Мудрый Юрист

Налогово-правовые механизмы стимулирования в сфере электроэнергетики м.н. Кобзарь-фролова

Кобзарь-Фролова Маргарита Николаевна, главный научный сотрудник Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры таможенного права Российской таможенной академии, доктор юридических наук.

В статье автором рассмотрены механизмы стимулирования в сфере электроэнергетики.

Ключевые слова: налоги, прибыль, инвестиции, стимулирование, механизм, электроэнергетика, комплекс, страхование, льготы, кредит.

Tax and Legal Incentive Mechanisms in the Sphere of Electric Power Industry

M.N. Kobzar-Frolova

Kobzar-Frolova Margarita N., Doctor of Law, Professor, Chief Research Scientist in the Institute of Problems of Effective State and Civil Society of Financial University under the Government of the Russian Federation, Professor of the Department of Customs Law in the Russian Customs Academy.

In the article, the author reviewed incentive mechanisms in the sphere of electric power industry.

Key words: taxes, profit, investments, incentives, mechanism, electric power industry, complex, insurance, privileges, credit.

Электроэнергетика - важнейшая отрасль экономики, которая охватывает комплекс экономических, юридических, социальных и иных отношений, возникающих в процессе производства, накопления, передачи электрической энергии, а также оперативно-диспетчерского управления, сбыта и потребления электрической энергии. При этом деятельность организаций электроэнергетического комплекса как субъектов предпринимательской деятельности направлена на извлечение дохода (прибыли).

Правовые отношения в сфере электроэнергетики, в том числе отношения по стимулированию хозяйствующих субъектов в сфере электроэнергетики и инновационному развитию в сфере электроэнергетики, регулируются различными отраслями права: гражданским правом (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"); бюджетным правом (Бюджетный кодекс Российской Федерации); налоговым правом (Налоговый кодекс Российской Федерации) и другими (валютным правом, таможенным правом, законодательством о страховании и др.).

В целях защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, обеспечения безопасности государства, эффективного управления государственной собственностью, достижения качественно нового состояния энергетического сектора на уровне государства разработана и проводится государственная долгосрочная энергетическая политика. Государственная энергетическая политика включает в себя (отражает) организационно-правовые механизмы стимулирования хозяйствующих субъектов в сфере энергетики. Особое внимание уделено проблемам инновационного развития энергетического комплекса. Государственная энергетическая политика нашла свое отражение в Энергетической стратегии России на период до 2030 года [3] и осуществляется на принципах:

Указанные принципы легли в основу стратегических ориентиров долгосрочной государственной энергетической политики. В качестве ориентиров были выбраны:

Соответственно, ориентиры определили механизмы осуществления долгосрочной государственной энергетической политики:

Анализ законодательных актов в сфере электроэнергетики позволил сделать вывод о том, что не все действенные меры предусмотрены энергетической политикой государства. Соответственно, не все меры стимулирования электроэнергетического комплекса нашли свое отражение в Энергетической стратегии России на период до 2030 года. Так, например, недостаточное внимание уделено проблемам инвестиций в собственные основные фонды предприятий электроэнергетического комплекса, льготному налогообложению субъектов электроэнергетики при инвестировании части прибыли в обновление собственного оборудования, механизмов (основные фонды), а также проблемам страхования в сфере электроэнергетики.

Сегодня 80% основных фондов предприятий электроэнергетического комплекса является устаревшим. Оборудование закупалось за границей из числа бывшего в употреблении, но морально устаревшего по своим техническим и иным характеристикам и подлежит замене [11]. Электросети, как и любое другое оборудование, в процессе их эксплуатации изнашиваются, вследствие чего возникают потери при транспортировке электроэнергии. В силу изношенности электросетей и иного оборудования при транспортировке электроэнергии по электросетям происходят порой значительные потери производимого и передаваемого по сетям товара (электроэнергии). Морально и технически устаревшие электросети не в состоянии предупредить потери электроэнергии, связанные с техническими характеристиками используемого оборудования, различными эксплуатационными и природными факторами. В связи с возникновением потерь предприятия электроэнергетического комплекса, осуществляющие производство и транспортировку электроэнергии, а также оказывающие услуги по передаче электроэнергии, несут убытки.

Сегодня имеется две точки зрения на решение данной проблемы. Первая связана с инновационным развитием отрасли. И разрешение этой проблемы предусмотрено государственной программой долгосрочного развития предприятий электроэнергетического комплекса, основанных на инвестициях, льготном кредитовании, установлении льготных таможенных тарифов, стимулировании и др. Следует отметить, что путь является весьма затратным. В первую очередь для самих предприятий в сфере электроэнергетики.

Сегодня российские предприятия электроэнергетического комплекса как никогда испытывают недостаток финансовых средств. При этом следует заметить, что инвестиции не могут дать сиюминутного результата. Так, по подсчетам экономистов, инвестиции в основные фонды "выстреливают" не ранее чем через четыре года. Значит, для того чтобы получить в 2015 году отдачу от вложений в сфере электроэнергетики, следовало принимать меры по привлечению инвестиций в 2009 - 2010 годах. Однако в 2008 - 2010 годах наблюдался всеобщий спад (отток) инвестиций, вызванный мировым кризисом и нестабильностью налоговой политики России. В конце 2014 года ситуация еще более усугубилась: резко сократился объем банковского кредитования предприятий бизнеса; произошел обвал ведущих мировых валют на российском рынке; осуществляется жесткая политика экономического "давления" со стороны США и стран Европейского союза на Россию в целом и отдельные предприятия в частности. Все это нашло свое негативное отражение на спаде развития всех предприятий экономики в 2013 году и явилось стагнацией в 2014 году.

Отдельно считаем необходимым сказать о том, что не является государственной поддержкой электроэнергетического комплекса кредитование по 6 - 8%. Это скорее поддержка банковской системы. Во всей Европе жизненно обеспечивающие отрасли кредитуются под 0 - 1% на долгосрочной основе, с последующей реструктуризацией долгов.

Второй предлагаемый научным сообществом путь - это путь компенсаций, которые должно взять на себя государство. Например, за счет налоговых компенсаций [12]. Так, А.В. Брызгалин, М.В. Королева высказали предположение о том, что одним из способов частичной компенсации потерь является уменьшение на их сумму налоговой базы по налогу на прибыль. Но в этом случае сумма компенсации прямым образом относится на затратные статьи бюджета. В определенной степени, пока не будет решен вопрос с заменой оборудования, государство будет вынуждено идти по этому пути, но он, несомненно, регрессивный путь. Чем больше износ оборудования (основных средств), тем больше потребуется налоговых компенсаций. Тем более что имеется сложность в определении потерь, поскольку для различных видов оборудования, для каждого вида товаров (работ, услуг) потери при накоплении, передаче, транспортировке электроэнергии определяются исходя из особенностей оборудования, работ, услуг.

В соответствии с правилами, закрепленными в подп. 3 пункта 7 статьи 254 НК РФ, к материальным расходам для целей налогообложения прибыли приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

Определение технологических потерь в Налоговом кодексе РФ отсутствует. Однако применительно к сфере электроэнергетики такое определение можно найти, например, в ведомственном Приказе Минпромэнерго России, утвердившем Порядок расчета и обоснования нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям. К технологическим потерям (расход) электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям относятся потери в линиях и оборудовании электрических сетей, обусловленные физическими процессами, происходящими при передаче электроэнергии в соответствии с техническими характеристиками и режимами работы линий и оборудования с учетом расхода электроэнергии на собственные нужды подстанций и потерь, вызванных погрешностью системы учета электроэнергии [4].

Таким образом, для целей компенсации с налога на прибыль потери предприятий электроэнергетического комплекса должны соответствовать критериям, установленным в вышеуказанном Приказе Минпромэнерго России. По правилам, закрепленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, потери в результате выполнения работ, оказания услуг должны быть обоснованными, соответствовать виду работ, услуг, документально подтверждены. Потери должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на извлечение дохода (прибыли) [1].

Минфин России в письме от 26 января 2006 г. N 03-03-04/4/19 в целях недопущения получения необоснованных компенсаций особо отметил, что "...сверхнормативные потери в электрических сетях, образовавшиеся в результате несанкционированного подключения к данным сетям потребителей, как необоснованные не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль налогоплательщика" [6]. Не могут быть учтены в составе расходов потери, возникшие из-за несанкционированного подключения к сетям налогоплательщика, поскольку такие потери не обусловлены производственной деятельностью налогоплательщика - субъекта электроэнергетического комплекса и фактически образуют состав уголовного преступления, выражающегося в хищении электроэнергии.

Однако, как отмечают А.В. Брызгалин, М.В. Королева, следует иметь в виду, что убытки от хищений, виновники которых не установлены, могут быть включены в состав расходов на основании подп. 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ. В этом случае надо обратить внимание на пункт 1 статьи 252 НК РФ: для того чтобы использовать возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли на стоимость потерь, возникших из-за изношенности оборудования, линий электропередачи и т.п., необходимо экономически обосновать расходы (потери), документально их подтвердить и показать их связь с производственной деятельностью налогоплательщика [12].

Законодательство об электроэнергетике, ведомственные нормативные акты государственных органов не запрещают потери электроэнергии, связанные с изношенностью сетей, технологическими потерями, включаемыми в состав расходов, при исчислении налога на прибыль учитывать как потери, но и прямых разъяснений по данному вопросу также не содержат.

Следует заметить, что до настоящего времени ни Минфин России, ни Минэнерго России не разработали каких-либо унифицированных форм расчета потерь электроэнергии при транспортировке. Нормативно не закреплен перечень доказательств, подтверждающих производственные потери при передаче электроэнергии. Это является серьезной проблемой как для самих предприятий электроэнергетического комплекса, так и деятельности налоговых органов по предупреждению правонарушений в сфере налогов и сборов и необоснованному возмещению потерь из прибыли предприятий электроэнергетического комплекса. Все это в конечном итоге отражается на потерях бюджета. Одновременно растет число конфликтов, возникающих между налогоплательщиками - предпринимателями в сфере электроэнергетического комплекса и налоговыми органами по вопросам исчисления налога, учета потерь и выплаты компенсаций.

Рассмотрение жалоб налогоплательщиков отнесено к ведению системы арбитражных судов Верховного Суда Российской Федерации. Рассмотрение дел порой растягивается на годы. При рассмотрении таких споров суды исследуют соответствие заявленных налогоплательщиком затрат требованиям пункта 1 статьи 252, подп. 3 пункта 7 статьи 254 НК РФ. Но в силу отсутствия специально разработанных форм, учитывающих потери, у судов зачастую возникают затруднения при вынесении решения. Это отражается на росте числа споров в кассационных инстанциях.

Так, Арбитражный суд Уральского округа вынес Определение от 03.02.2015 по делу N 309-КГ14-2191, в котором указал, что при наличии сомнений в реальности хозяйственной операции по приобретению сырья налогоплательщиком, который в силу специфики его деятельности должен соблюдать дополнительные требования к бухгалтерскому учету поступления, движения товара, его использования в производстве, но не выполняет данную обязанность, оценка доказательств должна осуществляться с учетом данных особенностей [8].

В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа ВС РФ от 08.12.2014 по делу N А57-22961/2013 указано следующее [10]: налогоплательщик, основными видами деятельности которого являются передача и распределение электроэнергии и деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, заключил договор со смежной электросетевой организацией, которая оказывала услуги налогоплательщику по передаче электрической энергии по своим сетям до согласованных сторонами точек присоединения к межрегиональным сетям контрагента, при этом в отдельных случаях имеет место опосредованное подключение к сети через энергетические установки (шины генерации) производителя электроэнергии. Налоговый орган счел, что у налогоплательщика отсутствовали правовые основания для оплаты услуг электросетевой организации по доставке электроэнергии по ставке тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии по точкам поставки, в которых энергопринимающие устройства налогоплательщика опосредованно присоединены к электросетям электросетевой организации через электрические установки производителя электрической энергии, в связи с чем пришел к выводу о том, что расходы и налоговые вычеты по НДС налогоплательщика при приобретении услуг по передаче электрической энергии, полученной с шин электростанций, по ставке на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии неправомерно завышены. Суд пришел к выводу о правомерном включении в расходы при исчислении налога на прибыль и налоговые вычеты по НДС стоимости услуг по передаче электрической энергии, полученной с шин электростанций, по ставке на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии.

Верховный Суд РФ вынес Определение от 10.09.2014 N 305-КГ14-1443 по делу N А40-110708/13. Суд признал неправомерным включение генподрядчиком в состав расходов затрат на приобретение электроэнергии при строительстве. Суд указал, что договором обязанность генподрядчика оплачивать электроэнергию, в том числе потребленную субподрядчиками, установлена не была, электроэнергия использовалась исключительно субподрядчиками, расходы на ее приобретение компенсировались заказчиком в составе накладных расходов в соответствии со сметами [7].

ФАС Московского округа вынес Постановление от 20.06.2014 N Ф05-5822/2014 по делу N А40-110708/13 [9].

  1. Суд пришел к выводу о правомерном учете налогоплательщиком в составе внереализационных расходов возмещения ущерба по повреждению автодорог, хотя работы, повлекшие повреждение автодороги, осуществлялись не налогоплательщиком, а его субподрядчиком, транспортные средства, причинившие вред автодорогам, также принадлежали субподрядчику. Суд указал, что налогоплательщик понес реальные расходы на оплату ущерба на основании счетов, выставленных администрациями муниципальных образований на возмещение ущерба, возмещение ущерба производилось на основании соглашений, заключенных между налогоплательщиком и администрациями.
  2. Суд пришел к выводу о необоснованном включении налогоплательщиком в состав расходов затрат на приобретение электроэнергии субподрядчиками при строительстве объекта сверх сумм, определяемых в смете. Суд указал, что расходы по приобретению электроэнергии были учтены в сметной документации, в составе норм накладных расходов, стоимость работ, выполненных субподрядчиками при строительстве в пределах смет, в том числе и затраты на электроэнергию, была включена налогоплательщиком в состав расходов. Суд указал, что у налогоплательщика отсутствовала обязанность по оплате затрат на электроэнергию, возмещение которой не производилось субподрядчиками и не отражено в КС-2, КС-3 (Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ (формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100)).

Как уже было сказано, судебная практика по разрешению споров с участием налогоплательщиков - предприятий электроэнергетического комплекса весьма обширна.

Следует отдельно отметить, что с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) [5].

Ранее отмечалось, что деятельность субъектов в сфере электроэнергетики имеет свои принципиальные особенности. Однако следует особо отметить, что каких-либо специальных норм, учитывающих специфику налогообложения данной отрасли, ни налоговым, ни бюджетным законодательством практически не предусмотрено. В этой связи у предприятий электроэнергетического комплекса часто возникают проблемы, обусловленные сложностями в применении тех или иных положений законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.

Ведущие российские экономисты предупреждают, что в кризисные годы нужно ослаблять, сглаживать, а не напрягать, не ужесточать налоговое бремя и административно-принудительные меры и др. Это имеет прямое отношение к сферам, имеющим социальное значение.

Существенное значение для развития электроэнергетического комплекса вообще и развития предпринимательства в частности имеют инвестиции. Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного результата (статья 1 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений") [2].

Как никогда важны перспективные планы (среднесрочные, долгосрочные), составление прогнозов, анализ ситуации, которые позволяют: сделать оценку достигнутого уровня социально-экономического развития Российской Федерации; дать характеристику условий социально-экономического развития Российской Федерации; на вариативной основе выработать механизм, включающий совокупность приемов и средств, направленный на достижение поставленной цели; провести анализ развития всех областей экономики, сложить воедино перспективные планы во всех областях экономики; предложить единую концепцию стимулирования экономического роста и др.

Кроме указанного, предлагается следующий пакет направлений по налоговому стимулированию электроэнергетического комплекса на 2015 год и ближайшую перспективу.

Поручить Правительству РФ разработать финансово-правовой механизм обеспечения государственных гарантий предприятий в сфере электроэнергетики.

Выработать механизм льготного налогообложения прибыли иностранных инвесторов, осуществляющих свои капитальные вложения в электроэнергетический комплекс.

Предусмотреть возможность получения таможенных льгот по таможенным пошлинам и ставкам для иностранных инвесторов, осуществляющих ввоз особо важного технологического оборудования.

Пересмотреть законодательство о страховании имущественных интересов отечественных и иностранных инвесторов и выработать пути его совершенствования.

Предлагается в течение трех лет не облагать налогом на прибыль организации электроэнергетического комплекса, которые инвестируют прибыль в обновление собственных основных фондов.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р "Энергетическая стратегия России на период до 2030 года" // Собрание законодательства РФ. 30.11.2009. N 48. Ст. 5836.
  4. Приказ Минпромэнерго России от 4 октября 2005 г. N 267 "Об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям".
  5. Информационное письмо Минфина России N ПЗ-10/2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru.
  6. Письмо Минфина России от 26 января 2006 г. N 03-03-04/4/19.
  7. Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2014 N 305-КГ14-1443 по делу N А40-110708/13 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
  8. Определение Арбитражного суда Уральского округа от 03.02.2015 по делу N 309-КГ14-2191 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
  9. Постановление ФАС Московского округа от 20.06.2014 N Ф05-5822/2014 по делу N А40-110708/13 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
  10. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа ВС РФ от 08.12.2014 по делу N А57-22961/2013 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
  11. Агайбегян А.Г. Об ускорении социально-экономического развития России // Материалы Третьего Международного форума "Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития" (Москва, РАН России, 21 - 22 октября 2014 г.). М.: ИПР РАН, 2014.
  12. Брызгалин А.В., Королева М.В. Сложные вопросы налогообложения организаций сферы электроэнергетики // Энергетическое право. 2009. N 1.