Мудрый Юрист

Сделки по реорганизации юридических лиц в рамках государственного контроля за экономической концентрацией *

<*> Статья подготовлена в рамках НИР Госзадания РАНХиГС 2015 "Правовая модель экономической концентрации в российском законодательстве".

Увакина Татьяна Владимировна, советник генерального директора по правовым вопросам ОАО "Реестр", аспирант юридического факультета им. М.М. Сперанского ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ", младший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории правовых проблем экономики и управления юридического факультета им. М.М. Сперанского РАНХиГС.

Данная статья посвящена анализу сделок по реорганизации коммерческих организаций в контексте государственного контроля за экономической концентраций. Статья содержит научно-практический комментарий аспекта регулирования таких сделок антимонопольным законодательством России.

Ключевые слова: экономическая концентрация, сделки, антимонопольное регулирование, реорганизация коммерческих организаций.

Transactions on Reorganization of Legal Entities within the Framework of the State Control of Economic Concentration

T.V. Uvakina

Uvakina Tatyana V., Legal Adviser of General Director of OJSC "Reestr", postgraduate student of M.M. Speransky Faculty of Law of FSBEI HPE Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Junior Research Scientist of the Scientific Research Laboratory for Legal Problems of Economy and Management of M.M. Speransky Faculty of Law of RANEPA.

The present article concerns the analysis of profit making organization reorganization within the scope of the state regulation of economic concentration. The Article gives the scientific and practical comment for the aspect of antitrust regulation for such transactions in RF.

Key words: economic concentration, transactions, antitrust regulation, profit making organization reorganization.

В рамках настоящей статьи под реорганизацией юридических лиц будет пониматься только их слияние и присоединение, иные виды реорганизации не будут рассмотрены, так как они не подпадают под регулирование Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - ЗоЗК или Закон) <1> в качестве сделок по экономической концентрации. Современное российское антимонопольное законодательство рассматривает данные виды сделок в качестве одной из форм координации экономической деятельности, при этом необходимо отметить, что ЗоЗК понимает термин "координация" исключительно в контексте необходимости установления антимонопольных запретов на определенные действия хозяйствующих субъектов, когда такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкурентной среды на рынках товаров и услуг. Координация рассматривается вышеназванным Законом как совершаемый систематически на протяжении определенного интервала времени процесс, результатом которого оказывается согласованная рыночная политика координируемых субъектов. Именно такая координация представляет собой наибольшую опасность для состояния конкуренции и справедливо рассматривается в качестве правонарушения <2>. Данный подход представляется вполне оправданным, так как такая координация, действительно приводящая в большинстве случаев к экономической концентрации, зачастую невозможна без субординационных отношений между самими координируемыми юридическими лицами. Некоторые исследователи отмечают активное проникновение метода субординации (присущего изначально публично-правовому регулированию) в частноправовые отношения и говорят о необходимости правовых ограничений на такое распространение властных методов <3>. Говоря о государственном контроле за экономической концентрацией, стоит отметить, что под данной категорией контроля подразумевается установление на законодательном уровне таких способов правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, которые должны привести к улучшению состояния конкурентной среды.

<1> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 04.06.2014) // Российская газета. 2006. N 162.
<2> Беликова К.М., Габов А.В., Гаврилов Д.А. и др. Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: Монография / Отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2015.
<3> Егорова М.А. Соотношение категорий "регулирование" и "управление" в гражданско-правовых отношениях // Юрист. 2014. N 9.

Правовая модель экономической концентрации в России нуждается в совершенствовании, и один из векторов изменений, заложенных в "дорожной карте" развития конкуренции и совершенствования антимонопольной политики <4>, направлен на упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования и устранения избыточного государственного регулирования частных предпринимательских отношений.

<4> План мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержден распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2579-р // СЗ РФ. 2013. N 2. Ст. 110.

На протяжении последних лет Россия лидирует по количеству сделок, подлежащих антимонопольному контролю с точки зрения анализа экономической концентрации. Количество ходатайств, рассматриваемых российским антимонопольным органом в год, значительно превышает количество ходатайств, рассматриваемых ведущими антимонопольными органами мира по данным рейтинга эффективности антимонопольных органов Rating Enforcement (рейтинг правоприменения) <5>, который публикуется изданием Global Competition Review (всемирный обзор по конкуренции) вот уже 13 лет. Рейтинг является неофициальным, однако широко обсуждается в профессиональной среде специалистов в области антимонопольного регулирования. Сам ФАС России придает особое значение своему месту в рейтинге правоприменения, улучшение позиции ФАС России в данном рейтинге стало одним из направлений стратегии развития антимонопольного законодательства до 2024 г. <6>.

<5> URL: http://globalcompetition-review.com/rating-enforcement.
<6> См.: Артемьев И.Ю. Основные итоги работы за 2012 г. Стратегия развития: презентация на расширенном заседании Коллегии ФАС России 28 февраля 2013 г. URL: www.fas.gov.ru/analytical-materials_30895.html. Слайд 15.

Хотя количество ходатайств на осуществление сделок, рассматриваемых российским антимонопольным органом в рамках анализа экономической концентрации, все еще значительно превышает количество сделок, рассматриваемых лидерами рейтинга правоприменения, с введением "третьего антимонопольного пакета" началась активная и целенаправленная нормативная работа по уменьшению числа сделок, подлежащих контролю в рамках экономической концентрации. Несмотря на то что количество сделок, рассматриваемых в данном контексте, неуклонно снижается, стоит согласиться с рядом российских исследователей данного вопроса в том, что высокий показатель количества ходатайств, рассматриваемых ФАС России в рамках контроля экономической концентрации в год, означает, что в России права участников гражданского оборота все еще ограничены в большей степени, чем в основных ведущих юрисдикциях Рейтинга <7>.

<7> Борзило Е.Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности: Науч.-практ. руководство. М.: Статут, 2014.

Вместе с тем анализ ряда количественных показателей ФАС России в рейтинге в сравнении с аналогичными показателями его лидеров может стать поводом, чтобы задуматься о дальнейшем реформировании системы контроля за экономической концентрацией в России с точки зрения дальнейшего сужения круга сделок, подпадающих под рассмотрение антимонопольным органом, и уменьшения количества документов, передаваемых для анализа. В качестве ориентира можно предложить практику Европейской комиссии. С учетом значительного количества документов, получаемых ФАС России для анализа, закономерным будет факт того, что лишь небольшое количество сделок будет исследовано с особой тщательностью, по данным показателей рейтинга, это всего 7% ходатайств.

Надлежащая оценка этих факторов, а также сравнение трактовок понятия "экономическая концентрация" российским и международным антимонопольным законодательством очень важны для адекватного анализа действующего на данный момент в России законодательства о государственном контроле за экономической концентрацией при осуществлении сделок по реорганизации коммерческих организаций, как с участием, так и без участия финансовых организаций. Вслед за ведущими российскими исследователями данной проблематики <8> стоит констатировать соответствие российской правовой модели регулирования отношений в сфере контроля за экономической концентрацией международно-правовому подходу к данному роду сделок, закрепленному в Типовом законе о конкуренции ЮНКТАД <9> (далее - Типовой закон).

<8> Гриб В.В., Егорова М.А. Понятие "экономическая концентрация" в глобальном правовом пространстве (на примере Типового закона о конкуренции ЮНКТАД) // Юрист. 2015. N 24.
<9> URL: http://unctad.org/ru/docs/tdrbpconf5d7rev3_ru.pdf.

Статья 27 ЗоЗК предусматривает необходимость получения предварительного согласия антимонопольного органа для осуществления следующего перечня сделок по реорганизации юридических лиц, которые могут в соответствии с конкретными экономическими аспектами их проведения привести к экономической концентрации.

  1. Слияние коммерческих организаций.
  2. Присоединение коммерческих организаций.
  3. Слияние финансовых организаций.
  4. Присоединение финансовых организаций.
  5. Присоединение финансовой организации к коммерческой.
  6. Присоединение коммерческой организации к финансовой.

В соответствии с вышеуказанной статьей Закона при реорганизации юридических лиц, не являющихся финансовыми организациями, установлены следующие условия контроля за экономической концентрацией:

Говоря о финансовых организациях в контексте ст. 27 ЗоЗК, стоит отметить, что требования о предварительном согласовании сделок по реорганизации применимы к слиянию либо присоединению финансовых организаций, соответствующих определению финансовой организации, приведенному в п. 6 ст. 4 ЗоЗК. Закон подразделяет финансовые организации на две группы: 1) финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации: кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард; 2) иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации, - лизинговая компания.

Для реорганизации финансовых организаций установлено единственное условие контроля за экономической концентрацией:

суммарная стоимость активов финансовых организаций, участников реорганизации, превышающая величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Такая величина может ежегодно устанавливаться соответствующим постановлением Правительства РФ. Так, на момент написания настоящей статьи действует Постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. N 1072 "Об установлении величин активов финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, в целях осуществления антимонопольного контроля" <10>.

<10> Постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. N 1072 "Об установлении величин активов финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, в целях осуществления антимонопольного контроля" // СЗ РФ. 2014. N 43. Ст. 5907.

В качестве особенности государственного антимонопольного контроля в данной сфере стоит отметить, что при реорганизации финансовых организаций, не поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, а это в соответствии с определением финансовых организаций, приведенным в Законе, - лизинговая организация, величина активов лизинговых организаций устанавливается Правительством Российской Федерации. На момент написания настоящей статьи такая величина установлена в размере трех миллиардов рублей <11>.

<11> Постановление Правительства РФ от 30 мая 2007 г. N 334 "Об установлении величин активов лизинговых организаций в целях осуществления антимонопольного контроля" (ред. от 18.10.2014) // СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2799.

Для смешанной реорганизации с участием как финансовых, так и коммерческих нефинансовых организаций также установлен единственный критерий контроля за экономической концентрацией. Это превышение стоимости активов финансовой организации по последнему балансу величины, установленной Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При реорганизации с участием финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, и коммерческой нефинансовой организации - превышение величины установленной Правительством Российской Федерации. Важной особенностью реорганизации, в которой принимает участие финансовая организация, является то, что учитываются только показатели активов финансовых организаций, при этом показатели нефинансовых коммерческих организаций не принимаются в расчет. Исходя из данных положений ЗоЗК, стоит предположить, что тем самым законодатель дает возможность бизнесу реализовать эту новую для современного российского законодательства конструкцию - одновременную реорганизацию с участием коммерческих нефинансовых и финансовых организаций, при этом показатели финансовых организаций взяты под особый контроль Правительства РФ и Центрального банка Российской Федерации.

Сделки по слиянию и присоединению, заключенные как на территории РФ, так и за рубежом (ч. 2 ст. 3 ЗоЗК), в отношении российских и иностранных коммерческих и (или) финансовых организаций могут потребовать предварительного согласования в случае, если в результате такого слияния или присоединения будут осуществляться приобретения, подлежащие контролю антимонопольного органа в соответствии со ст. ст. 26.1, 28 - 29 ЗоЗК. В случае если сделка по реорганизации с участием иностранного элемента соответствует хотя бы одному из приведенных в Законе критериев и условия ее совершения подпадают под предусмотренные ЗоЗК и соответствующими постановлениями Правительства РФ пороговые значения, такая сделка потребует предварительного согласования антимонопольного органа.

Говоря о положении иностранного элемента в сфере регулирования российского антимонопольного законодательства, стоит вслед за некоторыми российскими исследователями констатировать тенденцию расширения экстратерриториального применения российского конкурентного законодательства <12>.

<12> Корпоративное право: Учебник / Под ред. И.С. Шиткиной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2015.

ЗоЗК предусматривает ряд исключений из правового режима контроля, осуществляемого в виде предварительного согласования сделок по реорганизации:

  1. сделки по реорганизации осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
  2. если реорганизация осуществляется с соблюдением условий, изложенных в ст. 31 ЗоЗК, когда соблюдены в совокупности следующие условия: а) сделки по реорганизации осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц; б) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок по реорганизации; в) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок по реорганизации не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц;
  3. осуществление сделок по реорганизации предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации. В отношении данного критерия необходимо отметить, что в указанном случае речь идет исключительно об актах Президента РФ или Правительства РФ, но не об актах федеральных органов исполнительной власти и других органов государственной власти.

Как видно из приведенного перечня дозволений, они распространяются на сделки по реорганизации коммерческих организаций, как с участием, так и без участия финансовых организаций.

При определении экономических условий государственного контроля за экономической концентрацией в случае реорганизации юридических лиц ЗоЗК оперирует понятиями "суммарная стоимость активов" и "суммарная выручка". Для целей государственного контроля за слияниями и присоединениями суммарная стоимость активов участников сделок, включая участников их групп лиц, определяется по данным бухгалтерского учета за отчетный год, в антимонопольный орган представляются годовые бухгалтерские балансы. При этом если ЗоЗК предусмотрена необходимость подсчета суммарных показателей активов или выручки участников сделки и их групп лиц, то учитывается стоимость активов всех участников, входящих в соответствующую группу лиц, в том числе зарегистрированных за пределами РФ.

Анализируя вопросы экономической концентрации, необходимо четко понимать то, что есть слияние и присоединение коммерческих организаций. Ответ на этот вопрос дается в ст. ст. 16 - 17 ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - ФЗ об АО) <13> и ст. ст. 52 - 53 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - ФЗ об ООО) <14>. Слиянием обществ является возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей обществ - участников сделки по слиянию с прекращением последних. Таким образом, из двух или нескольких обществ создается одно новое общество. Присоединением обществ является прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей обществу, к которому осуществляется присоединение. Так что в отличие от ситуации со слиянием новое общество не создается, а лишь происходит передача прав и обязанностей от присоединяющихся обществ, которые прекращают свое существование, к присоединяющему, которое продолжает действовать. Необходимо отметить, что формирование имущества хозяйственных обществ, образованных в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества обществ, участвующих в реорганизации.

<13> Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 22.12.2014) // Российская газета. 1995. N 248.
<14> Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2014) // Российская газета. 1998. N 30.

С практической точки зрения важным является момент, в который осуществляется слияние и присоединение, в этом случае следует руководствоваться положениями п. 4 ст. 57 ГК РФ, которая предусматривает, что в случае реорганизации в форме слияния юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации нового общества. В случае реорганизации в форме присоединения присоединяющее общество считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого общества. Таким образом, соответствующие заявления о государственной регистрации не могут быть поданы в регистрирующий орган до получения предварительного согласия антимонопольного органа. Отклонение от этого правила будет считаться нарушением антимонопольного законодательства.

Говоря об участниках корпорации, принимающей участие в сделке по реорганизации, необходимо подчеркнуть, что они в данном случае получают соответствующие доли участия в уставном капитале организации, создаваемой в результате слияния, или в уставном капитале организации, к которой осуществляется присоединение. Размеры таких долей зависят от размера доли, которой владел участник корпорации до начала ее участия в реорганизации, а также от выработанных общим собранием участников корпорации условий проведения реорганизации. Так, согласно п. п. 2 и 3 ст. 16 ФЗ об АО участники слияния заключают договор о слиянии, при этом закон перечисляет положения, которые данный договор обязательно должен содержать.

Аналогичный подход к регулированию вопроса присоединения демонстрирует ст. 17 ФЗ об АО, она также содержит обязательные положения, которые должен содержать договор о присоединении. Данная статья также предусматривает, что договор о присоединении может содержать перечень изменений и дополнений, вносимых в устав общества, к которому осуществляется присоединение, другие положения о реорганизации, не противоречащие федеральным законам. Важной особенностью сделок по присоединению является то, что при присоединении общества осуществляется погашение некоторых категорий акций обществ, участвующих в сделке. Эти вопросы регулируются ФЗ об АО и договором о присоединении.

Акционеры обществ, деятельность которых прекращается, становятся акционерами общества, создаваемого в результате слияния, или акционерами общества, к которому осуществляется присоединение.

Важной особенностью реорганизаций, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией, является то, что одновременно с осуществлением таких сделок участники корпораций, участвующих в реорганизации, получают доли участия в уставном капитале других обществ - вновь создаваемого общества (при слиянии) и присоединяющего общества (при присоединении). Несмотря на то что показатели активов обществ, участвующих в такой сделке по реорганизации, отвечают количественным показателям, установленным для осуществления государственного контроля за экономической концентрацией, получение в собственность долей участия в данном случае не требует дополнительных согласований со стороны антимонопольного органа, если такое приобретение оценивалось антимонопольным органом при рассмотрении соответствующего ходатайства по поводу осуществления реорганизации.

Как и любое субъективное право, корпоративное право фактически осуществляется при совершении участниками корпорации юридически значимых действий, предписанных законодательством. Именно через совершение действий осуществляется реализация корпоративных прав (прав участника корпорации на участие в общем собрании, на голосование на общем собрании).

Так, при принятии решения о реорганизации права участника корпорации попадают в прямую зависимость от права на участие в управлении обществом - права на участие в общем собрании с повесткой дня о проведении реорганизации. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 48 ФЗ об АО принятие решения о реорганизации относится к компетенции общего собрания акционеров и включается в повестку дня только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом (п. 3 ст. 49 ФЗ об АО). В соответствии с п. 4 ст. 49 ФЗ об АО решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров общества, участвующего в реорганизации. Расчет количества голосов акционеров исходя из количества акционеров, принимающих участие в собрании, ставит возможность реализации права акционера на голосование по вопросу о реорганизации также в зависимость и от реализации права на получение информации о проведении общего собрания акционеров. Владельцы привилегированных акций на таком собрании согласно п. 4 ст. 32 ФЗ об АО участвуют с правом голоса. Таким образом, при проведении реорганизации акционерного общества права акционеров напрямую зависят от права на участие в управлении обществом, права на получение информации, права на контроль.

Анализируя ситуацию в обществах с ограниченной ответственностью, стоит сразу сказать, что для их добровольной реорганизации необходимо единогласие всех участников общества п. 8 ст. 37 ФЗ об ООО. Таким образом, если сравнивать защищенность прав акционеров и участников при решении вопроса о реорганизации, можно сделать однозначный вывод, что права участников в этом случае более законодательно защищены, чем права акционеров.

Решение о реорганизации оформляется либо протоколом общего собрания, либо решением единственного участника корпорации, именно это, по мнению некоторых исследователей <15>, становится тем юридическим фактом, с которым законодательство связывает появление у участника корпорации вышеперечисленных специальных прав, а если точнее - гарантии осуществления корпоративных прав, создающих реальность их осуществления. В настоящий момент законодательство не содержит специальных требований к содержанию протокола или решения о реорганизации, поскольку оно определяется общими требованиями, предусмотренными ст. 63 ФЗ об АО и ст. 37 ФЗ об ООО.

<15> Качалова А.В. Принятие решения о реорганизации акционерного общества, особенности ее проведения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 1.

Реорганизация затрагивает права и законные интересы участников корпорации, несмотря на то что в процессе реорганизации именно от воли участников корпорации зависят: принятие решения о проведении реорганизации; определение объема прав, передаваемых реорганизуемым юридическим лицам в процессе реорганизации; определение условий конвертации акций/долей реорганизуемого общества в акции/доли вновь образуемого или обмена в уставном капитале каждого общества на акции/доли в уставном капитале нового общества; определение условий договора о слиянии и договора о присоединении с возможностью установления в них особого порядка совершения реорганизуемым обществом отдельных сделок или установления запрета на их совершение в период реорганизации. Важной особенностью аспекта соблюдения прав участников корпорации при реорганизации стоит считать необходимость своевременного получения ими всей информации о каждом этапе реорганизации, так как только сами участники корпорации могут надлежащим образом контролировать соблюдение своих прав и интересов на каждом из этапов реорганизации. В свою очередь, получение информации в конечном счете зависит как от самого общества-эмитента, обязанностью которого является надлежащее направление информации, так и от самого акционера, обязанностью которого является своевременное уведомление держателя реестра акционеров эмитента о смене своего места нахождения/места жительства, ведь список лиц, имеющих право на получение информации, генерируется именно на основании данных об акционере, содержащихся в реестре. Акционер-инвестор, владея таким специфическим активом, как акции, для надлежащего осуществления своих прав и обязанностей по ним должен проявлять высокую степень осмотрительности и заботливости для надлежащего распоряжения своим имуществом.

В основном реорганизация коммерческих организаций осуществляется в добровольном порядке. Вместе с тем основанием для проведения реорганизации может являться не только решение общего собрания, но и решение уполномоченных государственных органов или суда. В данном случае речь идет о проведении так называемой принудительной реорганизации, которая может осуществляться исключительно в форме разделения и выделения.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации <16> в случае, если акционеры/участники хозяйственного общества или уполномоченный ими орган не осуществят так называемую принудительную реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд вправе назначить внешнего управляющего хозяйственным обществом и поручить ему осуществить реорганизацию данного юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами данного общества.

<16> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015), первоначальный текст опубликован: Российская газета. 1994. N 238 - 239.

Антимонопольным органом принудительный порядок реорганизации обычно применяется в целях недопущения установления монопольного положения хозяйствующих субъектов в той или иной отрасли. ЗоЗК в ст. 38 определил основания и порядок принудительного разделения или выделения коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Банком России) вправе принять решение о принудительном разделении такой организации либо решение о выделении из ее состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из ее состава одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из ее состава одной или нескольких коммерческих организаций подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением (этот срок не может быть менее чем шесть месяцев).

Литература

  1. Артемьев И.Ю. Основные итоги работы за 2012 г. Стратегия развития: презентация на расширенном заседании Коллегии ФАС России 28 февраля 2013 г. URL: www.fas.gov.ru/analytical-materials_30895.html. Слайд 15.
  2. Борзило Е.Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности: Науч.-практ. руководство. М.: Статут, 2014.
  3. Гриб В.В., Егорова М.А. Понятие "экономическая концентрация" в глобальном правовом пространстве (на примере Типового закона о конкуренции ЮНКТАД) // Юрист. 2015. N 24. С. 21 - 27.
  4. Егорова М.А Соотношение категорий "регулирование" и "управление" в гражданско-правовых отношениях // Юрист. 2014. N 9. С. 18 - 24.
  5. Габов А.В., Егорова М.А., Могилевский С.Д. и др. Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: Монография / Отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2015.
  6. Качалова А.В. Принятие решения о реорганизации акционерного общества, особенности ее проведения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 1.
  7. Корпоративное право: Учебник / Отв. ред. И.С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2015.