Мудрый Юрист

Практика применения ст. 5.59 КоАП РФ

Залюкова Гузель Ильдаровна, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о государственном (муниципальном) контроле и защите интересов государства и общества управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ульяновской области.

В статье анализируется практика применения ст. 5.59 КоАП РФ в Ульяновской области. Рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением прокурорского надзора.

Ключевые слова: нарушение сроков рассмотрения обращения граждан, административная ответственность, должностное лицо.

The practice of application of article 5.59 of the Code of administrative offences of the Russian Federation

G.I. Zalyukova

Zalyukova Guzel Ildarovna, Public Prosecutor, Division for Supervision over Implementation of Laws on Government (Municipal) Control and Protection of the Interests of the State and Society, Department for Supervision over Implementation of Federal Legislation, Public Prosecutor's Office of the Ulyanovsk Region.

The article analyzes the practice of application of Article 5.59 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation in the Ulyanovsk region. It considers the problems of execution of prosecutorial supervision.

Key words: violation of the terms of applications of citizens, administrative responsibility, an official.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Требования к порядку рассмотрения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления обращений граждан установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ). В соответствии со ст. 5.59 КоАП за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, предусмотрена административная ответственность.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП, может быть возбуждено исключительно прокурором, который в соответствии со ст. 28.4 КоАП выносит по этому поводу мотивированное постановление.

Осуществляя надзор за соблюдением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, прокурор не ограничен в применении актов прокурорского реагирования. Вместе с тем привлечение лица к административной ответственности является наиболее действенной мерой прокурорского реагирования, носящей превентивный характер.

В целях активизации надзора на этом направлении управлением по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ульяновской области разработаны Методические рекомендации "О реализации полномочий при применении ст. 5.59 КоАП РФ", которые направлены территориальным прокурорам для использования. Ежеквартально обобщается практика применения ст. 5.59 КоАП, анализируются случаи прекращения производств по постановлениям прокуроров мировыми судьями (в суде апелляционной инстанции - районными судьями), по итогам территориальным прокурорам направляются письма информационного характера.

Региональная прокуратура занимает принципиальную позицию по пресечению нарушений должностными лицами прав граждан при рассмотрении их заявлений и обращений. Так, по итогам 2014 г. прокурорами возбуждено 105 дел об административных правонарушениях (36 - 2013 г.), по результатам рассмотрения которых 98 лиц привлечены к административной ответственности. Не снижается активность прокуроров и в текущем году: только за 5 месяцев 2015 года по постановлениям прокуроров привлечены к административной ответственности 26 должностных лиц.

Наиболее распространенные нарушения - игнорирование 30-дневного срока рассмотрения обращений граждан (ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ), а также несоблюдение требований закона об уведомлении заявителей о переадресации обращения для рассмотрения в другой государственный орган, к чьей компетенции относится решение поставленных в нем вопросов (ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ).

В текущем году выявлены многочисленные нарушения в деятельности УФССП России по Ульяновской области, где с нарушением 30-дневного срока рассмотрены обращения нескольких граждан.

В связи с этим по постановлению заместителя прокурора области 5 виновных должностных лиц, в том числе и.о. начальника отдела организации исполнительного производства и начальник отдела по работе с обращениями граждан управления, привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП.

Ненадлежащее рассмотрение обращений граждан имело место и в органах исполнительной власти области.

К примеру, по результатам проведенной прокуратурой области проверки привлечен к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП начальник отдела по контролю и надзору за долевым строительством министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

В деятельности органов местного самоуправления также есть отступления от требований Федерального закона N 59-ФЗ.

Прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска выявлены многочисленные нарушения в деятельности Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска, работники которого рассматривали обращения нескольких граждан в срок более 30 дней.

По этому факту в отношении председателя комитета возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП.

Систематически прокуроры выявляют нарушения законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан организациями, осуществляющими публично значимые функции.

Так, прокурорами Засвияжского и Ленинского районов г. Ульяновска неоднократно привлекались к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП виновные должностные лица территориальных управляющих компаний. Прокуратурой Барышского района Ульяновской области вскрыты нарушения указанного законодательства в деятельности ОГБОУ СПО "Барышский индустриально-технологический техникум", виновное должностное лицо которого также привлечено к административной ответственности.

Анализ работы прокуроров на этом направлении указывает на имеющиеся случаи запоздалого реагирования отдельных прокуроров, когда сроки привлечения виновных должностных лиц к ответственности уже истекли. Зачастую это связано с тем, что жалобы, в которых заявители указывают на нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, поступают в органы прокуратуры по истечении трех месяцев с момента совершения правонарушения.

Однако на практике не исключены и случаи волокиты при рассмотрении обращений граждан, когда в момент поступления заявления сроки привлечения к ответственности виновного должностного лица по ст. 5.59 КоАП еще не истекли, однако ввиду того, что проведение проверки затягивается, истекает и пресекательный срок привлечения виновного должностного лица к ответственности.

Как правило, такая ошибка допускается в связи с тем, что устанавливается контроль лишь за сроками поступившего в прокуратуру обращения, а никак не за сроками привлечения виновного должностного лица к ответственности. В большинстве случаев в жалобе лицо указывает дату отправления письменного ответа в тот или иной орган, в связи с этим необходимо устанавливать отдельный контроль за сроками давности привлечения лица к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП.

В заключение отметим, что несвоевременность принимаемых прокурором мер по устранению нарушений закона, позднее реагирование (или вовсе отсутствие такового) на обнаруженное правонарушение ведут к безнаказанности, порождают новые нарушения <1>. Постановление о возбуждении административного производства имеет определенное целевое назначение - поставить вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности. Тем самым прокурор привлекает внимание соответствующего органа или должностного лица к допущенному нарушению закона, его общественной опасности и к необходимости привлечения к ответственности виновного в целях пресечения и предупреждения в будущем противоправных действий <2>.

<1> См.: Коробейников Б.В., Басков В.И. Курс прокурорского надзора. М.: Зерцало, 2000.
<2> См.: Никитин А.П., Жуков О.А. Полномочия по привлечению к административной ответственности - важный инструмент прокурорского реагирования на правонарушения // Военно-юридический журнал. 2013. N 7. С. 21 - 26.

Пристатейный библиографический список

  1. Коробейников Б.В., Басков В.И. Курс прокурорского надзора. М.: Зерцало, 2000.
  2. Никитин А.П., Жуков О.А. Полномочия по привлечению к административной ответственности - важный инструмент прокурорского реагирования на правонарушения // Военно-юридический журнал. 2013. N 7.