Мудрый Юрист

Правовое регулирование установления и изменения границ участков недр

Горохов К.Д., начальник Управления сопровождения лицензирования твердых полезных ископаемых федерального бюджетного учреждения "Росгеолэкспертиза" (г. Москва).

В статье анализируется законодательство Российской Федерации о недрах в части регулирования установления границ участков недр. Исследуется механизм установления границ таких участков и их изменения. Рассматривается процедура исправления технических ошибок в сведениях о границах участка недр. Проанализировав правоприменительную, в том числе судебную, практику, автор предлагает направления совершенствования законодательства о недрах в части закрепления новых оснований для изменения границ участков недр.

Ключевые слова: границы участков недр, исправление технических ошибок, горное право, безлицензионное пользование недрами.

Legal regulation of establishing and correcting the boundaries of subsoil areas

K.D. Gorokhov

The author analyzes the legislation of Russian Federation on mineral resources concerning the regulation of establishing the boundaries of subsoil areas. The article examines legal mechanism of establishing the boundaries of subsoil areas, their changes, as well as the basics of correcting technical errors in information about the boundaries of subsoil areas. The author offers an overview of the directions of improvement of the legislation on mineral resources based on analyze of the judicial practice.

Key words: subsoil area, boundaries of subsoil areas, technical error, mining law.

Правовое регулирование установления границ участков недр

Российское законодательство о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. При этом одно из базовых условий пользования недрами - необходимость осуществления пользователем недр работ, предусмотренных проектной документацией, в пределах границ участка недр. В связи с этим в целях понимания процедуры установления границ участка недр полагаем необходимым исследовать специфику установления границ участков недр, предоставленных в пользование.

Рассмотрение правовых основ установления границ участков недр следует начать с классификации участков недр исходя из статуса, который они могут приобретать в зависимости от вида пользования недрами. Так, существующее законодательство выделяет две категории участков недр:

  1. геологические отводы;
  2. горные отводы.

В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) статус геологического отвода придается участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых).

В свою очередь, согласно части 1 статьи 7 Закона о недрах участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья.

Разница между горным и геологическим отводами заключается в том, что недропользователь, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией, а любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. При этом в границах геологического отвода одновременно могут проводить работы несколько пользователей недр и их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование <1>. Кроме того, законодатель отмечает, что горным отводом может быть только геометризированный блок недр, то есть горный отвод должен составлять замкнутый объем. Таким образом, подлежат определению не только угловые точки, обозначенные в координатной сетке, но и нижняя и верхняя границы.

<1> Мельгунов В.Д., Костарева А.Н. Категории "участок недр", "горный и геологический отводы": соотношение понятий и совершенствование правового регулирования // Труды Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина. 2013. N 4.

Говоря о правовом регулировании рассматриваемого вопроса, также следует отметить, что нормативный правовой акт, регулирующий установление границ, появился спустя 20 лет со дня принятия Закона о недрах. Таким актом является Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2012 года N 429 (далее - Положение об установлении и изменении границ участков недр).

А.И. Цуранова справедливо отметила, что рациональное освоение ресурсов недр во многом предопределяется грамотным выделением участка недр из нераспределенного фонда, поскольку установление границ участка недр определяет и фактические границы осуществления конкретным пользователем недр соответствующих работ, поэтому при определении границ участка недр, предоставляемого в пользование, а также в случаях изменения границ лицензионных участков подлежит непосредственному применению принцип рационального использования недр <2>.

<2> Цуранова А.И. Правовой механизм обеспечения рационального использования недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

Так, законодатель установил, что при определении границ горного отвода должен реализовываться принцип рационального использования недр, а именно должны учитываться пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород. Также должен обеспечиваться принцип безопасности работ, в связи с чем учитываются границы безопасного ведения горных и взрывных работ, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

В свою очередь, границы горного отвода следует разделить на две категории в зависимости от стадии работ:

  1. предварительные;
  2. уточненные.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются уполномоченным органом при предоставлении права пользования недрами и подлежат уточнению после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, а также согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах. Документами, определяющими уточняющие границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения, которые включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части. Также следует отметить, что уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу <3>.

<3> Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденная Министерством природных ресурсов Российской Федерации 7 февраля 1998 года N 56, Федеральным горным и промышленным надзором России 31 декабря 1997 года N 58.

Следует обратить внимание на то, что понятия "участок недр" и "горный отвод" не являются тождественными. Так, границы участка недр устанавливаются исключительно в лицензии на пользование недрами и могут изменяться только в установленном законом порядке, и получение уточненного горноотводного акта не влечет изменение границ участка недр, установленных в лицензии.

В настоящее время вступили в силу Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горных отводов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2015 года N 770, согласно которым удостоверение уточненных границ горного отвода, выходящих за границы участка недр, установленные при выдаче лицензии на пользование недрами, допускается в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 8 Положения об установлении и изменении границ участков недр <4>. Указанная норма подтверждает приведенный тезис о том, что получение горноотводного акта, выходящего за пределы участка недр, не влечет изменение границ.

<4> Таким основанием является наличие технологических потребностей расширения границ участка недр без прироста запасов полезных ископаемых с учетом границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зон охраны от вредного влияния горных разработок, зон сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносов бортов карьеров и разрезов и других факторов, влияющих на состояние недр и земной поверхности.

Также интересным представляется то, что начальные редакции статьи 7 Закона о недрах, определяющей особенности участков недр, предоставляемых в пользование, предусматривали возможность определения статуса участка недр в виде горного отвода и в случае предоставления права пользования недрами для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых. Это объясняется наличием значительного количества оставшихся после советского периода уже изученных месторождений, не требующих отдельной стадии геологического изучения недр.

Впоследствии указанная норма была исключена, а статус участка недр, предоставленного в пользование по совмещенной лицензии, на практике определялся следующим образом: на период геологического изучения участок недр определялся как геологический отвод, а после завершения этого этапа и перехода к разведке либо добыче - как горный отвод.

В настоящее время разработан проект Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение об установлении и изменении границ участков недр (далее - проект Постановления Правительства Российской Федерации), которым предлагается исключить существовавшую двойственность в определении статуса участка недр. Согласно указанному проекту участок недр в виде горного отвода предоставляется при выдаче лицензии на пользование недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых, а также совмещенной лицензии для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, в то время как в виде геологического отвода участок недр предоставляется только при выдаче лицензии на геологическое изучение недр.

Предлагаемые изменения корреспондируют с одним из основных прав недропользователя на проведение без дополнительных разрешений геологического изучения недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции, и представляются безусловно правильными.

Об изменении границ участков недр

Согласно части 7 статьи 7 Закона о недрах в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены. Нормативным правовым актом, регулирующим указанную процедуру, является упомянутое Положение об установлении и изменении границ участков недр.

В настоящее время изменить границы участка недр можно как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, однако переконфигурация участка в виде изменения значения координат угловых точек не допускается. Д.Л. Никишин отмечал, что расширение границ участка недр ("прирезка") является специфическим способом предоставления права пользования участками недр. В рамках указанной процедуры допускается получение недропользователем права пользования участком недр, сопредельным по отношению к ранее предоставленному ему в пользование участку, в случае если имеющаяся геологическая информация позволяет сделать вывод о том, что запасы полезных ископаемых предоставляемого участка недр являются частью месторождения, расположенного на сопредельном участке <5>.

<5> Никишин Д.Л. Правовой механизм предоставления недр в пользование: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

По мнению И.Н. Сидорова, изменение границ участка недр необходимо в том числе для постановки на баланс и отработки той части недр, где самостоятельная отработка невозможна либо экономически нерентабельна <6>.

<6> Сидоров И.Н. Правовые проблемы перехода права пользования на участки недр в законодательстве Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

Перечень оснований для изменения границ участка недр закреплен в пункте 8 Положения об установлении и изменении границ участка недр, а именно:

  1. наличие технологических потребностей расширения границ участка недр без прироста запасов полезных ископаемых с учетом границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зон охраны от вредного влияния горных разработок, зон сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносов бортов карьеров и разрезов и других факторов, влияющих на состояние недр и земной поверхности (подп. "а" п. 8);
  2. подтверждение с помощью геологической и иной информации о недрах следующих данных:

Таким образом, возможно разделить приведенные основания изменения границ на две группы - с увеличением запасов полезных ископаемых и без такого увеличения. При этом пользователь недр не ограничен выбором одного основания для подачи заявления на изменение границ лицензионного участка - осуществление процедуры возможно сразу по нескольким основаниям.

Границы участка недр могут быть изменены в сторону его уменьшения неограниченное количество раз, но только после завершения проведения на лицензионном участке геологоразведочных работ, сдачи соответствующего отчета и при условии отсутствия на отрезаемой части запасов полезных ископаемых.

Границы участка недр могут быть изменены в сторону его увеличения только один раз в течение установленного срока действия лицензии на пользование недрами независимо от количества случаев перехода права пользования недрами и переоформления лицензии. При этом увеличение границ может осуществляться по основаниям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 8 Положения об установлении и изменении границ участка недр, только при соблюдении условия включения в измененные границы всего объема поставленных на баланс запасов полезных ископаемых за пределами участка недр, если такие запасы являются частью месторождения полезного ископаемого, расположенного на участке недр.

Кроме того, существуют требования к подаваемой заявке на изменение границ, дифференцированные в зависимости от основания осуществления рассматриваемой процедуры.

Так, для изменения границ участка недр без увеличения запасов полезных ископаемых требуется представление технического проекта (либо выкопировки из него), подтверждающего необходимость изменения границ, а также документов, определяющих уточненные границы горного отвода. В случаях когда прирезаемая часть содержит запасы полезных ископаемых, пользователь недр должен представить заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, поставленных на баланс, а для случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 8 рассматриваемого Положения, объем всех присоединяемых запасов полезных ископаемых не может быть более 20 процентов запасов полезных ископаемых этого месторождения, поставленных на баланс.

Следует отметить, что в правоприменительной практике неоднократно возникали сложности при определении указанного порога объема присоединяемых запасов полезных ископаемых. Например, изменение границ участков недр по лицензиям на пользование недрами угольных месторождений затруднено, поскольку при буквальном толковании норм прирезаемая часть практически всегда будет содержать более 20 процентов от запасов полезных ископаемых, особенно с учетом требования о включении всего объема поставленных на баланс запасов полезных ископаемых за пределами участка недр, и являющихся частью месторождения полезного ископаемого, расположенного на участке недр.

В связи с этим при рассмотрении заявок на изменение границ лицензионных участков установленное требование подлежало расширительному толкованию, и под понятием "месторождение" в контексте пункта 11 Положения об установлении и изменении границ участков недр понимался конкретный участок недр, предоставленный в пользование по лицензии на пользование недрами.

В целях исключения расширительного толкования отдельных норм Положения об установлении и изменении границ участков недр, выражающегося в придании в отдельных случаях понятию "месторождение" значения "участок недр" в зависимости от вида полезного ископаемого, проектом Постановления Правительства Российской Федерации конкретизирован объект, от которого следует отсчитывать допустимый для прирезки процент запасов полезных ископаемых. Согласно проекту для твердых полезных ископаемых отсчет будет осуществляться от объема запасов участка недр, границы которого испрашиваются к изменению в сторону увеличения, числящихся на государственном балансе в пределах этого участка недр по состоянию на дату первоначальной выдачи лицензии, либо (в случае отсутствия запасов в пределах участка недр на момент выдачи лицензии) по состоянию на дату первичной постановки запасов на государственный баланс в результате подсчета по утвержденным параметрам постоянных разведочных кондиций, для углеводородного сырья и подземных вод - от объема извлекаемых запасов участка недр, границы которого испрашиваются к изменению в сторону увеличения, числящихся на государственном балансе в пределах этого участка недр по состоянию на дату подачи заявки.

Представляется, что такая норма позволит выработать единый подход к рассмотрению заявочных материалов, поступающих на рассмотрение в федеральный орган управления государственным фондом недр, его территориальные органы либо в соответствующий орган субъекта Российской Федерации, а также исключит необходимость расширительного толкования отдельных норм Положения об установлении и изменения границ участков недр.

В научной литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что перечень оснований для изменения границ участков недр является исчерпывающим, а по оценкам специалистов в сфере недропользования, это не позволяет надлежащим образом урегулировать соответствующие общественные отношения в целях защиты прав и охраняемых законом интересов пользователей недр <7>.

<7> См.: Мельгунов В.Д. Теоретические основы горного права России. М., 2015. С. 194 - 195.

В целях совершенствования правового регулирования изменения границ участков недр проектом Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено расширение существующего перечня оснований изменения границ участков недр. В частности, расширение границ станет возможным путем присоединения не только нижележащей, но и вышележащей части недр, а также в случае, когда полезные ископаемые на нижележащей и (или) вышележащей части недр, поставленные на баланс и выходящие за вертикальную проекцию границ участка недр, предоставленного в пользование, на поверхность, являются частью месторождения этого полезного ископаемого.

Принятие указанного проекта в предлагаемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации редакции также снимет существующее ограничение по однократности изменения границ лицензионных участков по результатам проведенных геологоразведочных работ. Кроме того, проектом предусмотрена возможность выделения из границ участка недр, предоставленного по поисковой лицензии, участка, содержащего открытое пользователем недр месторождение. Таким образом, недропользователь сможет продолжить поисковые работы на оставшейся части участка недр и одновременно получить право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых по факту первооткрывательства.

Говоря об изменении границ, следует отметить, что закрепленная в Положении об установлении и изменении границ участков недр процедура является достаточно прозрачной и понятной для пользователя недр. Так, указанный нормативный правовой акт четко определяет действия уполномоченного органа по рассмотрению заявки пользователя недр, а также устанавливает сроки совершения указанных действий, поэтому нет необходимости рассматривать их в настоящей статье. Однако следует обратить внимание на различие процедур возврата пользователю недр заявки на изменение границ участка недр и отказа уполномоченным органом в ее удовлетворении.

Согласно пункту 17 Положения об установлении и изменении границ участков недр заявка с прилагаемыми материалами в течение 20 календарных дней со дня ее предоставления рассматривается уполномоченным органом на предмет соответствия установленным требованиям. При этом в случае если заявка и прилагаемые к ней материалы не соответствуют указанным требованиям, то они возвращаются пользователю недр с указанием причин возврата.

Решение об отказе в изменении границ принимается комиссией, создаваемой уполномоченным на рассмотрение заявки органом <8>. Следовательно, решение о возврате заявки должно быть принято не позднее чем через 20 календарных дней с указанием причин возврата и оно не может быть принято на заседании комиссии.

<8> Исчерпывающий перечень оснований для отказа в изменении границ участка недр приведен в пункте 24 Положения об установлении и изменении границ участков недр.

Отмечаем, что, несмотря на наличие проекта Постановления Правительства Российской Федерации, требуется дальнейшее совершенствование законодательства о недрах в части регулирования изменения границ участков недр. В качестве одного из направлений совершенствования можно привести позицию Д.Л. Никишина, который отмечает, что существующим законодательством не предусмотрены ограничения в части способов получения геологической информации о том, что запасы полезных ископаемых предоставляемого участка недр являются частью месторождения, расположенного на сопредельном участке, в том числе в результате безлицензионного пользования недрами, поэтому изменение границ участка недр может использоваться в качестве способа легализации результатов незаконно проведенных работ по геологическому изучению недр <9>. В связи с этим исследователь предлагает законодательно запретить расширение границ участков недр на основании данных, полученных с нарушением законодательства о недрах.

<9> Никишин Д.Л. Правовой механизм предоставления недр в пользование: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

Такой подход является в полной мере обоснованным. При этом для успешной реализации предложенного пути недопущения изменения границ в отдельных случаях необходимо тесное взаимодействие Федерального агентства по недропользованию (далее - Роснедра) ввиду отсутствия у него функций по контролю и надзору <10> с контролирующими органами, в частности с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

<10> См.: Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293.

Кроме того, в качестве потенциальных направлений совершенствования Положения об установлении и изменении границ участка недр недропользователями выделяется необходимость установления возможности разделения и объединения участков недр. Еще в начале XX века известный теоретик горного права А.А. Штоф указывал, что с горнотехнической точки зрения соединение двух или нескольких отводов в одно имущество <11> (консолидации их) представляется безвредным, а в случаях, когда соединяемые отводы имеют малую величину, даже полезным, вмешательство закона требуется при этом главным образом для ограждения лишь интересов кредиторов соединяемых рудников <12>.

<11> Здесь употребление термина "имущество" вызвано исключительно временем написания работы ученого. В настоящее время недра не являются предметом регулирования гражданского права и исключены из гражданского оборота.
<12> Штоф А.А. Горное право. Сравнительный очерк горного законодательства в России и Западной Европе. СПб.: Типография М. Стасюлевича, 1882. Часть первая. Главные основания горного и соляного законодательств.

В современной научной литературе высказывалось мнение о том, что при разделении участка недр, при объединении участков недр и при изменении размера участка недр основным элементом является изменение условий пользования недрами. Например, геологически единая структура была необоснованно разбита на несколько участков, и только ее комплексная отработка в рамках одной лицензии может отвечать критериям рационального использования и охраны недр <13>.

<13> Сидоров И.Н. Правовые проблемы перехода права пользования на участки недр в законодательстве Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

Несмотря на отсутствие нормативно установленной возможности, в практике деятельности Роснедр встречались случаи подачи пользователем недр заявки на разделение участка недр на два самостоятельных лицензионных участка с предоставлением на каждый из них лицензии. В удовлетворении заявки Роснедрами было отказано в связи с отсутствием законодательно установленной процедуры разделения таких участков. Вопрос о законности такого отказа рассматривался арбитражными судами в рамках дела N А40-46760/2015 <14>.

<14> На момент написания статьи судебное разбирательство не завершено, в связи с чем сделать вывод о результатах судебного обжалования указанного решения Роснедр не представляется возможным.

Следует отметить, что установление возможности разделения и объединения участков недр невозможно без внесения изменений в ряд законодательных актов, поэтому вероятность нормативного закрепления указанных оснований для изменения границ участков недр в ближайшее время крайне мала. Кроме того, потребуется проработать вопрос прекращения права пользования недрами присоединяемого участка и выдачи лицензии на объединенный участок недр. Подробное рассмотрение обозначенной проблемы требует отдельного исследования и не представляется возможным в рамках настоящей статьи.

Рассматривая процедуру изменения границ участков недр, нельзя не остановиться на длительное время отсутствовавшей в законодательстве Российской Федерации о недрах процедуре исправления технических ошибок, в том числе в сведениях о границах участка недр <15>. В практике недропользования это приводило к тому, что недропользователи, осуществляя фактически безлицензионное пользование недрами на площадях, содержащих запасы полезных ископаемых, не обеспечивали выполнение требований полноты, комплексности их извлечения <16>. При этом до начала 2015 года пользователи недр неоднократно обращались в уполномоченные органы с заявлениями об исправлении технических ошибок. В связи с этим арбитражными судами был рассмотрен ряд споров, предметом которых являлось требование о признании незаконными отказов Роснедр или его территориальных органов в удовлетворении таких заявок <17>. Анализ судебной практики показал, что практически во всех случаях судом было отказано в удовлетворении заявленных требований. Примечательно, что суды, разрешая тот или иной спор, рассматривали исправление технической ошибки в сведениях о границах участков недр в качестве основания изменения границ участка недр.

<15> Исправление технических ошибок стало возможным с 1 января 2015 года, то есть с момента вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ.
<16> См.: Цуранова А.И. Правовой механизм обеспечения рационального использования недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.
<17> Наиболее интересными примерами являются дела N А08-3487/12 (см. [8 - 10]), N А40-79035/2013 (см. [11 - 13]), N А40-101749/2013 (см. [14, 15]) и N А40-106804/14 (см. [16, 17]).

В настоящее время исправление ошибок осуществляется по инициативе как недропользователя, так и федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа либо уполномоченного органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения). Следует выделить наиболее часто встречающиеся в практике деятельности Роснедр технические ошибки, допущенные в сведениях о границах участка недр:

Говоря о процедуре исправления технических ошибок, следует отметить, что, несмотря на схожесть результата ее исполнения с изменением границ участка недр (если ошибка допущена в сведениях о границах участка недр), смысловое содержание указанных процедур различно. Так, целью исправления технической ошибки является приведение условий пользования недрами в ту редакцию, которая должна была быть при возникновении права пользования недрами. Цель изменения границ - установление положения, не существовавшего при предоставлении права пользования недрами.

При обращении в уполномоченный орган с заявкой на исправление технических ошибок в лицензии следует руководствоваться положениями Административного регламента Роснедр <18> о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами. В частности, требования к составу заявочных материалов установлены пунктом 39 Регламента. При этом согласно пункту 40 указанного акта пользователь недр по своему желанию дополнительно может представить иные документы, которые, по его мнению, имеют значение для обоснования внесения изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.

<18> Административный регламент Федерального агентства по недропользованию, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29 сентября 2009 года N 315.

В целях дополнительного обоснования наличия технических ошибок в лицензии на пользование недрами, допущенных в сведениях о границах участков недр, рекомендуем в составе заявочной документации представлять заключение независимой организации, имеющей лицензию на производство маркшейдерских работ и привлекаемой пользователем недр на договорной основе, подтверждающее наличие технической ошибки. Такое заключение может содержать пересчет координат угловых точек участка недр, сведения о действительном местонахождении участка недр и иные сведения.

Несмотря на то что пока преждевременно говорить о каких-либо тенденциях в подходах, применяемых при исправлении уполномоченными органами технических ошибок, допущенных в лицензиях на пользование недрами, следует отметить возрастающее количество заявок пользователей недр на осуществление указанной процедуры. При этом в практической деятельности Роснедр количество удовлетворенных заявок значительно превышает количество отказов в исправлении технических ошибок.

Резюмируя изложенное, отметим, что немногим более чем за 3 года были сделаны серьезные шаги в совершенствовании процедур установления и изменения границ участка недр. Так, было принято Положение об установлении и изменении границ участка недр, стало возможным исправлять технические ошибки в сведениях о границах участка недр, наработана серьезная правоприменительная практика. При этом наличие разрабатываемого в настоящее время проекта Постановления Правительства Российской Федерации позволяет сделать вывод о дальнейшем позитивном совершенствовании нормативного правового регулирования указанных процедур.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. О недрах: Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1.
  2. Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2012 года N 429.
  3. Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых: утверждена Министерством природных ресурсов Российской Федерации 7 февраля 1998 года N 56, Федеральным горным и промышленным надзором России 31 декабря 1997 года N 58.
  4. Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горных отводов: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2015 года N 770.
  5. О внесении изменений в Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование: проект Постановления Правительства Российской Федерации. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=21463.
  6. Положение о Федеральном агентстве по недропользованию: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293.
  7. О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ.
  8. Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30 декабря 2013 года по делу N А08-3487/2012.
  9. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2014 года по делу N А08-3487/2012.
  10. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 октября 2014 года по делу N А08-3487/2012.
  11. Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 октября 2013 года по делу N А40-79035/2013.
  12. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2014 года по делу N А40-79035/2013.
  13. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 мая 2014 года по делу N А40-79035/2013.
  14. Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 апреля 2014 года по делу N А40-101749/2013.
  15. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2014 года по делу N А40-101749/2013.
  16. Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2015 года по делу N А40-106804/2014.
  17. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2015 года по делу N А40-106804/2014.
  18. Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр: Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29 сентября 2009 года N 315.
  19. Мельгунов В.Д., Костарева А.Н. Категории "участок недр", "горный и геологический отводы": соотношение понятий и совершенствование правового регулирования // Труды Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина. 2013. N 4.
  20. Цуранова А.И. Правовой механизм обеспечения рационального использования недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.
  21. Никишин Д.Л. Правовой механизм предоставления недр в пользование: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
  22. Сидоров И.Н. Правовые проблемы перехода права пользования на участки недр в законодательстве Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
  23. Мельгунов В.Д. Теоретические основы горного права России. М., 2015.
  24. Штоф А.А. Горное право. Сравнительный очерк горного законодательства в России и Западной Европе. СПб.: Типография М. Стасюлевича, 1882. Часть первая. Главные основания горного и соляного законодательств.