Мудрый Юрист

Порядок извещения

Сергей Баянов, юрисконсульт, г. Архангельск.

Сроки направления документов судебным приставом-исполнителем в ряде случаев законом не определены, что создает правовую неопределенность в порядке извещения участников исполнительного производства. В настоящей статье на основе судебной практики раскрываются условия надлежащего извещения. Рассмотрим подход, основанный на сбалансированном использовании процедуры реального извещения и презумпции извещения.

Сроки направления документов

Необходимым условием законности действий судебного пристава-исполнителя является информирование участников исполнительного производства о ходе исполнения путем направления соответствующих документов. Основным законодательным актом, регламентирующим сроки направления в рамках исполнительного производства, является Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Рассмотрим основные нормы этого Закона и используемые в них формулировки.

1. "Направление не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления (совершения действия)" предусмотрено Законом N 229-ФЗ в ч. 3 ст. 18 (копия постановления об отказе в восстановлении пропущенного срока); ч. 17 ст. 30 (копия постановления о возбуждении исполнительного производства); ч. 2 ст. 31 (копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства); ч. 12.1 ст. 33 (копия постановления о передаче исполнительного производства в другое подразделение службы судебных приставов); ч. 4 ст. 38 (копия постановления об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения); п. 1 ч. 6 ст. 47 (копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства); ч. 3 ст. 52 (копия постановления о замене стороны исполнительного производства правопреемником); ч. 5 ст. 63 (копия постановления об отводе судебного пристава-исполнителя, переводчика, понятого или специалиста); ч. 7 ст. 64.1 (копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства); ч. 9 ст. 65 (копия постановления судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска); ч. 4 ст. 76 (копия постановления об обращении взыскания на дебиторскую задолженность); ч. 7 ст. 80 (копия постановления о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества); ч. 14 ст. 82 (копия постановления о наложении ареста и (или) акта о наложении ареста на ценные бумаги); ч. 3 ст. 83 (копия постановления о наложении ареста и (или) акта о наложении ареста на дебиторскую задолженность); ч. 6 ст. 85 (копия постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав); ч. 15 ст. 87 (копии постановлений, связанных с реализацией имущества должника); ч. 3 ст. 87.1 (копия постановления о передаче имущества на принудительную реализацию).

2. "Не позднее следующего рабочего дня после дня совершения или применения" - формулировка встречается в ч. 2 ст. 24 Закона N 229-ФЗ (уведомления о совершении исполнительных действий в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, или при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер).

3. "Трехдневный срок направления со дня вынесения постановления (получения)" предусмотрен Законом N 229-ФЗ в ч. 4 ст. 44 (копии постановления о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора); п. 4 ч. 4 ст. 85 (копия заключения оценщика по результатам отчета об оценке); ч. 5 ст. 96 (копия постановления об окончании исполнительного производства при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации); ч. 6 ст. 127 (копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы).

4. Не предусмотрено конкретного срока направления Законом N 229-ФЗ, например, в ч. 3 ст. 67 (копия постановления о временном ограничении на выезд должника); ч. 6 ст. 71 (копии постановлений, принимаемых при обращении взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте при исчислении долга в рублях); ч. 9 ст. 72 (копии постановлений, принимаемых в порядке обращения взыскания на денежные средства должника при исчислении долга в иностранной валюте); ч. 3 ст. 87.1 (предложение взыскателю об оставлении за собой имущества); ч. 3 ст. 88.1 (копия постановления о зачете встречных однородных требований) и т.д.

Применительно к срокам, установленным в ч. 3 ст. 67 Закона N 229-ФЗ в Приказе N 100 Федеральной службы судебных приставов и N 157 Федеральной службы безопасности от 10.04.2009, указано, что после вынесения постановления об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из РФ не позднее следующего дня со дня вынесения указанного постановления судебный пристав-исполнитель направляет его копии должнику, в соответствующий территориальный орган ФМС России и начальнику структурного подразделения территориального органа ФССП России - старшему судебному приставу для формирования реестров должников, в отношении которых установлены (отменены) временные ограничения на выезд из РФ.

5. Нет указания о необходимости направления в Законе N 229-ФЗ, например, в ч. 3 ст. 14 (копия постановления о внесении исправлений); ч. ч. 1, 2 ст. 102 (постановление об индексации, постановление о размере задолженности).

Можно предположить, что в интересах оперативности исполнения, если законом не предусмотрено иное, направление документов судебным приставом-исполнителем должно быть осуществлено не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления (совершения действия).

Применимый в Законе N 229-ФЗ подход законодателя к определению сроков извещения в исполнительном производстве заслуживает критического отношения. Перечень мер принудительного исполнения не является исчерпывающим (п. 11 ч. 3 ст. 68 Закона N 229-ФЗ), отсутствие срока направления документов либо отсутствие в законе указания на необходимость направления документа по исполнительному действию может привести к нарушению прав участников исполнительного производства и не способствует правовой определенности. При наличии в Законе N 229-ФЗ специальной главы 3, посвященной срокам в исполнительном производстве, целесообразно установить случаи общих и специальных сроков направления документов.

Особенности извещения

Из статей 24, 27, 28, 29 Закона N 229-ФЗ следует, что извещение лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, извещение юридическому лицу направляется по его юридическому адресу. Лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если, несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу, или отказался от получения.

По общему правилу документы направляются обычной почтой, но имеются особенности относительно фиксации сдачи документов на почту.

Из пункта 4.8.5 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП от 10.12.2010 N 682 (далее - Инструкция), следует, что простые почтовые отправления передаются в почтовое отделение по накладным, фиксирующим количество отправленных конвертов. Согласно п. 4.8.6 Инструкции документы, оформленные с нарушением требований Инструкции, и корреспонденция неслужебного характера экспедицией к отправке не принимаются и возвращаются исполнителю.

В Определении Санкт-Петербургского городского суда от 21.07.2014 N 33-10996/2014 в удовлетворении заявления об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя отказано, поскольку реестром почтовых отправлений подтверждается факт направления судебным приставом-исполнителем заявителю постановления об отложении исполнительных действий.

Верно и обратное: нарушение правил оформления указывает на отсутствие должного извещения участников исполнительного производства. Распечатка из книги регистрации исходящих документов, журнал регистрации исполнительных производств не могут служить достаточным и достоверным доказательством направления документов. Незаверенные копии реестров простых писем без отметки органа почтовой связи о принятии документов к пересылке, без оттиска календарного штемпеля и без указания должностного лица, ответственного за отправку, являются недопустимым доказательством извещения участников исполнительного производства о совершаемых исполнительных действиях (Обзор практики Федерального арбитражного суда ЗСО по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, утв. Постановлением Президиума ФАС ЗСО от 16.10.2009 N 12 (дело N А81-24/2009)).

Презумпция и "прополучательский" подход

В пункте 68 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 о применении ст. 165.1 ГК РФ, предусматривающей презумпцию известности сообщения не только доставленного, но и не доставленного по причинам, зависящим от адресата, не упоминается исполнительное производство. При этом в научной литературе отмечается, что вектор отечественного законодательства ориентирован на более широкое применение презумпции надлежащего извещения в отсутствие действенных мер, гарантирующих реальность информирования лиц, участвующих в исполнительном производстве <1>.

<1> Гуреев В.А. Развитие института информирования в исполнительном производстве, или Проблема расширения презумпции надлежащего извещения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 6.

Например, в Определении Свердловского областного суда от 26.06.2012 по делу N 33-7747/2012 суд посчитал, что Федеральный закон "Об исполнительном производстве" предписывает судебному приставу-исполнителю направить копию постановления должнику, однако не устанавливает обязанности судебного пристава-исполнителя лично вручить его должнику либо убедиться в получении такого постановления должником.

Однако данное правило имеет исключения, а именно:

Из смысла указанных норм следует вывод о том, что необходимым условием совершения предусмотренных в законе действий судебным приставом-исполнителем является получение постановления о возбуждении исполнительного производства. В отношении ранее действующего Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" это указывалось, например, в Постановлении ФАС ВСО от 13.07.2004 N А33-1512/04-С6-Ф02-2581/04-С2.

Данному требованию соответствует процедура направления, описанная в абз. 2 п. 4.8.3.4 инструкции по делопроизводству, согласно которому постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату. По решению уполномоченных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов регистрируемыми почтовыми отправлениями, в том числе с уведомлением о вручении адресату, могут направляться иные документы.

Поэтому стоит согласиться с мнением специалистов, что позиция о презумпции извещенности лица, которому в почтовый ящик положили почтовое извещение, нуждается в уточнении <2>. По смыслу вышеприведенных норм Закона N 229-ФЗ на судебного пристава-исполнителя возлагается обязанность направить должнику копию постановления о возбуждении исполнительного производства почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также направлять документы в порядке, предусмотренном Инструкцией.

<2> Валеев Д.Х. Извещения и вызовы в исполнительном производстве // Вестник гражданского процесса. 2011. N 1.

Следует отметить, что получение постановления представителем участника процесса может считаться надлежащим извещением.

Так, в Определении ВС РФ от 21.01.2015 N 18-КГ14-185 в основание отказа в удовлетворении требований об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя по причине пропуска срока обжалования положен довод о том, что на копии постановления о передаче нереализованного имущества должника взыскателю имеется отметка представителя должника о получении постановления.

Подводя итог, можно отметить следующее. Общим для направления документов в исполнительном производстве можно считать срок направления не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления (совершения действия), если иное не предусмотрено законом.

Необходимость фактического (реального) получения предусмотрена при направлении постановления о возбуждении исполнительного производства.

Презумпция извещения в исполнительном производстве действует только при наличии сведений о фактическом получении постановления о возбуждении исполнительного производства и соблюдения порядка направления документов в соответствии с правилами Инструкции по делопроизводству.

При нарушении правил направления документов, установленных в Инструкции по делопроизводству, риск неизвещения ложится на отправителя.