Мудрый Юрист

О некоторых правилах проведения следственных действий, связанных с ограничением права на неприкосновенность жилища

Гулакова Виолетта Юрьевна, доцент кафедры правовой культуры и защиты прав человека Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, кандидат юридических наук, доцент.

Долгополов Кирилл Андреевич, доцент кафедры уголовного права и процесса НОУ "Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт", кандидат юридических наук.

Анализируя содержание принципа неприкосновенности жилища, авторы предлагают правила проведения следственных действий, связанных с ограничением права на неприкосновенность жилища. Авторы полагают, что принцип неприкосновенности жилища должен соблюдаться как по месту постоянного жительства человека, так и по месту его временного пребывания (автомобиль, купе поезда, каюта парохода, номер в гостинице, туристическая палатка, иное помещение, в котором человек находится временно).

Ключевые слова: конституционные права, жилище, следственные действия, осмотр, обыск, выемка.

Several rules of carrying out investigative actions connected to restriction of the right to inviolability of dwelling

V.Yu. Gulakova, K.A. Dolgopolov

Gulakova Violetta Yu., Assistant Professor of the Legal Culture and Human Rights Protection Department at the Law Institute of the North Caucasian Federal University, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

Dolgopolov Kirill A., Assistant Professor of the Criminal Law and Procedure Department of NSEI North Caucasian Humanitarian Technical Institute, Candidate of Legal Sciences.

Analyzing the content of the principle of inviolability of the home, the authors propose the rules of investigative actions involving restrictions on the right to privacy of the home. The authors suggest that the principle of inviolability of the home must be respected as a place of permanent residence of the person, and the place of his temporary stay (car, train compartment, cabin steamer, hotel booking, tourist tent, other premises in which the person is temporarily).

Key words: constitutional rights, housing, investigations, inspection, search, seizure.

Статья 25 Конституции РФ, реализуя одну из гарантий права на неприкосновенность частной жизни, предусмотренной ст. 23 Конституции РФ, закрепляет принцип неприкосновенности жилища. Данный принцип находит свое отражение также в международных нормах, отраслевом законодательстве.

Пункт 1 статьи 17 Международного пакта о гражданских и политических правах указывает на необходимость обеспечения государством в законодательном порядке защиты граждан от произвольного или незаконного вмешательства в их личную и семейную жизнь, а также произвольного или незаконного посягательства на неприкосновенность их жилища [3].

В соответствии с примечанием к ст. 139 УК РФ, а также п. 10 ст. 5 УПК РФ под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.

Право на неприкосновенность жилища не является ни тождественным, ни производным права на жилище. Оно является самостоятельным и реализуется при отсутствии права собственности на жилище, при наличии, например, аренды жилого помещения или при установлении факта пользованием жилищем.

При наличии установленных законом оснований лицо может быть ограничено в конституционном праве на неприкосновенность жилища. Это связано, как правило, с применением норм Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

Так, нормы УПК РФ содержат положения о проведении таких следственных действий, как осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, которые могут производиться помимо воли проживающих лиц на основании судебного решения. Однако уголовно-процессуальное принуждение может превратиться в произвол, если соответствующие меры не сопровождаются соблюдением процессуальных прав личности.

Проведя анализ типичных нарушений, допускаемых органами предварительного расследования при осуществлении ими следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, связанных, в частности, с ограничением права на неприкосновенность жилища, нами предлагается ряд правил, которые необходимо соблюдать следователю, дознавателю при проведении следственных действий, связанных с ограничением права на неприкосновенность жилища.

Во-первых, исходя из приведенного выше определения жилища принцип неприкосновенности жилища должен соблюдаться как по месту постоянного жительства человека, так и по месту его временного пребывания (автомобиль, купе поезда, каюта парохода, номер в гостинице, туристическая палатка, иное помещение, в котором человек находится временно).

Во-вторых, проведение следственных действий в жилище возможно только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Исключением являются случаи, не терпящие отлагательства. Закон не конкретизирует, что следует понимать под "случаями, не терпящими отлагательств", но сложившаяся следственно-судебная практика к подобным ситуациям прежде всего относит информацию о намерении лиц уничтожить доказательства. В таких случаях следственные действия в жилище производятся против воли проживающих в нем лиц и на основании постановления следователя, который в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия должен уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. В случае если судья признает следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.

При проведении, например, осмотра жилища согласие лиц на проведение осмотра должно быть письменно зафиксировано в протоколе следственного действия перед началом осмотра и удостоверено всеми лицами, участвующими в осмотре. Данное действие необходимо осуществить в целях предотвращения впоследствии возможной ситуации отказа жильцов от своего согласия.

В-третьих, если кто-то один из проживающих выражает несогласие с производством следственного действия в жилище, следователь, дознаватель должен обратиться в суд за получением разрешения для производства данного следственного действия (за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК РФ). Аналогичными действия следователя, дознавателя должны быть в случае отказа лица, проживающего в помещении, в возможности завершения следственного действия, начатого с его согласия, поскольку дальнейшее производство следственного действия будет являться нарушением конституционных прав гражданина на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и тайну частной жизни [2].

В-четвертых, следователь или дознаватель до начала осмотра должны разъяснить жильцам возможность изъятия в ходе следственного действия любых предметов, которые могут иметь отношение к уголовному делу.

К сожалению, практике известны случаи перерастания осмотра жилища в производство обыска. Следователь, дознаватель совершают действия, не входящие в понятие осмотра (осмотр содержимого шкафов, ящиков, личных вещей и т.д.). Подобные действия вызывают недовольство жильцов, что приводит к жалобам на нарушения конституционных прав.

А.Н. Янкин выделяет следующие признаки, позволяющие отличить осмотр жилища от обыска в нем.

  1. Обыск в отличие от осмотра имеет поисковую направленность. В ходе осмотра основной целью следователя, дознавателя является исследование объекта, установление и фиксация его свойств, а также в случае обнаружения вещественных доказательств - их фиксация и изъятие, тогда как основной целью обыска является поиск конкретных предметов.
  2. Место проведения следственного действия. Если осмотр, как правило, производится на месте совершения преступления (в жилище потерпевшего) или в жилище у иных лиц на предмет исключения нахождения у них разыскиваемых лиц, а также явных следов преступлений, то обыск чаще всего проводится в жилище самого подозреваемого (обвиняемого), а также иных лиц, когда есть необходимость в проведении тщательного обследования помещений для обнаружения и изъятия сокрытых объектов.
  3. Согласие проживающих лиц. Осмотр может проводиться с согласия проживающих лиц или по судебному решению, тогда как обыск - всегда принудительное следственное действие. Согласие жильцов не является основанием для обыска, им может быть исключительно судебное решение, кроме случаев, не терпящих отлагательства.

Следует иметь в виду, что жильцы могут не иметь никакого отношения к событию преступления. Как правило, предметы, относящиеся к событию преступления или способствующие его раскрытию, находятся в жилище у родителей, родственников, бывшей супруги, друзей или посторонних лиц, где подозреваемый (обвиняемый) некоторое время проживал после совершения преступления.

Собственники жилья зачастую находятся в неведении относительно криминальной цели использования их помещения и преступной деятельности лица, и обнаружение с последующим изъятием предметов со следами преступления сотрудниками органов, осуществляющими предварительное расследование, является для них полной неожиданностью.

По данным социологических исследований нарушений прав и интересов собственников жилья при производстве обыска, выемки и изъятия предметов, находящихся в их полной или долевой собственности, 92% обратившихся с жалобами являются родственниками участников уголовного судопроизводства и 8% - иные лица [1].

  1. Что и для чего изымается? В ходе осмотра изъятию подлежат лишь те предметы и документы, которые могут в дальнейшем способствовать раскрытию и расследованию преступлений, а при обыске подлежат изъятию конкретно обусловленные предметы и документы [4].

Нарушение порядка проведения следственных действий приводит к неблагоприятным последствиям не только для гражданина, в отношении которого оно проводилось, но и для органов, осуществляющих предварительное расследование. Доказательства, полученные с нарушением Уголовно-процессуального кодекса, в соответствии со ст. 75 УПК РФ, признаются недопустимыми, а должностное лицо, которое пренебрегло установленным законом процессуальным порядком проведения следственных и процессуальных действий, подлежит ответственности.

Кроме того, не стоит забывать о том, что нарушение порядка производства следственного действия, связанного с ограничением конституционных прав субъектов уголовного процесса, влечет нарушение процессуальных прав человека и гражданина, а также необоснованное существенное ущемление его конституционных прав.

Литература

  1. Адигамова Г.З. Следственные действия, проводимые по судебному решению и с санкции прокурора: Автореф. дис. ... к.ю.н. Челябинск, 2004.
  2. Лопаткина Н. Реализация принципа неприкосновенности жилища в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 2002. N 11.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // СПС "КонсультантПлюс" (http://www.consultant.ru/law).
  4. Янкин А.Н. Актуальные вопросы производства осмотра жилища // Российский следователь. 2008. N 10.