Мудрый Юрист

Направления совершенствования правового регулирования охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности

Холопова Елена Николаевна, профессор кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Юридического института Балтийского федерального университета им. И. Канта, доктор юридических наук, профессор.

Григорьев Алексей Григорьевич, аспирант Юридического института Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Статья посвящена совершенствованию организации и правового регулирования охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности.

Ключевые слова: природоохранная деятельность, координация, взаимодействие, совершенствование правового регулирования.

Directions of Perfection of the Environment Protection Legal Regulation in the Course of Border Activitie

E.N. Kholopova, A.G. Grigoryev

Kholopova Elena N., Professor of the Criminal Procedure, Criminalistics and Legal Informatics Department at the Institute of Law of Immanuel Kant Baltic Federal University Doctor of Law, Professor.

Grigoryev Aleksey G., Postgraduate Student of the Institute of Law of Immanuel Kant Baltic Federal University.

The article is devoted to the improvement of legal regulation of environmental protection in the implementation of border activities.

Key words: environmental activities, coordination, cooperation, improvement of legal regulation.

Правовое регулирование отношений в сфере охраны окружающей среды в современных условиях характеризуется преимущественно государственно-правовой направленностью. Совокупный характер актуальных проблем и комплексный характер правовых отношений данной сферы правового регулирования обусловливают необходимость использования системного подхода к изучению природоохранной деятельности пограничных органов и путей ее совершенствования.

Так, обострение проблем охраны окружающей среды оценивается как угроза национальной безопасности Российской Федерации <1>. Внешние угрозы национальной безопасности характеризуются развитием тренда по вытеснению Российской Федерации из источников водных биологических ресурсов конвенционных районов Мирового океана. При этом внутренние угрозы характеризуются утратой биологического разнообразия вследствие: уничтожения, разрушения и загрязнения местообитаний; чрезмерного изъятия и истребления природных популяций животных и растений <2>. Как отмечает С.В. Королев, "в современных условиях развития общества происходит антагонистическое взаимодействие личных и публичных интересов, зачастую выражающихся в неразумном отношении к окружающей среде, когда субъект, рационально максимизирующий личную выгоду, не в состоянии минимизировать их негативное воздействие на окружающую среду и другие субъекты" <3>.

<1> Статья 10 Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
<2> См.: часть 2 распоряжения Правительства РФ от 17.02.2014 N 212-р "Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 05.11.2015).
<3> См. подробнее: Королев С.В. Экологический императив sine qua non цивилистики XXI в. // Экологическое право. 2010. N 2. С. 33 - 35.

Местообитания основных запасов водных биологических ресурсов сосредоточены во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Пограничные органы являются одним из органов исполнительной власти, который уполномочен осуществлять некоторые функции управления в сфере охраны водных и биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Именно они в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <4> наделены рядом полномочий, реализация которых связана с природоохранной деятельностью или охраной окружающей среды.

<4> См.: СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Предмет данной деятельности может иметь как экономические, так и другие цели, взаимосвязанные между собой. В современных условиях функции по охране окружающей среды пограничными органами реализуются: при осуществлении защиты государственной границы (в форме взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления); при охране государственной границы (в форме охраны окружающей среды при реализации пограничных мер); при защите и охране экономических и иных интересов (в формах координации деятельности и организации взаимодействия с органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды).

Охрана окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности направлена на обеспечение национальной безопасности в целях создания благоприятных условий для формирования стратегических запасов водных и биологических ресурсов, поддержания биологического разнообразия, сохранения редких и находящихся под угрозой уничтожения видов животных или растений. Содержание природоохранной деятельности пограничных органов включает: деятельность по защите Государственной границы Российской Федерации, осуществляемой совместно с федеральными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами; охрану окружающей среды в процессе осуществления оперативно-служебной и иной (производственной, хозяйственной) деятельности органов безопасности; деятельность по охране морских биологических ресурсов <5>.

<5> См. подробнее: Холопова Е.Н., Григорьев А.Г. Правовая характеристика охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности // Юридический мир. 2014. N 10. С. 40 - 44.

Объем полномочий пограничных органов в рассматриваемой сфере правового регулирования не позволяет им единолично решать все стоящие перед ними задачи по обеспечению безопасности Российской Федерации. В то же время необходимость участия в такой деятельности субъектов, находящихся на одном уровне в иерархии органов государственной власти, зачастую не приводит к получению ожидаемого результата. Попытки организовать эффективное взаимодействие в сфере охраны морских биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны континентального шельфа между ведомствами в настоящее время не обеспечивают их сохранение, поскольку, даже несмотря на наличие общей цели, управленческие связи между ними характеризуются как функциональные (реализующие управленческие функции координации и взаимодействия).

Природоохранная деятельность включает два направления координации: координация деятельности и взаимодействие при защите и охране Государственной границы Российской Федерации; координация деятельности и взаимодействие при защите и охране экономических и иных интересов Российской Федерации на приграничной территории, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. По результатам проведенного исследования, лишь 2,6% экспертов, имеющих опыт пограничной деятельности, оценивают уровень данных направлений координации как высокий.

Под координацией охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности следует понимать совместное решение, осуществляемое на принципах взаимодействия уполномоченных субъектов и коллегиальности принимаемых решений по: охране морских биологических ресурсов; охране среды обитания водных биологических ресурсов; поддержанию биологического разнообразия, сохранению редких и находящихся под угрозой уничтожения видов животных или растений.

К основным направлениям координации деятельности уполномоченных субъектов при реализации компетенции пограничных органов в сфере обеспечения национальной безопасности при охране морских биологических ресурсов можно отнести: установление правил рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна; регулирование добычи (вылова) анадромных видов рыб; определение границ рыбопромысловых участков; установление перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов, для каждого рыбохозяйственного бассейна и др.

В то же время выявленные пробелы правового регулирования координации и взаимодействия не позволяют использовать весь правовой потенциал компетенции пограничных органов по реализации как экономической, так и других функций. Так, по направлению совершенствования правового регулирования координации требуется закрепление обратных управленческих связей с координируемыми субъектами в сфере охраны окружающей среды, что должно способствовать повышению результативности и эффективности их совместной деятельности в общегосударственных интересах.

К одному из способов закрепления правовых средств координации в рассматриваемой сфере можно отнести дополнение и изменение Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" [5]. Следует дополнить п. п. 5.2.25.49, 5.2.25.58, 5.2.25.59, 5.2.25.61, 5.2.25.62, 5.2.25.64, 5.5.31, 5.5.32 словами - "по согласованию с органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности, в пределах его компетенции". Данные изменения позволят пограничным органам в полной мере реализовать свою компетенцию в сфере координации охраны внутренних морских вод, территориального моря и их природных ресурсов <6>, охраны исключительной экономической зоны <7>, охраны континентального шельфа <8>.

<6> См.: пункт 3 ст. 39 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изм. по сост. на 27 ноября 2015 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.
<7> См.: пункт 2 ст. 35 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 05.11.2015).
<8> См.: статья 42 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (с изм. по сост. на 27 ноября 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

Поскольку для каждого отдельно взятого государственного органа возможности по защите национальных интересов нашей страны в процессе осуществления природоохранной деятельности будут различными, необходимым фактором обеспечения безопасности Российской Федерации являются совместные согласованные действия всех субъектов, осуществляющих полномочия в выделенной сфере.

Исходя из основных задач, стоящих перед пограничными органами, целями взаимодействия с органами исполнительной власти Российской Федерации по защите национальных интересов в сфере охраны окружающей среды являются: повышение эффективности природоохранной деятельности; обеспечение комплексного, эффективного и дифференцированного использования сил и средств органов исполнительной власти при осуществлении природоохранной деятельности; исключение дублирования функций взаимодействующих подразделений органов исполнительной власти при осуществлении ими природоохранной деятельности.

В практике правоохранительных органов межведомственное взаимодействие может осуществляться различными способами. По мнению экспертов, взаимодействие по вопросам охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности преимущественно должно реализовываться в следующих формах (в порядке убывания): планирование и проведение совместных действий; обмен информацией; совместный анализ обстановки и обмен аналитическим материалом; совместная разработка и принятие нормативных правовых актов.

Деятельность пограничных органов по охране окружающей среды является одним из видов деятельности по обеспечению безопасности России в общей системе государственной безопасности. Ее эффективность определяется уровнем противодействия всему спектру существующих угроз безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды. Результаты такой деятельности представляют собой итоги, объективно отражающиеся в приказах на защиту и охрану государственной границы, директивах, распоряжениях, итоговых документах. Конечные общественно значимые результаты этой деятельности проявляются в снижении экологического, экономического, социального и других видов ущерба России от реализации угроз в сфере охраны водных биологических ресурсов.

Оценка результативности и эффективности деятельности является одной из основных функций управления, позволяющих соотнести цели с полученными результатами и оценить затраты на их реализацию. Такая оценка охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности на основе лишь статистических показателей служебной деятельности подразделений пограничных органов затруднительна, поскольку получаемые оценки в большей степени характеризуют изменение количественных показателей. Поэтому совершенствование методик оценки деятельности по охране окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности должно быть направлено на учет основных негативных воздействий от нарушений в области охраны окружающей среды.

По результатам экспертного опроса ответы респондентов показали высокую корреляцию с образованием и опытом. Это свидетельствует о необходимости повышения уровня теоретической подготовленности должностных лиц пограничных органов по направлению защиты и охраны экономических интересов Российской Федерации, а также организации их практики.

Содержание подготовки должно включать не только вопросы организации деятельности по охране морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в данной сфере, но и вопросы организации охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности, их координации и взаимодействия с другими органами государственной власти.

Системному совершенствованию правового регулирования охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности и ее организации будут способствовать изменения в нормативных правовых актах, которые по степени общности правовых норм можно условно разделить на две группы:

Литература

  1. Васильева М.И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений // Экологическое право. 2009. N 2 - 3. С. 56 - 57.
  2. Вербицкий В.В. Национальная безопасность Российской Федерации в экологической сфере как категория // Экологическое право. 2013. N 4. С. 2 - 7.
  3. Королев С.В. Экологический императив sine qua non цивилистики XXI в. // Экологическое право. 2010. N 2. С. 33 - 35.
  4. Свининых О.Ю. Актуальные вопросы административно-правового регулирования полномочий пограничных органов федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности в морском пограничном пространстве // Право и политика. 2008. N 6. С. 1369.
  5. Холопова Е.Н., Григорьев А.Г. Правовая характеристика охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности // Юридический мир. 2014. N 10. С. 40 - 44.