Мудрый Юрист

Актуальные вопросы исчисления стажа непрерывной работы (выслуги лет) для материального стимулирования гражданского персонала в воинских частях (военных организациях) вооруженных сил Российской Федерации (на примере из практики)

Т.В. Ломакина, доцент кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета, кандидат юридических наук.

Рецензент - д.ю.н., профессор А.Ф. Воронов.

в статье рассматриваются вопросы исчисления стажа работы в воинских частях с целью получения стимулирующей надбавки за выслугу лет.

Ключевые слова: гражданский персонал ВС РФ, стимулирующие выплаты, страховой стаж, выслуга лет.

Topical issues of calculating seniority for material incentives of the civil personnel of military units (military organizations) of the Armed Forces of the Russian Federation

T.V. Lomakina

T.V. Lomakina, associate Professor of labour law, civil and arbitration process of the Military University, PhD in law.

The article deals with the calculation of length of service in military units for the purpose of receiving incentive payments for years of service.

Keywords: civilian personnel of the armed forces, incentive payments, insurance experience, years of service.

Выплаты за стаж непрерывной работы или за выслугу лет являются наиболее распространенным видом стимулирующих выплат, применяемым практически во всех государственных учреждениях, в том числе и воинских частях, организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.

При определении права на получение надбавки существенное значение имеют правила определения стажа трудовой деятельности (выслуги лет) работника в воинских частях и других организациях в предшествующие периоды времени. При переходе на новые системы оплаты труда некоторыми федеральными органами государственной власти данный вопрос в соответствующих нормативных актах был разработан детально и подробно. Прежде всего, это относится к силовым ведомствам - Министерству обороны Российской Федерации (размеры, порядок исчисления стажа и выплаты указанной выше надбавки изложены в Приказе Министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" от 23 апреля 2014 г. N 255 <1>), Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и др.

<1> Вопросы выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу воинских частей рассматривались в работах: Ковалев В.И. Новая система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 1. С. 27 - 28; Ковалев В.И. Актуальные вопросы оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 4. С. 21 - 23.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Их размеры и условия выплаты устанавливаются, как правило, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принятыми в учреждении Министерства обороны Российской Федерации, воинской части в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств.

На выплаты стимулирующего характера также могут быть направлены средства, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от приносящей доход деятельности, указанной в Общем положении (уставе) учреждения, в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

Процесс подсчета стажа непрерывной работы (выслуги лет) и установления надбавок является весьма трудоемким, а ошибки могут послужить основанием для возникновения трудовых споров. Для определения стажа непрерывной работы (выслуги лет) в воинских частях и организациях, руководители которых наделены правом приема на работу и увольнения с работы гражданского персонала, приказами командиров воинских частей (руководителей организаций) создаются комиссии. Основным документом для определения стажа является трудовая книжка, а для граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, - военный билет.

Вместе с тем на практике часто возникают спорные ситуации, связанные с подсчетом стажа, которые требуют анализа и разрешения. Рассмотрим их на следующем примере.

С 2013 г. гр-ка С. трудится в войсковой части 00000 в должности старшего электромеханика. Согласно протоколу заседания комиссии воинской части по установлению стажа работы, дающего гражданскому персоналу воинских частей право на получение стимулирующей выплаты за выслугу лет, ей установлена выслуга в 13 лет 2 месяца и двадцать два дня, которые дают ей право на получение стимулирующей выплаты в 30%. Не согласившись с размером выплаты и полагая, что она имеет право на выплату за выслугу лет в 40%, С. обратилась с жалобой в военную прокуратуру.

В обоснование своей жалобы С. указала, что ей необоснованно не включили в выслугу лет время работы в НИЭМИ, ЦНИИ "Электроника" и НИИ "Восход", в общей сложности более 18 лет, которые были учтены при установлении надбавки за выслугу лет при прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что указанные организации в состав Министерства обороны СССР, Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации и бывшего Союза ССР, в которых законодательством предусмотрена либо была предусмотрена военная служба, не входили.

Из трудовой книжки С. усматривается, что ее выслуга (включая работу, службу, государственную гражданскую службу в таможенных органах) составляет около 13 лет, остальное время работы (около 20 лет) входит в общий трудовой стаж С.

Вместе с тем по предыдущему месту работы С. в таможенных органах комиссией со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" от 2 февраля 1998 г. N 103, Федеральный закон "О службе в таможенных органах" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ ей согласно расчету стажа государственной гражданской службы для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет в органах Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 21 июля 2007 г. зачтено 33 года 4 месяца 9 дней. Действительно, указанными нормативными правовыми актами для работников таможенных органов предусмотрена возможность зачета практически всей трудовой деятельности работника в выслугу лет, которая дает им право и на получение надбавки за выслугу лет в период работы, и пенсии за выслугу лет после увольнения.

Таким образом, можно утверждать, что в разных федеральных органах исполнительной власти существует различный подход к зачету времени предшествующей работы в стаж для выплаты надбавки за выслугу лет.

В Министерстве обороны Российской Федерации вопросы выплаты процентной надбавки за выслугу лет на момент обжалования гражданкой С. решения комиссии воинской части 00000 об установлении ей процентной надбавки за выслугу лет в размере 30% были урегулированы Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 (утратил силу 26 июля 2014 г.).

В соответствии с п. 73 названного выше Положения (идентичен ныне действующему порядку) в стаж работы, дающий право на получение процентной надбавки, включаются периоды государственной службы и иные периоды замещения должностей, засчитываемые в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации" от 19 ноября 2007 г. N 1532.

Так, периоды замещения должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, определяемые в соответствии с Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ, подлежат зачету в стаж государственной гражданской службы на основании п. 11 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532.

Периоды службы в таможенных органах Российской Федерации, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы, подлежат зачету в стаж государственной гражданской службы в соответствии с п. 21 названного Перечня.

Указанные периоды С. включены в выслугу лет, дающую право на получение стимулирующей выплаты. Поэтому С. правомерно комиссией воинской части были зачтены периоды службы (работы) С. на различных должностях (в том числе и государственной гражданской службы) в таможенных органах.

Вместе с тем включение периодов учебы в высшем учебном заведении, работы на различных должностях на предприятиях, в учреждениях, организациях министерств и ведомств СССР названным Указом Президента Российской Федерации в стаж государственной гражданской службы для установления ежемесячной надбавки за выслугу лет не предусмотрено.

Предприятия, на которых трудилась С., не относились и не относятся к Министерству обороны СССР и Министерству обороны Российской Федерации.

Помимо изложенного, следует отметить, что исчисление выслуги лет для оформления и получения надбавки во время прохождения службы сотрудником таможенных органов, замещения им должностей, которые подлежали зачету в стаж государственной гражданской службы и в период после увольнения из таможенных органов и работы по трудовому договору в воинской части, входящей в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, в силу норм приведенного выше действующего законодательства не является идентичным.

Таким образом, С. комиссией воинской части 00000 по установлению стажа работы, дающего гражданскому персоналу воинских частей право на получение стимулирующей выплаты, законно установлена выслуга в 13 лет 2 месяца и двадцать два дня, которые дают ей право на получение стимулирующей выплаты в 30%.

Библиографический список

  1. Ковалев В.И. Новая система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст] // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2009. N 1. С. 27 - 28.
  2. Ковалев В.И. Оплата труда гражданского персонала. Комментарии и разъяснения. М.: За права военнослужащих, 2009. Вып. 102.
  3. Ковалев В.И. Актуальные вопросы оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст] // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2011. N 4. С. 21 - 23.