Мудрый Юрист

Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Вайпан Виктор Алексеевич, заместитель декана, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Научный руководитель консалтинговой группы "Юстицинформ".

Член-корреспондент Российской академии естественных наук, кандидат юридических наук, почетный юрист города Москвы, адвокат.

Главный редактор журналов "Право и экономика" и "Вестник арбитражной практики".

Член: Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Центрального округа, Научно-консультативного совета при Арбитражном суде города Москвы, Экспертного совета при Минюсте России по мониторингу правоприменения в Российской Федерации, Общественно-консультативного совета по проблемам функционирования и развития транспортного комплекса города Москвы.

Заместитель председателя - руководитель аппарата Московского отделения Ассоциации юристов России, член координационного совета Международного союза юристов, член попечительского совета Московско-Петербургского философского клуба.

Специалист по предпринимательскому и гражданскому законодательству. Основные направления научных исследований: проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности, отношений в сфере транспорта и связи, рыночной инфраструктуры, вопросы размещения государственных заказов.

Родился 19 июня 1964 г. в г. Волхове Ленинградской обл.

Осуществлял руководство, выполнение и координацию крупных юридических проектов, прежде всего в сфере связи, транспорта и образования. В качестве эксперта и руководителя экспертных групп участвовал в подготовке правовых заключений по вопросам хозяйственной деятельности и текущем консультировании известных российских и зарубежных компаний различных форм собственности. Координировал подготовку ряда федеральных и региональных законопроектов и иных нормативных правовых актов, в том числе руководил группой разработчиков Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Участвовал во многих сложных арбитражных делах.

В 2006 году как главный редактор издательства "Юстицинформ" получил высшую юридическую премию "Фемида" в номинации "Право и СМИ" за значительный вклад в развитие российских СМИ и повышение информированности общества о деятельности арбитражных судов. Включен в издание "Who is Who в России": "Кто есть Кто. Ведущие юристы России" (2011 г.). Оргкомитетом организации "Всероссийский бизнес-рейтинг" награжден орденом "Звезда экономики России" (2012 г.).

Награжден Почетной грамотой Московской городской Думы (2014).

Автор (соавтор) более 150 публикаций (статей, книг, иных материалов по правовой тематике).

В статье излагаются основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ. Анализируется порядок приобретения и подтверждения статуса субъекта МСП. Раскрываются основные цели и принципы государственной политики в области развития МСП, инфраструктура, формы и условия поддержки субъектов МСП, а также порядок, меры и виды их государственной поддержки. Комментируются особенности деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, реестр субъектов МСП, государственная поддержка субъектов МСП, инфраструктура поддержки субъектов МСП, корпорация развития малого и среднего предпринимательства.

Principles of legal regulation of activity of small and medium enterprises

V.A. Vaypan

The article outlines the principles of legal regulation of activity of small and medium enterprises in the Russian Federation. The author examines the procedure for acquiring and verifying the status of SME. Discussed are the main objectives and principles of state policy in the field of SME development, infrastructure, forms and terms of support to SMEs, as well as the procedures, measures and forms of state support of SME. The author comments on peculiarities of activities of the corporation for the development of small and medium enterprises.

Key words: small and medium enterprises, SME registry, state support of SME, infrastructure of support to SME, corporation for the development of small and medium enterprises.

Малый и средний бизнес является частью экономической системы России. По оценке Минэкономразвития РФ 95% коммерческих организаций в РФ являются субъектами малого или среднего предпринимательства. Не удивительно, что его развитию уделяется большое внимание со стороны государства. Создана постоянно действующая специальная Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. В 2015 году этой теме было посвящено отдельное заседание Государственного совета РФ. Реализуются масштабные программы финансовой поддержки, в рамках которых предприниматели имеют возможность получать гранты на начало собственного дела, микрозаймы, гарантии по кредиту или кредиты на льготных условиях. С 2005 года Минэкономразвития на ежегодной основе предоставляет регионам средства федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке малых и средних предприятий.

Для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей. Создана правовая основа для расширения доступа субъектов малого предпринимательства к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд компаний с государственным участием. В субъектах РФ сформирована широкая сеть организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса. Предпринимаются усилия для снижения административной нагрузки на малый бизнес.

Несмотря на это, данные Росстата свидетельствуют об отрицательной динамике развития малого и среднего предпринимательства. Так, падение доли малых и средних предприятий в обороте предприятий в 2014 году по сравнению с 2013 годом составило 1,8% (с 34,2% в 2013 году до 32,4% в 2014 году). Объем инвестиций в основной капитал средних предприятий с 2008 года сократился более чем на 50%. Отмечается низкая инновационная активность малых и средних предприятий.

К сожалению, был реализован ряд государственных мер, противоречащих интересам малых и средних предприятий, например увеличение страховых платежей, отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, предъявление новых требований по проведению специальной оценки условий труда, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах РФ, влекущие к сокращению количества таких объектов, и т.д.

Для преломления негативных тенденций в развитии малого и среднего бизнеса и в целях обеспечения устойчивого развития экономики, улучшения ее структуры и роста среднего класса Минэкономразвития России разработало проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, который опубликован для обсуждения <1>. Стратегия базируется на организационных и нормативных правовых основах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которые сложились к настоящему времени в России. Рассмотрим основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

<1> См.: официальный сайт Минэкономразвития РФ: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/20151013.

Малый бизнес и система нормативного правового регулирования его деятельности

"В хозяйственном строе, основанном на принципе частной инициативы, предприниматель является той центральной фигурой, энергией, находчивостью, способностями которой в значительной степени обусловливается благосостояние страны", - писал известный российский юрист А.И. Каминка <2>. И подчеркивал, что развитие предпринимательского строя находится в прямой зависимости от степени развития в стране индивидуальной инициативы и энергии. Поэтому малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым и необходимым элементом рыночной экономики. Оно создает разнообразные рабочие места, обеспечивает конкурентную среду, легко адаптируется к изменяющейся стихии рынка и оперативно реагирует на конъюнктуру, способно к быстрым структурным и техническим изменениям, особо восприимчиво к внедрению инноваций.

<2> Каминка А.И. Основы предпринимательского права. Петроград, 1917. С. 3.

По данным ФНС России, в едином государственном реестре на 1 августа 2015 г. было зарегистрировано 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей и 139,6 тыс. фермерских хозяйств <3>. По наблюдениям Росстата в 2015 году в РФ фактически действовало около 15 тыс. средних предприятий и 2,1 млн. малых предприятий (включая микропредприятия) со средней численностью работников около 12 млн. <4>. При этом по информации Статкомитета СНГ на малых и средних предприятиях России работает около 25% общей численности занятых в экономике, а доля субъектов МСП в ВВП страны составляет 20 - 21% <5>. Для сравнения, в США доля малого бизнеса в ВВП составляет 50 - 52%, в Италии - около 60%, а Испании и Норвегии достигает 65 - 75% <6>. В ЕС малый бизнес составляет 90% общего числа предприятий <7>.

<3> http://www.vedomosti.ru/economics/news/2015/08/14/604930-fns-zaregistrirovala-v-rossii
<4> http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/
<5> См.: решение Экономического совета СНГ "О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах - участниках СНГ" (вместе с "Информационно-аналитическим обзором...", "Информацией о деятельности малых предприятий... в 2012 - 2013 годах (по информации Статкомитета СНГ)") (принято в г. Москве 13 марта 2015 г.).
<6> Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. 2014. N 12. С. 127; Соколов М. Без денег никуда // Российская газета - Бизнес. 6 мая 2014 г. N 946.
<7> http://www.mspmo.ru/information/importance_of_small_business/

Огромное значение малого и среднего бизнеса для рыночной экономики привело к тому, что в развитых странах поддержка МСП является одним из основных направлений государственной экономической политики. Не стала исключением и Россия. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) предусмотрено осуществление ряда мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Они включают развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости, расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями, ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок, признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов. А в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанном Минэкономразвития России, имеется специальный раздел, посвященный развитию малого предпринимательства и содержащий основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 годы.

Законодательной основой регулирования деятельности субъектов МСП является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о развитии МСП) <8>, который закрепляет основные принципы государственной политики содействия развитию МСП и разграничивает компетенцию органов исполнительной власти в данной сфере. В Законе определены понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.

<8> В целях государственной поддержки инвестирования в инновационные проекты и снятия ограничений по структуре капитала субъекта МСП в данный Закон Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ были внесены существенные изменения. В частности, увеличен порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном (складочном) капитале субъектов МСП с 25 до 49%; статусом субъекта МСП наделены организации, получившие статус участников проекта "Сколково", вне зависимости от доли участия в уставном (складочном) капитале таких организаций иных юридических лиц (как иностранных, так и российских); статусом субъекта МСП наделены юридические лица, доля участия в уставном (складочном) капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества вне зависимости от размера указанной доли.

Нормы, детализирующие правовое положение и государственную поддержку субъектов МСП, содержатся и в иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах. К федеральным законам, в частности, можно отнести ГК РФ (в части регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей), НК РФ (устанавливает льготные режимы налогообложения для субъектов МСП), Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета), Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (устанавливает преимущества для субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок), Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (устанавливает особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства), Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (закрепляет возможность государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП), Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (регулирует особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества) и др. Имеется большое количество постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные вопросы деятельности субъектов МСП (в сфере закупок товаров, торговой деятельности, имущественной поддержки, ведения реестров субъектов МСП, статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП и т.д.). В ряде отраслей приняты ведомственные целевые программы развития МСП <9>, созданы специальные координирующие органы <10>, действует нормативная база для функционирования особой инфраструктуры поддержки МСП.

<9> Например, в промышленности и торговле такая программа была утверждена Приказом Минпромторга РФ от 15 февраля 2010 г. N 123.
<10> См., например: Приказ Минтранса России от 25 ноября 2010 г. N 264 "Об образовании Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта при Министерстве транспорта Российской Федерации".

Значительную роль в правовом регулировании деятельности субъектов МСП играют нормативные правовые акты субъектов РФ. В Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области, Кемеровской области и некоторых других субъектах РФ приняты специальные законы о развитии МСП (к примеру, Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2008 г. N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 г. N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" и др.), а также подзаконные акты, обеспечивающие их реализацию, в том числе различные программы поддержки МСП (Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013 - 2016 годы", утв. Постановлением Правительства Московской области от 28 августа 2012 г. N 1053/32, и др.). Во многих муниципальных образованиях также действуют программы развития МСП (например, постановление администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района МО от 14 октября 2014 г. N 1924-ПА "Об утверждении муниципальной программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы") <11>.

<11> В 2015 году в Федеральном законе о развитии МСП понятия федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов МСП заменены на новые термины: государственные программы (подпрограммы) РФ, государственные программы (подпрограммы) субъектов РФ и муниципальные программы (подпрограммы), содержащие мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. Данные изменения внесены в Закон в целях его приведения в соответствие с новой редакцией статьи 179 БК РФ, предусматривающей понятие государственных программ РФ, государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ.

Правовое значение также имеют международные соглашения и иные документы, относящиеся к сфере МСП, в частности акты, принимаемые в рамках СНГ и Евразийского экономического союза. Так, Модельный закон о государственной поддержке малого предпринимательства (принят 8 июня 1997 г. Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ) определил общие принципы государственной поддержки малого предпринимательства в государствах-членах, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. В Модельном налоговом кодексе для государств - участников СНГ (Общая часть) (новая редакция) (принят 29 ноября 2013 г. Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ) имеется глава 15, устанавливающая особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства. Имеются международные соглашения, направленные на сотрудничество в сфере МСП, например Соглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и Секретариатом малого и среднего предпринимательства Республики Аргентина о сотрудничестве в сфере малого и среднего предпринимательства (заключено 25 июня 1998 г.). Аналогичное соглашение было заключено с Экспортно-импортным банком США в отношении оказания поддержки экспортным поставкам из США для малых предприятий в РФ (заключено 11 марта 1998 г.). Развитие сотрудничества между субъектами МСП России и государств - членов АСЕАН основывается на Соглашении между Правительством РФ и правительствами государств - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о сотрудничестве в области экономики и развития (заключено 10 декабря 2005 г.).

Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства

Понятие малого предпринимательства появилось в России в 90-е годы с началом рыночных реформ. Впервые этот термин официально был использован в Постановлении Совмина СССР от 8 августа 1990 г. N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий", а затем в Постановлении Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР". Переход к рыночным отношениям потребовал ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места. В научной литературе развернулась дискуссия о необходимости придания малому и среднему предприятию статуса специального хозяйствующего субъекта, квалификации его в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица <12>. Следует отметить, что правовые категории малых и средних предприятий применялись и в советское время, однако не связывались с понятием предпринимательства.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография В.С. Белых "Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России" включена в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2009.

<12> В ГК РФ понятие предприятия трактуется двояко. В широком смысле, как объект прав - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. И в узком смысле, в качестве отдельной организационно-правовой формы как государственное или муниципальное унитарное предприятие. О предприятии как субъекте предпринимательской деятельности и имущественном комплексе см.: Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2008. С. 145 - 154. В.В. Лаптев отмечал, что предприятие - это основной вид коммерческой организации, а малое предприятие относится к специальным видам предприятий (Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М., 2006. С. 75). В.К. Андреев доказывал необходимость включения организационно-правовой формы малого предприятия в ГК РФ (Андреев В.К. О государственном регулировании малого предпринимательства // Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве / Отв. ред. М.А. Супатаев, В.К. Андреев. М.: Юрист, 2004. С. 37). Не разделяя данной позиции, И.В. Ершова полагает достаточным квалифицировать субъектов малого и среднего предпринимательства как субъектов предпринимательского права, которые могут создаваться в организационно-правовых формах коммерческих и некоммерческих организаций, предусмотренных ГК РФ (Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М., 2014).

В современной российской правовой системе понятие "малого и среднего предпринимательства" ("малого и среднего бизнеса") используется для обозначения вида предпринимательства, основанного на деятельности индивидуальных предпринимателей, а также небольших и средних организаций (малых и средних предприятий). В то же время в формально-юридическом смысле в законодательстве используются термины "субъекты малого и среднего предпринимательства", "малое предприятие", "среднее предприятие", под которыми обобщенно понимаются различные субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, потребительские кооперативы, коммерческие организации), соответствующие предусмотренным в Законе критериям их отнесения к категории малых и средних предприятий. Поэтому малое и среднее предприятие не является самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели также могут быть отнесены к числу малых предприятий, но лишь при условии соответствия установленным критериям.

В Федеральном законе о развитии МСП содержится определение субъектов малого и среднего предпринимательства: это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Из этого определения следует, что законодательство выделяет три категории субъектов МСП: микропредприятия, малые и средние предприятия. При этом такой субъект предпринимательства, как микропредприятие, отнесен к разновидности малого предприятия.

Федеральный закон о развитии МСП раскрывает содержание понятия субъектов МСП. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Критерии получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства

Хозяйствующие субъекты для получения статуса субъекта МСП должны соответствовать условиям (критериям, ограничениям), определенным в статье 4 Федерального закона о МСП: (1) иметь определенную структуру уставного капитала (соответствовать ограничениям при формировании имущества); (2) не превышать предельного значения средней численности работников; (3) иметь определенные финансовые показатели. В отношении индивидуальных предпринимателей применяются только второй и третий критерии.

1. Содержание первого критерия заключается в том, что для отнесения юридического лица к числу субъектов МСП необходимо, чтобы (а) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов в его уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышала 25% <13>, (б) суммарная доля участия иностранных юридических лиц либо принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не превышала 49% каждая.

<13> Это ограничение не касается инвестиционных фондов и инвестиционных товариществ.

Последнее ограничение не распространяется: (а) на хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, (б) на юридические лица, получившие статус участника проекта "Сколково" <14>, (в) на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2014 г. N 1335 перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

<14> В соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ.

Рассмотренный критерий в литературе называется критерием независимости и основан на необходимости обеспечения экономической и иной независимости субъекта МСП от влияния крупного бизнеса.

2. Второй критерий учитывает количество работников субъекта МСП. Средняя численность таких работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

Средняя численность работников субъекта МСП определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

3. Третий критерий связан с финансовыми показателями деятельности хозяйствующего субъекта. У субъекта МСП выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 для каждой категории субъектов МСП: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в порядке, установленном НК РФ, исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. А балансовая стоимость активов, под которой понимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяется по данным бухгалтерского учета. Поскольку предельные значения балансовой стоимости активов в настоящий момент не установлены, то по данному критерию используются пока только предельные значения выручки.

Сочетание различных показателей из предусмотренных Законом критериев применительно к хозяйствующему субъекту позволяет отнести его к одной из категорий субъектов МСП - микропредприятию, малому или среднему предприятию. При этом данная категория определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным вторым и третьим критериями. Категория субъекта МСП изменяется только в том случае, если предельные значения выше или ниже установленных Законом предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Порядок приобретения и подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства

Законодательство не предусматривает особой процедуры регистрации хозяйствующих субъектов в качестве субъектов МСП. В то же время органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам МСП, обязаны вести специальные реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки <15>. В статье 8 Федерального закона о развитии МСП имеется подробный перечень сведений, которые должны отражаться в указанных реестрах. Информация, содержащаяся в реестрах, является открытой для ознакомления с ней любых лиц.

<15> Положение о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 358.

Включение юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестр не означает его государственной регистрации в качестве субъекта МСП, а лишь подтверждает юридический факт предоставления государственной или муниципальной поддержки субъекту МСП (вид, форму, размер и срок предоставленной поддержки). Сведения должны исключаться из реестров по истечении трех лет с даты окончания срока оказания такой поддержки.

На практике нередко возникает вопрос о возможности отказа субъекту МСП в предоставлении мер государственной поддержки, если он не включен в соответствующий реестр. По данному вопросу имеется разъяснение Минэкономразвития РФ от 23 мая 2008 г. N Д05-2022, в котором подчеркнуто, что Федеральным законом о развитии МСП установлен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении поддержки (любого вида и формы) субъектам МСП. Поэтому требование о предварительном включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов МСП как одном из оснований оказания поддержки неправомерно.

Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства

Государственная политика в области развития МСП является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов в сфере развития МСП.

Среди основных целей государственной политики в области развития МСП выделяются следующие:

  1. развитие субъектов МСП в целях формирования конкурентной среды в экономике;
  2. обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП;
  3. обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. оказание содействия субъектам МСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на российский и зарубежные рынки;
  5. увеличение количества субъектов МСП;
  6. обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  7. увеличение доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объеме ВВП России;
  8. увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в налоговых бюджетах.

К основным принципам государственной политики в области развития МСП Федеральный закон о развитии МСП относит: (а) разграничение полномочий по поддержке субъектов МСП между федеральными органами государственной власти (ст. 9), органами государственной власти субъектов РФ (ст. 10) и органами местного самоуправления (ст. 11); (б) ответственность органов власти и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП; (в) участие представителей МСП в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; (г) обеспечение равного доступа субъектов МСП к получению государственной и муниципальной поддержки.

Формирование государственной экономической и правовой политики по поддержке и развитию МСП основывается на данных сплошных и выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП, которые проводит Росстат. Порядок проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 79. Основные методологические и организационные положения по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства утверждены Приказом Росстата от 5 июня 2015 г. N 259. Результаты наблюдений позволяют выявить реальное состояние МСП и определить стратегию такой политики.

Инфраструктура, формы и условия поддержки субъектов МСП

Под инфраструктурой поддержки субъектов МСП понимается система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) РФ и субъектов РФ, а также муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов МСП и оказания им поддержки. К инфраструктуре поддержки субъектов МСП относят центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства <16>, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов МСП, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, микрофинансовые организации и иные организации.

<16> Указанные фонды созданы во многих регионах и муниципальных образованиях. Они формируются на основании решений органов власти и органов местного самоуправления. См., например: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10 июня 2015 г. N 514 "О создании некоммерческой организации "Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", распоряжение Администрации Томской области от 28 ноября 2011 г. N 1207-ра "О создании Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области", Приказ Департамента инвестиционной политики Ярославской области от 30 мая 2013 г. N 64-ОД, которым был утвержден Устав Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области (микрофинансовая организация), а Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства Восточного административного округа города Москвы создан Префектурой ВАО города Москвы в 1998 году.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при реализации государственных и муниципальных программ. Для этих организаций Федеральным законом о развитии субъектов МСП предусмотрена отдельная поддержка, направленная на создание и обеспечение их деятельности. Условия и порядок оказания такой поддержки детализируются федеральным и региональным законодательством, а также муниципальными правовыми актами. В качестве примера можно отметить Приказ Минэкономразвития РФ от 5 марта 2007 г. N 75, в котором содержатся общие требования к бизнес-инкубатору и порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе.

Инфраструктура поддержки субъектов МСП создается на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Каждый из этих уровней на основании своих программ и за счет собственных бюджетов самостоятельно решает вопросы формирования инфраструктуры поддержки и обеспечения ее деятельности <17>.

<17> Полномочия органов государственной власти субъектов РФ на формирование собственной инфраструктуры поддержки в субъектах РФ подтверждаются судебной практикой. См., например: Определение Верховного Суда РФ от 10 апреля 2013 г. N 74-АПГ13-6, которым была подтверждена юридическая сила Порядка формирования, изменения и опубликования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2012 г. N 423.

Поддержка субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, осуществляется в определенных формах, как предусмотренных Федеральным законом о развитии МСП, так и самостоятельно выбираемых субъектами РФ и муниципальными образованиями и реализуемых за счет средств собственных бюджетов <18>. Среди основных форм поддержки выделяются финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников указанных субъектов и организаций, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержка субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

<18> Полномочия органов власти и органов местного самоуправления по вопросам развития МСП значительно шире, чем разработка и реализация региональных и муниципальных программ развития субъектов МСП. Они могут дополнительно устанавливать различные формы, виды и меры государственной поддержки, не предусмотренные программами. Например, Определением Верховного Суда РФ от 3 сентября 2008 г. N 50-Г08-7 была подтверждена правомерность введения Постановлением Правительства Омской области от 6 августа 2004 г. N 49-п "О мерах, направленных на развитие малого предпринимательства..." грантов для субъектов предпринимательской деятельности в сфере агропромышленного комплекса Омской области, хотя данная мера поддержки не была предусмотрена целевой программой Омской области "Развитие малого предпринимательства в Омской области на 2006 - 2008 годы", утвержденной Законом Омской области от 24 июля 2006 года N 773-03.

Условия и порядок оказания государственной и муниципальной поддержки устанавливаются нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) РФ и субъектов РФ, а также муниципальных программ (подпрограмм).

Формы поддержки субъектов МСП, условия и порядок ее оказания Федеральной корпорацией развития малого и среднего предпринимательства определяются советом директоров этой корпорации.

Субъекты МСП и организации, образующие инфраструктуру поддержки, в случае получения государственной или муниципальной поддержки обязаны ежегодно представлять в оказывающие поддержку органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также в корпорацию развития МСП информацию о результатах использования полученной поддержки. Состав указанной информации, сроки, порядок и форма ее представления устанавливаются Минэкономразвития РФ.

Меры и виды государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

В целях реализации государственной политики в области развития МСП законодательством РФ предусматриваются специальные меры поддержки субъектов МСП. При этом меры могут касаться как в целом всех субъектов МСП, так и их отдельных категорий, например только малых предприятий. Указанные меры можно классифицировать на меры в сфере налогов и сборов, в области бухгалтерского учета и отчетности, в сфере закупок, имущественной, финансовой (в том числе кредитование), инфраструктурной, информационной, консультационной, правовой и иных форм поддержки. В законодательстве и литературе также выделяются меры государственной поддержки в отдельных сферах деятельности, например в образовании, торговле, строительстве энергетических объектов, сельском хозяйстве, ремесленной деятельности, инновационной деятельности и т.д. <19>.

<19> См., например: Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М., 2014.
  1. К мерам поддержки субъектов МСП в сфере налогов и сборов Федеральный закон о развитии МСП относит специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий. Специальные налоговые режимы установлены НК РФ и предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов субъектами МСП. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения (УСН); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; патентная система налогообложения.

В сфере малого бизнеса значительное распространение получили УСН и ЕНВД. Например, применение УСН предусматривает освобождение субъекта МСП от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество, налога на доходы физических лиц (для ИП) и замену этих налогов единым налогом, уплачиваемым по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется субъектами МСП добровольно.

Для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, утверждены упрощенные формы налоговых деклараций по единым налогам. Более того, они освобождены от представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по тем налогам, которые они не уплачивают в связи с применением специальных налоговых режимов. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 10 июля 2007 г. N 62н.

  1. Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий. При этом хозяйствующий субъект имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины субъекта и других соответствующих факторов. Дополнительно микропредприятию при формировании учетной политики предоставлено право предусмотреть возможность ведения бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

Право на применение субъектами малого предпринимательства упрощенных способов ведения бухгалтерского учета закреплено в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Указанные способы должны устанавливаться федеральными стандартами бухгалтерского учета независимо от вида экономической деятельности. До их утверждения применяются ранее действовавшие правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, так называемые положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) <20>.

<20> Подробнее см. главу в данном учебнике "Учет и отчетность в предпринимательской деятельности".

Применение упрощенных способов бухгалтерского учета означает, что для его ведения субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н. Для систематизации и накопления информации такой субъект может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. Кроме того, субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма). Субъект хозяйствования, применяющий упрощенные способы, имеет право также принять ряд решений, облегчающих ему предпринимательскую деятельность: об использовании кассового метода учета доходов и расходов; не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов для целей бухгалтерского учета; не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен; не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов; признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности и т.д.

Субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, а также самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом он может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств. Такому субъекту допустимо раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.

Руководитель организации, применяющей упрощенные способы, может принять ведение бухгалтерского учета лично на себя. А индивидуальный предприниматель может не вести бухгалтерский учет, а ограничиться лишь учетом доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Особенности упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства регулируются указанием Банка России от 11 марта 2014 N 3210-У.

  1. Федеральным законом о развитии МСП закреплен упрощенный порядок составления субъектами МСП статистической отчетности. Во исполнение данного законодательного положения приказами Росстата систематически утверждаются специальные формы федерального статистического наблюдения за субъектами МСП с указаниями по их заполнению. В настоящее время действуют следующие формы: N ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием"; N 1-ИП (мес) "Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем"; N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"; N МП (микро)-натура "Сведения о производстве продукции микропредприятием" <21>.
<21> Приказом Росстата от 9 июня 2015 г. N 263 введены разовые формы для отчета за 2015 год: N МП-сп "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год" и N 1-предприниматель "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год".
  1. Оказание мер имущественной поддержки субъектам МСП заключается в передаче им во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, нежилых помещений, оборудования, транспортных средств, инвентаря и т.п., на возмездной или безвозмездной основе либо на льготных условиях в соответствии с государственными и муниципальными программами. В отношении такого имущества установлены законодательные ограничения в виде запрета на его последующую продажу, переуступку прав пользования, внесения в уставный капитал и т.п.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести и публиковать перечни имущества, свободного от прав третьих лиц, в целях предоставления его во владение или в пользование на долгосрочной (не менее пяти лет) основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) только субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Субъект МСП наделен преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества в пределах 1000 кв. м. Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или муниципальной собственности такого имущества, в том числе особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого имущества, регулируются специальным Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ <22>. Данным Законом предусмотрен льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество. При этом право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных пределах принадлежит субъекту МСП. Срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества определяется законами субъектов РФ, но не должен составлять менее пяти лет.

<22> Основные положения Закона будут действовать до 1 июля 2018 г.
  1. В целях расширения доступа малого бизнеса к закупкам законодательством предусмотрены особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенности участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки у субъектов МСП в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. В этих целях должны проводиться конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, в которых участниками закупок могут быть только субъекты МСП. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Кроме того, заказчик вправе установить требование к поставщику о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов МСП.

Отдельные виды юридических лиц (государственные корпорации, государственные компании, бюджетные учреждения, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, и т.п.) при осуществлении закупок товаров, работ и услуг должны соблюдать требования Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в отношении субъектов МСП. На основании данного Закона Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема. Установлено, что годовой объем закупок, в которых участвуют субъекты МСП, должен составлять не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных только с субъектами МСП, должен быть не менее 10%.

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ также установлена обязанность конкретных заказчиков осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков и годовой объем таких закупок утверждается Правительством РФ. Заказчики, включенные в указанный перечень, при формировании плана закупки должны отражать информацию о закупке инновационной высокотехнологичной продукции у субъектов МСП.

  1. Значимые для субъектов МСП меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора) основываются на Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Помимо общих положений, связанных с основными гарантиями для бизнеса при проведении проверок <23>, данный Закон содержит специальные нормы, касающиеся только субъектов МСП. Так, в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 50 часов в отношении малых предприятий и 15 часов для микропредприятий.
<23> Подробнее см. главу в данном учебнике "Государственное регулирование предпринимательской деятельности".

В 2015 году по инициативе Президента РФ, изложенной в Послании Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г., в указанный Федеральный закон была введена специальная статья 26.1 "Особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства". Основная цель нововведений заключается в предоставлении малому бизнесу "надзорных каникул": "Если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить. Конечно, речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей" <24>. Теперь по общему правилу с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещено проводить любые плановые проверки субъектов малого предпринимательства, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих некоторые виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере <25>. Данный мораторий на проверки не применяется и к субъектам малого предпринимательства, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения (дисквалификация, административное приостановление деятельности, лишение лицензии и т.п.). Такие хозяйствующие субъекты могут включить в план проверок, даже если не истек трехлетний срок с момента их государственной регистрации или окончания последней плановой проверки, что по общему правилу не допускается. "Надзорные каникулы" не распространяются также на отдельные виды контроля (надзора), исчерпывающий перечень которых приведен в п. 6 ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (в области обеспечения радиационной безопасности, защиты государственной тайны, использования атомной энергии и т.д.).

<24> Российская газета. 05.12.2014. N 278.
<25> Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".

Органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля обязаны самостоятельно проверять информацию об отнесении включаемых в планы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства с помощью межведомственного информационного обмена. До начала проверки должностное лицо должно удостовериться, что проверка хозяйствующего субъекта не подпадает под законодательные ограничения. В случае представления ему документов, подтверждающих статус субъекта малого предпринимательства, в отношении которого проведение проверки запрещено, такая проверка прекращается, о чем составляется акт.

Проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.

  1. Оказание мер финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов путем предоставления субсидий (ст. 78 БК РФ), бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ), государственных и муниципальных гарантий (ст. 115 БК РФ) по их обязательствам.

Из федерального бюджета также выделяются средства на государственную финансовую поддержку субъектов МСП, в том числе на ведение реестра субъектов МСП - получателей поддержки и на обеспечение деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для оказания поддержки субъектам МСП с участием Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Эти средства предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и бюджетам субъектов РФ в виде субсидий. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. N 1605.

Особую роль в финансовой поддержке МСП играют региональные и муниципальные органы власти. Например, Постановлением Правительства Москвы от 15 сентября 2015 г. N 587-ПП утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения части затрат субъектов МСП, являющихся резидентами технологических парков, технополисов или индустриальных парков города Москвы, на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие их деятельности. Субсидии выделяются тем субъектам МСП, которые заключили кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень, сформированный Федеральной корпорацией по развитию МСП, либо получили одобрение на выдачу кредита.

  1. Оказание мер информационной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов МСП в сети Интернет и информационно-телекоммуникационных сетей. Эти ресурсы функционируют в целях обеспечения субъектов МСП различной информацией: о реализации государственных программ поддержки субъектов МСП; о количестве субъектов МСП и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах МСП; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами МСП, и их финансово-экономическом состоянии; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, условиях и порядке оказания ими такой поддержки; о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни в целях предоставления его во владение или в пользование субъектам МСП; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки; иной необходимой для развития субъектов МСП информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга и т.п.). Указанная информация свободно размещается в сети Интернет, должна быть круглосуточно доступной, регулярно обновляемой и открытой для копирования <26>.
<26> Требования к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27 июля 2015 г. N 505.
  1. Оказание мер консультационной поддержки субъектам МСП органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: (1) создания и обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП и оказывающих консультационные услуги таким субъектам; (2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами МСП, на оплату консультационных услуг. Несмотря на двоякое толкование последнего положения, на практике компенсация применяется в отношении затрат по оплате консультационных услуг, оказываемых только организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Компенсация затрат на консультационную поддержку субъектов МСП может рассматриваться и как особый вид их финансовой поддержки.

Среди мер государственной поддержки в отдельных сферах деятельности Федеральный закон о развитии МСП выделяет оказание поддержки субъектам МСП в сфере образования. Такая поддержка может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания условий для подготовки кадров для субъектов МСП или их дополнительного профессионального образования, а также учебно-методической и научно-методической помощи.

В целях оказания поддержки субъектам МСП в области ремесленной деятельности органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности, а также создавать специальную инфраструктуру поддержки, в том числе палаты ремесел, центры ремесел.

Особое внимание уделяется поддержке субъектов МСП в области инноваций и промышленного производства. Оказание такой поддержки субъектам МСП осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде:

  1. создания и обеспечения деятельности технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон;
  2. содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами МСП;
  3. создания условий для привлечения субъектов МСП к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
  4. создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

В качестве примера можно сослаться на положительный опыт Москвы в сфере поддержки инновационной деятельности. Например, Постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N 646-ПП были утверждены специальные порядки предоставления субсидий из бюджета города Москвы организациям, осуществляющим деятельность в инновационной сфере, в сфере поддержки инновационной деятельности, и управляющим организациям технологических парков города Москвы. Такая финансовая поддержка оказывается в целях возмещения части затрат, связанных с получением допуска ценных бумаг субъектов МСП к торгам на рынке инноваций и инвестиций фондовых бирж. Субъекты МСП также могут обращаться за возмещением части затрат, связанных с оснащением и функционированием центров молодежного инновационного творчества, уплатой процентов по кредитам, полученным на создание и (или) развитие технологических парков, организацией или расширением производства продукции на основе внедрения и промышленного освоения результатов научно-технической деятельности и т.п.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку субъектам МСП, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, в виде:

  1. сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития МСП;
  2. содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности;
  3. создания и обеспечения деятельности организаций, специализирующихся на оказании поддержки субъектам МСП, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.

Порядок оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства

В статье 14 Федерального закона о развитии МСП определены основные принципы поддержки субъектов МСП:

  1. заявительный порядок обращения субъектов МСП за оказанием поддержки;
  2. доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов МСП;
  3. равный доступ субъектов МСП, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами и муниципальными правовыми актами, к участию в государственных и муниципальных программах развития МСП;
  4. оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  5. открытость процедур оказания поддержки.

В соответствии с законодательным принципом поддержка субъектов МСП реализуется в заявительном порядке. Это предполагает, что при обращении субъекта МСП за оказанием поддержки он должен представить документы, подтверждающие его соответствие условиям отнесения к одной из категорий МСП и условиям, предусмотренным правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных и муниципальных программ развития МСП. Существенным облегчением для бизнеса является запрет требовать у субъектов МСП представления документов, которые уже находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Такие документы должны получаться с помощью межведомственного информационного обмена без участия хозяйствующего субъекта.

Сроки рассмотрения обращений субъектов МСП устанавливаются правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных или муниципальных программ <27>. Каждый субъект должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия.

<27> Например, в соответствии с муниципальной программой "Предпринимательство Рузского муниципального района" (утв. Постановлением администрации Рузского муниципального района МО от 15 октября 2014 г. N 2611) срок рассмотрения обращений субъектов МСП составляет 30 дней.

На основании требований Федерального закона о развитии МСП в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

  1. не представлены необходимые документы или представлены недостоверные сведения и документы;
  2. не выполнены условия оказания поддержки;
  3. ранее в отношении заявителя уже принималось решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
  4. с момента признания субъекта МСП допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

Важным принципом поддержки субъектов МСП является необходимость соблюдения требований законодательства о конкуренции. Реализация данного принципа означает соответствие деятельности, осуществляемой в рамках оказания поддержки субъектам МСП, целям Федерального закона о защите конкуренции, в качестве которых определены: обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков <28>. Указанный Закон содержит специальные правила предоставления государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП (глава 5).

<28> Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2008.

Понятие государственных и муниципальных преференций раскрывается в статье 4 Федерального закона о защите конкуренции и означает предоставление органами государственной власти и органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. В виде исключения из общего правила не требуется предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление государственной или муниципальной преференции, если она получается в соответствии с государственными или муниципальными программами развития МСП. В то же время государственные или муниципальные преференции могут предоставляться при отсутствии соответствующих программ на основании правовых актов органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих органов или организации. В подобных случаях требуется предварительное согласие в письменной форме антимонопольного органа.

Согласно Федеральному закону о развитии МСП поддержка не может оказываться в отношении субъектов МСП:

  1. являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
  2. являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
  3. осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  4. являющихся нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ.

Финансовая поддержка не может оказываться субъектам МСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Корпорация развития малого и среднего предпринимательства

В целях расширения и координации оказания субъектам МСП поддержки Федеральным законом о развитии МСП предусмотрено создание корпорации развития малого и среднего предпринимательства, определены ее полномочия, задачи и функции в качестве института развития в сфере МСП. В соответствии с Указом Президента РФ от 5 июня 2015 г. N 287 "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" такая корпорация сформирована на базе АО "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий" в виде акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Федеральная корпорация) <29>.

<29> Доля обыкновенных акций корпорации развития МСП, находящихся в собственности РФ, не может составлять менее чем 50% плюс одна голосующая акция общего количества обыкновенных акций корпорации.

Федеральный закон о развитии МСП предусматривает особенности реализации мер государственной поддержки субъектов МСП с участием Федеральной корпорации. Она наделена рядом полномочий для поддержки МСП, в том числе по объединению финансово-кредитных ресурсов. Так, Федеральная корпорация в соответствии с программами финансовой поддержки субъектов МСП организует в рамках деятельности АО "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" (АО "МСП Банк"), являющегося дочерним в структуре Внешэкономбанка, финансирование кредитных организаций и иных юридических лиц, осуществляющих финансовую поддержку субъектов МСП. Тем самым проблемы кредитования малого и среднего бизнеса решаются в рамках предоставления финансирования через специализированный банк.

Значительные полномочия предоставлены Федеральной корпорации в части контроля в сфере закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ. Корпорация должна организовывать мероприятия, направленные на увеличение доли закупок товаров, работ и услуг заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме закупки. При этом она обязана осуществлять мониторинг и оценку утвержденных планов закупки, а также вправе обжаловать в судебном порядке действия или бездействие заказчиков в отношении субъектов МСП.

Федеральная корпорация обеспечивает информационное, маркетинговое, финансовое и юридическое сопровождение инвестиционных проектов, которые реализуются субъектами МСП и соответствуют ее приоритетным направлениям деятельности. Федеральная корпорация вправе предоставлять субъектам МСП услуги по поддержке через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, включая использование информационных порталов государственных и муниципальных услуг, что существенно облегчает доступность таких услуг. Кроме того, корпорация в целях оказания услуг субъектам МСП вправе запрашивать документы и информацию, в том числе в электронной форме, от органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Список литературы

  1. Алешкин А.И. Понятие субъекта малого предпринимательства и законодательство, регулирующее правоотношения в данной сфере // Предпринимательское право. 2010. N 4.
  2. Бимбад А.Я. Государственная и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства на современном этапе: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
  3. Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 9.
  4. Лисица В.Н. О развитии малого и среднего предпринимательства в условиях финансово-экономического кризиса // Предпринимательское право. 2009. N 4.
  5. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М., 2014.
  6. Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве / Отв. ред. М.А. Супатаев, В.К. Андреев. М., 2004.
  7. Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2013. N 2.
  8. Проблемы гармонизации законодательства Российской Федерации и Европейского союза о малом предпринимательстве // Предпринимательское право в рыночной экономике / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2004.
  9. Ручкина Г.Ф. Совершенствование правовых условий финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Юрист. 2014. N 9.
  10. Спектор А.А. Защита прав субъектов малого и среднего предпринимательства при проведении государственного контроля (надзора) // Предпринимательское право. 2013. N 2.