Мудрый Юрист

Судебный порядок разрешения налоговых споров в румынии 1

<1> Статья подготовлена в ходе исследования N 14-05-0025 в рамках программы "Научный фонд Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ)" в 2014 - 2015 гг. и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.

Крецу Андрей Васильевич - аспирант 1-го года обучения Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", исследователь научно-учебной группы "Международное налоговое право" НИУ ВШЭ.

В статье проанализирован судебный порядок разрешения налоговых споров в Румынии. Был проанализирован досудебный порядок разрешения налоговых споров в Румынии, судебная и правовая система Румынии и налоговая система Румынии.

Ключевые слова: налоговые споры в Румынии, судебный порядок разрешения налоговых споров в Румынии, досудебный порядок разрешения налоговых споров в Румынии, судебная система Румынии, налоговые органы Румынии, налоговая система Румынии, жалоба.

Румыния является крупнейшим государством в Юго-Восточной Европе. Население Румынии, по итогам переписи 2011 года, составляет более 19 миллионов человек, территория - 238 391 км2, что указывает на то, что по обоим этим показателям данное государство является самым большим и густонаселенным государством в Юго-Восточной Европе. Государственный строй Румынии определяется Конституцией Румынии, принятой в 1991 году. Согласно Конституции, Румыния является государством с республиканской формой правления, унитарным государством и парламентской Республикой.

В административном отношении Румыния делится на 41 жудец, которые подразделяются на 256 муниципиев и 2686 коммун. Румыния разделена на 8 регионов развития, которые не являются административными единицами, а служат для целей регионального развития. Регионы развития соответственно подразделяются на 41 жудец и 1 муниципий республиканского значения. Особое положение в административной структуре Румынии занимает муниципий Бухарест (аналог города федерального значения в Российской Федерации), который в отличие от остальных муниципиев является административной единицей второго уровня.

Согласно Конституции Румынии, законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент, состоящий из Сената и Палаты депутатов. Парламент избирается на 4 года прямым тайным голосованием.

Органические законы и постановления о регламенте палат принимаются большинством голосов членов каждой палаты. Обыкновенные законы и постановления принимаются голосами большинства присутствующих членов каждой палаты <1>.

<1> Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2001.

Президент Румынии является главой государства и верховным главнокомандующим Вооруженными силами Румынии. Президент избирается всеобщим тайным голосованием сроком на 5 лет (с правом переизбрания только на один новый срок). Также Президент предлагает кандидатуру для замещения поста премьер-министра и назначает правительство.

Правительство является высшим исполнительным органом власти Румынии и осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства.

Румыния относится к романо-германской правовой семье. В силу родственности языка румынское право с момента создания независимого государства в начале XIX в. тяготело к романской правовой культуре. Источниками права в Румынии являются законодательные и другие нормативные акты, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного суда. Система нормативных правовых актов включает Конституцию, конституционные, органические или обыкновенные законы, декреты Президента, ордонансы и решения Правительства, приказы и инструкции министерств, акты местных органов власти и самоуправления. Конституционными законами осуществляется пересмотр Конституции. Органические законы принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции <1>.

<1> Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2001.

Конституцией Румынии от 1991 г. и Законом о судебной системе 1992 г. установлены основы судебной системы Румынии. На данный момент в Румынии существует четырехзвенная система апелляционных судов. Органом конституционного надзора является Конституционный суд (Curtea Constitutionald). Высшей судебной инстанцией выступает Высший кассационный суд юстиции (Inalta Curte de Casatie Si Justitie). В системе судебной власти находятся также суды апелляционной инстанции (Curtile de apel din Romania) и суды первой инстанции, которыми являются трибуналы (Tribunal). Низшим звеном судебной системы Румынии является жудикэторие (Judecdtorie).

Система обычных судов в Румынии включает:

Верховный суд;

апелляционные суды;

окружные суды и суд муниципалитета Бухарест;

суды первой инстанции.

Конституция не предусматривает отдельной системы военной юстиции. Верховный суд имеет 4 секции: гражданскую, уголовную, военную и секцию по административным спорам. Конституционный суд состоит из 9 судей, назначаемых на 9 лет без права повторного назначения. Апелляционные суды (суды третьей инстанции) охватывают своей юрисдикцией от двух до пяти округов. Окружные суды и суд муниципалитета Бухарест (суды второй инстанции) действуют, соответственно, по одному в округе и муниципалитете Бухарест. Суды первой инстанции существуют в каждом округе и в муниципалитете Бухарест. В каждом округе имеется от 3 до 6 судов первой инстанции, а в муниципалитете Бухарест таких судов создано 8 <1>.

<1> Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2001.

Высшим органом прокурорского надзора является Прокуратура Высшего кассационного суда юстиции (Parchetul de ре Langa Inalta Curte de Casatie Si Justitie), состоящая из генерального прокурора Высшего кассационного суда юстиции, первого помощника (prim-adjunct), помощника (adjunct) и трех советников (consilieri). Прокуратура в Румынии существует при судах, но тем не менее обладает обширной компетенцией.

В организационном отношении она включена в состав Министерства юстиции. Указания Министра юстиции по вопросам соблюдения законодательства являются обязательными для прокуроров. В обязанности прокуратуры входит:

Прокуратура Румынии (Ministerul Public) представляет общие интересы общества и защищает правопорядок, а также права и свободы граждан. Прокуроры состоят при определенных судах и осуществляют свою деятельность в соответствии с принципами законности, беспристрастности и иерархического контроля, под административным управлением Министерства юстиции. Они могут самостоятельно выдавать ордер на арест и обязаны обращаться за получением санкции суда лишь в том случае, когда желают продлить действие ордера по сравнению с установленным 30-дневным сроком. В течение 30 дней предварительного (досудебного) задержания судья вправе принять постановление об освобождении арестованного подозреваемого только в том случае, если последний обжаловал законность задержания <1>.

<1> Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2001.

Румынским органом по борьбе с коррупцией является Национальная антикоррупционная дирекция (Directia Nationala Anticoruptie) при прокуратуре и Генеральная антикоррупционная дирекция (Directia Generala Anticoruptie) при Министерстве внутренних дел.

В последнее время Румыния сделала большой прогресс в области реформирования судебной власти. Многие известные и влиятельные политические деятели Румынии были осуждены за коррупционные преступления. Среди них - бывший премьер-министр, несколько влиятельных олигархов и политических деятелей, мэров городов, министров и др.

По общему правилу рассмотрение дел по существу происходит в судах первой инстанции. Суды первой инстанции (суды коммун) рассматривают большинство уголовных, гражданских, торговых и административных дел.

Жалобы на решения судов первой инстанции рассматриваются окружными судами или судом муниципалитета Бухарест (как судами второй инстанции).

Окружные суды действуют в каждом округе и в Бухаресте соответственно. Судебный округ объединяет суды коммун. Окружной суд рассматривает дела по первой инстанции, а также дела в кассационном и апелляционном порядке. По первой инстанции рассматриваются дела, отнесенные законом к компетенции указанного суда, в апелляционном порядке - жалобы на решения нижестоящих судов, а в кассационном - жалобы на решения таких судов, не подлежащие обжалованию в апелляционном порядке.

Апелляционные суды объединяют несколько окружных судов. Им подсудны дела по первой инстанции, отнесенные к их компетенции. В апелляционном порядке они рассматривают жалобы на решения нижестоящих судов. В качестве кассационной инстанции апелляционные суды рассматривают кассационные жалобы на решения нижестоящих судов по делам, рассмотренным в порядке апелляции. В организационном плане апелляционные суды состоят из палат: гражданской, уголовной, по торговым делам, по административным спорам (в некоторых судах существует палата по морским делам) <1>.

<1> Судебные системы зарубежных государств / В.Н. Бибило. Минск, 2012.

Верховный суд проверяет все решения судов (первой, второй и третьей инстанций) и рассматривает чрезвычайные апелляции. Согласно Закону об административных спорах 1990 г. первой инстанцией по таким спорам является окружной суд или суд муниципалитета Бухарест. Апелляции рассматриваются Палатой административных споров Верховного суда. Закон предусматривает организацию специальных секций административных споров в окружных судах и суде муниципалитета Бухарест.

Вышеуказанный Закон дает физическим и юридическим лицам возможность подачи судебного иска против любого неправомерного действия административных властей. Перед подачей иска от лица, чьи права были нарушены, необходимо предъявление требования соответствующему административному органу о добровольном возмещении причиненного ущерба <1>.

<1> Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2001.

Верховный суд является высшей судебной инстанцией судов общей юрисдикции, рассматривает дела по первой инстанции в апелляционном и кассационном порядке. Верховный суд толкует законодательство и издает официальные сборники своих постановлений. В структурном отношении он подразделен на палаты: гражданскую, уголовную, военную, по административным спорам и по торговым спорам, каждая из которых возглавляется председателем <1>.

<1> Судебные системы зарубежных государств / В.Н. Бибило. Минск, 2012.

Судьи назначаются Президентом Республики по предложению Высшего совета магистратуры. Назначенные таким образом судьи несменяемы. Председатель и другие судьи Верховного суда назначаются сроком на 6 лет. Их можно повторно назначить на указанные должности.

Выдвижение, перевод и наказание судей входят исключительно в компетенцию Высшего совета магистратуры. Согласно ст. 133 Конституции, Высший совет магистратуры представляет Президенту Румынии кандидатуры для назначения на должность судей и прокуроров, за исключением стажирующихся в рамках закона; в таких случаях работой руководит Министр юстиции без права решающего голоса.

Высший совет магистратуры выполняет также роль дисциплинарного совета судей; в этих случаях работой руководит председатель Верховного суда.

Высший совет магистратуры состоит из 15 магистратов, избираемых сроком на 4 года Палатой депутатов и Сенатом на совместном заседании из числа судей Верховного суда, прокуроров, судей и обвинителей Апелляционного суда Бухареста <1>.

<1> Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2001.

Финансовым органом Румынии является Министерство публичных финансов (Ministerului Finantelor Publice). В подчинении Министерства публичных финансов находится Агентство по фискальному администрированию (Agentia Nationala de Administrare Fiscala - ANAF), которому, в свою очередь, подчиняется генеральный директорат по налоговому мошенничеству (Directia Generala Antifrauda Fiscala - DGAF).

Отметим также, что до 2013 года существовала финансовая гвардия (Garda Financiara) - орган, осуществлявший функции по контролю и надзору в финансовой, экономической и таможенной сферах. С 1 ноября 2013 года финансовая гвардия прекратила свое существование, а ее функции были переданы генеральному директорату по налоговому мошенничеству (DGAF).

Основным источником налогового права в Румынии является Налоговый кодекс (Codul Fiscal), регулирующий отношения по взиманию налогов и социальных платежей.

Налоговый кодекс Румынии устанавливает правовую основу налогообложения, взимания сборов и взносов на социальное страхование. Налоговый кодекс предоставляет также право Министерству финансов Румынии разрабатывать и издавать правила, указания и распоряжения в налоговой сфере. Данные правила, указания и распоряжения не могут противоречить Налоговому кодексу Румынии и соглашениям об избежании двойного налогообложения.

В Румынии существует также Налоговый процессуальный кодекс (Codul de procedura fiscala). Налоговый процессуальный кодекс регулирует права и обязанности сторон налоговых правоотношений, касающихся администрирования налогов и других сумм, подлежащих перечислению в государственный бюджет и местные бюджеты.

Под администрированием налогов и других платежей, подлежащих перечислению в государственный бюджет и местные бюджеты, понимается:

В законодательстве многих государств условием возникновения у налогоплательщика права на обращение в суд с жалобой на решения налоговых органов является их предварительное обжалование в досудебном порядке. В настоящее время обязательное досудебное обжалование предусмотрено и в Румынии. Процедура рассмотрения жалоб, выдвинутых против административных налоговых актов налоговых органов, - специальная процедура, целью которой является урегулирование споров, возникших между налогоплательщиком и налоговым органом.

Налогоплательщики могут обжаловать акты налоговых органов двумя способами:

Жалоба подается в течение 30 дней со дня вынесения административного налогового акта (act administrativ fiscal) в тот налоговый орган, акт которого оспаривается. Жалобы на решения, принятые нижестоящим налоговым органом, рассматриваются вышестоящим налоговым органом.

Жалоба может быть отозвана налогоплательщиком либо его законным представителем до момента принятия решения по ней - налогоплательщик в данном случае не теряет право на подачу повторной жалобы.

В процессе рассмотрения и разрешения жалобы уполномоченным органом выносится решение или распоряжение. Решение или распоряжение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, является окончательным на стадии досудебного обжалования.

Решение, принимаемое вышестоящим налоговым органом по поданной жалобе, может частично или полностью удовлетворить либо полностью отказать в удовлетворении требований налогоплательщика. В случае удовлетворения принимается решение о полной либо частичной отмене акта. Такое решение приводится в исполнение в течение 30 дней со дня объявления.

Обжалование акта налогового органа не приостанавливает процесс исполнения административного налогового акта (act administrativ fiscal). Налогоплательщик также имеет право обратиться с просьбой о приостановлении исполнения административного налогового акта. Судебная инстанция может приостановить исполнение акта в случае, если налогоплательщик вносит залог в размере до 20% от обжалуемой суммы. В случае прошения о приостановлении исполнения акта, объект которого не может быть оценен в денежном эквиваленте, залог устанавливается в размере до 2000 леев.

В соответствии с действующим законодательством Румынии решение, принятое в процессе досудебного обжалования, может быть обжаловано налогоплательщиком либо его законным представителем в судебном порядке.

Дальнейшие шаги по обжалованию налогоплательщиком актов, принятых вышестоящим налоговым органом в процессе обжалования административного налогового акта в судебном порядке, установлены Законом об административном процессе N 554/2004 (Legea contenciosului administrativ nr. 554/2004).

Подсудность дела определяется в соответствии с размером суммы, установленной в обжалуемом административном налоговом акте, независимо от того, оспаривается ли сумма полностью или частично.

Закон N 554/2004 устанавливает, что административные налоговые трибуналы и апелляционные суды рассматривают по существу иски в следующем порядке:

Обжалование решений административных налоговых трибуналов рассматривается в палате по административным и налоговым спорам апелляционных судов.

Обжалование решения палаты по административным и налоговым спорам апелляционных судов рассматривается палатой по административным и налоговым спорам Высшего кассационного суда юстиции (Inalta Curte de Casatie si Justitie).

Процедура обжалования существует также на наднациональном уровне. Налоговые споры могут быть рассмотрены в Суде Европейского союза, в Европейском суде по правам человека и в Европейской комиссии.

Библиографический список

  1. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.
  2. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2001.
  3. Судебные системы европейских стран: Справочник / Перевод с франц. и англ. М., 2002.
  4. Судебные системы зарубежных государств. Минск, 2012.