поручением Президента России. В качестве стратегической цели обеспечения экологической безопасности в указанном документе названа защищенность природной среды, граждан, хозяйствующих объектов, общества и государства в целом от негативных последствий и потенциальных угроз, которые связаны с происходящими и будущими изменениями окружающей среды.

Реализация этих мероприятий позволит добиться более рационального использования природных ресурсов, снижения ресурсоемкости экономики, гарантировать защищенность субъектов хозяйственной деятельности и населения от опасных явлений антропогенного и природного характера.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 29.06.2015).
  3. Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  4. Федеральный закон от 12.02.2015 N 12-ФЗ "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
  5. Федеральный закон от 24.11.2014 N 361-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  6. Федеральный закон от 21.10.2013 N 273-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
  7. Федеральный закон от 28.06.2014 N 181-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  8. Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
  9. Федеральный закон от 04.11.2014 N 339-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  10. Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  11. Федеральный закон от 02.07.2013 N 173-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
  12. Федеральный закон от 21.07.2014 N 277-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  13. Постановление Правительства РФ от 19.06.2014 N 564.
  14. Модельный закон "Об экологической безопасности" (новая редакция) (принят Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 15 ноября 2003 г. N 22-18).
  15. О принципах экологической безопасности в государствах Содружества. Рекомендательный законодательный акт, принятый Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников содружества Независимых Государств в Санкт-Петербурге 29 декабря 1992 г.
  16. Анисимов А.П. Обеспечение экологической безопасности в конституциях зарубежных стран, Конституции России и конституциях (уставах) субъектов Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. N 4. С. 182.
  17. Бекишева С.Д. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности Республики Казахстан: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Алматы, 2010. С. 9.
  18. Велиева Д.С. Конституционно-правовые основы экологической безопасности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2011. С. 9 - 10.
  19. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев, 1990. С. 344.
  20. Словарь "Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности". СПб.: Изд-во СПбГУ ISBN: 5-288-02311-5.2001.
  21. Тонков Е.Е. Экологическая безопасность: понятие, проблемы и перспективы правового обеспечения // Е.Е. Тонков, В.Ю. Туранин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия "Философия. Социология. Право". 2015. Т. 31. N 2. С. 122.