Мудрый Юрист

К вопросу о понятии социальной власти в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права

Кудрин Антон Сергеевич, старший преподаватель кафедры трудового и социального права Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются некоторые подходы к определению понятия социальной власти, существующей в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права, определяются ее виды в зависимости от сферы жизни общества - экономическая, политическая, духовная (идеологическая) и др.; выявляются субъекты - носители такой власти. Особое внимание уделяется специфической разновидности социальной власти - власти работодателя, под которой понимается способность и возможность работодателя заключать трудовые договоры с лицами, ищущими работу, принимать правила внутреннего трудового распорядка, регулирующие правовое положение работников, поощрять работников, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности и т.п. в пределах, установленных законодательством.

Предлагается определение понятия "социальная власть в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права" как способности и возможности одних субъектов (индивидов, их объединений) формировать должное поведение других субъектов (индивидов, их объединений), а также общую для них модель поведения путем убеждения и (или) принуждения в целях обеспечения соблюдения социальных норм при наличии возможности применения к субъектам в случае нарушения данных норм мер юридической ответственности.

Ключевые слова: трудовые отношения, социальная власть, политическая власть, государственная власть, власть работодателя.

Revisiting the social authority concept in public relations included in the subject matter of the labor law

A.S. Kudrin

Kudrin Anton S., Senior Lecturer of the Labor and Social Law Department at the Perm Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Juridical Sciences.

In this article several approaches to definition of the concept of social authority existing in public relations included in the labor law subject matter are considered, and types of such authority depending on the society life sphere are determined (economic, political, spiritual (ideological) area, etc.), and subject holding such authority come to light. A special attention is paid to a specific kind of social authority, the employer's authority which is understood as the employer's ability and possibility to conclude employment contracts with job seekers, adopt the rules of internal labor policy governing the legal status of employees, encourage employees, take disciplinary actions against employees, bring them to material responsibility, etc. within the limits established by the legislation.

The author proposes to define the concept of "social authority in public relations included in the labor law subject matter" as an ability and possibility of subjects (individuals or their associations) to form the proper behavior of other subjects (individuals or their associations), and a common behavior pattern for them by convincing and/or compulsion for the purpose of observance of social norms subject to possibility of applying legal liability measures to such subjects in case of violation of the said norms.

Key words: labour relations, social power, political power, state power, the power of employers.

Власть - это явление, характерное только для общества. Функционирование общественных отношений основано на наличии вертикальных и (или) горизонтальных связей между их участниками. Вертикальные связи в социуме существуют благодаря власти, которой обладают управляющие субъекты.

"Власть - это уникальный социокультурный феномен, являющийся порождением и созданием человека и общества. Она оказывает едва ли не решающее влияние на судьбы как отдельного человека, так и общества в целом. Власть является условием существования общества, совместной жизни людей" <1>.

<1> Желтов В.В. Теория власти: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. М.: Флинта: Издательство МПСИ, 2008. С. 10.

Власть можно характеризовать как "способность и возможность оказывать воздействие на деятельность и поведение людей посредством воли, авторитета, права или насилия" <2>.

<2> Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. С. 132.

Поскольку власть существует только в обществе, то можно утверждать о ее социальной природе и рассматривать власть в обществе как социальную власть. Так, А.В. Малько под социальной властью понимает "присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение" <3>.

<3> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 49.

Между тем социальная власть - это не только подчинение одного другому, основанное на принуждении и насилии, но и возможность создания субъектами одной модели поведения, где оба субъекта власти равны, их воли сонаправлены, деятельность основана на праве. Речь идет о взаимодействии государств на международной арене при заключении и исполнении двусторонних и многосторонних международных договоров и функционировании международных межправительственных организаций, а также деятельности социальных партнеров в рамках общественных отношений, входящих в предмет трудового права.

Представляется, что социальную власть следует понимать как способность и возможность одних субъектов (индивидов, их объединений) формировать должное поведение других субъектов (индивидов, их объединений), а также общую для них модель поведения путем убеждения и (или) принуждения в целях обеспечения соблюдения социальных норм при наличии возможности применения к субъектам в случае нарушения данных норм мер юридической ответственности.

Выделяют следующие виды власти в зависимости от сферы жизни общества: экономическую, политическую, духовную (идеологическую) и др.

В качестве политической власти выступает "совокупность механизмов и средств, способов определяющего воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей, людей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения" <4>. Политическую власть представляют объединения людей, реализующие свои интересы в рамках политической системы: общественные организации, политические партии, профсоюзы и т.п., представляющие интересы больших социальных групп по наиболее важным общественным вопросам, а также ведущие борьбу за государственную власть (например, участие политических партий в выборах в законодательный орган власти).

<4> Коновалов В.Н. Политология. Словарь. М., 2010. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/26/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 27.05.2015).

Отдельную разновидность власти представляет собой государственная (публично-правовая) власть, которая, по сути, стоит "выше" других видов властей, в т.ч. политической <5>.

<5> Кейзеров Н.М. Власть и авторитет. Критика буржуазных теорий. М.: Юридическая литература, 1973. С. 123.

Государственная власть характеризуется как "способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле" <6>. Н.М. Коркунов определял государственную власть как "силу, обусловленную сознанием гражданами их зависимости от государства, в результате которой граждане подчиняются велениям отдельных лиц, признаваемых органами государственной власти. Те лица, за которыми признается право на распоряжение в определенном отношении властью, называются органами государственной власти; выполняемые этими органами действия составляют функции государственной власти... Осуществление функций власти, по их сложности, требует обыкновенно совместной деятельности нескольких лиц и материальных средств. Поэтому органами власти являются по большей части не отдельные лица, а учреждения, имеющие более или менее сложный состав и устройство" <7>.

<6> Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М., 2004. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/211/%D0%92%D0%9B%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%AC (дата обращения: 27.05.2015).
<7> Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 300 - 301.

Государственная власть наиболее рельефно проявляется в служебно-трудовых отношениях, где стороной выступает представитель нанимателя, руководитель (начальник) органа исполнительной власти, осуществляющий полномочия от имени Российской Федерации, а данные отношения основаны на принципе субординации (соподчиненности). В рассматриваемом случае государство выступает как своеобразный работодатель через систему государственной службы.

Важно отметить, что в современной России, помимо государственной власти, существует иная публичная власть - власть органов местного самоуправления.

В качестве самостоятельного вида социальной власти выступает экономическая власть, которую можно определить как способность и возможность одних субъектов определять поведение других субъектов в сфере производства, обмена, распределения материальных благ.

Между тем экономическая власть не сводима только к господству собственника средств производства в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права, к использованию рабочей силы в рамках общественной организации труда. Экономическая власть проявляется и в конкурентной борьбе собственников на рынках друг с другом, заканчивающейся концентрацией капитала в руках наиболее сильных, появлению монополий.

Природу социальной власти - власти работодателя, существующую в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права, наиболее четко раскрыл Л.С. Таль, определив ее "как хозяйскую власть" <8>.

<8> Таль Л.С. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. М.: Статут, 2006. С. 481.

Хозяйская власть, появившись как господство фабриканта над наемным работником, имея сугубо частный характер, выражавшая его личный экономический интерес, вместе с развитием государства и общественных отношений, входящих в предмет трудового права, прошла эволюцию до демократических форм взаимодействия работодателя и работника, когда работник и работодатель, по сути, становятся полноправными сторонами трудового договора.

В условиях правового государства власть работодателя в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права, находится в пределах, установленных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, а также трудовым законодательством РФ, базируется на уважении прав и свобод человека и гражданина, который является высшей ценностью в государстве. Государство признает за работодателем право устанавливать нормы поведения в порядке и условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. ст. 8, 22 Трудового кодекса РФ), наделяет его дисциплинарной властью (возможностью наказывать и поощрять работников и др.). В то же время государство определяет пределы этой власти путем установления императивных гарантий для работников и контроля (надзора) за их исполнением.

Следует отметить, что на современном этапе власть работодателей усложняется благодаря возможности интеграции работодателей и работников, созданию ими собственных объединений для представительства и защиты своих интересов.

С другой стороны, власть работодателя во многом минимизируется по отношению к труду отдельных категорий работников (надомников, дистанционных работников), т.к. они самостоятельно организуют свой процесс труда, не находясь под прямым контролем работодателя. Работодатель в данных отношениях выступает в большей степени не как "хозяин", а как партнер по договору <9>. Происходит расширение договорных начал в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права. Так, например, в ряде случаев, предусмотренных законом, профессиональные спортсмены и лица, получающие образование за счет средств работодателя, обязаны выплачивать работодателю денежную компенсацию.

<9> Аксенов И.С. Особенности правового регулирования труда надомников: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. М., 2011; Моцная О.В. Нетипичная трудовая занятость: некоторые проблемы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. М., 2009.

В связи с этим полагаю, что власть работодателя в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права, можно рассматривать как способность и возможность работодателя заключать трудовые договоры с лицами, ищущими работу, принимать правила внутреннего трудового распорядка, регулирующие правовое положение работников, поощрять работников, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности и т.п. в пределах, установленных законодательством.

Подводя итог вышесказанному, социальную власть в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права, следует определить как способность и возможность государства и его органов, органов местного самоуправления, работодателей, социальных партнеров воздействовать на общественные отношения, входящие в предмет трудового права, в целях формирования должного поведения работников, либо формирования общей для данных субъектов модели поведения посредством издания правовых норм, осуществления контроля (надзора) за их исполнением и применения мер юридической ответственности.

Литература

  1. Аксенов И.С. Особенности правового регулирования труда надомников: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. М., 2011. 156 с.
  2. Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. 432 с.
  3. Желтов В.В. Теория власти: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. М.: Флинта: Издательство МПСИ, 2008. 584 с.
  4. Кейзеров Н.М. Власть и авторитет. Критика буржуазных теорий. М.: Юридическая литература, 1973. 264 с.
  5. Коновалов В.Н. Политология. Словарь. М., 2010. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/26/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 27.05. 2015).
  6. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 430 с.
  7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. 541 с.
  8. Моцная О.В. Нетипичная трудовая занятость: некоторые проблемы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. М., 2009. 207 с.
  9. Таль Л.С. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. М.: Статут, 2006. 539 с.
  10. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М., 2004. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/211/%D0%92%D0%9B%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%AC (дата обращения: 27.05.2015).