Мудрый Юрист

Современные реалии противодействия контрабандному поступлению наркотиков, их соответствие направлениям стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года

Скачко Анна Владиленовна, старший преподаватель кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук.

В статье рассмотрены основные направления практики противодействия незаконному обороту наркотиков в современный период, их соответствие Стратегии государственной антинаркотической политики.

Ключевые слова: контрабанда, наркотики, героин, граница, стратегия, политика, Европейский союз, оперативные операции, пограничный режим.

Modern realities of counteraction to illicit drugs trafficking and their conformity to directions of the state anti-drug policy strategy of the Russian Federation until 2020

A.V. Skachko

Skachko Anna V., Senior Lecturer of Criminalistics Department of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences.

In the article the main directions of practice of counteraction to a drug trafficking during the modern period, their compliance wifh the Strategy of the state antidrug policy are considered.

Key words: smuggling, drugs, heroin, border, Strategy, policy, European Union, expeditious operations, frontier regime.

В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года <1> основным источником угрозы национальной безопасности для страны названа деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков. Основные положения этого документа, сделанные прогнозы получили реальное подтверждение. Перспективные направления противодействия контрабандному поступлению наркотиков в Россию, обозначенные в Стратегии, не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Это подтверждает сложившаяся реальная оперативная обстановка в сфере незаконного ввоза в страну и вывоза наркотиков. Ее опасность можно убедительно подтвердить уже одним только показателем - мировой наркотрафик оценивается в 800 миллиардов долларов ежегодно. Сложная криминальная ситуация складывается в сфере противодействия контрабанде наркотиков. Так, в 2012 г. по ст. 229.1 УК РФ было осуждено 256 лиц, в 2013 г. - 206, в 2014 г. наблюдаем резкий рост числа осужденных - 404. На март 2013 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ отбывают наказание 147 тысяч лиц, осужденных за незаконный оборот наркотиков <2>.

<1> Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2010 г. N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 2010. 15 июня.
<2> См.: Из доклада руководителя ФСКН РФ В. Иванова Президенту РФ В. Путину // Российская газета. 2013. 12 марта.

Особая опасность рассматриваемого вида преступлений заключается в тесном переплетении их с терроризмом, так как основную финансовую подпитку террористические организации получают именно от мирового наркотрафика. Характерно, что в Афганистане, основном поставщике опийного мака, наблюдается неуклонный рост его культивирования. Более того, прогнозы в этом направлении неутешительные. Осложнение ситуации в области контрабанды этого вида наркотиков связывают с выводом из Афганистана в 2014 году войск США и других стран - членов международной коалиции, а также с усилением борьбы с незаконным оборотом наркотиков в США.

Проанализируем результативность принимаемых в соответствии со Стратегией мер по противодействию контрабандному поступлению наркотиков. Так, в Стратегии было отмечено, что негативное развитие наркоситуации в России в значительной степени обусловлено, прежде всего, масштабным производством опиатов на территории Афганистана. Действительно, в 2010 - 2013 годах основные поставки героина в страну идут из Афганистана через Таджикистан и Киргизию <3>. Только за 2012 год изобличены и привлечены к уголовной ответственности 200 преступников, которые занимались поставками героина в крупных размерах. В итоге изъято более 2,5 тонны героина. В первом полугодии 2013 года в сравнении с соответствующим периодом 2012 г., по данным ФСКН РФ, почти в два раза увеличился поток афганского героина. Контрабанда наркотиков в этом направлении осуществляется преимущественно через российско-казахскую границу. Например, в период с 1 по 10 июля 2013 г. в ходе двух проведенных правоохранительными органами операций было изъято более 150 килограммов высококонцентрированного афганского героина. Этого объема хватило бы на 5 миллионов разовых доз. Наркотики, упрятанные в деревянные поддоны, которые были заполнены фруктами (алыча), после пересечения границы направлялись в Москву. Участники этой грандиозной криминальной сделки являлись в прошлом боевиками, участвовавшими ранее в боевых действиях против правительства Таджикистана. Почти одновременно было изъято 40 килограммов героина, перевозимого членами таджикско-узбекской преступной группы.

<3> Богданов В. Гашиш грузили тоннами // Российская газета. 2012. 17 мая.

Актуальность проблемы пресечения потока наркотических средств из Афганистана через российско-казахскую границу предопределена теми экономическими выгодами, которые получают "наркобароны" от торговли наркотиками. Руководитель ФСКН РФ В. Иванов отмечает, что в Афганистане 1 килограмм наркотиков стоит 1000 долларов, а в России уже 100000 долларов. Это предопределяет и напряженность оперативной обстановки в стране в сфере противодействия данной группе преступлений. Резко возрастает количество преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств, приобретенных путем сбыта наркотиков (ст. 174 УК РФ) <4>.

<4> Богданов В. Поголовный налог. Выступление В. Иванова на совместной коллегии ФСКН и Росфинмониторинга // Российская газета. 2013. 25 сентября.

Одной из основных причин складывающейся ситуации руководство ФСКН РФ считает недостаточное техническое оснащение контрольно-пропускных пунктов и ослабление пограничного режима с Казахстаном <5>. Это свидетельствует о том, что наличие таможенных границ России со странами Таможенного союза не должно означать ослабление охраны государственных границ.

<5> Богданов В. Европоддон с начинкой // Российская газета. 2013. 12 июля.

Серьезную угрозу, как отмечено в Стратегии, представляет интервенция наркотиков через страны Европы. Как показывает статистика, кокаин поступает из стран Латинской Америки, прежде всего из Никарагуа и Мексики, через европейские государства, который впоследствии контрабандным путем перемещается на территорию РФ. Ежегодно в Россию через границу с европейскими странами переправляют 3 - 5 тонн кокаина. Усиление потока этого наркотика связывают с тем, что в США приняты эффективные меры, позволившие снизить рынок этого зелья в два раза. Поэтому имеет место резкое перенаправление товара в Европу <6>. Это требует более четкой работы пограничной и таможенной служб. Также из Западной и Восточной Европы поступают синтетические наркотики.

<6> Егоров И. Кокаин меняет курс // Российская газета. 2013. 12 марта.

Основные поставки марихуаны идут из Абхазии и Украины. Так, за 2012 год наркополицейскими пресечено 22 факта контрабанды из этих государств и вывоза наркотиков в эти государства <7>. Например, Х. приобрел на территории Адлерского района, в г. Сочи, наркотическое средство "метадон" массой 2,61 грамма (особо крупный размер) и пытался перевезти его через таможенную границу России в Абхазию <8>.

<7> Интервью начальника РУ ФСКН по Краснодарскому краю // Российская газета. 2013. 28 марта.
<8> Архив Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края за 2010 г.

Глава Госнаркоконтроля В. Иванов отмечает опасную тенденцию, связанную с интенсивным поступлением в страну так называемого грязного мака, наркотики из которого уже конкурируют с героином. В 2012 году было изъято свыше 212 тонн этого мака. За первое полугодие 2013 года количество изъятого грязного мака увеличилось еще на 30%. Большая часть этого товара поступает из Польши и других европейских государств через Беларусь <9>.

<9> Богданов В. Ухватились за соломинку // Российская газета. 2013. 29 августа.

Все это требует развития и укрепления сотрудничества всего мирового сообщества и более четкой работы пограничной и таможенной служб <10>. В этом направлении в качестве стратегических целей авторы Стратегии определили:

<10> Доклад главы ФСКН В. Иванова Президенту РФ В. Путину // Российская газета. 2013. 12 марта.

В Стратегии подчеркнута актуальность повышения эффективности международного сотрудничества в области пресечения культивации наркосодержащих растений и производства наркотиков в Афганистане и наркотрафика в странах транзита. Учитывая практическую значимость этого направления сотрудничества, Президент РФ В. Путин опубликовал в газете "Жэньминьжибао" статью, посвященную 10-летию Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) <11>, в которой дал оценку сотрудничества с КНР. В статье отмечен весьма перспективный вектор работы - налаживание взаимодействия по линии ШОС и Евразийского экономического сообщества, увеличение товарооборота. Особое внимание уделено важности и объективной необходимости принятия Программы сотрудничества государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013 - 2015 годы. Выделено и такое важное направление сотрудничества, как противодействие производству наркотиков и их незаконному обороту в русле Антинаркотической стратегии ШОС. Автор подчеркнул, что "стратегическое партнерство России и Китая является действенным фактором, укрепляющим региональную и мировую стабильность" <12>.

<11> ШОС - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана. Индия, Иран, Монголия и Пакистан имеют в организации статус наблюдателей.
<12> Цит. по статье: Ванин С. Общие чаяния - общие силы // Российская газета. 2012. 6 июня.

Юридической основой для сотрудничества в рамках ШОС по борьбе с наркотрафиком является Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров от 17 июня 2004 года. С подобным подходом трудно не согласиться. Но для этого, как нам представляется, целесообразно скорректировать и законодательство в сфере противодействия контрабанде. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики очень жестко охраняет интересы государства от контрабандной интервенции, тогда как законодатель Российской Федерации отказался от уголовного преследования "экономической контрабанды".

Важнейшим направлением противодействия контрабанде наркотиков в Стратегии является взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных стран при проведении согласованных профилактических и оперативно-разыскных мероприятий по выявлению и ликвидации международного наркотрафика. В этой деятельности достигнуты хорошие результаты. Особую тревогу вызывает контрабанда предметов, изъятых из свободного оборота или ограниченных в нем. Прежде всего стремительно возрастает число контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. Так, более 50% обнаруженных в незаконном обороте в РФ препаратов (кокаина, например, 100%) поступают в страну в результате контрабанды. Совершение названного преступления оказывает негативное влияние на здоровье населения, его культурный потенциал.

Сложившаяся к началу 2013 года напряженная оперативная обстановка в области контрабандной интервенции из стран Южной Азии требует разработки стратегических мер, направленных на повышение эффективности по ее противодействию. Более того, прогнозируется дальнейшее осложнение обстановки в связи с планируемым в 2014 году выводом из Афганистана части войск западных стран. Поэтому по предложению главы Госнаркоконтроля РФ В. Иванова планируется создание Центра антинаркотических операций в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Подразделения Центра антинаркотических операций будут действовать только на территории стран Организации. Но вполне естественно, что Центру необходимо обеспечить взаимодействие с Афганистаном, Ираном и Пакистаном и в части обмена оперативной информацией и при необходимости проведения совместных операций <13>. Тем более что соответствующий опыт в этом направлении уже накоплен.

<13> Богданов В. Отрава особого назначения // Российская газета. 2013. 3 июля.

По словам директора ФСКН В. Иванова, Россия стала потребителем героина номер один в мире. С учетом сложной оперативной обстановки с 5 по 8 июня 2012 г. была проведена международная антинаркотическая операция "Канал - Восток". В операции принимали участие более 40 тысяч работников службы по контролю за оборотом наркотиков Беларуси, Казахстана, России, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана. Были перекрыты аэропорты, железнодорожные вокзалы, автомобильные трассы. В качестве наблюдателей участвовали представители Афганистана, Китая, Монголии. Оперативный центр операции располагался в Благовещенске-на-Амуре. Одной из основных целей было перекрытие наркотрафика из Китая. Итоги операции довольно впечатляющие: к уголовной ответственности было привлечено более 500 человек, 66 из них - члены организованных преступных групп. Изъято из оборота свыше 5 тонн наркотиков, в том числе 522 килограмма героина, 241 килограмм опия и другие виды наркотических средств и психотропных веществ <14>.

<14> Ярошенко Я. Канал закрыт // Российская газета. 2012. 14 июня.

25 ноября 2012 года была завершена оперативная разработка "транснациональной наркокооперации", в которую входили наркодельцы из Афганистана, России, Таджикистана. Руководитель ФСКН РФ В. Иванов сообщил корреспонденту "Российской газеты", что перехвачено 175 килограммов героина (100 миллионов доз), задержано 25 преступников-организаторов и более 100 курьеров-пособников <15>.

<15> Борисов Т. 100 миллионов доз // Российская газета. 2013. 1 марта.

Исключение ст. 188 УК РФ из системы Особенной части Уголовного кодекса не снизило для таможенных органов актуальности проблемы противодействия контрабанде. Даже наоборот, появилась необходимость усиления и совершенствования организации таможенного контроля в связи со вступлением России в ВТО. Предупреждению и своевременному раскрытию фактов контрабанды наркотиков способствует надлежащее техническое оборудование зданий, помещений и сооружений для организации таможенного контроля. Большое значение имеет создание интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли стран Таможенного союза.

В связи с беспрецедентным усилением потока перемещаемых через границу наркотических средств и психотропных веществ служащим таможенной и пограничной службы для выявления предметов контрабанды требуются дополнительные технические средства. Разрешению этих проблем посвящен Приказ Федеральной таможенной службы РФ от 31 мая 2012 г. N 1059. Особый порядок таможенного декларирования установлен и для товаров, ввозимых на территорию портовой особой экономической зоны с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза.

Литература

  1. Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 102-ФЗ "О ратификации Соглашения о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли стран Таможенного союза" // Российская газета. 2012. 11 июля.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 2010. 15 июня.
  3. Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 9 октября 2012 г. N 2026 "Об определении типа технических средств для проведения радиационного контроля, типа досмотровой рентгеновской техники, критериев принятия решений об их необходимости и количестве" // Российская газета. 2012. 5 декабря.
  4. Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 31 мая 2012 г. N 1059 "О внесении изменений в Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденные Приказом ФТС России 31 октября 2008 г. N 1349" // Российская газета. 2012. 9 июля.
  5. Богданов В. Поголовный налог. Выступление В. Иванова на совместной коллегии ФСКН и Росфинмониторинга // Российская газета. 2013. 25 сентября.
  6. Доклад главы ФСКН В. Иванова Президенту РФ В. Путину // Российская газета. 2013. 12 марта.
  7. Интервью начальника РУ ФСКН по Краснодарскому краю // Российская газета. 2013. 28 марта.
  8. Архив Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края за 2010 г.