Мудрый Юрист

Правовое регулирование труда медицинских работников: особенности правового статуса и проблемы, имеющиеся в законодательстве

Филипова Ирина Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Нижегородского государственного университета.

Правовое регулирование труда медицинских работников в России осуществляется Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", законами субъектов РФ, а также значительным числом подзаконных нормативных актов, детализирующих положения законов. В настоящей статье исследуются особенности регулирования труда медицинских работников, отличающиеся от общих правил, установленных трудовым законодательством. Автор указывает на проблемы в области правового регулирования труда медицинских работников и предлагает отдельные меры по совершенствованию российского законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: медицинский работник, специальный субъект трудового права, нормирование труда, рабочее время.

Legal Regulation of Work of Health Care Professionals: Specifics of the Legal Status and Legislative Issues

I.A. Filipova

Filipova Irina A., Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor, Assistant Professor of the Civil Law and Procedure Department at the Faculty of Law of the Nizhniy Novgorod State University.

The Labor code, the Federal law "On the fundamentals of health protection in Russian Federation", laws of the subjects of Russian Federation and a large number of regulations, which details the provisions of the laws, implement the legal regulation of the labor of medical workers in Russia. This article explores the features of the regulation of the labor of medical personnel, which differ from the general rules laid down in labor legislation. The author points to problems in the field of legal regulation of the labor of medical personnel and suggests some measures for the improvement of Russian legislation in this sphere.

Key words: medical worker, the special subject of labor law, labor standards, labor time.

Трудовое право развивается, идя по пути дифференциации регулирования труда различных работников. Если в КЗоТе РСФСР 1971 г. были выделены всего две главы, посвященные регулированию труда отдельных категорий работников (женщин и несовершеннолетних), то в Трудовом кодексе РФ (далее - ТК РФ) на момент принятия было 15 глав (главы 41 - 55 ТК РФ), посвященных особенностям труда отдельных категорий работников, к 2015 г. добавились пять новых глав: о труде дистанционных, иностранных, научных работников и т.д.

Медицинские работники (далее - медработники) составляют отдельную категорию работников, являются специальным субъектом трудового права в силу того, что, с одной стороны, их труд, направленный на сохранение жизни и здоровья людей, очень ответствен, к нему должны допускаться только квалифицированные специалисты, с другой стороны, труд медработника связан с повышенной нервной нагрузкой, психоэмоциональным перенапряжением, что требует установления в законе защитных мер для самих медработников. Особенности труда медработников кратко сформулированы Т.И. Акулиной:

  1. направленность на сохранение здоровья и жизни человека;
  2. сильное психическое напряжение, вредные и опасные условия труда, высокий риск заражения инфекционными и иными заболеваниями;
  3. повышенная юридическая ответственность, ограничение некоторых прав;
  4. необходимость соблюдения медработниками врачебной тайны и этики <1>.
<1> Акулина Т.И. Правовой статус медицинского работника как специального субъекта трудового права // Закон, 2012. N 4. С. 163 - 164.

Количество медработников в России достаточно велико: 703 тыс. врачей и 1520 тыс. среднего медперсонала (показатели на 2013 год) <2>.

<2> Россия 2014: Статистический справочник / Росстат. М., 2014. С. 15.

Специфику правового регулирования труда медработников законодатель изначально попытался уместить в ст. 350 ТК РФ. Помимо нее о медработниках упоминается в ст. 142, 213 и 413 ТК РФ в связи с запретами на приостановление работы при задержке зарплаты и на забастовку на станциях скорой помощи, а также по поводу обязательных медосмотров. В то же время труд медработников в силу серьезных особенностей нуждается в более подробной регламентации. Проблемы, связанные с необходимостью доработки трудового законодательства в области регулирования труда врачей, среднего и младшего медперсонала, регулярно обсуждаются как в медицинской, так и в юридической литературе <3>. Почему этот вопрос до сих пор не нашел решения в трудовом законодательстве? Неужели специфика работы врачей не так важна, как, предположим, работников транспорта, которым посвящена глава 51 ТК РФ, или педагогических работников, особенности труда которых предусмотрены в главе 52 ТК РФ? Скорее, наоборот, особенности труда медработников столь своеобразны, что их трудно охватить нормативным регулированием в рамках ТК РФ, до сих пор законодатель не нашел оптимального варианта, позволяющего осуществить такое регулирование. Это подтверждается и постепенным увеличением объема ст. 350 ТК РФ, изначально состоявшей из двух частей, а к середине 2013 г. увеличившейся до семи. В статье 350 ТК РФ законодателем урегулированы следующие вопросы:

<3> Бархатова Т.В., Погодина И.В. Оплата труда медицинских работников: правовое регулирование и практика // Медицинское право. 2014. N 5. С. 32 - 36; Канунникова Л.В., Шинко О.Л. Правовые и этические основы профессиональной деятельности медицинских работников в РФ и за рубежом // Медицинское право. 2010. N 6. С. 20 - 24.

Сокращение продолжительности рабочего времени медработников (не более 39 ч. в неделю) детализировано в подзаконном акте - Постановлении Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности". К примеру, до 36 ч. в неделю сокращается рабочее время медперсонала, непосредственно осуществляющего уход за ВИЧ-инфицированными пациентами, до 33 ч. - рабочее время врачей-стоматологов, до 30 ч. - медработников противотуберкулезных диспансеров и т.д. Время работы медперсонала, работающего с гамма-препаратами, - 24 ч. в неделю.

В части 2 ст. 350 ТК РФ предусмотрена возможность увеличения часов работы по совместительству для медработников в сельской местности. Данное положение раскрыто в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2002 N 813, согласно которому данные работники могут работать по совместительству не половину нормы рабочего времени, как все работники, а целую норму.

Согласно ч. 3 ст. 350 ТК РФ возможно предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска отдельным категориям медработников. Следующие нормативные акты предусматривают дополнительный отпуск: Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 N 1588 (3 дня отпуска врачам общей практики и медсестрам таких врачей за непрерывную работу более 3 лет); Приказ Минздрава РФ от 30.05.2003 N 225 (отпуск 14 календарных дней для медработников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи); Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 (отпуск 14, 21, 28 или 35 календарных дней в зависимости от категории медработника, участвующего в оказании психиатрической, противотуберкулезной помощи или медпомощи ВИЧ-инфицированным).

С 2014 года новая редакция ст. 117 ТК РФ предусматривает необходимость предоставления минимум 7-дневного дополнительного отпуска работникам, осуществляющим работу во вредных и (или) опасных условиях. Отпуск предоставляется по результатам специальной оценки условий труда, если эти условия отнесены к вредным (подклассы 3.2, 3.3, 3.4) либо опасным (класс 4).

Части 4 - 7 ст. 350 ТК РФ регулируют порядок дежурств медработников на дому; согласно нормам ТК РФ дежурство на дому:

  1. устанавливается с согласия медработника;
  2. предусматривает готовность работника быть вызванным на работу;
  3. засчитывается в рабочее время: 1 ч. дежурства за 0,5 ч. рабочего времени;
  4. не может увеличивать норму рабочего времени для медработников.

Согласно изданному в соответствии с п. 7 ст. 350 ТК РФ Положению об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому, утвержденному Приказом Минздрава РФ от 02.04.2014 N 148н, для таких медработников:

Помимо ТК РФ специфика правового регулирования труда медработников отражена в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ об охране здоровья), в котором дано определение термина "медицинский работник", очерчен круг лиц, обладающих правом на осуществление медицинской деятельности, указаны специальные права и обязанности медработников и т.д.

Кто является специальным субъектом трудового права, предусмотренным в ст. 350 ТК РФ, - медицинским работником? Согласно п. 13 ст. 2 ФЗ об охране здоровья медработник - это физическое лицо, имеющее медицинское или иное образование и работающее в медицинской организации, если в трудовые обязанности данного лица входит осуществление медицинской деятельности, а также физическое лицо - индивидуальный предприниматель, непосредственно осуществляющий медицинскую деятельность.

Само определение понятия "медицинский работник" в ФЗ об охране здоровья не соответствует требованиям трудового законодательства с разграничением статусов "работодатель" и "работник", где индивидуальный предприниматель может быть работодателем, но не работником. ТК РФ содержит четкое определение общего понятия "работник" - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ч. 2 ст. 20 ТК РФ). С точки зрения трудового права - это только работник медорганизации или работник у индивидуального предпринимателя, но не сам предприниматель.

Другой проблемный момент: какой работник относится к категории медработников - врач, медсестра, санитарка? Согласно ФЗ об охране здоровья медработники - это лица, осуществляющие медицинскую деятельность, имеющие медицинское или иное образование, т.е. санитарка не относится к медработникам. Также согласно Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183н (далее - Номенклатура должностей медработников), к медработникам относятся помимо врачей, фельдшеров, медсестер и лаборантов лица, не имеющие медицинского образования, - младший медперсонал (санитары, сестры-хозяйки). В ТК РФ этот вопрос не урегулирован, хотя некоторые специалисты предлагают выделить в отдельную (более широкую) категорию работников здравоохранения, а в более узкую - медработников - лиц, обладающих правом осуществлять медицинскую деятельность по ФЗ об охране здоровья, имеющих:

Специальные права медработников, предусмотренные ч. 1 ст. 72 ФЗ об охране здоровья, касаются именно работников, имеющих профессиональное образование, к этим правам относятся: право на повышение квалификации за счет работодателя (не реже 1 раза в 5 лет, а также при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья, при увольнении по сокращению штата), право на страхование риска профессиональной ответственности и т.д.

В статье 73 ФЗ об охране здоровья перечислены специальные обязанности медработников, в том числе по соблюдению врачебной тайны и обучению по дополнительным профессиональным программам не реже 1 раза в 5 лет (согласно Приказу Минздрава РФ от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях").

Норма об ответственности медработников содержится в ст. 98 ФЗ об охране здоровья и предусматривает ответственность за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни или здоровью при оказании гражданам медпомощи. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, не освобождает медработников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В условия трудового договора с медработником (исключая младший медперсонал) обязательно должны быть включены:

  1. уточнение трудовой функции, не только должность (главврач, завотделением, врач-стажер и т.д.), но и узкая специальность (терапевт, рентгенолог, окулист, хирург и т.д.); наименование должности медработника должно соответствовать Номенклатуре должностей медработников, при этом наименование должности врача должно соответствовать Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием (Приказ Минздрава РФ от 23.04.2009 N 210н);
  2. условие о необходимости совершенствования профессиональных знаний путем обучения по дополнительным программам не реже 1 раза в 5 лет;
  3. обязательство медработника не разглашать врачебную тайну.

В силу сложности труда медработника должностная инструкция фактически является обязательной частью трудового договора, она включает квалификационные характеристики должности в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденный Приказом Минздрава РФ от 23.07.2010 N 541н). В настоящее время Минтрудом РФ рассматриваются проекты профессиональных стандартов по отдельным должностям медработников, до конца 2015 г. планируется утверждение всех стандартов.

Для приема на работу на должность врача необходимо наличие дополнительной подготовки - ординатуры или интернатуры, последняя перестанет существовать с сентября 2017 г.

К проблемам в сфере труда медработников, требующим более совершенного правового регулирования, необходимо отнести следующие:

  1. Отсутствие четкого определения в законе круга лиц, относящихся к категории медработников. Разделение работников, осуществляющих собственно медицинскую деятельность, и иных лиц, участвующих в мероприятиях по оказанию медицинской помощи <4>, возможно через выделение более общего субъекта - категории "работников здравоохранения" и приведение Номенклатуры должностей медработников в соответствие с нормами ФЗ об охране здоровья.
<4> Иванова Н.А. Особенности правового регулирования труда медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. С. 15.
  1. Необходимость утверждения на федеральном уровне единых нормативов по объему работы - стандартов нагрузки по каждой медицинской специальности. В настоящее время нормирование труда производится работодателем, зависит от регионального законодательства и муниципального задания. Это приводит к значительному превышению рекомендательных норм по нагрузке медработников, установленных в порядках оказания медицинской помощи, к примеру в Порядке оказания педиатрической помощи <5>.
<5> Приказ Минздрава РФ от 16.04.2012 N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 43.
  1. Несоблюдение на практике сокращенных норм рабочего времени медработников, что влияет на качество медпомощи, повышая риск причинения вреда здоровью пациентов. Медработники нередко вынуждены соглашаться на дополнительное рабочее время по причине низкой оплаты труда в бюджетных организациях, а работодатель в этом заинтересован из-за недостатка в кадрах. Такая работа часто оформляется договором о работе по совместительству и оплачивается в однократном размере как работа, выполняемая по инициативе работника <6>. Только если работник согласился работать дополнительно, но отдельный договор не был заключен, работа оплачивается как сверхурочная <7>. В любом случае допущение в отношении медработников труда с превышением норм, даже если условия труда являются вредными и опасными, предусмотренное Постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 и подтверждаемое судебной практикой <8>, является, по сути, нарушением принципа трудового права, закрепленного в абз. 5 ч. 1 ст. 2 ТК РФ, - обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени. Тем более такое допущение противоречит общей норме ст. 282 ТК РФ, не допускающей работу по совместительству там, где она связана с вредными, опасными условиями труда, если основная работа связана с этими условиями.
<6> Решение Верховного Суда РФ от 26.04.2004 N ГКПИ04-561 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 12.
<7> Решения Калачеевского районного суда Воронежской области от 04.09.2013 по делам N 2-650/13, 2-651/13, 2-652/13 и 2-653/13 [Электронный ресурс]. URL: https://rospravosudie.com/court-kalacheevskij-rajonnyj-sud-voronezhskaya-oblast-s/act-436065345.
<8> Апелляционное определение Иркутского областного суда от 13.01.2015 по делу N 33-90/15 [Электронный ресурс]. URL: https://rospravosudie.com/court-irkutskij-oblastnoj-sud-irkutskaya-oblast-s/act-470252530.
  1. Необходимость установления обязательных стандартов оплаты труда через формирование тарифов на медуслуги и определение доли зарплаты в тарифе. Наличие проблемы подтверждается изданием Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014 <9>, раздел X которых посвящен организациям здравоохранения, но это лишь рекомендации.
<9> Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол N 11 // Российская газета. 12.01.2015. N 1.

В целях урегулирования указанных проблем оптимальным будет закрепление всех необходимых правовых норм о регулировании труда медработников в одном акте - ТК РФ. Этому мешает специфика труда медработников, требующая комплексного законодательного регулирования (с одной стороны - ТК РФ, с его общими нормами, распространяющимися и на медработников, с другой - ФЗ об охране здоровья, с третьей - детализация норм в многочисленных подзаконных актах). Но та же специфика труда педагогов, подпадающих под регулирование Закона об образовании, или работников транспорта с их уставами о дисциплине не мешает наличию отдельных глав в ТК РФ. Присутствие специальных норм в ТК РФ - это серьезная гарантия прав медработников в силу особого статуса ТК РФ. Должен действовать принцип: все, что можно поместить в ТК РФ, необходимо сгруппировать в отдельной главе, посвященной особенностям регулирования труда медработников, остальное предусмотреть в специальных актах.

Литература

  1. Акулина Т.И. Правовой статус медицинского работника как специального субъекта трудового права // Закон. 2012. N 4. С. 163 - 170.
  2. Бархатова Т.В., Погодина И.В. Оплата труда медицинских работников: правовое регулирование и практика // Медицинское право. 2014. N 5. С. 32 - 36.
  3. Иванова Н.А. Особенности правового регулирования труда медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. С. 15.
  4. Канунникова Л.В., Шинко О.Л. Правовые и этические основы профессиональной деятельности медицинских работников в РФ и за рубежом // Медицинское право. 2010. N 6. С. 20 - 24.