Мудрый Юрист

Минимизация "офшорного" налогового планирования в рыбной отрасли России

Сухаренко Александр Николаевич, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ.

В настоящее время перед Россией, как и перед большинством стран мира, стоит вопрос уклонения от уплаты налогов с использованием низконалоговых (офшорных) юрисдикций. Значительная доля внешнеторговых операций в рыбной отрасли осуществляется через низконалоговые юрисдикции, при этом следует занижение контрактных цен, что напрямую влияет на налогообложение российских компаний и, соответственно, платежи в бюджет. До недавнего времени получение необходимой информации о резидентах офшорных юрисдикций было ограничено или невозможно. Однако после ратификации Конвенции ОЭСР и заключения двусторонних межправительственных соглашений с такими юрисдикциями ситуация может измениться.

Ключевые слова: биоресурсы, экспорт, налоги, сотрудничество.

Minimization of "Offshore" Tax Planning in the Fisheries Sector of Russia

A.N. Sukharenko

Sukharenko Aleksandr N., Director of ANO Center for Study of New Challenges and Threats to National Security of the Russian Federation.

Before Russia as before the majority of the world is the issue of tax evasion with low tax (offshore) jurisdictions. A significant share of foreign trade in the fishing industry through low-tax jurisdictions, while understated contract prices, which directly affect the taxation of Russian companies and, accordingly, payments to the budget. Until recently, obtaining information on residents of offshore jurisdictions have been reduced or prevented. However, following the ratification of the OECD Convention and bilateral intergovernmental agreements with such jurisdictions, the situation may change.

Key words: biological resources, export, taxes, cooperation.

Водные биоресурсы являются традиционным элементом обеспечения продовольственной безопасности России, основой жизни и источником занятости значительной части населения прибрежных субъектов РФ. Потенциальные возможности сырьевой базы внутренних водоемов, исключительной экономической зоны РФ, конвенционных районов и открытых частей мирового океана, доступных для рыболовства, оцениваются в 7,5 млн тонн, что создает предпосылки для увеличения темпов развития рыбной отрасли.

Несмотря на высокие объемы добычи водных биоресурсов, насыщения внутреннего рынка страны доступной для населения рыбопродукцией не происходит вследствие высокой доли экспорта. По данным Росстата, за 2009 - 2014 годы объем поставок рыбы и морепродуктов за пределы РФ увеличился с 1,4 млн до 1,7 млн тонн. В общей структуре таких поставок преобладает мороженая рыба (минтай, тихоокеанская сельдь, треска, пикша, ставрида и тихоокеанский лосось), суммарный объем экспорта которой в прошлом году составил 1,4 млн тонн (рис. 1) <1>. Основные поставки морепродукции осуществляются из дальневосточного региона в страны АТР, которые расположены логистически более выгодно к районам промысла.

<1> Сайт Росрыболовства. URL: http://fish.gov.ru/ob-agentstve/kollegiya-rosrybolovstva (дата обращения: 14.06.2015).

В 2014 году объем поставок за пределы РФ снизился на 178,9 тыс. тонн на 9,5% в сравнении с 2013 годом За 2014 год объем импорта в РФ в сравнении с 2013 годом снизился на 12,8% и составил 884,8 тыс. тонн Рис. 1

Как показала недавняя проверка Счетной палаты РФ, значительные объемы водных биоресурсов экспортируются по контрактам, заключенным с офшорными компаниями <2>. Так, в 2012 году доля таких контрактов в весовом объеме российского рыбного экспорта составляла 42,86%, в 2013 году - 40,59%, а их доля в стоимостном выражении - 40,2% и 37,53% соответственно. В I квартале прошлого года объем офшорного экспорта биоресурсов в стоимостном выражении составил 42,72% и 41,82% в весовом выражении <3>.

<2> Приказ Минфина РФ от 13 ноября 2007 г. N 108н (ред. от 2 октября 2014 г.) "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)".
<3> Отчет "Проверка соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, организации таможенного контроля в целях обеспечения полноты поступления таможенных платежей в отношении водных биологических ресурсов, продукции из них, судов и оборудования для их добычи и переработки, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (Таможенного союза) в 2013 году и истекшем периоде 2014 года" // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2014. N 11. С. 22.

Внешнеторговые контракты с офшорными компаниями носят формальный характер - при экспорте практически вся российская рыбопродукция поступает не в офшорные юрисдикции, а в третьи страны (страны-получатели), так же как и при импортных операциях. При этом средний уровень цен, по которым исполняются офшорные контракты, гораздо ниже рыночных (таб. 1, рис. 2).

Таблица 1

Экспорт водных биоресурсов из России в 2013 году

Страна

Статистическая стоимость, долл. США

Страна

Статистическая стоимость, долл. США

Гонконг

595 864,96

Маршалловы острова

7 193,42

Панама

16 3547,55

Сейшелы

5 372,76

Британские Виргинские острова

132 416,33

Новая Зеландия

2 110,45

Сингапур

97 058,83

Объединенные Арабские Эмираты

267,48

Белиз

39765,07

Макао

260,74

Швейцария

25 825,50

Черногория

12,60

Португалия

11 256,20

Сент-Китс и Невис

10,52

Самоа

9 512,33

Малайзия

3,38

Доля в экспортных операциях, %

60 T    54,64
¦ --------¬
¦ +-------+
50 + +-------+
¦ +-------+
¦ +-------+
40 + +-------+
¦ +-------+
¦ +-------+
30 + +-------+
¦ +-------+
¦ +-------+
20 + +-------+ 15
¦ +-------+ --------¬ 12,14
¦ +-------+ ¦///////¦ --------¬
10 + +-------+ ¦///////¦ ¦- - - -¦ 8,9 5,67
¦ +-------+ ¦///////¦ ¦- - - -¦ --------¬ 3,65 --T-T-T-¬
¦ +-------+ ¦///////¦ ¦- - - -¦ ¦. . . .¦ --------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0 L--+-------+---+-------+---+-------+---+-------+---+-------+---+-+-+-+-+
--¬ --¬ --¬ --¬
+-+Гонконг ¦/¦ Панама + + Британские Виргинские острова ¦.¦Сингапур
L-- L-- L-- L--
--¬ -T¬
¦ ¦ Белиз ¦¦¦ Прочие
L-- L+-

Рис. 2

В случае оформления сделки через офшор налоговые и таможенные органы России не располагают информацией ни о прибыли офшорного посредника при последующей реализации биоресурсов, ни о его аффилированности с российским продавцом. В ходе выездных налоговых проверок ряда компаний Приморья было установлено, что договоры поставок морепродуктов заключались с организациями, зарегистрированными на Британских Виргинских островах и в Панаме, а сопроводительные документы на груз (ветеринарные сертификаты) выдавались для его получения организациями, зарегистрированными в Китае, Южной Корее и Японии. Конечными (фактическими) покупателями биоресурсов являлись иные организации, а окончательная стоимость отличалась от цены сделки, заключенной с офшорной компанией.

Не является эффективной деятельность таможенных органов РФ по корректировке таможенной стоимости и доначислению таможенных платежей в связи с негативной судебной практикой <4>. Решения арбитражных судов по таким спорам выносятся не в пользу таможни со ссылкой на необоснованность принятия решений о корректировке стоимости на основании отличия уровня заявленной декларантом стоимости от ценовой информации, имеющейся в таможенном органе, либо отказа лица в предоставлении дополнительно запрошенных документов, а также на недоказанность наличия оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по цене сделки с ввозимыми/вывозимыми товарами <5>.

<4> Грачев О.В., Трунцевский Ю.В., Шулепов Н.А. Организационно-правовое обеспечение таможенной безопасности Евразийского экономического союза // Международное публичное и частное право. 2015. N 2. С. 19 - 25.
<5> Там же. С. 23 - 27.

Количество уголовных дел, возбуждаемых в отношении руководства рыболовецких компаний по фактам уклонения от таможенных пошлин, незначительно. Так, в апреле 2013 года в Дальневосточном следственном управлении на транспорте (ДВСУТ) СК РФ возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) в отношении руководителей ЗАО "Пасифик Марин". По версии следствия, в 2011 - 2012 гг. представители общества заключали договоры о продаже краба с подконтрольной иностранной компанией, зарегистрированной в офшорной зоне. Затем при оформлении краба на экспорт российским таможенным органам предоставляли документы, в которых цена вывозимой продукции сильно занижалась. Впоследствии краб на принадлежащих ЗАО судах напрямую вывозился в Республику Корея, где сбывался местным компаниям по цене, превышающей заявленную в 2 - 3 раза. Преступная схема позволяла компании "экономить" на уплате таможенных платежей около 1 млн рублей с каждой партии. Общая сумма неуплаченных платежей только по девяти выявленным фактам поставок краба превысила 8 млн рублей <6>.

<6> Сычева Е. Краб ушел через офшор // Коммерсант. 2013. 11 апреля.

Для нормализации сложившейся ситуации Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 325-ФЗ <7> была ратифицирована Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (ETS N 127, Страсбург, 25 января 1988 г.) <8>, вступившая в силу 1 апреля 1995 г. В ноябре 2011 г. возможность присоединения к ней (в ред. Протокола 2010 г.) появилась у стран, не являющихся членами ОЭСР и СЕ. Сегодня участниками Конвенции являются более 80 стран мира, в том числе офшорные юрисдикции (Белиз, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Джерси, Гибралтар, Люксембург и др.) <9>.

<7> СЗ РФ. 2014. N 45. 10 ноября. Ст. 6135. Вступил в силу 16 ноября 2014 г.
<8> Сайт Совета Европы. URL: http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/127.htm (дата обращения: 14.06.2015).
<9> Сухаренко А. Международное сотрудничество как ключевой фактор в борьбе с уклонением от налогообложения // Налоги. 2014. N 5. С. 3 - 8.

Россия ратифицировала Конвенцию с рядом оговорок и заявлений, касающихся перечня налогов <10>, в отношении которых будет оказываться помощь, и ограничения обязательств по исполнению иностранных налоговых требований и взысканию административных штрафов по всем видам налогов (в связи с правовой неурегулированностью механизма трансграничного взыскания).

<10> Перечень российских налогов, на которые будет распространяться Конвенция: а) налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций (i); б) налог на имущество организаций (iii, B); налог на добавленную стоимость (iii, C); акцизы (iii, D); транспортный налог (iii, E); иные налоги (iii, G): водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения; налог на игорный бизнес; земельный налог, налог на имущество физических лиц (iv).

Основной целью Конвенции ОЭСР является оказание государствами-участниками взаимной административной помощи по налоговым делам в обмене информацией, проведении одновременных налоговых проверок, взыскании налоговой задолженности и принятии обеспечительных мер <11>.

<11> Трунцевский Ю.В. Международное сотрудничество в борьбе с финансовыми преступлениями // Российский следователь. 2014. N 11. С. 47.

В результате ратификации Конвенции налоговые органы РФ с 1 июля 2015 г. получили возможность:

  1. присутствовать при проведении налоговых проверок в других государствах (ст. 9 Конвенции);
  2. направлять запросы об оказании помощи по взысканию задолженности по налогам в пользу России (ст. 11 Конвенции);
  3. направлять запросы о принятии обеспечительных мер, в том числе наложении ареста на имущество (ст. 12 Конвенции).

Согласно Конвенции налоговые органы РФ смогут получать от своих иностранных коллег любые сведения, необходимые для взыскания налогов на территории РФ, а также информацию об уплате налогов подконтрольными российским бизнесменам иностранными компаниями за пределами страны следующими способами:

а) российская компания платит налог по сниженной ставке или освобождается от уплаты налога в России, при этом налог уплачивается взаимозависимой или контролируемой иностранной компанией в другой стране;

б) деловые операции между российской и иностранной компанией осуществляются через одну или несколько стран таким образом, что намеренно уменьшаются налоговые платежи в России;

в) получение экономии за счет уменьшения налоговых платежей в результате искусственных перечислений прибылей внутри международных групп компаний.

Согласно ст. 6 Конвенции странам-участницам запрещено отказывать в предоставлении защищенной информации лишь на том основании, что она составляет банковскую, профессиональную или иную тайну.

Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2014 г. N 805 <12> в качестве основы для последующих переговоров было одобрено Типовое межправительственное соглашение об обмене информацией по налоговым делам. Оно предусматривает обмен информацией по запросу и распространяется на налоги любого вида. Запрашиваемое государство должно принять все возможные меры по сбору информации для ее предоставления, даже если запрашиваемая сторона не нуждается в такой информации для собственных налоговых целей. В Соглашении отдельно отмечено, что в рамках исполнения запроса документы не требуют легализации или апостилирования. Также каждая сторона гарантирует, что имеет полномочия получать и предоставлять по запросу информацию, находящуюся в распоряжении банков, других финансовых организаций и любого лица, действующего на правах агента или доверенного лица, включая номинальных держателей и доверительных управляющих. Кроме того, типовое соглашение предусматривает срок предоставления запрашиваемой информации. Если на момент получения запроса информация уже имеется в распоряжении компетентного органа, срок ее предоставления другому государству составляет 60 дней со дня получения запроса, а в случае ее отсутствия - 90 дней. В противном случае запрашиваемая сторона должна проинформировать запрашивающую сторону о причинах непредоставления информации в этот срок или о причине своего отказа.

<12> СЗ РФ. 2014. N 34. 25 авг. Ст. 4665.

Одна из особенностей Типового соглашения - наличие статьи "Налоговые проверки за границей". Она предусматривает возможность для представителей компетентного органа каждой из сторон присутствовать при опросе физических лиц и проверке документов, а также на соответствующей части налоговой проверки, проводимой на территории другого государства. Любая информация, полученная сторонами в соответствии с Типовым соглашением, считается конфиденциальной.

Недавно Федеральная налоговая служба направила в Минфин предложения по юрисдикциям, с которыми целесообразно начать переговоры по заключению двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией: Лихтенштейн, Британские Виргинские острова, Каймановы и Багамские острова, Гибралтар, острова Джерси, Гернси и Мэн.

После проведения соответствующей проверки налоговые органы РФ смогут:

  1. отказать в признании соответствующих затрат и доначислить налоги российским компаниям, которые сотрудничали с иностранными компаниями без деловой цели;
  2. доначислить налоги российскому бенефициару на доходы, полученные за рубежом;
  3. обязать уплачивать налоги российскую компанию, которая как налоговый агент не удержала налоги при выплате доходов иностранной компании, на которую неправомерно распространены положения Соглашения об избежании двойного налогообложения.

Остается добавить, что Россия активно участвует в реализации Плана по борьбе с размыванием налоговой базы и вывода прибыли (Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting) в части налогового администрирования. Документ был разработан ОЭСР в июле 2013 года при участии стран G20.

Литература

  1. Сухаренко А. Международное сотрудничество как ключевой фактор в борьбе с уклонением от налогообложения // Налоги. 2014. N 5. С. 3 - 8.
  2. Сычева Е. Краб ушел через офшор // Коммерсант. 2013.