Мудрый Юрист

Общественные объединения граждан в структуре гражданского общества современной России

Курячая Марина Михайловна, доцент кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье анализируется содержание права граждан Российской Федерации на объединение и возможности его реализации в современной России.

Ключевые слова: гражданское общество, право на объединение, некоммерческие организации, противодействие экстремизму, общественные объединения.

Public Associations of Citizens in the Structure of Civil Society of Modern Russia

M.M. Kuryachaya

Kuryachaya Marina M., Assistant Professor of the Department of State Policy and Public Administration in Kuban State University, Candidate of Legal Sciences.

The article analyzes the content of the right of citizens of the Russian Federation for the unification and the possibilities of its implementation in modern Russia.

Key words: civil society, the right to Association, a non-profit organization combating extremism, public Association.

Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является обеспечение функционирования гражданского общества и его развития. Как общественно-политический институт гражданское общество автономно от институтов государства, его самостоятельность основана на принципах народного суверенитета, приоритета прав и свобод человека, многообразия форм собственности, свободы экономической деятельности, идеологического многообразия, политического плюрализма и многопартийности. Конституция Российской Федерации реализует эти принципы через конкретные права и свободы, направленные на достижение стоящих перед гражданами и их объединениями целей, защиту прав и законных интересов граждан, ограничения вмешательства государства в проявления гражданами активных позиций, создание эффективных механизмов воздействия граждан на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и принимаемые ими решения.

Обобщая широкую палитру взглядов, Т.И. Заславская пишет: "Идеальным общественным устройством во все времена считалось такое, где царят разум, свобода, благополучие и справедливость, равенство всех, а также такое, где гражданское общество принимает активное участие в формировании общественных ценностей средствами права и закона. Гражданское общество представляет собой совокупность отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на нее воздействовать" <1>. Создание общественных объединений и иных некоммерческих организаций, зачастую именуемых "третьим сектором", является важным элементом проявления позиций гражданского общества. С.А. Авакьян свободу граждан создавать различные объединения называет в качестве одной из определяющих характеристик гражданского общества <2>.

<1> Инновационный потенциал России и проблемы гражданского общества / под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 2003. С. 79 - 80.
<2> Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы. М., 1996. С. 16.

Важным проявлением позиций гражданского общества в Российской Федерации является создание гражданами на основе объединения и самоорганизации общественных объединений. В этом находят свое выражение социальная сущность человека и его взаимодействие с обществом. Конституция РФ (ст. 30) предоставляет каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Общественные объединения выполняют важную роль как в жизни общества, так и в деятельности государства. Среди основных функций общественных объединений могут быть названы социализация, мобилизация граждан, их интеграция в общество, формирование взглядов и позиции по социально-политическим вопросам, представительство и лоббирование интересов участников общественного объединения перед государством и другими социальными институтами, прямое участие в формировании органов государственной власти и местного самоуправления. Особую роль общественные объединения приобрели с развитием "электронной демократии" <3>.

<3> Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. С. 41 - 44.

По своему правовому статусу все общественные объединения относятся к некоммерческим организациям (ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <4>). Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, которое создано по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Свое право на создание общественных объединений граждане реализуют как путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

<4> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Согласно ст. 13 Конституции РФ все общественные объединения равны перед законом, что не исключает многообразия организационно-правовых форм общественных объединений и их различий по целям и сферам деятельности. В нашей стране допускается создание общественных объединений в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности и политической партии.

Свобода гражданского общества проявляется и в порядке создания общественных организаций в России. Они считаются созданными не с момента государственной регистрации, а с момента принятия решения об их создании на конференции или общем собрании учредителей. Таким образом, государство признает право граждан на объединение реализованным фактически с момента соответствующего волеизъявления. Государственная регистрация общественному объединению требуется лишь для приобретения прав юридического лица.

Государственная регистрация предоставляет общественному объединению дополнительные права и преимущества. Только зарегистрированное в установленном порядке общественное объединение вправе рассчитывать на защиту со стороны государства своих прав и законных интересов; участвовать в выборах и референдумах (если она ставит перед собой такую цель и указывает на это в уставе); учреждать средства массовой информации; защищать свои интересы и интересы своих членов в суде; участвовать в гражданском обороте с правами юридического лица.

Право на объединение может быть реализовано гражданами в целях создания общественных объединений в самых разных целях. Однако оно не может быть реализовано, если цели или деятельность общественного объединения направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

На время подготовки настоящего материала в Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" <5>, включена 41 организация, деятельность организаций приостановлена в связи с осуществлением экстремистской деятельности <6>. К сожалению, списки таких организаций активно пополняются. Так, решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014 признаны экстремистскими украинские организации "Правый сектор", "Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона" (УНА-УНСО), "Украинская повстанческая армия" (УПА), "Тризуб им. Степана Бандеры", "Братство", их деятельность на территории Российской Федерации запрещена.

<5> Министерство юстиции РФ. Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret. Дата обращения: 20.02.2015.
<6> Министерство юстиции РФ. Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://minjust.ru/nko/perechen_priostanovleni. Дата обращения: 20.02.2015.

Принимая такое решение, Верховный Суд РФ указал, что важная роль в проведении деструктивной деятельности принадлежит "Украинской национальной ассамблее - Украинской народной самообороне" (УНА-УНСО), которая является, по сути, правопреемником "Организации украинских националистов" (ОУН) и "Украинской повстанческой армии" (УПА), воевавших на стороне гитлеровской Германии и признанных решением Нюрнбергского трибунала коллаборационистскими. УНА-УНСО состоит из партии - УНА и военной организации - УНСО. Уставные и программные документы УНА-УНСО направлены на пропаганду насилия по политическим, расовым, национальным и религиозным мотивам, прославление "общественной значимости" известных террористов, нацистов и их пособников. УНА-УНСО выступает за создание на полиэтнической основе новой украинской нации и за объединение всех славянских земель в единую империю "от Адриатики до Тихого океана" со столицей в г. Киеве.

В отношении незарегистрированной общеукраинской праворадикальной националистической организации "Тризуб им. С. Бандеры" судом установлено, что в ее состав входит ряд зарегистрированных в Минюсте Украины региональных подразделений (Днепропетровская, Волынская, Житомирская области и т.д.), в большинстве своем представляющих собой молодежные военно-патриотические и спортивные организации. "Воспитание украинской молодежи в духе патриотизма и национальная защитная деятельность, то есть защита чести и достоинства украинской нации, в любых условиях всеми доступными методами и способами" - одно из основных направлений деятельности "Тризуба им. Степана Бандеры". Основной целью организации является создание так называемой Украинской Соборной Независимой Державы на территории современной Украины с включением в ее состав так называемых исторических украинских территорий - Белгородской, Брянской, Ростовской областей и Краснодарского края Российской Федерации; уничтожение России как федеративного государства путем инициирования революций в различных, в первую очередь национальных, регионах страны, оказания им военной и идеологической поддержки.

При рассмотрении дела судом установлено, что в 2013 г. по инициативе украинской националистической организации "Тризуб им. Степана Бандеры" была создана группировка "Правый сектор", в который были делегированы представители УНА-УНСО, и к концу января 2014 г. "Правый сектор" начал позиционировать себя как самостоятельную общественно-политическую силу, объявил о сформировании своего политического совета. В основу идеологии "Правого сектора" заложены радикальный украинский национализм и подчеркнутая русофобия.

В отношении украинского радикального националистического движения "Братство" суд установил, что оно создано в 1999 г. по типу религиозной общины как самостоятельное подконтрольное военизированное формирование украинских националистов. Основная цель - защита Украины от "имперской агрессии России". Движение "Братство" пропагандирует идеологию необходимости отторжения от России так называемых исторически украинских регионов: Ростовской, Белгородской, Воронежской, Брянской, Курской областей, а также Краснодарского и Ставропольского краев с их последующим включением в состав Украины; обосновывает необходимость признания Российской Федерацией исторической вины за "угнетение украинской нации" в период совместной истории; оправдывает деятельность руководителей украинских коллаборационистских организаций ОУН-УПА С. Бандеры и Р. Шухевича, воевавших на стороне гитлеровской Германии <7>.

<7> Решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014 по делу АКПИ14-1292С // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=414233. Дата обращения: 20.02.2015.

Характеризуя количество и основные направления деятельности общественных объединений в Российской Федерации, можно с уверенностью утверждать, что они представляют самый широкий спектр интересов основной части общества. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики <8>, в Российской Федерации на 1 января 2013 года было зарегистрировано 104949 общественных объединений, почти половину из которых составляют общественные организации - 53026. По данным информационного портала Министерства юстиции России, в настоящее время зарегистрировано 62630 общественных организаций <9>.

<8> Федеральная служба государственной статистики "Число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2013 г." // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d1/02-10.htm. Дата обращения: 20.02.2015.
<9> О деятельности некоммерческих организаций: Информационный портал Министерства юстиции РФ // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx. Дата обращения: 20.02.2015.

Интересную концепцию социально-антропологического содержания деятельности общественных объединений выдвигает С.А. Абакумов: граждане никогда не станут по доброй воле объединять свои усилия для продвижения проекта, который не сулит им ни материальной отдачи, ни морального удовлетворения. Это значит, что независимые организации и общественные объединения по определению заняты конкретными делами, отвечающими реальным запросам их участников. Здесь царят опыт практической работы, прагматизм и сотрудничество. Идеи проходят проверку делом, и те из них, что оказались эффективными, становятся основой общественной консолидации. Так формируются жизнеспособные, нацеленные на динамичное развитие структуры гражданской самодеятельности. Обслуживая реальные интересы и потребности россиян, они "укореняют" общество в почве насущной действительности. Лишь твердо стоя обеими ногами на этой почве, власть может рассчитывать на уважение граждан и уверенно прокладывать курс России в будущее. Иными словами, государство насущно нуждается в становлении гражданского общества для успеха проводимой им модернизации <10>.

<10> Абакумов С.А. Гражданское общество и государство в России: реалии и перспективы развития и взаимодействия // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.nogo.ru/articles/abak5.doc. Дата обращения: 20.02.2015.

В оценке роли общественных объединений в жизни общества наиболее объективным критерием мы полагаем мнение граждан, выразителем интересов которых призваны быть общественные объединения.

В результате опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения <11>, большинство россиян (59%) затруднились назвать какую-либо общественную организацию. Те же, кто смогли указать их поименно, чаще всего упоминали Гринпис (6%), а прочие экологические объединения вспомнили 4% опрошенных. Другие слышали об обществах помощи социально уязвимым слоям населения (5%). Достаточно часто опрашиваемые называли благотворительные организации (5%), среди которых чаще всего звучал фонд "Подари жизнь" (3%). Молодежные и волонтерские движения упомянули еще 4%. О различных политических партиях сказали 4% россиян, а наиболее упоминаемой стала "Единая Россия" - ее назвали еще 4% респондентов.

<11> Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 5 - 6 июля 2014 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

За последние семь лет существенно возросла доля россиян, сформировавших свою позицию относительно деятельности общественных организаций. Сегодня более половины респондентов считают, что они защищают права граждан и способствуют проявлению общественных инициатив (56% против 35% в 2007 г.), а также помогают в решении острых социальных проблем (55% против 31% в 2007 г.). Кроме того, с 2007 по 2014 г. в два раза увеличилась доля опрошенных, отмечающих, что данные организации осуществляют независимый контроль над деятельностью государственных органов (с 21% до 40%). Одновременно стало больше тех, кто склонен думать, что подобные объединения создаются только для удовлетворения личных потребностей их руководителей (с 25% в 2007 г. до 40% в 2014 г.), при этом 36% придерживаются иного мнения. Общественные организации помогают лишь членам данных образований - заявляют 39% участников опроса, тогда как 38% так не считают.

Мнения россиян о том, насколько в целом заметна деятельность общественных организаций, разделились: если 40% полагают, что их работа никак не влияет на жизнь большинства граждан, то 39% с этим не согласны. Треть опрошенных (34%) склонна думать, что общественные организации не нужны вовсе, а их задачи должно решать государство (чаще об этом говорят малообеспеченные респонденты - 46%, нежели опрошенные с высоким достатком - 26%), однако 41% придерживается противоположного мнения.

Что касается взаимодействия общественных организаций и государства, то, по мнению каждого второго россиянина (49%), органы власти должны, в первую очередь, обеспечить им информационную поддержку. А треть опрошенных (36%) поддерживает идею предоставления государственной финансовой помощи. За полную самостоятельность общественных организаций высказываются 22% участников опроса, и прежде всего жители сел (30%) и респонденты с низким достатком (30%) <12>.

<12> Всероссийский исследовательский центр общественного мнения "ВЦИОМ" "Нужны ли нашему обществу общественные организации?" // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114932. Дата обращения: 20.02.2015.

Подавляющее большинство россиян (84%) в последние несколько лет не принимали участия в работе общественных организаций (среди опрошенных с начальным образованием - 89%, среди обучавшихся в вузе - 79%). Треть из них (31%) признается, что деятельность подобных образований их в принципе не интересует, а 14% просто еще не встречались те, чья работа показалась бы актуальной. Каждый четвертый (23%) свое "бездействие" объясняет отсутствием возможностей (в связи с плохим здоровьем, материальным положением и т.д.). На отсутствие информации о функционировании общественных организаций пожаловались 15%. Каждый десятый (12%) считает бесполезным предлагать им свои услуги. А 10% сильно сомневаются в том, что эти объединения работают честно. Наконец, 4% заявили, что общественные организации не нужны вовсе, поскольку решение социальных проблем должно взять на себя государство.

Те же, кто в течение двух-трех лет так или иначе был причастен к делам общественных организаций, помогали прежде всего материально: перечисляли деньги на счет (6%), участвовали в благотворительных акциях: концертах, выставках и т.п. (6%). В качестве волонтеров в этих объединениях работали в два раза чаще, нежели за вознаграждение (5% и 2% соответственно). Распространением информации об их работе занимались 2% опрошенных. Две трети респондентов (63%) признались, что и в будущем не готовы участвовать в работе общественных организаций (среди опрошенных старше 60 лет и малообразованных - по 74%). Каждый пятый (21%) допускает возможность подобной работы, но лишь при определенных условиях (оплата труда, государственное признание и т.д.). И только 11% заявили, что при возможности непременно внесут свой вклад в деятельность подобных объединений (или уже в них работают).

Поддержки от общественных организаций никогда не получали 89% наших сограждан. В той или иной форме эти объединения помогли 8% опрошенных, а 3% - непосредственно деньгами. В целом помощь от них чаще получали москвичи и петербуржцы (16%), нежели селяне (9%) <13>.

<13> Всероссийский исследовательский центр общественного мнения "ВЦИОМ" "Общественные организации: не был, не состоял, не участвовал..." // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115017. Дата обращения: 20.02.2015.

По данным более позднего опроса <14>, россияне за истекшие 25 лет укрепились во мнении, что роль профсоюзных организаций в нашей стране невелика - если в 1989 г. так думали 52%, то сегодня - уже 68% опрошенных. Об этом говорят в первую очередь сторонники непарламентских партий (81%), жители крупных городов (80%), респонденты в возрасте 45 - 59 лет (74%). Одновременно стало меньше тех, кто верит в то, что профсоюзы - крайне важный и действенный орган по защите прав трудящихся - с 23% до 12% соответственно. Сегодня лишь 5% россиян считают, что значимость подобных организаций в стране в последние 3 - 5 лет возросла (против 29% в 1989 г.), тогда как 42% говорят о заметном их ослаблении (с 7% в 1989 г.). Негативную оценку чаще дают москвичи и петербуржцы (52%), 45 - 59-летние (48%), высокообразованные (44%), нежели жители средних городов (37%), молодежь до 24 лет (32%), респонденты с начальным образованием. Каждый третий (30%) не видит никаких изменений - против 62% в 1989 году <15>.

<14> Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 18 - 19 октября 2014 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
<15> Всероссийский исследовательский центр общественного мнения "ВЦИОМ" "Профсоюзы в России: вчера и сегодня" // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115119.

При достаточно невысокой оценке населением роли общественных объединений в жизни общества наиболее активная часть граждан формирует сектор некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на самостоятельное решение социальных проблем, благотворительность, гуманитарно-прикладную и исследовательскую деятельность, развитие гражданского общества.

В 2010 году с принятием Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" <16> такие организации получили особый статус - социально ориентированные некоммерческие организации. Социально ориентированными признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" формах и осуществляющие в соответствии с учредительными документами следующие виды деятельности:

<16> Собрание законодательства РФ. 2010. N 15. Ст. 1736.
  1. социальная поддержка и защита граждан;
  2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. охрана окружающей среды и защита животных;
  5. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  9. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  10. формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  11. развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
  12. деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
  13. проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и не погребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
  14. участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
  15. социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
  16. мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.

После принятия Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" законы о правовом статусе и поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций были приняты в 53 субъектах Российской Федерации.

Сектор социально ориентированных некоммерческих организаций отличается динамичным ростом. В 2013 г. общее количество таких НКО достигло 113 тыс. (в 2011 г. - 96 тыс.). Наблюдается рост численности вовлекаемых в социально ориентированную деятельность граждан: в 2012 г. было задействовано более 580 тыс. человек, в 2013 г. - 625 тыс. человек <17>.

<17> Доклад Минэкономразвития России "О деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций" // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.economy.samregion.ru/upload/iblock/a73/doklad-v-pravitelstvo-87_r.pdf.

Несмотря на декларируемые цели, власть в России не заинтересована в создании политического плюрализма и конкуренции <18>, политическая оппозиция видит себя только в борьбе с существующим режимом и при этом крайне неразборчива в средствах, поэтому формирование третьего сектора идет не благодаря, а вопреки развитию политического процесса. Сегодня работа некоммерческих организаций строится в основном на личной инициативе социально активных граждан и поддерживается государством лишь в той мере, в которой эта активность носит социально ориентированный, а скорее - санкционированный государством характер.

<18> Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 12. С. 37 - 40.

Очевидно, что возможности участия общественных объединений и иных некоммерческих организаций в жизни государства и общества далеко не исчерпаны. Уровень их развития во многом соответствует уровню развития гражданского общества в России в целом и характеризуется как период становления.

Литература

  1. Абакумов С.А. Гражданское общество и государство в России: реалии и перспективы развития и взаимодействия // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.nogo.ru/articles/abak5.doc.
  2. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы. М., 1996.
  3. Инновационный потенциал России и проблемы гражданского общества / под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 2003.
  4. Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 12.
  5. Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1.