Мудрый Юрист

Правовое регулирование деятельности нового банка развития брикс

Бученков Григорий Александрович <*>, студент 4-го курса бакалавриата юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), Financial University.

<*> Научный руководитель: Ефимова Нина Александровна, старший преподаватель кафедры "Предпринимательское и корпоративное право" юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), Financial University.

В настоящей статье сформирована комплексная оценка правовых основ деятельности недавно созданной международной финансовой организации - Нового банка развития БРИКС. Проведенный сравнительный анализ правового статуса Нового банка развития БРИКС и других международных финансовых организаций позволил авторам сделать заключение об уникальности нового института и его особом значении для современных мировых процессов в исследуемой сфере.

Ключевые слова: Новый банк развития, БРИКС, финансовые организации, МВФ, международное финансовое право, Всемирный банк, МБРР, МФК, Бреттон-Вудская система.

Legal Regulation of Activities of the New Development Bank BRICS

G.A. Buchenkov

Buchenkov Grigory A. <**>, 4th Year Undergraduate Student of the Faculty of Law in Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial university).

<**> Research supervisor: Nina A. Efimova, Senior Lecturer of the Department of Entrepreneurial and Corporate Law, Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University).

This article presents a complex assessment the legal framework for the newly established international financial organization - the New Development Bank BRICS. Comparison of the legal status of the New Development Bank BRICS and other international financial institutions has allowed the authors to conclude about the uniqueness of the new institution and its particular importance for the modern world processes in the area under study.

Key words: New Bank of Development, BRICS, international financial institutes, IMF, international financial law, World Bank, IBRD, IFC, Bretton Woods system.

Новый банк развития БРИКС (далее - НБР, Банк) - это международная финансовая организация, учрежденная 21 июля 2015 г. странами - участницами неформального политического клуба БРИКС: Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР. Идея о создании собственной финансовой организации в противовес Всемирному банку была выдвинута Индией еще в 2012 г. Однако международно-правовое закрепление данная организация получила лишь в 2014 г., когда на саммите БРИКС в бразильском городе Форталеза было принято Соглашение "О Новом банке развития". На ратификацию Соглашения у стран-участниц ушло чуть более года, и 21 июля 2015 г. на саммите в Уфе лидеры стран БРИКС торжественно заявили об учреждении НБР.

В настоящее время в научной и публицистической литературе НБР зачастую сравнивают с Международным валютным фондом (далее - МВФ). На наш взгляд, подобное сравнение не совсем корректно. Невозможность сопоставления двух международных финансовых организаций проистекает из отсутствия корреляции в целях МВФ и НБР. Де-факто деятельность МВФ направлена на оказание финансовой помощи государствам, испытывающим дефицит платежного баланса, поддержание межгосударственного сотрудничества в валютно-финансовой сфере и достижение стабильности курсов валют, а также на содействие росту международной торговли <1>. МВФ не воздействует непосредственно на экономику стран-участниц, а оказывает на нее косвенное, макроэкономическое влияние посредством консультирования правительств и финансирования реформ, проводимых государствами.

<1> Статьи Соглашения Международного валютного фонда от 22 июля 1944 г. (ред. от 15.12.2010). URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/aa/rus/index.pdf (дата обращения: 13.11.2015).

НБР, напротив, согласно статьям Соглашения "О Новом банке развития" имеет целью "мобилизацию ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также в других странах с формирующимся рынком и в развивающихся странах в интересах глобального роста и развития" <2>. Таким образом, НБР оказывает влияние на экономические процессы на микроэкономическом уровне. Фактически речь идет о финансировании инфраструктурных и высокотехнологичных проектов путем предоставления займов, банковских гарантий, а также участия НБР в уставном капитале организаций и использования иных финансовых инструментов. При этом в отличие от МВФ в сферу интересов НБР входит сотрудничество не только с государствами, но и с частными организациями. Таким образом, НБР представляет собой международную финансовую организацию, ориентированную на кредитование конкретных проектов, а МВФ является организацией, деятельность которой направлена на содействие проведению в государствах структурных экономических реформ и поддержку системы платежей.

<2> Соглашение о Новом банке развития от 15 июля 2014. URL: http://ndbbrics.org/agreement.html (дата обращения: 13.11.2015).

По нашему мнению, среди организаций Бреттон-Вудской системы некими аналогами НБР могут выступить Международный банк реконструкции и развития (далее - МБРР) и Международная финансовая корпорация (далее - МФК). Данные организации, как и НБР, осуществляют финансирование проектов путем предоставления займов и гарантий. Однако между ними существует четкое разделение полномочий. Так, МБРР обеспечивает поддержку наиболее важных проектов путем предоставления гарантий частным инвесторам, а также посредством кредитования платежеспособных правительств. МБРР не выдает займы непосредственно частным компаниям <3>. МФК, напротив, тесно сотрудничает с частным сектором, осуществляя прямые инвестиции в экономику без финансовых гарантий со стороны правительств соответствующих стран. Таким образом, по целевому критерию НБР условно можно признать своеобразным "гибридом" МБРР и МФК.

<3> Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. С. 310.

По большому счету цели деятельности НБР созвучны с целями деятельности практически любого глобального или регионального Банка развития (ЕАБР, ЕБРР, АВР, ЧБТР и т.д.). Впрочем, в качестве специфики деятельности НБР можно выделить акцент на финансировании инфраструктурных проектов. Такое положение дел обусловлено тем фактом, что членами НБР являются достаточно обширные государства, традиционно испытывающие проблемы с энергетической, транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой. В особенности данная проблематика касается Индии, объявившей развитие инфраструктуры одним из наиболее приоритетных направлений национальной политики <4>.

<4> Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. статей / под ред. В.А. Никонова, Г.Д. Толорая. М.: РУДН, 2013. С. 277.

Помимо общей цели статьи Соглашения "О Новом банке развития" закрепляют также направления деятельности НБР. В сущности, НБР осуществляет традиционные для банков развития функции. К ним относятся:

  1. предоставление займов, гарантий, участие в уставном капитале организаций и использование иных финансовых инструментов для поддержки государственных или частных проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития, а также особенная поддержка проектов с участием более чем одной страны;
  2. сотрудничество с международными, государственными и частными организациями, в особенности с глобальными, региональными и национальными банками развития;
  3. оказание технической помощи в осуществлении проектов, в которых банк принимает участие;
  4. учреждение и управление специальными фондами.

Надо отметить, что далеко не во всех учредительных документах международных финансовых организаций фигурирует категория "функции". Так, например, в документах финансовых институтов Бреттон-Вудской системы (МБРР, МФК и т.д.) направления деятельности формулируются непосредственно в рамках ее целей, что, безусловно, приводит к смешению данных понятий. Тем не менее многие современные региональные финансовые организации (ЕБРР, ЕАБР, ЧБТР и т.д.) отходят от данной особенности юридической техники и выносят функции в отдельную статью учредительного акта.

Кроме того, большинство организаций фактически оставляют перечни своих функций открытыми. В таких случаях единственным критерием, ограничивающим круг деятельности организации, является соответствие конкретной функции целям финансовой организации. В этом проявляется влияние концепции "имманентной компетенции" международных организаций, распространенной в западной доктрине международного права <5>. Однако в статьях Соглашения "О Новом банке развития" мы сталкиваемся с закрытым перечнем функций НБР.

<5> Муфлиханова Д.Р. Особенности Организации исламского сотрудничества как межправительственной международной организации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. N 4 (77). С. 65.

Помимо прочего, в качестве своеобразной особенности деятельности НБР можно выделить отсутствие специальных функций, направленных на привлечение частных инвестиций для финансирования "курируемых" проектов. В то же время для институтов Бреттон-Вудской системы (МБРР, МФК и т.д.) данные функции являются фактически основными. Данный факт позволяет говорить о качественном отличии НБР от финансовых учреждений Всемирного банка или МВФ. НБР играет скорее роль непосредственного инвестора и кредитора, нежели регулятора инвестиционных потоков.

На сегодняшний день членами НБР являются пять стран-учредителей: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Однако в статьях Соглашения "О Новом банке развития" предусмотрена возможность вступления в НБР любой из стран - участниц ООН. Данное положение подтверждает глобальный характер НБР как финансовой организации. Впрочем, Совету управляющих НБР предоставлено полномочие определять конкретные условия и процедуру вступления новой страны в НБР.

Помимо статуса члена, страна также может получить при НБР статус наблюдателя, который открывает ее представителям возможность присутствовать на заседаниях Совета управляющих НБР. Кроме того, статус наблюдателя может быть присвоен международным финансовым институтам. Впрочем, необходимо подчеркнуть, что статьи Соглашения "О Новом банке развития" не содержат в себе упоминания о возможности ассоциированного, частичного или коллективного членства в НБР.

Первоначальный разрешенный к выпуску капитал НБР составляет 100 млрд долларов США. Фактически данная цифра отображает максимальную стоимость всех разрешенных к выпуску ценных бумаг НБР.

Первоначальный разрешенный к выпуску капитал включает в себя первоначальный распределенный и первоначальный нераспределенный капитал по 50 млрд долларов США. Первоначальный распределенный капитал, в свою очередь, делится между странами-учредителями на равные доли по 10 млрд долларов США.

Доля каждой из стран-участниц в распределенном капитале включает в себя две части: оплачиваемый капитал и капитал, оплачиваемый по требованию. Первая часть на сегодняшний день составляет 2 млрд долларов США, а вторая - 8 млрд долларов США. Оплачиваемый капитал вносится в пользу НБР каждой из стран-участниц семью последовательными взносами на протяжении 6,5 лет. Капитал, оплачиваемый по требованию, предоставляется государством-членом в случаях, когда это необходимо НБР для выполнения своих обязательств, возникших в связи с осуществлением заимствований или исполнением гарантий.

На 100 млрд долларов США выпускается 1 млн акций стоимостью по 100 тыс. долларов каждая. Количество акций у страны-участницы отражает размер ее доли в уставном капитале, а также влияет на общее количество голосов, которым может воспользоваться государство-член при голосовании в органах НБР. При этом классификация акций НБР соответствует приведенному выше делению уставного капитала.

Надо отметить, что размер уставного капитала НБР, а также пропорции между оплачиваемым капиталом и капиталом, оплачиваемым по требованию, могут быть изменены решением Совета управляющих НБР. Впрочем, на участников НБР не может быть возложена обязанность подписываться на какую-либо часть увеличенного уставного капитала.

Члены НБР несут ограниченную ответственность по обязательствам банка лишь в пределах стоимости своей доли в распределенном капитале. Согласно статьям Соглашения "О Новом банке развития" на государство - члена НБР не может быть возложена ответственность по обязательствам НБР исключительно в связи с его членством в Банке.

На сегодняшний день уникальность НБР заключается в том, что он является единственной в мире глобальной финансовой организацией, в практике которой не находит своего отражения принцип наибольшего финансового вклада. Вместо него де-факто используется принцип равенства, свойственный организациям общей компетенции. Впрочем, данная ситуация в любой момент может измениться, так как реализация принципа равенства обеспечивается равенством долей стран-учредителей в уставном капитале. При этом соотношение долей государств-учредителей при определенном стечении обстоятельств также может быть подвержено трансформации. Кроме того, в статьях Соглашения "О Новом банке развития" заложен механизм квотирования долей новых стран - членов НБР, не относящихся к странам-учредителям.

Тем не менее важно подчеркнуть, что достижение равенства и равноправия в сочетании со справедливым отражением экономического потенциала стран БРИКС в рамках конкретно взятой финансовой организации являлось одной из основных идей создания НБР. Для реализации данных принципов государства-учредители даже пошли на существенное занижение уставного капитала НБР, чтобы ни для одной из стран-учредителей сумма взносов в уставный капитал НБР не показалась обременительной.

Каждое государство - член НБР имеет право на выход из организации путем подачи письменного уведомления. После прекращения членства государства в НБР оно "не несет никакой ответственности за обязательства, возникшие в результате операций Банка, проведенных после даты получения Банком уведомления о выходе". При этом "государство продолжает нести ответственность за те средства, которые должно Банку, и за принятые условные обязательства перед Банком до тех пор, пока остается непогашенной какая-либо часть займов и гарантий, предоставленных Банком до даты, на которую это государство перестало быть членом Банка".

Не совсем понятно, чем вызвано расхождение моментов прекращения действия оснований ответственности государства. В первом случае фигурирует "дата получения Банком уведомления о выходе", а во втором - "дата, на которую это государство перестало быть членом Банка".

Итак, государство, прекратившее свое членство в НБР, не несет ответственности по обязательствам Банка, возникшим после получения НБР уведомления о выходе. Вместе с тем, как уже было упомянуто ранее, государства несут ответственность по обязательствам НБР лишь в пределах стоимости своей доли в распределенном капитале. Таким образом, государство, прекратившее свое членство в НБР, не обязано выплачивать полную стоимость своей доли по требованию НБР в случае, если это требование обусловлено результатами операций Банка, проведенных после даты получения НБР уведомления о выходе. При этом стоит учесть, что одним из видов операций НБР является предоставление займов и гарантий.

В то же время государство продолжает нести ответственность за принятые условные обязательства перед Банком до тех пор, пока остается непогашенной какая-либо часть займов и гарантий, предоставленных Банком до даты, на которую это государство перестало быть членом Банка. Фактически основным условным обязательством государства перед НБР является оплата по требованию Банка доли в распределенном уставном капитале в случае возникновения убытков. Таким образом, государство обязано выплачивать полную стоимость своей доли по требованию НБР в случае, если это требование обусловлено результатами некоторых операций Банка (займов и гарантий), проведенных после даты получения НБР уведомления о выходе, но до даты, на которую это государство перестало быть членом Банка. Однако данный вывод противоречит тезису, приведенному ранее.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в рассмотренных нормах Соглашения "О Новом банке развития" присутствует коллизия. Данная коллизия не находит разрешения в тексте самого Соглашения, поэтому должна быть истолкована во внутренних документах НБР, в частности, с помощью определения соотношения указанных норм как общей и специальной. В противном случае при определенном стечении обстоятельств может возникнуть спор между НБР и бывшим государством-участником, способный привести к разбирательству в третейском суде.

После прекращения членства одного из государств-членов НБР организует выкуп распределенного и оплаченного капитала, принадлежащего данному государству. При этом цена акций, подлежащих выкупу, определяется посредством договоренности между страной и Банком. Впрочем, если договоренности достичь не удается, то выкуп производится по балансовой стоимости акций, зафиксированной в финансовой отчетности Банка на момент прекращения членства государства в НБР. Вместе с тем стоит заметить, что НБР не выплачивает никаких денежных сумм стране до истечения 12 месяцев со дня прекращения ее членства в Банке.

Помимо добровольного выхода государства из состава стран - участниц НБР в статьях Соглашения "О Новом банке развития" предусмотрена процедура приостановления участия государства в НБР. Решение о прекращении приостановления участия государства в НБР может быть принято Советом управляющих НБР. При этом важно отметить, что в случае, если такое решение не было принято в течение года с момента приостановления членства в Банке, государство автоматически исключается из состава стран - участниц НБР. Исходя из того что в штатном режиме Совет управляющих собирается лишь один раз в год, можно предположить, что принятие решения о прекращении приостановления участия государства в НБР потребует от управляющих дополнительного, "экстраординарного" собрания.

НБР имеет трехзвенную систему управления, в которую входят: Совет управляющих, Совет директоров и президент. Кроме того, существует аппарат НБР, состоящий из международных служащих и осуществляющий непосредственную деятельность Банка.

Совет управляющих представляет собой высший орган НБР. В его состав входят по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждого государства - члена НБР. Управляющим может быть назначено должностное лицо государства уровня не ниже министра. Так, например, Российскую Федерацию в Совете управляющих НБР представляет министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов. Кроме того, из числа управляющих ежегодно избирается председатель Совета управляющих.

Совет управляющих обладает всеми ключевыми полномочиями НБР. Вместе с тем по решению Совета управляющих некоторые полномочия могут быть делегированы Совету директоров. Таким образом, Совет определяет компетенцию Совета директоров.

Впрочем, в статьях Соглашения "О Новом банке развития" находит отражение перечень наиболее важных полномочий, которые могут осуществляться исключительно Советом управляющих. К ним, в частности, относятся ключевые полномочия, связанные с членством в НБР и распределением прибыли, увеличением, уменьшением, оплатой уставного капитала, внесением изменений в учредительные акты организации, а также принятием общей стратегии развития НБР и сотрудничеством с другими международными организациями.

Заседания Совета управляющих проводятся один раз в год. Однако в некоторых случаях управляющие могут собираться и чаще. При этом "кворум любого заседания Совета управляющих составляет большинство управляющих, имеющих не менее двух третей от общего числа голосов". Кроме того, в статьях Соглашения предусмотрена процедура "опроса управляющих по какому-либо вопросу без созыва заседания Совета".

Совет директоров НБР представляет собой коллегиальный исполнительный орган, который осуществляет общее руководство НБР. В его состав по аналогии с Советом управляющих входят по одному директору и его заместителю от каждого из государств - членов НБР.

Компетенция Совета директоров включает в себя определение организационной структуры НБР, в том числе создание Комитета по кредитам и инвестициям, а также реализацию стратегий и планов посредством утверждения бюджета НБР и представления Совету управляющих финансовой отчетности.

Совет директоров проводит свои заседания один раз в квартал. В вопросах же кворума и выбора председателя он подобен Совету управляющих.

Фактическим главой и единоличным исполнительным органом НБР является президент. Он избирается Советом управляющих на пятилетний срок. При этом лицо, избранное президентом НБР, не может совмещать данный пост с другими должностями в Банке.

Важную роль в деятельности НБР играет Комитет по кредитам и инвестициям. Данный комитет отвечает за принятие решений о предоставлении займов, гарантий, об участии в капитале и оказании технического содействия в рамках финансируемых проектов. Его возглавляет президент НБР. Также в состав Комитета по кредитам и инвестициям входят вице-президенты, назначаемые Советом управляющих. Вице-президенты, как, впрочем, и все высшие должностные лица, и персонал Банка, должны действовать исключительно в интересах Банка, не подчиняясь при этом структурам и органам государств-членов.

Предметная компетенция НБР, помимо всего прочего, находит свое отражение в перечне операций, осуществляемых Банком. Статьи Соглашения "О Новом банке развития" выделяют две категории таких операций: обычные и специальные. Данная классификация построена в зависимости от источника финансирования операций. Так, обычные операции осуществляются за счет средств обычных фондов (средства уставного капитала, средства от заимствований и т.д.). Специальные же операции производятся за счет средств специальных фондов.

Стоит, впрочем, заметить, что предметная компетенция НБР прекрасно раскрывается с помощью классификации операций в зависимости от способа их проведения. Так, по способу проведения можно выделить следующие виды операций НБР:

  1. гарантии, займы, участие в капитале, в размещении ценных бумаг или содействие доступу к международным рынкам капитала для любого предприятия, проекты которого осуществляются на территории государств - членов Банка, являющихся заемщиками;
  2. софинансирование и гарантирование проектов, относящихся к мандату НБР;
  3. техническое содействие для подготовки и реализации проектов, которые будут поддерживаться Банком.

В статьях Соглашения "О Новом банке развития" имеются и иные полномочия, относящиеся к предметной компетенции НБР. Так, в частности, в ст. 26 выделяются следующие полномочия:

  1. осуществление заимствования средств в государствах - членах Банка или иных странах под залог имущества НБР;
  2. выпуск, покупка, продажа, гарантирование и размещение ценных бумаг.

Впрочем, перечень полномочий в отличие от перечня функций носит открытый характер. В сущности, Банк может осуществлять любые полномочия, соответствующие принципу целесообразности, а также целям и функциям НБР.

НБР необходимо отличать от Пула условных валютных резервов БРИКС, созданного в соответствии с Договором "О создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС" от 15 июля 2014 г. Пул также создан в рамках неформального политического клуба БРИКС, однако в отличие от НБР не обладает международно-правовой правосубъектностью и имеет статус международного соглашения. Органы управления Пулом (Совет управляющих и Постоянный комитет) не вправе заключать от имени Пула какие-либо соглашения. Пул не может выступать в качестве истца или ответчика в суде <6>.

<6> Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС от 15 июля 2014. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=768678-6 (дата обращения: 13.11.2015).

Целью Пула условных валютных резервов является противодействие краткосрочному давлению на платежные балансы государств БРИКС путем использования инструмента предоставления ликвидности и превентивного инструмента. Фактически данный финансовый механизм создан для борьбы с негативными последствиями колебаний курсов основных мировых валют на внутренних валютных рынках государств БРИКС.

Первоначальная общая сумма денежных средств (денежных обязательств стран) в Пуле составляет 100 млрд долларов США. Однако в отличие от НБР данная сумма делится между странами не на равные части. Наибольший вклад в Пул вносит Китай (41 млрд долларов США). Бразилия, Россия и Индия вносят в Пул по 18 млрд долларов США. Наименьшее финансовое участие в договоре принимает ЮАР, предоставляя лишь 5 млрд долларов США.

По нашему мнению, в ближайшее время мы можем стать свидетелями объединения органов управления Пулом и органов управления НБР. Так, в частности, Совет управляющих Пулом и Совет управляющих НБР фактически состоят из одних и тех же людей. Поэтому уже сегодня заседания данных органов проводятся одновременно.

Резюмируя, хотелось бы определить значение феномена НБР. На наш взгляд, роль НБР в мировых процессах проявляется в трех различных аспектах и соответственно ее можно рассматривать с трех различных точек зрения.

Итак, с точки зрения мировой политики значение НБР заключается в институализации БРИКС. Как отмечается в научной литературе, развивающиеся государства, в отличие от Европы и США, неохотно создают наднациональные конструкции и организации, предпочитая форматы дискуссионных и политических клубов, таких как БРИКС. Исследователи полагают, что передача части своего суверенитета наднациональному институту ассоциируется в данных государствах с периодом колониализма <7>. Тем не менее в некоторых случаях эффективное развитие отношений между странами требует создания глобальных международных организаций. В этом смысле НБР стал для стран БРИКС значительной вехой на пути плодотворного и всестороннего сотрудничества.

<7> Балакин В.И. Европейский опыт региональной интеграции для Восточной Азии // Проблемы Дальнего Востока. 2012. N 4. С. 117 - 127.

С точки зрения мировой финансовой системы уникальность НБР заключается в том, что он представляет собой единственную в мире глобальную международную финансовую организацию, функционирующую на основе принципа фактического равноправия. В этой связи нельзя не согласиться с мнением С.В. Мирошник, которая обращает внимание на изменение границ финансовой системы России в результате кардинальных изменений, вносимых в национальное финансовое законодательство <8>. В контексте настоящего исследования можно резюмировать, что приведенная авторская позиция характерна и для тенденций мировой финансовой системы.

<8> Мирошник С.В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности // Банковское право. 2015. N 3. С. 37.

Безусловно, на сегодняшний день НБР вряд ли может составить реальную конкуренцию Бреттон-Вудской финансовой системе. Тем не менее он отражает новый взгляд на организацию деятельности международных финансовых организаций. В связи с этим представляется, что НБР может стать "новым словом" в праве международных организаций.

С точки зрения развития банковской деятельности создание НБР стимулирует международное сотрудничество в банковской сфере. Это подтверждается, в частности, заключением 9 июля 2015 г. Меморандума о намерениях по сотрудничеству с Новым банком развития между Национальным банком социально-экономического развития Бразилии (BNDES), Государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", Экспортно-импортным банком Индии (Export-Import Bank of India), Государственным банком развития Китая (China Development Bank Corporation) и Банком развития Южной Африки (Development Bank of Southern Africa Limited).

Литература

  1. Балакин В.И. Европейский опыт региональной интеграции для Восточной Азии // Проблемы Дальнего Востока. 2012. N 4.
  2. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014.
  3. Мирошник С.В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности // Банковское право. 2015. N 3. С. 37.
  4. Муфлиханова Д.Р. Особенности Организации исламского сотрудничества как межправительственной международной организации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. N 4 (77).
  5. Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. статей / под ред. В.А. Никонова, Г.Д. Толорая. М.: РУДН, 2013.