Мудрый Юрист

Типичные способы совершения взяточничества и коммерческого подкупа в сфере ЖКХ

Алиева Гюнай Аладдиновна, заведующий лабораторией криминалистики и специальной техники, старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса ФГБОУ ВПО Российского экономического университета "РЭУ им. Г.В. Плеханова".

Результаты анализа уголовных дел о взяточничестве и коммерческом подкупе в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволяют выявить и проиллюстрировать наиболее типичные способы совершения данной группы преступлений. Являясь одним из важных элементов криминалистической характеристики преступлений, способ совершения взяточничества и коммерческого подкупа в ЖКХ позволяет установить особенности других элементов, обладающих своими особенностями с учетом специфики рассматриваемой сферы экономической деятельности.

Ключевые слова: коррупционные преступления, взяточничество, дача взятки, получение взятки, посредник во взяточничестве, коммерческий подкуп, преступления в ЖКХ, схема совершения преступлений, способ совершения преступления.

Typical ways of bribery and corrupt payment in the sphere of housing and communal services

G.A. Alieva

Alieva Gyunay A., Head of the Criminalistics and Special Technique Laboratory Senior Lecturer of the Criminal Law and Procedure Department at FSBEI HPE G.V. Plekhanov Russian Economic University (REU).

The results of the analysis of criminal cases of bribery and commercial bribery in the sphere of housing and communal services help to identify and illustrate the most typical ways of committing the given group of crimes. As one of the important elements of criminalistic characteristics of the crime, the modus operandi of bribery and commercial bribery in utilities allows you to set features other elements, which have their own features specific to the considered sphere of economic activity.

Key words: corruption, bribery, receiving a bribe, mediation in bribery, commercial bribery, crimes in housing and communal services, the scheme of commission of crimes, method of the crime.

Коррупционные преступления, совершаемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отличаются особой спецификой. Наличие сложного, изобилующего правовыми институтами, многоуровневого, зачастую противоречивого правового регулирования деятельности в сфере ЖКХ, отсутствие должного контроля со стороны государства и общественности за деятельностью субъектов в этой области экономики способствуют привлечению в сферу ЖКХ коррупционеров и их организованных групп, а также развитию способов их совершения.

Учитывая изложенное, отметим, что на сегодняшний день сфера ЖКХ стала объектом преступного интереса высокопоставленных чиновников и руководителей организаций, осуществляющих свою деятельность в ней. Используя свои полномочия, авторитет, коррупционные связи, они способствуют совершению либо совершают взяточничество и коммерческий подкуп в данной сфере.

Например, из материалов уголовного дела, расследованного следственными органами Следственного комитета РФ по Новосибирской области по ч. 3 ст. 30, ч. 6 ст. 290 УК РФ, ч. 6 ст. 290 УК РФ, ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ, ч. 2 ст. 285 УК РФ, следует, что глава города Бердска Новосибирской области П. при посредничестве своего первого заместителя М. неоднократно получал взятку от представителя коммерческой организации за предоставление земельного участка под строительство <1>.

<1> http://sledcom.ru

Так, заместитель министра ЖКХ и энергетики Якутии Р. был задержан при получении части взятки в размере 300 тыс. руб. от заместителя директора отраслевого муниципального казенного учреждения Якутска за положительное решение вопроса о выделении федеральных бюджетных средств на капитальный ремонт городского жилищного фонда <2>.

<2> http://www.rg.ru

При этом, как показывает анализ уголовных дел о взяточничестве и коммерческом подкупе в ЖКХ, общим правилом, характерным для способа совершения данной группы преступлений, является использование преступниками отчетной, бухгалтерской, технической и иной документации, а также аффилированных юридических лиц (фирм-однодневок), благодаря чему передаче-получению взятки и незаконного вознаграждения придается законный вид, что, в свою очередь, трудно поддается выявлению со стороны правоохранительных органов.

Анализ специальной литературы и уголовных дел о взяточничестве и коммерческом подкупе в ЖКХ показал, что совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 204, 290, 291, 291.1 УК РФ, носит повсеместный характер в сфере ЖКХ.

Так, из материалов уголовного дела, расследованного следственными органами Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю, следует, что начальник производственно-технического отдела комитета Ставропольского края по ЖКХ А. получила от главы муниципального образования Усть-Невинского сельсовета Кочубеевского района взятку в размере 45 тыс. руб. за включение в проект постановления правительства Ставропольского края "Об изменении краевой целевой программы "Модернизация, реконструкция и строительство объектов коммунальной инфраструктуры Ставропольского края на 2010 - 2012 годы" приложения о предоставлении данному муниципальному образованию в качестве субсидии объекта "Водоснабжение хутора Сотникова" в сумме более 5,5 млн. руб. <3>.

<3> http://sledcom.ru

Следует отметить важную особенность предметов взятки и незаконного вознаграждения в сфере ЖКХ, в числе которых в большинстве случаев выступают строительные материалы, топливно-энергетические ресурсы, автомобили, земельные участки и иные недвижимые и движимые имущества, оказание работ и предоставление услуг и пр. В зависимости от предмета взятки и незаконного вознаграждения будет меняться и способ совершения данной группы преступлений в сфере ЖКХ.

Одним из примеров может послужить уголовное дело, расследованное по ст. 290 УК РФ, в отношении заместителя главы министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Т. и его знакомого гражданина С., из материалов которого следует, что в июле 2011 г. Т. получил от С. взятку в виде нового автомобиля стоимостью около 1,8 млн. руб. за общее покровительство, создание благоприятных условий для ведения бизнеса и обеспечение победы в аукционах, проводимых на территории Омской области, в том числе по строительству дороги Петровка - Калиновка <4>.

<4> http://ejnews.ru

Из материалов уголовного дела, расследованного по ст. 204 УК РФ, в отношении исполняющего обязанности руководителя ООО "С", осуществляющего свою деятельность в сфере ЖКХ, следует, что последний получал от представителей подрядчиков незаконное вознаграждение в виде товарно-материальных ценностей, а именно стройматериалов для строительства дачи, за своевременную и полную оплату выполнения работ по обслуживанию жилых домов, расположенных на территории г. Ростова-на-Дону <5>.

<5> Материалы уголовного дела СО по Ворошиловскому району г. Ростова-на-Дону СК РФ N 85907.

Вместе с тем одним из типичных способов совершения взяточничества и коммерческого подкупа в сфере ЖКХ является перечисление из федерального или регионального бюджета денежных средств аффилированным коммерческим структурам, которые, в свою очередь, в силу договоренности с получателями взятки и незаконного вознаграждения перечисляют последним проценты от полученных сумм.

Вместе с тем целесообразно подчеркнуть взаимосвязь предмета преступного посягательства с обстановкой совершения взяточничества и коммерческого подкупа в ЖКХ, так как от его размера, вида и формы зависит способ совершения данной группы преступлений, а также механизм следообразования. К примеру, строительные материалы, являющиеся взяткой или незаконным вознаграждением, не могут быть переданы в кабинете или автомобиле у взяткополучателя и подкупополучателя; передача процента от суммы бюджетных средств, предназначенных для обеспечения готовности многоквартирных жилых домов к зимнему отопительному сезону, не может быть осуществлена в наличной форме и непосредственно взяткополучателю и подкупополучателю. Для этих целей преступники используют бюджетные росписи, уведомления о бюджетных ассигнованиях, сметы доходов и расходов либо фиктивные договоры с подрядными организациями на осуществление работ или оказание услуг для объектов ЖКХ, которые являются основанием для перечисления из федерального и регионального бюджетов денежных средств. Далее взяткополучатель или получатель незаконного вознаграждения перечисляет со счета министерства, департамента, управления, префектуры, управы, комитета, предприятия или организации в сфере ЖКХ на счета аффилированных коммерческих структур средства за якобы выполненные работы и оказанные услуги на основании фиктивных договоров и актов сдачи-приемки.

------------¬                                     ----------------------¬
¦Федеральный¦ ¦Взяткодержатель; лицо¦
¦ бюджет ¦------¬ ------------------¬ --->¦передающее незаконное¦
L------------ L->¦Взяткополучатель;¦ ¦ ¦ вознаграждение ¦
¦ получатель ¦<----- L--------------------T-
-------------¬ -->¦ незаконного ¦ Взятка, подкуп в виде % ¦
¦Региональный¦ ¦ ¦ вознаграждения ¦ от суммы бюджета ¦
¦ бюджет +------ L------------------ ¦ ¦
L------------- ¦ ¦
/ /
-------------------------¬
¦ Субподрядчики и фирмы -¦
¦ однодневки ¦
L-------------------------

Примером являются материалы уголовного дела, расследованного по ст. 290 УК РФ, в отношении заместителя директора дирекции коммунального хозяйства и благоустройства города Саранска Е., который, заранее обговорив условия получения взятки со своей знакомой, являющейся руководителем организации ООО "К", заключил с последней фиктивный агентский договор, на основании которого ООО "К" должна была поставлять уборочные машины для нужд жилищно-коммунального хозяйства Саранска, а дирекция - перечислять бюджетные денежные средства на ее счет. В целях завуалирования взятки Е. попросил свою знакомую заключить с иногородним поставщиком техники агентский договор, по которому ООО "К" якобы оказывает им услуги по рекламе и продвижению продукции. Сумма взятки составила 7% с каждой проданной машины. По фиктивному агентскому договору руководитель ООО "К" обналичивала деньги и передавала их Е. <6>.

<6> http://www.vsar.ru
------------------¬       --------------------¬
¦Взяткополучатель;¦ ¦Взяткодатель; лицо,¦
¦ получатель ¦ ¦ передающее ¦
¦ незаконного ¦------>¦ незаконное ¦
¦ вознаграждения ¦ ¦ вознаграждение ¦
L------------------ L---------T----------
/ ¦
¦ ¦
¦ /
--------+-------------¬ -----------------¬
¦ Способ передачи - ¦ ¦ Предмет взятки ¦
¦ получения предмета ¦ ¦ и незаконного ¦
¦ взятки и незаконного¦<--+ вознаграждения ¦
¦ вознаграждения ¦ ¦ ¦
L---------------------- L-----------------

Также необходимо учитывать, что по уголовным делам о взяточничестве и коммерческом подкупе в ЖКХ в зависимости от интересов, потребностей, склонностей и иных увлечений взяткополучателя и получателя незаконного вознаграждения преступник будет определять размер взятки или подкупа, его вид и форму, что также отразится на способе совершения данной группы преступлений.

Примером могут послужить материалы уголовного дела, расследованного по ч. 3 ст. 204 УК РФ, из которого следует, что один из сотрудников ЖКХ Дубово-Уметского МУП "Волжсксельхозэнерго", выполняя свои функции, вопреки своим должностным инструкциям вместо использования спецтехники в интересах предприятия незаконно получал от жителей района денежные средства за предоставление вверенной техники в аренду <7>.

<7> https://mvd.ru

Так, материалы уголовного дела, расследованного по ст. 204 УК РФ, показывают, что с января 2008 по октябрь 2010 года в период конкурсного производства при банкротстве государственного унитарного предприятия "Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство" обвиняемый (арбитражный управляющий) незаконно получил денежные средства в сумме свыше 2,8 млн. руб. за невзыскание с должников дебиторской задолженности <8>.

<8> http://sledcom.ru

Типичным способом совершения передачи-получения взятки и незаконного вознаграждения в сфере ЖКХ в последние годы стало выведение денежных средств, являющихся незаконным вознаграждением, в офшорные зоны. Схематически это выглядит следующим образом.

Как следует из приведенной схемы совершения взяточничества и коммерческого подкупа в сфере ЖКХ, денежными средствами, образующими предмет преступного посягательства, являются оплаченные работы и выполненные услуги и выделяемые денежные средства из федерального и регионального бюджетов, различные субсидии и льготы, предоставляемые ТСЖ, УК, ЖК и иным организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере ЖКХ. Часть полученных денежных средств управляющие компании, получив незаконное вознаграждение от подрядчиков, перечисляют последним за якобы выполненные работы, оказанные услуги, вторая часть выводится в офшор в качестве взятки за предоставление государственных льгот и иных привилегий, третья - является оплатой их собственного труда.

---------------¬     ------------------¬   --------------------¬
¦ Офшорная зона¦---> ¦Взяткополучатель;¦ ¦Бюджетные средства;¦
L--------------- ¦ получатель ¦ 3.¦ федеральные ¦
/ ¦ незаконного +---+ программы; льготы ¦
-- - -- - ¬¦ ¦ вознаграждения ¦ ¦ субсидии и пр. ¦
2. Взятка ¦ L------------------ L-T------------------
L- - - - --¦ ------------------¬ ¦
¦ ¦ ТСЖ, ¦ ¦
L--------+ управляющие ¦<------
¦ компании и др. ¦<-------------¬
L------------T----- ¦-- - - - - - - ¬
/ ¦ ¦ 1. Услуги ЖКХ
-- - - - - ¬ ¦ ¦ ¦L - - - - - - --
4. Подкуп ¦ ¦ ¦
L - - - -- ¦ ¦ ¦
¦ / ¦
--------------------------+---------¬ --------------+--------------¬
¦ Подрядные организации ¦ ¦Жители многоквартирных домов¦
L------------------------------------ L-----------------------------

Примером может служить уголовное дело, возбужденное СУ УМВД России по Тюменской области в отношении руководства ООО "ТюменьВодоканал" М., из материалов которого следует, что М. получил от администрации г. Тюмени финансирование инвестпрограммы по развитию системы коммунальной инфраструктуры областного центра. Далее М. перечислил полученные денежные средства в размере более 16 млн. руб. контрагенту С. на основании договоров беспроцентного займа, который, в свою очередь, перечислил полученные денежные средства другой компании, находящейся в офшорной зоне <9>.

<9> http://uralpolit.ru

Подводя итог вышесказанному, отметим, что способ совершения взяточничества и коммерческого подкупа в ЖКХ дает возможность следователю установить присущие только данной группе преступлений в сфере ЖКХ черты, которые проявляются в конкретной криминальной ситуации, что способствует эффективному расследованию данных преступных деяний. В современных условиях способы совершения преступлений данной группы в сфере ЖКХ становятся все конспиративней и маскируются под законные действия. Их особенность заключается во взаимной заинтересованности взяточников и лиц, передающих и получающих предмет коммерческого подкупа, к сокрытию следов преступного деяния.

Литература

  1. Издательский дом "Вечерний Саранск". URL: http://www.vsar.ru.
  2. Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru.
  3. Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL: http://sledcom.ru.
  4. РИА "Энергетика и ЖКХ". URL: http://ejnews.ru.
  5. "Российская газета". URL: http://www.rg.ru.
  6. Экспертный информационный канал "УралПолит". URL: http://uralpolit.ru.