Мудрый Юрист

Правовые предпосылки гражданской активности на местах

Вавилов Никита Сергеевич - аспирант, кафедра конституционного и административного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный университет".

В статье рассматриваются особенности закрепления основ гражданской активности на местном уровне, анализируются федеральные, региональные, муниципальные правовые акты, регулирующие гражданские институты на местах. Актуальность темы не вызывает сомнений, поскольку в сегодняшних условиях функционирования российской государственности и местного самоуправления необходим действенный общественный контроль за всеми уровнями государственной власти и местным самоуправлением. Автор не ограничивается отдельными теоретическими предложениями в работе, а предлагает конкретные законодательные формулировки в законодательство Российской Федерации: им сформулированы конкретные дополнения и новеллы законодательства в части усиления взаимодействия местного населения, институтов гражданского общества и муниципальных органов власти, общефилософский метод, общенаучные методы познания (диалектический, системный, анализа и синтеза, индукции и дедукции), а также частнонаучные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-функциональный, статистический, теоретико-прогностический методы). Муниципальное законодательство содержит определенные механизмы, стимулирующие гражданскую активность на местах, кроме того, данные механизмы адаптированы под условия конкретной территории муниципалитета, местные особенности. Тем не менее закрепление муниципальными образованиями Российской Федерации возможностей функционирования при органах местного самоуправления общественных комиссий, принятие специальных программ поддержки социально ориентированных институтов гражданского общества на конкурсной основе, развитие информационных основ местного самоуправления поможет усилить участие граждан и институтов гражданского общества в осуществлении местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, местное население, гражданская активность, институты гражданского общества, муниципальный правовой акт, общественная палата, официальный сайт, демократия, Интернет, легитимность.

Rightful premises of local civil activity

N.S. Vavilov

Vavilov Nikita Sergeevich - Postgraduate at Mari EL State University, Department of Constitutional and Administrative Law.

The article studies the peculiarities of introduction of civil activity principles on the local level; analyzes the federal, regional and municipal legal acts regulating local civil institutions. The topicality of the issue is undoubtful as in the modern conditions of functioning of the Russian state and local governments the effective public control over all levels of public and local authority is necessary. The author not only suggests particular theoretical ideas, but also offers concrete legislative formulations for Russian legislation; the author formulates specific amendments and legislative novels concerning intensification of interaction of local population, civil society institutions and municipal authorities. The methodology of the research includes general philosophical and special methods of cognition (dialectical, the systems method, analysis, synthesis, induction, deduction, the comparative-legal method, the formal-legal, system-functional, statistical and theoretical-prognostic methods). Municipal legislation contains special mechanisms stimulating local civil activity; moreover, these mechanisms are adapted to the conditions of a particular territory, municipality, and local peculiarities. Nevertheless, legitimation of public commissions under local authorities by Russian regional governments, adoption of special programmes of support of social civil society institutions on a competitive basis, and development of information grounds of local governments can intensify civil society institutions' and citizens' activity in the work of local government.

Key words: local government, local population, civil activity, civil society institutions, municipal legal act, Civic Chamber, official website, democracy, the Internet, legitimacy.

Развитие демократии в государстве и активность населения находятся в прямой взаимозависимости: чем более развиты в обществе такие механизмы, как гражданское общество, гражданский контроль, тем более легитимной является государственная власть. На сегодняшний день работа по развитию гражданской активности местного населения и институтов гражданского общества, проводимая органами местного самоуправления, не систематизирована и имеет дискретный характер. По мнению С.М. Воробьева, "построение гражданского общества в России только на основе развития социальной активности населения без государственного участия будет малоэффективно и не будет иметь серьезных перспектив развития в силу патерналистских основ в сознании россиян" [2, с. 20]. Если рассуждать об институтах гражданского общества на муниципальном уровне, то их составными частями, по нашему мнению, являются политически активное население, собственно формы деятельности данных институтов, а также законодательно закрепленные механизмы, позволяющие осуществлять полноценный диалог "местное самоуправление - население - гражданское общество". По мнению М. Балашовой, "наиболее рельефно потребность в общественно-властном диалоге проявляется на местном уровне" [1, с. 67]. Гражданская активность на местах не только должна проявляться вовне, то есть в конкретных мероприятиях общественного контроля, общественных обсуждениях, слушаниях, обращениях, но и должна быть урегулирована посредством федеральных, региональных и муниципальных правовых актов.

Местное самоуправление является неотделимым элементом от населения, гражданского общества и государства, хотя и является по своему содержанию самостоятельным уровнем власти. При этом активность населения и институтов гражданского общества может во многом повлиять на процесс функционирования местного самоуправления в Российской Федерации ввиду того, что граждане, проживающие в муниципалитете, институты гражданского общества имеют реальную возможность оперативно реагировать на недостатки в работе органов местного самоуправления, которые в тесном сотрудничестве с последними возможно в кратчайшие сроки устранить. Следует согласиться с мнением Т.Н. Михеевой, указывающей, что "нельзя отрицать очень важную составляющую местного самоуправления в балансе интересов государства. Местная власть выступает определяющим звеном в системе сдержек и противовесов, не позволяющим концентрировать властные полномочия на государственном уровне" [3, с. 59].

Важнейшим органом, аккумулирующим гражданскую активность на местах, является общественная палата муниципального образования. Следует отметить, что на местном уровне институт общественных палат введен не повсеместно, к примеру, в Республике Марий Эл в муниципалитетах общественные палаты не функционируют. Правовое регулирование деятельности общественных палат на муниципальном уровне осуществляется в зависимости от возможностей самого муниципального образования.

Решением Совета депутатов городского округа Бронницы Московской области утверждено Положение об Общественной палате муниципального образования [16]. Среди полномочий общественной палаты следует особо выделить осуществление общественного контроля, проведение общественной экспертизы проектов муниципальных актов, внесение предложений в органы местного самоуправления муниципального образования по наиболее важным вопросам соблюдения прав и законных интересов граждан.

Принимая во внимание отсутствие правового регулирования такого института гражданского общества, как общественная палата муниципального образования во всех муниципальных образованиях России, рекомендуем муниципалитетам разрабатывать и принимать муниципальные правовые акты, закрепляющие статус палат, а также изыскивать материальные ресурсы для их функционирования.

Поддержка деятельности общественных образований на местах также является одним из критериев развития активности местного населения. Муниципально-правовое регулирование данных вопросов получило широкое распространение. Так, распоряжением администрации г. Красноярска утверждена программа поддержки добровольных пожарных дружин и общественных объединений пожарной охраны [11], или, к примеру, решением городской Думы г. Ростова-на-Дону приняты меры по поддержке молодежных и детских общественных объединений [14].

По нашему мнению, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" "Вопросы местного значения муниципального района" необходимо дополнить пунктом 37 "Организация взаимодействия и поддержки институтов гражданского общества органами местного самоуправления", аналогичные изменения целесообразно внести в ч. 1 ст. 14 "Вопросы местного значения поселения", дополнив пунктом 40; ч. 1 ст. 16 "Вопросы местного значения городского округа" дополнить пунктом 44. Данными изменениями законодательно устанавливается обязанность органов местного самоуправления оказывать помощь институтам гражданского общества. Критерии и порядок организации взаимодействия и поддержки целесообразно предусматривать в муниципальных правовых актах.

Кроме того, всем муниципальным образованиям Российской Федерации целесообразно закреплять механизмы поддержки институтов гражданского общества путем принятия специальных программ поддержки социально ориентированных институтов гражданского общества на конкурсной основе, а также определять нормативными правовыми актами критерии, предъявляемые к общественным объединениям, для оказания им организационной поддержки: социальная поддержка и защита прав граждан; оказание помощи пострадавшим в результате экологических, техногенных или иных катастроф, стихийных бедствий, социальных национальных религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; охрана окружающей среды и защита животных; оказание юридической помощи на безвозмездной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина.

Цель программ - развитие активности населения и общественных структур на территории конкретных муниципальных образований и повышение эффективности их взаимодействия с представительными и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления в решении социально-экономических, культурных проблем территории. Задачами программ должны являться: 1) развитие инициатив и создание условий для реализации потенциала общественных институтов, местного населения в осуществлении ими общественно полезной деятельности; 2) формирование и развитие компетентности общественных институтов в направлении разрешения актуальных проблем жителей муниципального образования; 3) развитие уже сложившихся форм и методов конструктивного взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления и поиск новых.

В некоторых субъектах Российской Федерации на местном уровне регулируется деятельность молодежных парламентов - особых органов общественного контроля за процессом реализации полномочий органами местного самоуправления [12]. Так, решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл утверждено Положение о Молодежном парламенте при Собрании депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" [15]. В соответствии с вышеуказанным Положением Молодежный парламент при Собрании депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" является постоянно действующим совещательным и консультативным органом, создаваемым с целью содействия деятельности Городского собрания в сфере регулирования прав и законных интересов молодежи. При этом указывается, что Молодежный парламент формируется из числа представителей общественных объединений, в том числе не являющихся юридическими лицами, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа "Город Йошкар-Ола".

Вышеуказанным Положением Молодежный парламент наделен следующими полномочиями: 1. Содействие в формировании и реализации молодежной политики городского округа "Город Йошкар-Ола". 2. Привлечение к парламентской деятельности молодых граждан, формирование у них правовой и политической культуры, поддержка гражданской активности молодежи. 3. Мониторинг проектов решений Городского собрания в сфере реализации молодежной политики и подготовка предложений по его совершенствованию. 4. Участие в работе комиссий Городского собрания при подготовке и рассмотрении проектов нормативно-правовых актов в сфере реализации молодежной политики. 5. Участие в парламентских слушаниях, круглых столах, сессиях и других мероприятиях, проводимых Городским собранием. 6. Содействие в осуществлении информационно-аналитической и консультативной деятельности в сфере молодежной политики. 7. Координация и объединение деятельности молодых граждан по реализации молодежной политики в городском округе "Город Йошкар-Ола". 8. Разработка методических, информационных материалов, содействующих активизации деятельности общественных молодежных организаций. 9. Содействие перспективной научной и культурной деятельности молодежи. 10. Взаимодействие с органами местного самоуправления городского округа "Город Йошкар-Ола", молодежными парламентами других муниципальных образований, молодежными общественными объединениями в пределах своих полномочий.

Таким образом, молодежный парламент может составить альтернативу общественной палате муниципального образования. Однако при этом представители общественности, не подпадающие под критерии возраста, не смогут участвовать в деятельности органа.

Доступ к информации также является важным фактором гражданской активности на местах, поскольку именно посредством средств массовой информации и сети Интернет граждане узнают о событиях, произошедших в муниципальном образовании, имеют возможность обращаться в органы местного самоуправления, получают информацию об их деятельности. Как отмечают И.А. Мухачев и Б.Б. Адамоков, первоочередной задачей органов местного самоуправления должно стать обеспечение условий, при которых каждый человек будет иметь реальную возможность влиять на процесс выработки и принятия решений органами и должностными лицами местного самоуправления [4, с. 73].

28 января 2002 года было принято Постановление Правительства N 65 "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" [10], которое положило начало формированию электронного пространства для деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Одной из целей вышеуказанной Программы является повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения. Принятие данного нормативного акта и стало отправной точкой для введения таких сравнительно новых понятий, как "электронное правительство", "электронный муниципалитет", "электронная услуга", "цифровая подпись" и т.д.

9 февраля 2009 года вступил в силу Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [18], установивший основы правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. Перечни же информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления, то есть фактически органы местного самоуправления сами определяют объем информации, размещаемой на официальном сайте муниципального образования.

Годом ранее Президентом России был издан Указ [17], установивший порядок оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Одним из критериев оценки эффективности выступает удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных). Нам представляется, что данный критерий оценки должен быть одним из первых, так как именно удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления является критерием их легитимности.

Вопросы информационной открытости и прозрачности закрепляются и в муниципальных правовых актах. Так, например, Постановлением Главы города Кургана [9] утверждено Положение об официальном сайте муниципального образования, Постановлением администрации города Кирова [5] закреплены механизмы обеспечения доступа к информации о деятельности муниципальных органов размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В соответствии с вышеуказанным Постановлением информация, размещаемая на официальном сайте администрации города Кирова, должна быть круглосуточно доступна пользователям информацией и информационным системам на основе общедоступного программного обеспечения без взимания платы и иных ограничений. К общедоступной информации о деятельности администрации города, размещаемой в сети Интернет в форме открытых данных, относится следующая информация: публичные слушания по градостроительной деятельности, реестр муниципальных услуг, официальные документы, муниципальные программы, перечень структурных подразделений администрации города.

К механизмам гражданской активности следует также относить такие протестные формы, как митинги, шествия, пикетирования, собрания - порядок их организации и проведения регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" [19]. Так, Постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" утвержден Административный регламент по исполнению муниципальной услуги "рассмотрение и согласование уведомлений о проведении на территории муниципального образования "Город Майкоп" публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований)" [7]. Конечным результатом предоставления услуги является получение заявителем распоряжения Администрации муниципального образования "Город Майкоп" о проведении публичного мероприятия, уведомления об отказе в предоставлении вышеуказанного документа, уведомления о приостановлении исполнения муниципальной услуги.

Примерами регулирования данного вопроса на местном уровне являются следующие муниципальные правовые акты:

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что муниципальное законодательство содержит определенные механизмы, стимулирующие гражданскую активность на местах, кроме того, данные механизмы адаптированы под условия конкретной территории муниципалитета, местные особенности. Тем не менее закрепление муниципальными образованиями Российской Федерации возможностей функционирования при органах местного самоуправления общественных комиссий, принятие специальных программ поддержки социально ориентированных институтов гражданского общества на конкурсной основе, развитие информационных основ местного самоуправления помогут усилить участие граждан и институтов гражданского общества в осуществлении местного самоуправления.

Библиография:

  1. Балашова М. Территориальное общественное самоуправление: политические аспекты // Власть. 2011. N 7. С. 67 - 70.
  2. Воробьев С.М. Гражданское общество и модернизация России // Власть. 2009. N 5. С. 18 - 21.
  3. Михеева Т.Н. Особенности современного института местного самоуправления в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2012. N 2. С. 58 - 59.
  4. Мухачев И.В., Адамоков Б.Б. Онлайн обсуждение проекта устава муниципального образования, его изменений и дополнений // Общество и право. 2012. N 4(41). С. 73 - 76.
  5. Постановление администрации города Кирова от 29.07.2014 N 3146-П "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности администрации города Кирова, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных" (в ред. от 28.08.2014) // Наш город. Газета муниципального образования "Город Киров". 01.08.2014. N 66(622).
  6. Постановление Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 27.04.2011 N 1183 "О реализации Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // Хабаровские вести. 29.04.2011. N 48.
  7. Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 28.12.2011 N 909 "Об утверждении Административного регламента Администрации муниципального образования "Город Майкоп" по исполнению муниципальной услуги "Рассмотрение и согласование уведомлений о проведении на территории муниципального образования "Город Майкоп" публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований)" (в ред. 02.04.2012) // Майкопские новости. 30.12.2011. N 332 - 333.
  8. Постановление главы администрации г. Заозерный Красноярского края от 19.02.2008 N 34-П "О порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий и пикетирования на территории города Заозерного" // Голос времени. 22.02.2008. N 9.
  9. Постановление Главы города Кургана от 10.10.2011 N 149 "Об утверждении Положения об официальном сайте муниципального образования города Кургана" // Курган и курганцы. 15.10.2011. N 116.
  10. Постановление Правительства от 28.01.2002 N 65 "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.02.2002. N 5. Ст. 531.
  11. Распоряжение администрации г. Красноярска от 25.10.2012 N 207-р "О мерах правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказании поддержки общественным объединениям пожарной охраны" // Городские новости. 31.10.2012. N 164.
  12. Решение Льговского городского Совета депутатов Курской области от 25.02.2010 N 4 "О создании Молодежной общественной палаты при Льговском городском Совете депутатов муниципального образования "город Льгов" // Льговские новости. 12.03.2010. N 16.
  13. Решение Малоярославецкого районного Собрания депутатов Калужской области от 21.09.2011 N 43 "Об утверждении Положения об организации проведения публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования на территории муниципального района "Малоярославецкий район" // Маяк. 30.09.2011. N 109 - 110.
  14. Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.06.2009 N 589 "О работе администрации Ворошиловского района по поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных социальных инициатив" // Ростов официальный. 01.07.2009. N 27.
  15. Решение Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 24.12.2009 N 55-V "Об утверждении Положения о Молодежном парламенте при Собрании депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола". [Электронный ресурс]. Режим доступа: справочно-правовая система "Гарант".
  16. Решение Совета депутатов городского округа Бронницы Московской области от 29.04.2014 N 539/93 "Об утверждении Положения об Общественной палате муниципального образования "Городской округ Бронницы" Московской области" // Бронницкие новости. 01.05.2014. N 18.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 18. Ст. 2003.
  18. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [официальный текст принят Гос. Думой 21 января 2009 года: по состоянию на 1 января 2014 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 7. Ст. 776.
  19. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" [официальный текст принят Гос. Думой 4 июня 2004 года: по состоянию на 4 октября 2014 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 25. Ст. 2485.

References (transliterated):

  1. Balashova M. Territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie: politicheskie aspekty // Vlast'. 2011. N 7. S. 67 - 70.
  2. Vorob'ev S.M. Grazhdanskoe obshchestvo i modernizatsiya Rossii // Vlast'. 2009. N 5. S. 18 - 21.
  3. Mikheeva T.N. Osobennosti sovremennogo instituta mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii // Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2012. N 2. S. 58 - 59.
  4. Mukhachev I.V., Adamokov B.B. Onlain obsuzhdenie proekta ustava munitsipal'nogo obrazovaniya, ego izmenenii i dopolnenii // Obshchestvo i pravo. 2012. N 4(41). S. 73 - 76.
  5. Postanovlenie administratsii goroda Kirova ot 29.07.2014 N 3146-P "Ob obespechenii dostupa k obshchedostupnoi informatsii o deyatel'nosti administratsii goroda Kirova, razmeshchaemoi v informatsionno-telekommunikatsionnoi seti Internet, v tom chisle informatsii, razmeshchaemoi v forme otkrytykh dannykh" (v red. ot 28.08.2014) // Nash gorod. Gazeta munitsipal'nogo obrazovaniya "Gorod Kirov". 01.08.2014. N 66(622).
  6. Postanovlenie Administratsii goroda Khabarovska Khabarovskogo kraya ot 27.04.2011 N 1183 "O realizatsii Federal'nogo zakona ot 19.06.2004 N 54-FZ "O sobraniyakh, mitingakh, demonstratsiyakh, shestviyakh i piketirovaniyakh" // Khabarovskie vesti. 29.04.2011. N 48.
  7. Postanovlenie Administratsii munitsipal'nogo obrazovaniya "Gorod Maikop" Respubliki Adygeya ot 28.12.2011 N 909 "Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Administratsii munitsipal'nogo obrazovaniya "Gorod Maikop" po ispolneniyu munitsipal'noi uslugi "Rassmotrenie i soglasovanie uvedomlenii o provedenii na territorii munitsipal'nogo obrazovaniya "Gorod Maikop" publichnykh meropriyatii (sobranii, mitingov, demonstratsii, shestvii, piketirovanii)" (v red. 02.04.2012) // Maikopskie novosti. 30.12.2011. N 332 - 333.
  8. Postanovlenie glavy administratsii g. Zaozernyi Krasnoyarskogo kraya ot 19.02.2008 N 34-P "O poryadke provedeniya sobranii, mitingov, ulichnykh shestvii i piketirovaniya na territorii goroda Zaozernogo" // Golos vremeni. 22.02.2008. N 9.
  9. Postanovlenie Glavy goroda Kurgana ot 10.10.2011 N 149 "Ob utverzhdenii Polozheniya ob ofitsial'nom saite munitsipal'nogo obrazovaniya goroda Kurgana" // Kurgan i kurgantsy. 15.10.2011. N 116.
  10. Postanovlenie Pravitel'stva ot 28.01.2002 N 65 "O Federal'noi tselevoi programme "Elektronnaya Rossiya (2002 - 2010 gody)" // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 04.02.2002. N 5. St. 531.
  11. Rasporyazhenie administratsii g. Krasnoyarska ot 25.10.2012 N 207-r "O merakh pravovoi i sotsial'noi zashchity dobrovol'nykh pozharnykh i okazanii podderzhki obshchestvennym ob''edineniyam pozharnoi okhrany" // Gorodskie novosti. 31.10.2012. N 164.
  12. Reshenie L'govskogo gorodskogo Soveta deputatov Kurskoi oblasti ot 25.02.2010 N 4 "O sozdanii Molodezhnoi obshchestvennoi palaty pri L'govskom gorodskom Sovete deputatov munitsipal'nogo obrazovaniya "gorod L'gov" // L'govskie novosti. 12.03.2010. N 16.
  13. Reshenie Maloyaroslavetskogo raionnogo Sobraniya deputatov Kaluzhskoi oblasti ot 21.09.2011 N 43 "Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizatsii provedeniya publichnykh meropriyatii, provodimykh v forme sobraniya, mitinga, demonstratsii, shestviya ili piketirovaniya na territorii munitsipal'nogo raiona "Maloyaroslavetskii raion" // Mayak. 30.09.2011. N 109 - 110.
  14. Reshenie Rostovskoi-na-Donu gorodskoi Dumy ot 23.06.2009 N 589 "O rabote administratsii Voroshilovskogo raiona po podderzhke deyatel'nosti molodezhnykh i detskikh obshchestvennykh ob''edinenii, molodezhnykh sotsial'nykh initsiativ" // Rostov ofitsial'nyi. 01.07.2009. N 27.
  15. Reshenie Sobraniya deputatov gorodskogo okruga "Gorod Ioshkar-Ola" Respubliki Marii El ot 24.12.2009 N 55-V "Ob utverzhdenii Polozheniya o Molodezhnom parlamente pri Sobranii deputatov gorodskogo okruga "Gorod Ioshkar-Ola". [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaya sistema "Garant".
  16. Reshenie Soveta deputatov gorodskogo okruga Bronnitsy Moskovskoi oblasti ot 29.04.2014 N 539/93 "Ob utverzhdenii Polozheniya ob Obshchestvennoi palate munitsipal'nogo obrazovaniya "Gorodskoi okrug Bronnitsy" Moskovskoi oblasti" // Bronnitskie novosti. 01.05.2014. N 18.
  17. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 28.04.2008 N 607 "Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskikh okrugov i munitsipal'nykh raionov" // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2008. N 18. St. 2003.
  18. Federal'nyi zakon ot 09.02.2009 N 8-FZ "Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatel'nosti gosudarstvennykh organov i organov mestnogo samoupravleniya" [ofitsial'nyi tekst prinyat Gos. Dumoi 21 yanvarya 2009 goda: po sostoyaniyu na 1 yanvarya 2014 goda] // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2009. N 7. St. 776.
  19. Federal'nyi zakon ot 19.06.2004 N 54-FZ "O sobraniyakh, mitingakh, demonstratsiyakh, shestviyakh i piketirovaniyakh" [ofitsial'nyi tekst prinyat Gos. Dumoi 4 iyunya 2004 goda: po sostoyaniyu na 4 oktyabrya 2014 goda] // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2004. N 25. St. 2485.