Мудрый Юрист

Криминологическая характеристика таможенной преступности в условиях совершенствования таможенного и уголовного законодательства

Сутурина Марина Николаевна, декан юридического факультета Забайкальского института предпринимательства "ЗИПСибУПК", кандидат юридических наук.

Жукова Александра Сергеевна, старший преподаватель кафедры уголовного права и уголовного процесса ФГБОУ ВПО "Забайкальский государственный университет", магистр юриспруденции.

Преступность в таможенной сфере является серьезным негативным фактором, непосредственно влияющим на легальное развитие социально-экономических и рыночных отношений, валютно-финансовой системы, посягает на установленный порядок и условия перемещения через государственную границу товарно-денежных, культурных, исторических ценностей, взимания таможенных пошлин и платежей, оформления документации на ввозимые и вывозимые грузы и объекты.

Ключевые слова: государство, уголовное право, Таможенный союз, таможенная преступность, личность преступника, предупреждение преступности.

Criminological characteristic of customs criminality under conditions of perfection of the customs and criminal legislation

M.N. Suturina, A.S. Zhukova

Suturina Marina N., Dean of the Faculty of Law of the Transbaikalian Institute of Entrepreneurship, Candidate of Legal Sciences.

Zhukova Aleksandra S., Senior Lecturer of the Criminal and Criminal Procedure Law Department at FSBEI HPE Transbaikalian State University, Master of Jurisprudence.

The criminality in the customs sphere is a serious negative factor directly influencing legal development of socio-economic and market relations, monetary and financial system, and aggresses the established order and conditions of movement of commodity and money, cultural, and historical values through the state border, collection of customs duties and levies, and execution of documentation for imported and exported cargoes and items.

Key words: State, criminal law, the Customs Union, customs criminality, person of the criminal, prevention of criminality.

Характерной чертой развития криминологической ситуации в современной России стал значительный рост преступности в сфере внешнеэкономической деятельности. Одними из наиболее опасных исходя из размера ущерба, наносимого бюджету государства и в некоторых случаях здоровью населения, являются преступления, связанные с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу <1>.

<1> Макаров А.В., Савосина Н.Г. Правовые меры противодействия контрабанде в таможенном законодательстве: историко-правовой опыт // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. N 1. С. 110 - 117.

В зависимости от непосредственного объекта все таможенные преступления можно разделить на три группы: посягающие на законную предпринимательскую деятельность (ст. ст. 169 - 171, 171.1, 172 - 174, 174.1, 175 - 180, 183 - 185, 185.1, 187, 195 - 197 УК РФ); посягающие на государственную монополию в сфере экономической деятельности (ст. ст. 181, 186, 190 - 193 УК РФ); таможенные и налоговые (ст. ст. 189, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).

В подтверждение сказанному определим общую характеристику и юридическую сущность таможенных преступлений по объекту посягательства, которая тесным образом связана с экономической категорией "внешнеэкономическая деятельность". Более подробно по непосредственным объектам рассмотрим классификацию таможенных преступлений во второй главе.

Следует, однако, отметить, что в юридической литературе ввиду отсутствия единого подхода к систематизации преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности как общего объекта таможенной преступности высказываются различные мнения по вопросу об отнесении рассматриваемых преступлений к той или иной группе. По мнению В.Л. Нарышкина, группу преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности образуют лишь два из названных составов преступлений, регламентированных ст. ст. 189, 190 УК РФ. Одновременно он включает в данную группу невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ) <2>.

<2> Жбанков В.А. Криминалистическая характеристика таможенных преступлений: Монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 430 с.

Следует охарактеризовать более подробно внешнеэкономическую деятельность как общий объект таможенных преступлений. Поэтому обратимся к вопросу о современных достижениях таможенных органов в этой сфере. Более того, обеспечение внешнеэкономической безопасности является приоритетом России. Об этом свидетельствуют показатели деятельности таможенных органов за последние годы. В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности, улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации в 2014 году Федеральная таможенная служба России продолжала работу по совершенствованию таможенного администрирования. Усилия таможенных органов были сосредоточены на обеспечении максимального содействия внешней торговле, снижении административных барьеров и сокращении времени совершения таможенных операций, защите экономических интересов Российской Федерации, наполнении доходной части федерального бюджета, расширении сферы использования информационных таможенных технологий, повышении качества предоставления государственных услуг.

Так, в 2014 году продолжена реализация Стратегии развития таможенной службы до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р, Плана деятельности Федеральной таможенной службы на период 2013 - 2018 годов, утвержденного руководителем ФТС России А.Ю. Бельяниновым 17 июня 2013 г. (в редакции от 13 марта 2014 г. и от 22 декабря 2014 г.), государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", а также иных документов стратегического планирования.

Например, в 2014 году в условиях непростой политической и экономической обстановки, обусловленной вхождением полуострова Крым в состав Российской Федерации, введением экономических санкций, таможенные органы показали готовность успешно выполнять задачи, поставленные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, по защите экономических интересов страны. Достигнуты высокие результаты по большинству направлений деятельности таможенных органов. По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2014 году составил 782,9 млрд. долларов США и по сравнению с 2013 годом сократился на 7%, в том числе экспорт - 496,9 млрд. долларов США (сокращение на 5,8%), импорт - 286 млрд. долларов (сокращение на 9,2%).

В структуре внешней торговли России по группам стран особое место занимает Европейский союз (далее - ЕС) как крупнейший экономический партнер: на его долю в общем объеме товарооборота Российской Федерации в 2014 году приходилось 48,2% (в 2013 году - 49,6%), на страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (далее - АТЭС) - 27% (24,8%), на государства - участники СНГ - 12,2% (13,4%), на страны ЕврАзЭС - 7,1% (7,2%), Организацию стран - экспортеров нефти (далее - ОПЕК) - 1,4% (1,4%). Доля стран Таможенного союза в российском товарообороте в 2014 году составила 6,7% (в 2013 году - 6,9%).

Наиболее крупными торговыми партнерами России в 2014 году были: Китай - 11,3% товарооборота Российской Федерации (в 2013 году - 10,5%), Нидерланды - 9,4% (9%), Германия - 9% (8,9%).

Что касается таможенных платежей, говоря о предмете преступления по ст. 194 УК РФ, то по итогам 2014 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 7100,6 млрд. рублей, что на 535,2 млрд. рублей (или на 8,2%) больше, чем в 2013 году, из них ввозные таможенные пошлины на 568,1 млрд. рублей.

Также в 2014 году для целей предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации утверждено 21612 профилей рисков, из них 339 - общероссийских, 1811 - региональных и зональных, 19462 - целевых (в 2013 году утверждено 9379 профилей рисков, из них - 202 общероссийских, 707 - региональных и зональных, 8470 - срочных).

Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза в городе Минске от 17 сентября 2014 г. N 12/3 утверждены Основные направления работы по реализации принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров в государствах - членах Таможенного союза за 2015 - 2020 годы.

В 2014 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 6684 проверочных мероприятия в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в сфере таможенного контроля в 2014 году проведено 4230 таможенных проверок, что составляет 63% от общего количества проверочных мероприятий в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проведено 778 таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфере, проводимых в том числе на основании результатов применения системы управления рисками и категорирования участников ВЭД, по результатам которых доначислено таможенных платежей, наложено штрафных санкций на сумму 117,3 млн. рублей, из них взыскано 86,7 млн. рублей, возбуждено 279 дел об административных правонарушениях (далее - АП).

Во взаимодействии с государственными контролирующими и правоохранительными органами проведено 543 таможенные проверки. По их результатам таможенными органами доначислено таможенных платежей, наложено штрафов на сумму 1352,3 млн. рублей, взыскано 170,4 млн. рублей, возбуждено 361 дело об АП и 27 уголовных дел. По материалам, переданным ФТС России в государственные контролирующие и правоохранительные органы, доначислено 28,1 млрд. рублей, отказано в возмещении НДС на сумму 406,8 млн. рублей, возбуждено 268 дел об АП и 21 уголовное дело.

По фактам незаконного перемещения продукции военного и двойного назначения возбуждено 2652 дела об АП и 62 уголовных дела.

Одним из важных инструментов защиты интересов правообладателей является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - таможенный реестр), который ведется ФТС России на основании заявлений обладателей исключительных прав.

В связи с тем что степень общественной опасности по преступлениям в сфере таможенного дела представляет угрозу внешнеэкономической безопасности Российской Федерации, обратимся к криминологической характеристике наиболее распространенных видов таможенной преступности. Криминологический анализ позволит выявить причины совершения преступлений, определить условия их совершения и сформулировать рекомендации теоретического характера по предупреждению и профилактике рассматриваемого вида преступности.

Вопросы изучения криминологической характеристики преступности и личности преступника имеют актуальное значение. Это объясняется тем, что личность преступника неотделима от самой преступности: ее причин, путей и средств предупреждения преступлений <3>.

<3> Чуфаровский Ю.В. Криминология: Учебник. М.: Проспект, 2014. 611 с.

Во-первых, обратимся к сведениям официальной статистики. Обратимся к последним годам статистического анализа правоохранительной деятельности органов безопасности нашего государства.

Так, с начала 2014 года таможенными органами на основании оперативных материалов возбуждено 1494 уголовных дела. Наибольшее количество уголовных дел возбуждено за уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) - 455 уголовных дел и контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, вооружения и военной техники, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226.1 УК РФ) - 444 уголовных дела.

По фактам контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (ст. 229.1 УК РФ) возбуждено 357 уголовных дел, за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ) - 125 уголовных дел. По иным статьям УК РФ возбуждено 113 уголовных дел.

По результатам таможенного контроля после выпуска товаров, проведенного по материалам оперативных подразделений таможенных органов, в текущем периоде 2014 года из теневого оборота выведено более 3,1 млрд. рублей, взыскано в федеральный бюджет около 1 млрд. рублей.

В рамках долгосрочного международного проекта по борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ получено и передано в региональные таможенные органы РФ и национальные узлы связи таможенных служб стран - участниц RILO - Москва 8 информационно-аналитических сообщений о новых и изощренных способах сокрытия наркотических средств и психотропных веществ при незаконном перемещении пассажирами на авиатранспорте.

ФТС России с таможенными службами зарубежных стран осуществлен обмен 27 упреждающими сообщениями о возможном незаконном перемещении товаров на канале авиационных перевозок.

Финансовой гвардией Италии по информации, полученной из ФТС России, возбуждено уголовное дело по факту незаконного перемещения крупных партий сигарет в количестве 185 блоков. По одному факту незаконного перемещения крупных партий сигарет изъято 150 блоков.

Таможенным криминальным ведомством Германии по информации, полученной из ФТС России, возбуждено уголовное дело по факту недекларирования ввозимых наручных часов и ювелирных изделий стоимостью 1,6 млн. рублей.

Таможенной службой Финляндии по информации, полученной из ФТС России, возбуждено уголовное дело по факту мошенничества при оформлении возврата НДС в размере 3638 евро за фактически не вывезенные часы.

Таким образом, за 12 месяцев 2014 года российскими таможенными органами в ходе таможенного контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через таможенную границу, а также оперативно-розыскных мероприятий возбуждено 722 уголовных дела по контрабанде, по которым изъято более 448,2 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе более 12 кг героина, 1,3 кг опия, более 50 кг кокаина, 32 кг гашиша, более 156 кг марихуаны, около 160 кг новых психоактивных веществ (так называемые JWH-подобные и "дизайнерские" наркотики), более 3 кг сибутрамина. В 11 случаях задержано более 1 кг прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, по которым возбуждено 2 уголовных дела и 1 дело об административном правонарушении. Правоохранительными подразделениями по борьбе с контрабандой наркотиков ФТС России самостоятельно и во взаимодействии с российскими правоохранительными органами проведено 70 оперативно-розыскных мероприятий и международных операций "контролируемая поставка", из незаконного оборота изъято более 237,78 кг наркотических средств.

Мерами по совершенствованию деятельности таможенных органов явился факт того, что в 2014 году ФТС России организовала проведение и обеспечила участие подразделений таможенных органов в 15 операциях, направленных на выявление и пресечение каналов контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе международной операции "Орлиный глаз - 2013", межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции "Мак - 2014", специальной международной таможенной операции "Леопард", оперативно-профилактических операциях "Звезда Каспия - 2014", "Норд-Ост", "Цунами - 2014", "Балтийский ветер - 2014", специальной международной таможенной операции "Лед", специальной международной операции "Восток - 2014", локальных антинаркотических операциях "Канал - Южный капкан", "Канал - Долина", специальных международных операциях "Вестерлайз-3", "Смарткэт", "Чистое небо", многосторонней таможенной специальной операции "Часовой - 2014 - Мираж" <4>.

<4> Урда М. Вопросы квалификации контрабанды денежных средств и (или) денежных инструментов // Уголовное право. 2014. N 3. С. 78 - 82.

В качестве ведущего фактора роста численности данных преступлений выступает преобладание в сознании значительной части лиц состояния фрустрации, чувства зависти, проявляющих свои криминогенные свойства на фоне сохранения достаточно высокого уровня пренебрежения законом и четким осознанием безнаказанности, что характерно для российской ментальности.

Следует согласиться с мнением В.Д. Ларичева о том, что классификация преступлений в сфере ВЭД определяется, помимо уголовно-правовых, криминологическими признаками и свойствами (таможенные, должностные преступления и т.д.). При этом В.Д. Ларичев отмечает, что "как и всякая классификация, данное деление является условным, поскольку в ряде случаев преступные посягательства четко разграничить довольно сложно" <5>.

<5> Ларичев В.Д. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2009. 509 с.

Так как сокрытие преступлений - одно из важнейших элементов характеристики таможенных преступлений, применительно к этому элементу следует согласиться с профессором Ю.П. Гармаевым. Он полагает, что таможенные преступления классифицируются применительно к сокрытию деяний путем придания одним товарам вида других товаров (например, картина как произведение искусства предъявляется для таможенного контроля как подделка или иная копия); помещения дорогостоящих товаров среди дешевых, что нередко встречается при контейнерных и грузовых автотранспортных перевозках; помещения товара и иных предметов в специальные хранилища, которые бывают специально изготовленными (тайники и приспособления за счет использования конструктивных емкостей и т.д.); помещения предметов в одежду, обувь, головные уборы, на тело и во внутренние полости человека <6>.

<6> Гармаев Ю.П. Теоретические основы формирования криминалистических методик расследования преступлений: Монография. Иркутск: Изд-во Иркутского юридического института, 2003. 316 с.

По обстановке совершения преступлений таможенные преступления классифицируются: по территориальному охвату - совершаемые на территории нескольких государств (транснациональная), совершаемые на территории одного государства; по времени совершений преступления применительно к временам года: зимой, весной, летом, осенью; при пересечении таможенной государственной границы через пункты пропуска, вне пунктов пропуска и т.д.

Следует отметить, что криминологическое изучение личности преступника посредством анализа ее структуры дает ключ к пониманию процессов мотивации и механизма преступного поведения, дает возможность делать прогностические выводы о будущем поведении личности и тенденциях развития изучаемой преступности, что является условием целенаправленности, конкретности и эффективности всех видов предупреждения преступлений.

Ю.П. Гармаев по свойствам личности таможенные преступления классифицирует на преступления, совершаемые: а) одним лицом, группой лиц, членами организованных преступных формирований; б) гражданами Российской Федерации, гражданами иностранных государств, лицами без гражданства и т.д. <7>.

<7> Там же. С. 201.

Также характеристику личности субъекта преступления следует выделять по субъекту посягательства в зависимости от классификации таможенных преступлений: единолично и группой; впервые и повторно; лицами, находящимися в особом отношении с непосредственным объектом посягательства и не состоящими в таком отношении; взрослыми преступниками и несовершеннолетними; мужчинами и женщинами. Субъективными признаками в данном случае выступят совершенные с заранее обдуманным намерением и со внезапно возникшим умыслом; по неосторожности; по мотиву и цели.

Одной из важнейших правовых мер, направленных на предупреждение угонов, является совершенствование уголовного законодательства.

Криминологическая ситуация в сфере таможенного дела в современный период определяется совокупностью отражаемых судебной статистикой различных видов таможенных преступлений; наличием значительного количества латентных таможенных преступлений; ростом организованности и профессионализма указанной разновидности преступлений.

С криминологической точки зрения таможенные преступления имеют ряд особенностей: повышенная общественная опасность, организованный характер, латентность, транснациональность, многообъектность, высокий уровень рецидивной преступности. К факторам и условиям, способствующим совершению преступлений, следует отнести теневую экономику, вывоз капитала за рубеж, отставание в техническом оснащении таможенных границ ТС, отсутствие должного таможенного контроля, низкий уровень взаимодействия правоохранительных органов, недостаточную эффективность прокурорского надзора и контролирующих органов, нелегальную миграцию.

Принимая во внимание особенности детерминации, основной акцент в предупреждении рассматриваемых преступных посягательств следует делать на мерах общесоциальной и ранней индивидуальной профилактики.

Наряду с этим эффективность предупреждения может быть повышена посредством своевременного предотвращения криминогенных ситуаций, способствующих их совершению.

В целях предупреждения преступлений данной категории следует использовать меры технического и организационного характера.

Полагаем, новым направлением правовой политики государства должно стать развитие межотраслевых законодательных актов, унифицированных для Таможенного союза, по предупреждению отдельных наиболее опасных видов преступлений: организованной преступности, коррупции, легализации доходов, незаконного оборота оружия и наркотиков, незаконной миграции, терроризма.

Ускоренное и эффективное взаимодействие правоохранительных служб является важным звеном обеспечения экономической безопасности Таможенного союза. В целях определения форм правового взаимодействия необходимо установить международно-правовой источник, обеспечивающий деятельность правоохранительных служб трех стран. Поскольку основой данного источника будут являться нормативные акты трех стран - России, Казахстана и Беларуси, наиболее подходящей формой будет являться кодификация законодательства трех стран и создание сводного источника в виде кодекса правоохранительной деятельности. Создание Таможенного союза направлено на успешное ведение совместных действий против таможенной преступности, для чего следует признать целесообразным принятие Кодекса правоохранительной деятельности стран Таможенного союза (КПД ТС) как документа, консолидирующего в себе нормы различных отраслей права. Задачами такой правоохранительной деятельности должны стать:

Свод уголовных законов для Таможенного союза должен содержать исчерпывающий перечень общественно-опасных деяний, признаваемых как преступление на всем таможенном пространстве стран - участниц Таможенного союза, с указанием оснований ответственности и наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания, с использованием в необходимых случаях бланкетных норм, отсылающих правоприменителя к действующему уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному, оперативно-розыскному, административному законодательству каждого государства - участника Таможенного союза. Целесообразно ввести в отдельные нормы свода уголовного закона абсолютно определенные санкции, прежде всего за деяния, совершенные организованными преступными группами, за совершение террористического акта, оборота оружия и наркотиков. Это необходимо, чтобы исключить возможность выбора судьями различной меры наказания независимо от того, где совершено преступление, - в условиях Таможенного союза наказание должно быть одинаковым.

Литература

  1. Гармаев Ю.П. Теоретические основы формирования криминалистических методик расследования преступлений: Монография. Иркутск: Изд-во Иркутского юридического института, 2003. 316 с.
  2. Жбанков В.А. Криминалистическая характеристика таможенных преступлений: Монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 430 с.
  3. Ларичев В.Д. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2009. 509 с.
  4. Макаров А.В., Савосина Н.Г. Правовые меры противодействия контрабанде в таможенном законодательстве: историко-правовой опыт / А.В. Макаров, Н.Г. Гармаев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. N 1. С. 110 - 117.
  5. Урда М. Вопросы квалификации контрабанды денежных средств и (или) денежных инструментов // Уголовное право. 2014. N 3. С. 78 - 82.
  6. Чуфаровский Ю.В. Криминология: Учебник. М.: Проспект, 2014. 611 с.