Мудрый Юрист

Организационно-правовые и процессуальные аспекты деятельности органов уголовного преследования в кризисных ситуациях е.о. Алауханов, с. Сансызбай'ызы

Алауханов Есберген Оразович, президент международного казахстанского криминологического клуба, заслуженный деятель науки Казахстана, доктор юридических наук, профессор.

Салтанат Сансызбай'ызы, исполнительный директор международного казахстанского криминологического клуба, кандидат юридических наук.

В настоящей статье авторы представили авторский взгляд на правоприменительную практику органов уголовного преследования в условиях кризисных ситуаций (производство следственных действий, принятие процессуальных решений и т.д.).

Ключевые слова: общественный порядок и безопасность, силы обеспечения безопасности, подготовительный и рабочий этапы, оперативно-тактические и профилактические мероприятия, полиция.

Legal and procedural aspects of activities of criminal prosecution authorities in critical situations

E.O. Alaukhanov, S. Sansyzbay'yzy

Alaukhanov Esbergen O., President of the Kazakhstan International Criminology Club Honored Scientist of Kazakhstan, Doctor of Law, Professor.

Saltanat Sansyzbay'yzy, Executive Director of the Kazakhstan International Criminology Club, Candidate of Legal Sciences.

The author presented an author's view of law-enforcement practice of bodies of criminal prosecution in the conditions of crisis situations (production of investigative actions, adoption of proceeding decisions, etc.) in the present article.

Key words: public order and safety, safety forces, preparatory and working stages, operational and tactical and preventive action, police.

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм, захват заложника, бандитизм, массовые беспорядки и др.) представляют собой серьезную опасность и ставят своей целью дестабилизацию обстановки в обществе и государстве. На фоне трагических событий летом 2010 года в Кыргызской Республике (г. Бишкек, г. Ош и г. Джалал-Абад) и Республике Таджикистан (Раштский район), осенью и зимой 2011 года - в Казахстане (г. Атырау, г. Актобе, г. Тараз и г. Жана-Озен), повлекших за собой гибель и ранения нескольких десятков человек, проблемы усиления и совершенствования организационно-правовых форм обеспечения общественной безопасности становятся все более острыми.

Все более распространенными становятся случаи, когда органам уголовного преследования приходится действовать в экстремальных условиях, вызванных массовыми беспорядками, нападениями на здания и другими чрезвычайными происшествиями.

Такие условия характеризуются не только нестабильностью оперативной обстановки, беспорядками, разгулом экстремистских групп, охватывающими целые регионы, но и растерянностью, а порой и полной парализацией местных органов государственной власти и управления, правоохранительных органов. В подобных ситуациях нередко вводится правовой режим чрезвычайного положения, что также определяет их специфику. Попытки применить традиционные способы расследования в таких условиях во многих случаях не позволяют достичь необходимого эффекта, ведут к утрате доказательств, а порой ставят под угрозу жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел и национальной безопасности.

Выбор действий, которые надлежит выполнить полицейскому, всегда диктуется обстоятельствами и обстановкой, складывающимися на месте происшествия. Нередко многие ситуации нестандартны, необычны и непредсказуемы. Поэтому полицейские должны быть готовы к этому и проявлять психическую устойчивость, выдержку и решительность.

Полицейскому необходимо помнить четыре наиболее важных условия успеха при действиях в кризисных ситуациях:

  1. быстрая оценка обстановки (действовать на опережение и упреждение);
  2. оказание помощи пострадавшим;
  3. запоминание деталей и особенностей;
  4. оперативное информирование инстанций о произошедшем и принимаемых мерах [1. С. 3].

При этом эффективность избранных полицейским решений и действий будет во многом зависеть от умения строить взаимоотношения с гражданами, от точного и неуклонного выполнения действующих законов и решений высших и местных органов государственной власти и управления, ведомственных приказов, уставов, наставлений и инструкций, а также от знания своих функциональных обязанностей. Все это налагает на полицейского обязанность постоянно повышать культуру поведения и настойчиво совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Как показывает мировая практика, наиболее критическим является положение в тех регионах, где правоохранительным органам приходится действовать в чрезвычайных условиях, вызванных попытками вооруженного свержения власти и изменения конституционного строя страны, массовыми беспорядками, межнациональными конфликтами, а также стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями и крупными авариями.

Из сравнительно редких и экстраординарных многие из указанных обстоятельств перешли в последние годы в силу своего большого числа и значительной географии в разряд повседневных. Особенно это характерно для массовых беспорядков, волна которых прокатилась практически по всей территории бывшего СССР. Начиная с середины 80-х годов XX века они периодически вспыхивают с возрастающей силой, охватывая все новые и новые регионы:

В этой ситуации правоохранительные органы, выполняя международные обязательства и конституционный долг по защите жизни, здоровья, неприкосновенности личности и имущества граждан, вынуждены активно искать новые, адекватные чрезвычайным условиям организационно-правовые формы деятельности. Такой подход в полной мере относится к одному из основных направлений правоохранительной деятельности в регионах со сложной оперативной обстановкой - расследованию массовых беспорядков, других преступлений, послуживших причиной, создавших условия или иным образом связанных с чрезвычайными обстоятельствами.

В частности, с первых же случаев массовых беспорядков стало очевидным, что обычная система расследования, когда им занимаются местные правоохранительные органы, в силу ряда факторов объективного и субъективного свойства в чрезвычайных ситуациях неприемлема. Пришлось менять в условиях чрезвычайного положения и методику расследования. Сложилась специфическая система сбора, регистрации и учета первичной информации о преступлениях, выработаны адекватные реальным ситуациям приемы организации и тактики неотложных следственных действий, других, в том числе нетрадиционных, видов деятельности следственно-оперативных групп на первоначальном этапе. Много усилий приложили следователи, чтобы научиться работать в необычных условиях правового режима чрезвычайного положения.

Практика выработала четыре формы организации расследования преступлений в кризисных ситуациях:

  1. задействование обычного порядка организации расследования преступлений, когда им занимается следственная служба УВД - ДВД;
  2. использование следственной службы центрального аппарата МВД страны;
  3. привлечение сил территориальных следственных подразделений по авральной методике;
  4. создание специальных следственных подразделений оперативного реагирования.

Как показывает советский и российский опыт, наиболее эффективной является четвертая форма организации расследования преступлений, при которой расследованием должны заниматься специализированные следственные группы (бригады), создаваемые на базе специальных штатных следственных подразделений оперативного реагирования, предназначенных для организации и проведения работы в кризисных ситуациях.

Подобного рода следственные подразделения представляют собой штатную структуру центрального подчинения МВД с постоянным составом высококвалифицированных следователей и сотрудников органа дознания, обладающих опытом работы в кризисных ситуациях, имеющих особое криминалистическое, материально-техническое и финансовое обеспечение.

При советской власти в конце 80-х годов XX века такие подразделения были созданы в системе МВД СССР (130 штатных единиц) и Генеральной прокуратуры СССР (120 штатных единиц). И такая практика в целом себя оправдала. За короткое время они успели зарекомендовать себя как высокопрофессиональные коллективы. Специализированные следственные группы (бригады) оказались единственной жизнеспособной формой организации следственной работы в кризисных ситуациях. Только благодаря их усилиям удалось процессуально зафиксировать обстоятельства совершенных преступлений (г. Вильнюс Литовской ССР, г. Рига Латвийской ССР, г. Ош Киргизской ССР и др. регионы СССР), выявить их истинные масштабы и колоссальные разрушительные последствия, привлечь многих виновных к ответственности. Однако в конце 1991 года в результате реорганизации (упразднения) союзных структур правоохранительных органов эти специальные следственные подразделения фактически были ликвидированы.

Отмечая несомненные успехи специализированных следственных групп в расследовании чрезвычайных обстоятельств, следует признать, что эффективность и результаты их деятельности в настоящее время несоизмеримо ниже по сравнению с возложенными на них задачами и весьма далеки от удовлетворения общественных потребностей. Об этом наглядно свидетельствуют прежде всего такие достаточно объективные показатели эффективности следственной работы, как количество дел, направленных в суд с обвинительным заключением, нагрузка на одну штатную единицу следователя, количество дел, возвращенных судом на дополнительное расследование.

О невысокой эффективности следственной работы свидетельствует и общее состояние криминогенной ситуации, имеющее тенденцию к ухудшению. В условиях непрекращающихся нападений на работников органов внутренних дел, фактов создания и руководства преступными группами террористической направленности, подготовки и совершения террористических актов приходится констатировать, что результаты расследования не оказывают необходимого стабилизирующего воздействия на общественно-политическую обстановку, следственная и судебная практика не приобрела наступательного, бескомпромиссного характера, не заняла подобающего места в деле ликвидации негативных явлений, подпитываемых экстремистскими, националистически настроенными и коррумпированными элементами.

Низкая эффективность расследования преступлений в чрезвычайных условиях гораздо в большей мере, чем в обычных ситуациях, вызвана отсутствием соответствующих теоретических исследований [2].

В соответствующих структурах правоохранительных органов стран СНГ аналогичные им адекватные подразделения так и не были созданы. Поэтому в настоящее время на практике применяется авральная форма организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях, суть которой состоит в одновременной мобилизации по команде из центра всех ресурсов следственных сил. Следователей собирают со всех регионов, причем из-за хронической нехватки кадров - сразу из нескольких ведомств: прокуратуры, органов внутренних дел или национальной безопасности.

При возникновении в каком-то регионе очага напряженности (к примеру, г. Жана-Озен) территориальные подразделения направляют туда по разнарядке своих ведомств определенное количество оперативных и следственных работников, по прибытии на место они организовываются в следственные группы.

Одно из условий успеха специализированной следственной группы - своевременное образование в ней структурных подразделений. Структуру определяет руководитель следственной группы своим распоряжением. Виды, назначение и размеры подразделений зависят от численности группы, характера, масштабов, локализации совершенных преступлений и других обстоятельств.

Обобщение советской и российской практики позволяет выделить типичные структурные подразделения следственной группы, необходимые для эффективной организации ее работы:

При создании отдельных следственных групп (подгрупп) за основу берут обычно предметный, территориальный или персональный признаки. Образованные таким образом группы расследуют соответственно преступления какого-то одного вида (поджоги, погромы, убийства, изнасилования и т.д.) либо всех видов, но совершенные на отдельной территории (города, поселка, района) или объекте (предприятии, военном городке, элеваторе и т.д.), или преступления, совершенные какой-то категорией лиц (организаторами и подстрекателями, религиозными деятелями, студентами, военнослужащими и т.д.);

  1. группа по обеспечению рассмотрения уголовных дел в судах - оказание судебным органам организационной помощи в проведении судебных процессов. Она выражается в розыске эвакуированных свидетелей и потерпевших, обеспечении их явки в суд, предоставлении видеотехники для просмотра во время судебного следствия приобщенных к делу видеокассет и т.д.

Помимо организационно-правовых, органы уголовного преследования сталкиваются и с процессуальными проблемами расследования преступлений.

Так, при расследовании преступлений, связанных с экстремизмом и терроризмом, основные трудности составляют:

  1. сложности при назначении и производстве теологической и психолого-филологической экспертиз. В республике до сих существует острый дефицит высококвалифицированных экспертов-теологов, обладающих специальными научными знаниями в области религиозных учений и их толкований, читающих основные книги вероучений в подлиннике и т.д.

В настоящий момент психолого-филологическая экспертиза проводится только лишь в г. Астане, г. Алматы и г. Шымкенте;

  1. излишняя продолжительность производства комплексных психолого-филологических экспертиз по изъятой литературе, аудио- и видеоматериалам;
  2. низкая эффективность оперативной работы по установлению источника финансирования, приобретения религиозной и экстремистской литературы, духовных наставников, распространителей и их последователей;
  3. слабый уровень профилактики преступности среди сельского населения, в том числе и духовенства, осуществляющих свою религиозную деятельность;
  4. низкая активность по вовлечению представителей традиционного духовенства в агитационно-просветительскую работу среди населения.

Как нам представляется, разрешение данных проблем возможно посредством:

  1. подготовки экспертов на базе конкретного высшего учебного заведения, имеющего определенную учебно-методическую и научно-исследовательскую базу в данной области (к примеру, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылайхана);
  2. введения дополнительно в штат ИСЭ ЦСЭ Министерства юстиции Республики Казахстан должностей экспертов-теологов;
  3. создания единой базы данных о гражданах Республики Казахстан, обучающихся в зарубежных теологических учебных заведениях (семинарии, медресе и т.д.);
  4. активизации правовой и религиозной грамотности населения путем разъяснения канонов традиционных религий и пагубности вовлечения в секты.

Литература

  1. Мукажанов Е.К. Действия полицейского в отдельных служебных ситуациях. Методические рекомендации. Костанай: Костанайский юридический институт МВД РК, 2002. С. 3.
  2. Герасун А.А. Бригадный метод расследования в советском уголовном процессе: Автореф. дис. ... на соиск. к.ю.н. М., 1968; Организация и планирование деятельности следственных бригад: Методическое пособие. М., 1990; Тарасов А.А. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей: Автореф. дис. ... на соиск. к.ю.н. Казань, 1990; и др.