Раскрытие информации управляющей организацией
Александр Рыбкин, юрист, г. Москва.
Ирина Прохорова, юрист, г. Москва.
Алексей Кулик, юрист, г. Москва.
Управляющие организации должны раскрывать определенную информацию о своей деятельности для собственников помещений в многоквартирных домах. Объем и перечень этой информации регламентируются Стандартом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731. Однако из данного документа не следует, что управляющая компания обязана раскрывать информацию об аффилированных с ней сервисных компаниях. Этот вопрос является спорным. Попробуем разобраться в нем.
Управление МКД. Вчера и сегодня
В существующей практике управления многоквартирными домами (МКД) среди управляющих организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеется множество способов по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Таким образом, содержание общего имущества в доме является одной из самых важных задач при управлении МКД.
В Москве в настоящее время проводится эксперимент по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений Москвы и государственных унитарных предприятий города, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства (Постановление от 14.03.2013 N 146-ПП). На смену ГУП "ДЕЗ района", который осуществляет функции только по управлению МКД, приходит ГБУ "Жилищник", который вобрал в себя функции управления многоквартирными домами и благоустройства территории района. Штат такого государственного учреждения состоит из профессиональных рабочих, которые специализируются каждый в своей деятельности. Тем самым отсутствует необходимость в привлечении сторонних организаций для осуществления деятельности ГБУ "Жилищник". Одновременно с этим на рынке Москвы присутствуют и частные управляющие организации.
И частная, и государственная организации по договору управления МКД обязаны содержать общее имущество в надлежащем состоянии. ГУП "ДЕЗ района" осуществляет такую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В отличие от ГУП "ДЕЗ района", частные управляющие организации осуществляют свою деятельность без оглядки на Закон N 223-ФЗ, так как являются свободным хозяйствующим субъектом, созданным исключительно для ведения предпринимательской деятельности, а предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Допустимые пределы
Объем и перечень информации, подлежащей раскрытию для собственников помещений в многоквартирных домах, регламентируются Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт).
Управляющие организации во исполнение указанного Стандарта раскрывают информацию на Портале управления многоквартирными домами "Дома Москвы" (www.dom.mos.ru), на официальном сайте "Реформа ЖКХ" (www.reformagkh.ru), а также на своих официальных сайтах.
Пункт 3 Стандарта обязывает управляющую организацию раскрывать следующие виды информации:
- общую информацию об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению МКД;
- о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления МКД, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
- об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;
- отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год.
В указанных выше пунктах отсутствует какая-либо обязанность со стороны управляющей организации раскрывать информацию о юридических лицах, которые привлекались для выполнения отдельных видов работ и оказания услуг по заключенным договорам.
Раскрытие сведений о контрагентах
Юридические лица, которые связаны с управляющей организацией в рамках исполнения договора, вовсе не обязаны раскрывать информацию, так как не выполняют функции по управлению многоквартирными домами и на их деятельность Стандарт не распространяется.
В пункте 1 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" закреплена обязанность общества хранить списки своих аффилированных лиц.
На аффилированных лиц общества возложена обязанность уведомлять общество о принадлежащих им долях или частях долей в его уставном капитале (п. 6.1 ст. 45 Закона).
Обязанность общества хранить списки аффилированных лиц подразумевает обязанность общества вести такие списки, в том числе используя информацию, предоставляемую аффилированными лицами. Вместе с тем действующее законодательство не обязывает общество раскрывать информацию о его аффилированных лицах. Более того, ст. 53.2 ГК РФ прямо устанавливает, что правовые последствия для участников хозяйственной деятельности в силу их аффилированности могут быть предусмотрены исключительно ГК РФ или другим законом. Анализ действующего законодательства, регулирующего жилищную сферу общественных отношений, показывает отсутствие такого рода установлений. Судебной практике по спорам, связанным с раскрытием информации о деятельности связанных с управляющей организацией лиц, только предстоит сформироваться в связи с нарастающим числом потребителей, проявляющих активную жизненно-правовую позицию.
На основании изложенного представляется возможным сделать вывод о том, что аффилированность сервисных компаний с управляющей организацией не должна влечь никаких юридических последствий, связанных с расширением перечня информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией перед собственниками помещений многоквартирных домов.