Мудрый Юрист

Понятие налогового суверенитета

Садчиков Михаил Николаевич, преподаватель кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются такие вопросы, как понятие налогового суверенитета, его признаки и содержание, соотношение понятий "налоговый суверенитет", "налоговая юрисдикция" и "фискальный суверенитет". Предлагается авторское понятие налогового суверенитета.

Ключевые слова: налог, налоговый суверенитет, юрисдикция.

The tax sovereignty concept

M.N. Sadchikov

Sadchikov Mikhail N., Lecturer of the Financial, Banking and Customs Law Department at the Saratov State Academy of Law, Candidate of Legal Sciences.

The article is devoted to such questions of tax sovereignty. The author distinguishes between the concept of tax sovereignty fiscal sovereignty and tax jurisdiction.

Key words: tax, tax sovereignty, jurisdiction.

Термин "суверенитет" происходит от французского souverainete, что означает верховная власть. Содержание термина "суверенитет" не является статичным и менялось в зависимости от общественно-экономической формации. В XVI веке французский политический деятель и ученый Жан Боден рассматривал суверенитет как ничем не ограниченную безусловную власть монарха. Позднее, в XVIII веке, в эпоху буржуазных революций, ученый, политический деятель, философ Жан-Жак Руссо разработал концепцию "народного суверенитета", в соответствии с которой власть исходит от народа. Развитие современных международных отношений свидетельствует о различном понимании суверенитета правителями. Суверенитет как феномен жизни общества является предметом изучения многих гуманитарных наук, в том числе правовой науки.

В науке конституционного права под государственным суверенитетом понимается свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении <1>. В международном праве под государственным суверенитетом понимается верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность, независимость в международных делах <2>. В теории государства и права государственный суверенитет рассматривается как признак государства. Анализ определений государственного суверенитета, которые применяются в теории государства и права, конституционном и международном праве, позволяет сделать вывод о сложном характере рассматриваемого понятия. Структура государственного суверенитета основана на функциях государства. Функции государства делятся на внутренние и внешние, следовательно, можно выделить внутренний и внешний суверенитет государства. Среди основных функций государства выделяют экономическую, социальную функции, функцию налогообложения и взимания налогов, функцию обороны страны, функцию интеграции в мировую экономику и др. Таким образом, можно выделить суверенитет государства в решении вопросов по каждой функции.

<1> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 158.
<2> Международное право: Учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. С. 192.

Одной из основных функций государства, как уже отмечалось выше, является функция налогообложения и взимания налогов. Самостоятельность, независимость и верховенство государства в осуществлении функции налогообложения и взимания налогов составляет налоговый суверенитет государства.

Понятие фискального (налогового) <3> суверенитета широко применяется в отечественной литературе и правоприменительной практике по налоговому праву. Например, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19 мая 2009 года N 1047-О-О указал: "...федеральный законодатель, действующий при определении налоговых обязанностей в рамках своих дискреционных полномочий и обладающий фискальным суверенитетом, вправе устанавливать показатели оценки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, необходимые для целей налогообложения..." <4>. В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П Конституционный Суд РФ связывает законодательную форму учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств с фискальным суверенитетом государства <5>.

<3> О соотношении понятий "фискальный суверенитет государства" и "налоговый суверенитет государства" см. далее.
<4> См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 2010. N 1.
<5> См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 5.

И.И. Кучеров выделяет в международном налоговом праве принцип налогового суверенитета государства, который заключается в "безоговорочном признании всеми субъектами международных налоговых отношений права государства устанавливать, вводить и взимать налоги и сборы с физических лиц и организаций в пределах своей территории" <6>.

<6> См.: Кучеров И.И. Международное налоговое право. М., 2007. С. 64 - 66.

Думается, налоговому суверенитету присущи следующие признаки.

  1. Исключительное право государства устанавливать и взимать налоги на территории, находящейся под его юрисдикцией. Иные субъекты, общественные институты, иностранные правительства не вправе устанавливать налоговые платежи на территории, находящейся под территориальной юрисдикцией Российской Федерации.
  2. Независимость государства в реализации функции налогообложения и взимания налогов. Государство самостоятельно определяет круг налогоплательщиков, объекты налогообложения и иные элементы налога. Вмешательство в налоговую деятельность государства недопустимо.
  3. Единство налогового суверенитета. Налоговую функцию реализует единая государственная власть. На территории России как демократического государства отсутствуют иные источники власти, кроме как ее многонациональный народ. Единство налогового суверенитета выражается в единой налоговой системе России. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не обладают государственным суверенитетом. Они осуществляют деятельность в сфере налогообложения по региональным и местным налогам, реализуя полномочия, предоставленные Российской Федерацией. Такие полномочия носят производный характер.
  4. Производный от народного суверенитета характер. Налоги устанавливаются и вводятся в действие на основании нормативных правовых актов представительных органов власти, которые являются формой реализации представительной демократии. Производный характер налогового суверенитета обусловлен демократической формой правления в России. Отнесение вопросов установления и введения налогов к компетенции представительных органов власти подчеркивает реализацию воли народа в установлении системы налогов.
  5. Реализация в правовой (законной) форме. В соответствии с положениями статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить только законно установленные налоги. Таким образом, налоговый суверенитет государства может быть реализован только в правовой форме, установление и введение налогов осуществляется в форме закона.

Содержание налогового суверенитета раскрывается в направлениях реализации государством функции налогообложения. К таковым относятся следующие.

  1. Установление налогов на территории, находящейся под государственной юрисдикцией.
  2. Введение установленных налогов и их отмена.
  3. Делегирование некоторых полномочий по установлению и введению налогов иным публично-территориальным образованиям на своей территории.
  4. Взимание установленных налогов, включая осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
  5. Международное сотрудничество в сфере налогообложения.

Раскрывая понятие налогового суверенитета, считаем необходимым соотнести его с понятием налоговой юрисдикции государства. Следует согласиться с мнением И.А. Хавановой о том, что это не взаимозаменяемые понятия <7>. Юрисдикция характеризует возможности и пределы осуществления государством принуждения с целью обеспечения реализации им своего права и на основе права <8>. В теории международного права выделяют предписательную и исполнительную юрисдикции, личную, территориальную и универсальную юрисдикции. Юрисдикция тесно связана с территорией государства, исполнительная юрисдикция за пределами государственной территории возможна только при условии согласия на это другого государства. При этом отмечается, что государственный суверенитет заключается прежде всего в территориальном верховенстве, а национальная юрисдикция может распространяться за пределы государственной территории.

<7> Хаванова И.А. Фискальный (налоговый) суверенитет и его границы в интеграционных образованиях // Журнал российского права. 2013. N 11. С. 41 - 51.
<8> Международное право: Учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. С. 192.

Например, налогообязанными могут быть лица, которые являются гражданами одного государства, но проживают на территории другого, или контролируемые иностранные компании. В теории налогового права применяется концепция экономической привязанности, в соответствии с которой право на налогообложение субъекта принадлежит тому государству, с территорией которого экономический интерес такого субъекта наиболее тесно связан. Таким образом, налоговая юрисдикция - это основанное на налоговом суверенитете право государства осуществлять функцию налогообложения на своей территории, а также в отношении лиц, объектов, капитала, хозяйственных операций, которые хотя и не находятся на подведомственной государству территории, но тесно связаны с ней.

В научной литературе и правоприменительной практике часто налоговый суверенитет отождествляют с фискальным. Думается, такая позиция требует уточнения. Fiscus - от латинского "корзина", "казна". В Древнем Риме термин означал военную кассу, позднее - кассу римского императора. Фискальная функция свойственна налогам <9>, таможенным платежам <10>, взносам в государственные внебюджетные фонды <11>, а также иным государственным доходам, пополняющим казну государства. Е.Л. Васянина в Монографии "Фискальное право России" к фискальным платежам относит налоги, фискальные сборы, природоресурсные платежи и некоторые другие <12>. Бюджетный кодекс РФ к бюджетным доходам относит налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления <13>. Таким образом, фискальный платеж - понятие более широкое, чем налоговый, а фискальный суверенитет не тождествен налоговому, но последний, пожалуй, является основой первого.

<9> См.: Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М; НОРМА, 2012. С. 373.
<10> См.: Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут, 2005. 187 с.
<11> См.: Федоров (Дементьев) И.В. Правовое регулирование обязательных публично-правовых платежей в России // Право и экономика. 2014. N 10. С. 46 - 49.
<12> См.: Васянина Е.Л. Фискальное право России: Монография / Под ред. С.В. Запольского. М.: КОНТРАКТ, 2013. 152 с.
<13> См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 26.12.2014 N 450-ФЗ) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823; 2014. N 52. Ст. 7561.

Изложенные доводы позволяют сделать вывод о том, что налоговый суверенитет - это исключительное право государства самостоятельно и независимо осуществлять функцию налогообложения и взимания налогов в пределах территории, на которую распространяется его юрисдикция.

Представляется, что в условиях развития международной торговли, использования приемов международного налогового планирования, расширения электронной торговли вопросы налогового суверенитета и юрисдикции государства приобретают особую актуальность.

Литература

  1. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут, 2005. 187 с.
  2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 587 с.
  3. Кучеров И.И. Международное налоговое право. М., 2007. 452 с.
  4. Международное право: Учебник / Б.М. Ашавский и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 1087 с.
  5. Федоров (Дементьев) И.В. Правовое регулирование обязательных публично-правовых платежей в России // Право и экономика. 2014. N 10.
  6. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М; НОРМА, 2012. 752 с.
  7. Хаванова И.А. Фискальный (налоговый) суверенитет и его границы в интеграционных образованиях // Журнал российского права. 2013. N 11.