Мудрый Юрист

Опубликован приказ Минпромторга РФ о подтверждении производства продукции на территории РФ и об определении продукции, не имеющей произведенных в РФ аналогов

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Таможенное право и внешняя торговля) Информационное письмо N 548

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что 24.11.2015 был опубликован Приказ Министерства промышленного и торговли РФ от 12.11.2015 N 3568 (далее - "Приказ") <1>, устанавливающий порядок подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ и порядок признания продукции промышленной продукцией, не имеющей аналогов, произведенных в РФ. Документ вступает в силу 05.12.2015.

<1> Официальное название Приказа - "Об утверждении Порядка подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и Порядка определения отличий параметров промышленной продукции, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик (длительность гарантийного срока, срока годности или срока службы, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду промышленной продукции и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики промышленной продукции), от параметров произведенной в Российской Федерации промышленной продукции".

Приказ развивает положения Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 (далее - "Постановление N 719"), устанавливая порядок определения двух базовых категорий продукции, определяющих содержание промышленной политики в РФ, а именно, - промышленной продукции, произведенной в РФ, и промышленной продукции, не имеющей произведенных в РФ аналогов. В связи с тем что законодательством о промышленной политике установлен приоритет продукции, произведенной в РФ, при осуществлении государственных и муниципальных закупок, а также закупок отдельными видами юридических лиц, Приказ также является важным инструментом политики импортозамещения.

В отношении каждой из означенных категорий продукции Приказом установлены отдельные процедуры признания, которые рассмотрены в приложении к настоящему письму.

Приложение

1. Порядок подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.

Признание промышленной продукции, произведенной на территории РФ, осуществляется путем выдачи соответствующего подтверждения Минпромторга с последующим занесением информации о продукции в Перечень промышленной продукции, производимой на территории РФ. Срок действия подтверждения составляет три года.

За получением подтверждения необходимо обращаться с заявлением непосредственно в Минпромторг. Заявителями могут выступать как российские, так и иностранные юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Приказом не утверждена форма заявления, однако перечислены сведения, которые необходимо включить в заявление, в том числе о характеристиках производимой продукции и процессах ее производства.

Порядок предусматривает указание разных сведений в отношении промышленной продукции в зависимости от применимых к ней критериев оценки. Соответствующие критерии установлены в приложении к Постановлению N 719, а также в Соглашении о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Соглашение СНГ от 20.11.2009) в тех случаях, когда продукция не упоминается в приложении к Постановлению N 719. Отдельным основанием для признании продукции, произведенной в РФ, является наличие специального инвестиционного контракта.

До обращения в Минпромторг в отношении промышленной продукции рекомендуется получить акт экспертизы ТПП РФ (о соответствии критериям, установленным в отношении промышленной продукции приложением к Постановлению N 719) или сертификат СТ-1 (в случае, если к продукции применяются критерии Соглашения СНГ от 20.11.2009). При представлении указанных документов в Минпромторг процедура подтверждения по сути будет сводиться к проверке правильности оформления заявления и наличия необходимых приложений к нему.

Если акт экспертизы ТПП РФ или сертификат СТ-1 отсутствуют, то в этом случае Минпромторг будет оценивать представленные документы по существу. В Приказе лишь в общих чертах описана процедура такой оценки. В частности, отмечается, что комплект поступивших документов в течение 30 рабочих дней рассматривается отраслевым департаментом Минпромторга, который должен представить свою позицию о целесообразности (нецелесообразности) выдачи подтверждения. В свою очередь, окончательное решение о выдаче или отказе в выдаче подтверждения принимает департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минпромторга.

В случае обращения в Минпромторг за выдачей подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ в связи с заключением специального инвестиционного контракта необходимо, чтобы этот контракт был заключен с участием Российской Федерации и содержал обязательства инвестора (привлеченного инвестором лица) по поэтапному (но не более чем в течение 3 лет со дня ввода в эксплуатацию оборудования, необходимого для производства соответствующей продукции) выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций, предусмотренных для продукции соответствующего вида приложением к Постановлению N 719 либо Соглашением СНГ от 20.11.2009.

Отдельно следует отметить, что при обращении в Минпромторг заявители должны указывать также параметры промышленной продукции, касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик промышленной продукции. Эта информация впоследствии может иметь существенное значение, поскольку по указанным параметрам будет проводиться сравнение между продукцией, произведенной в РФ, и товарами, претендующими на статус продукции, не имеющей производимых в РФ аналогов.

2. Порядок отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ.

Как и в случае с признанием продукции, произведенной в РФ, заявление об отнесении промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ, подается в Минпромторг. Заявителями могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели. Требований к резидентству заявителей не установлено.

В заявлении необходимо указать:

Порядком установлена двухэтапная система проверки отсутствия производства аналогичной продукции на территории РФ.

Этап 1.

Поступившее заявление проверяется созданной Минпромторгом комиссией по отнесению промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ (далее - Комиссия), на предмет наличия в заявлении всех обязательных сведений в отношении продукции. В случае соответствия заявления установленным требованиям Минпромторг направляет в адрес отраслевых ассоциаций, объединений производителей, научных и образовательных организаций рекомендации о получении производителями подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ или предоставления иной информации, подтверждающей этот факт (в Приказе не раскрывается, какие именно документы/информация, помимо подтверждения Минпромторга, могут свидетельствовать о факте производства промышленной продукции на территории РФ). При этом не уточняется, в течение какого срока Минпромторг должен ждать ответных действий на свое обращение. Есть лишь оговорка о том, что в случае поступления от заинтересованных лиц заявления о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ срок рассмотрения заявления об отнесении промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ, продляется на 30 дней.

Если в ходе проводимой на данном этапе проверки в Перечне промышленной продукции, производимой на территории РФ, не будут обнаружены сведения о продукции, с которой можно было бы произвести сравнение продукции, указанной в заявлении, а также если Минпромторг не получит иной информации о производстве промышленной продукции на территории РФ, то в этом случае министерство направляет в адрес заявителя письмо об отнесении указанной им продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ.

По-видимому, на данном этапе сопоставление данных о промышленной продукции, производимой в Российской Федерации, с информацией о продукции, указанной в заявлении, будет осуществляться исходя из наименований продукции и ее кодов ОКП и ТН ВЭД, без анализа функциональных и качественных характеристик.

Этап 2.

Если на первом этапе будет установлено наличие промышленной продукции, производимой в РФ, то Комиссия начинает проводить сравнение параметров этой продукции с параметрами продукции заявителя.

Комиссия должна установить, имеет или нет продукция заявителя схожие технические и эксплуатационные характеристики, позволяющие или не позволяющие ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой с промышленной продукцией, производимой в РФ.

В Приказе не оговаривается, каким образом Комиссия должна оценивать указанные параметры. Поэтому остается широкая область для реализации ее дискреционных полномочий.

В этой связи заявителям еще до обращения в Минпромторг РФ можно рекомендовать самостоятельно проводить исследования на предмет того, как заявленные параметры могут быть применены для сравнения оцениваемой продукции с продукцией, произведенной в РФ. В качестве ориентира для подобного исследования разумно использовать практику Всемирной торговой и Всемирной таможенной организаций, в которой неоднократно рассматривались вопросы установления аналогичности товаров. Результаты подобного исследования можно включить в текст самого заявления либо оформить в качестве приложения к нему.

По результатам проведенного сравнения Комиссия должна принять решение об отнесении либо об отказе в отнесении продукции заявителя к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ.

Продукция заявителя будет признана Комиссией промышленной продукцией, не имеющей аналогов, произведенных в РФ, только в том случае, если она не заменяема продукцией, произведенной на территории РФ, имеет различные с ней технические и эксплуатационные характеристики, не позволяющие ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой.

В зависимости от принятого Комиссией решения Минпромторг готовит в адрес заявителя письмо об отнесении либо об отказе в отнесении промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ.

Письмо Минпромторга об отнесении продукции заявителя к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ, действует в течение 3 лет со дня его подписания.

Следует отметить, что изначально проект Приказа предусматривал возможность внутриведомственного обжалования решения Комиссии заявителем. Однако в окончательной редакции документа это положение закреплено не было. Более того, о решении Комиссии заявитель может узнать, только получив письмо Минпромторга. Таким образом, в настоящее время остается лишь судебный вариант защиты прав заявителя в случае, если он не согласен с решением Комиссии и письмом Минпромторга.