Мудрый Юрист

Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогообложении военнослужащих

К.А. Чуклинов, аспирант кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского филиала Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Рецензент - д.ю.н., профессор О.Н. Коршунова.

В данной статье на основе результатов анализа общей характеристики ситуации в сфере налогообложения военнослужащих рассмотрены особенности прокурорского надзора за исполнением законов в данной сфере. Определены основные налоговые льготы для военнослужащих. Обосновывается специфическая роль органов прокуратуры в обеспечении законности в сфере налогообложения военнослужащих.

Ключевые слова: прокурорский надзор, налоговое законодательство, налогообложение, военнослужащие.

Features of prosecutorial supervision over the implementation of the legislation on the taxation of military law

K.A. Chuklinov

Chuklinov K.A., Postgraduate student of the department of public prosecutions and the participation of the Prosecutor in criminal, civil and arbitration cases, St. Petersburg Institute of Law (branch), Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation.

In this article, based on the analysis of the general characteristics of the situation in the field of taxation the features of the military prosecutor's supervision over implementation of laws in this area. The main tax benefits for military personnel. Substantiates the specific role of prosecutors in ensuring the rule of law in the field of taxation troops.

Key words: public Prosecutor's supervision, legality, tax legislation, taxation, military personnel.

В современных условиях защита прав и законных интересов военнослужащих в налоговой сфере имеет существенное значение. Для этого могут быть использованы различные средства. Представляется, что значимую роль в обеспечении законности способен сыграть прокурорский надзор за исполнением законов в данной сфере.

При организации и осуществлении прокурорского надзора следует исходить из того, что военнослужащие - особая социальная группа граждан, заслуженно наделенная специальными льготами и правами. Статус военнослужащего распространяется на граждан, перечисленных в ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.

С учетом многочисленности военнослужащих, а также их значения для государства необходимо обеспечить надлежащую защиту их прав на реализацию предоставленных налоговым законодательством льгот.

Говоря о предмете прокурорского надзора за налогообложением военнослужащих, следует определить соответствующие общественные отношения, на упорядочивание которых направлена деятельность прокурора. Из сущности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогообложении военнослужащих и предоставлении им соответствующих налоговых льгот вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требований закона при налогообложении и предоставлении налоговых льгот этой категории граждан.

Статья 56 НК РФ определяет льготы по налогам как предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков и зафиксированные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.

Согласно ст. 17 НК РФ каждый налог имеет нормативно закрепленный перечень элементов. Таким образом, налог становится правовой категорией и приобретает свойства правового регулятора. Основные элементы налоговой льготы - это те элементы, при наличии которых в законе льгота считается установленной.

Функции налогов отражают различные формы финансово-правового воздействия на общественные отношения. Поэтому любая функция налогов является экономико-правовой категорией. Различные функции налогов характеризуют направления необходимого воздействия налогового права на общественные отношения.

В юридической и экономической науке выделяют следующие функции налога и сбора: 1) фискальная; 2) распределительная; 3) поощрительная; 4) контрольная; 5) регулирующая.

Говоря о налогообложении и налоговых льготах для военнослужащих, необходимо акцентировать внимание на поощрительной функции.

Поощрительная функция налога устанавливает определенные налоговые льготы для отдельных категорий граждан (в том числе для военнослужащих, ветеранов и т.д.). Таким образом, государство поощряет определенные категории граждан за заслуги перед Родиной или по иным основаниям.

Для эффективного осуществления прокурорского надзора за предоставлением налоговых льгот военнослужащим необходимо определиться с их конкретными видами согласно установленной НК РФ системе налогообложения.

По налогу на доходы физических лиц предоставление льготы условно можно поделить на доходы, не подлежащие налогообложению, и вычеты, на которые уменьшаются полученные облагаемые налогом доходы.

К доходам, не подлежащим налогообложению, в частности, относятся (ст. 217 НК РФ):

  1. государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с законодательством;
  2. пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные доплаты к пенсиям;
  3. суммы единовременных выплат налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи, а также в виде благотворительной помощи;
  4. все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных с гибелью военнослужащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  5. доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы либо по месту прохождения военных сборов;
  6. доходы в виде жилого помещения, полученного налогоплательщиком в собственность бесплатно, предоставленного на основании решения федерального органа исполнительной власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ (ст. 218 НК РФ):

  1. налоговый вычет в размере 3 000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, а также другие категории инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих;
  2. налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Указанный вычет предоставляется супругам погибших военнослужащих, если они не вступили в повторный брак. Данный налоговый вычет распространяется на граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Что касается имущественных налогов, то их необходимо подразделить на региональные и местные налоги.

К региональным имущественным налогам относится транспортный налог, который регулируется НК РФ и законами субъектов Российской Федерации. В значительной части субъектов Российской Федерации от уплаты налога освобождены: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны боевых действий.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, регулируется гл. 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальной власти. По данному налогу льготами наделены, в частности, следующие категории граждан:

  1. Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней, ветераны боевых действий;
  2. военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  3. члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  4. граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  5. родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Земельный налог устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В установленный ст. 395 НК РФ перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога, военнослужащие не включены.

Однако в соответствии с п. 5 ст. 391 названного Кодекса для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы.

При этом следует иметь в виду, что при исчислении земельного налога, как и налога на имущество физических лиц, представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы.

С учетом изложенного решение вопроса об освобождении от уплаты земельного налога военнослужащих находится в компетенции представительного органа муниципального образования, на территории которого располагаются земельные участки, принадлежащие военнослужащим.

В связи со сказанным выше следует отметить деятельность органов прокуратуры, реализующих правотворческую инициативу путем направления предложений вынести на рассмотрение представительных органов проекты решений об установлении налоговых льгот по земельному налогу для военнослужащих.

Традиционно в юридической литературе выделяется два способа защиты прав налогоплательщиков: судебный и административный. Судебный способ предполагает обжалование решений налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц в суд, а административный - в вышестоящий налоговый орган.

Однако в науке налогового права выделяют еще один самостоятельный способ защиты прав налогоплательщиков - прокурорский. Реализация данного способа осуществляется посредством мер прокурорского реагирования, принимаемых по результатам надзора за исполнением налогового законодательства.

Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 (далее - Закон о прокуратуре) на прокурора возложена обязанность по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, различными государственными органами и их должностными лицами, а также надзору за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах" от 9 июня 2009 г. N 193 установлено, что приоритетным направлением в рассматриваемой области является надзор за законностью правовых актов; за исполнением законов налоговыми органами, органами власти и местного самоуправления. Соответствующие прокуроры должны обеспечить предупредительный характер прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства.

Объектами прокурорского надзора в указанной сфере является весьма широкий круг органов, учреждений, организаций и должностных лиц. К примеру, ст. 85 НК РФ определяет органы, учреждения, организации и должностных лиц, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц.

Нарушения прав военнослужащих в налоговой сфере могут возникать на стадии правотворчества, в момент осуществления соответствующего учета (кадастрового, миграционного), необходимого для дальнейшего налогообложения, на этапе исчисления налога (непосредственного применения налоговой льготы) и в период восстановления нарушенных прав (отказ в приеме обращения военнослужащего).

При обнаружении нарушений налогового законодательства решениями налоговых органов, поднадзорных органов государственной власти и местного самоуправления либо действиями (бездействием) их должностных лиц прокурор, согласно ст. ст. 23 - 25.1 Закона о прокуратуре, может применить соответствующие меры прокурорского реагирования:

Основным правовым средством прокурорского реагирования на нарушение налогового законодательства является протест прокурора. Данная мера прокурорского реагирования должна восстанавливать нарушенные права лиц, в отношении которых приняты незаконные акты.

Как показывает практика прокурорского надзора, противоправные акты, нарушающие права налогоплательщиков, принимаются, прежде всего, органами местного самоуправления. Принятие представительным органом нормативных правовых актов, противоречащих налоговому законодательству, может повлечь существенные нарушения прав значительного числа граждан. В связи с этим приоритетным направлением в рассматриваемой области является надзор за законностью правовых актов.

Принесение протеста прокурора не отменяет незаконный акт и не приостанавливает его действие. При отклонении протеста для защиты нарушенных прав налогоплательщиков прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным соответствующего правового акта.

Следует указать, что разд. VII части первой НК РФ установлен порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Нормами разд. VII части первой НК РФ не определены способы и последствия правового реагирования на протест прокурора, принесенный на решение налогового органа, противоречащее НК РФ и другим актам законодательства о налогах и сборах.

Кроме этого, нормами НК РФ не предусмотрено, что налоговый орган вправе самостоятельно изменять или отменять ранее принятое решение.

Такое право предоставляется вышестоящему налоговому органу (в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 140 НК РФ) и суду (в порядке, предусмотренном ст. 142 НК РФ, законодательством об административном судопроизводстве, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами).

Таким образом, руководитель налогового органа не вправе отменить собственное решение даже на основании протеста прокурора.

Важной мерой прокурорского реагирования при защите прав военнослужащих является внесение представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Возбуждение производства об административном правонарушении применяется чаще в целях обеспечения исполнения требований прокурора, а не как самостоятельная мера защиты прав ветеранов в налоговой сфере.

Необходимо отметить, что законодательство о прокуратуре не исключает возможности проведения прокурором проверки соблюдения налогового законодательства при получении информации о нарушении прав налогоплательщиков не только из заявления налогоплательщика, но и из иных источников. В частности, информация о нарушении налогового законодательства может поступить в прокуратуру из публикаций в СМИ, репортажей по телевидению, при проведении мероприятий прокурорского надзора по иным вопросам и т.п.

С учетом специфики прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за исполнением законов и не обладающего судебными полномочиями, обжалование налогоплательщиком решений налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц следует относить к административному порядку обжалования.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре на органы прокуратуры возлагается обязанность по защите нарушенных прав и законодательно охраняемых интересов граждан в форме обращения в суд с заявлением. Окончательность решения суда и возможность принудительного исполнения судебных актов позволяют наиболее эффективно восстановить нарушенные права военнослужащих.

Чаще всего прокуроры обращаются в суд с заявлениями о признании недействительными (противоречащими закону) нормативных правовых актов различного характера, в том числе актов глав муниципальных образований об установлении обязательных платежей, не предусмотренных налоговым законодательством, актов по вопросам социального обеспечения, предоставления льгот. Как правило, оспоренные прокурорами нормативные акты признаются недействительными вследствие превышения органами государственной власти и органами местного самоуправления своих полномочий, определенных федеральным законодательством.

Для системного выявления и устранения нарушений закона в рассматриваемой сфере представляется необходимым закрепить в законодательстве требование официальной публикации и постоянного обновления полного перечня установленных льгот по налогам и сборам на сайте ФНС России. Это поможет военнослужащим лучше ориентироваться в законодательстве и повысит реализацию прав на имеющиеся льготы, в том числе посредством обращения в органы прокуратуры.

В настоящее время прокурорский надзор за исполнением законодательства о налогообложении военнослужащих является одним из наиболее эффективных способов защиты прав данной категории граждан. С учетом сохраняющейся актуальности вопроса по защите прав военнослужащих при предоставлении им налоговых льгот требуется продолжить активную работу органов прокуратуры по мониторингу нарушений законодательства при предоставлении налоговых льгот данной категории граждан.

Библиографический список

  1. Болдинова Е.С. Меры прокурорского реагирования в системе способов защиты прав налогоплательщиков // Налоговые споры: теория и практика. 2008. N 1.
  2. Клейменова М.О. Налоговое право: учебное пособие. Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2013 г. (СПС "КонсультантПлюс").
  3. Крохина Ю.А. Защита и гарантии восстановления нарушенных прав субъектов финансового права // Налоги и налогообложение. 2004. N 7. С. 6 - 15.
  4. Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004.
  5. Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2002.
  6. Шугрина Е.С. Контроль за органами местного самоуправления и их должностными лицами // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 6.