Мудрый Юрист

Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий: объективные признаки

Лопатина Татьяна Михайловна, профессор Смоленского государственного университета, доктор юридических наук.

В статье представлен авторский комментарий объективных признаков уголовно наказуемого вида контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ).

Ключевые слова: контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий, перемещение через таможенную границу, пределы таможенной территории Таможенного союза.

Smuggling of Alcohol and Tobacco Products: Objective Elements

T.M. Lopatina

Lopatina Tatyana Mikhaylovna, LLD., Professor, Smolensk State University.

The article presents the author's comment criminal kind of smuggling of alcoholic beverages and tobacco products.

Keywords: smuggling of alcohol and tobacco products, moving through customs border, the customs territory of the Customs Union.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 530-ФЗ Уголовный кодекс дополнен ст. 200.2 "Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий", устанавливающей уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере.

Объектом преступления выступает установленный порядок внешнеэкономической деятельности по обеспечению товарооборота через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и табачных изделий. Непосредственный объект товарной контрабанды определялся Б.В. Волженкиным так же, как общественные отношения, регулирующие установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности <1>. Н.А. Лопашенко считает, что это общественные экономические отношения, соответствующие принципу запрета заведомо криминальных форм поведения в экономической деятельности <2>.

<1> Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2007. С. 386.
<2> Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики. Авторский комментарий к уголовному закону. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 508.

Развернутую трактовку объекта товарной контрабанды дает Ю.И. Сучков, который относит к нему порядок перемещения грузов через государственную границу, установленный для обеспечения законной внешнеэкономической деятельности российского государства, т.е. общественные отношения, которые возникают в процессе перемещения через таможенную границу при осуществлении внешнеэкономических связей <3>. Перечисленные формулировки указывают на одну и ту же группу общественных отношений. При этом одни авторы несколько сужают понятие объекта контрабанды, другие, наоборот, его расширяют. Представляется, что любая из перечисленных точек зрения может быть признана правильной и фактически отражает сущность контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий.

<3> Сучков Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. М.: Экономика, 2005. С. 104.

Предметом преступления выступает алкогольная продукция и табачные изделия. Алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья и спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ <4>. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха <5>.

<4> Статья 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.
<5> Там же.

Табачными изделиями являются продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья. Виды табачных изделий:

<6> ГОСТ Р 52463-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Табак и табачные изделия. Термины и определения, утв. Приказом Ростехрегулирования от 29 декабря 2005 г. N 481-ст (в ред. от 9 ноября 2010 г.). М.: Стандартинформ, 2006.

Уголовно наказуема контрабанда указанных предметов только в крупном размере, который определен в примечании к статье стоимостью, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей. Однако при определении размера уголовно наказуемой контрабанды возникают серьезные проблемы. Судебно-следственная практика порой исходит из оценки предметов контрабанды по результатам товароведческой экспертизы, т.е. исходя из рыночной цены, под которой понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства <7>.

<7> Статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

Исчисление стоимости предмета контрабанды по государственным розничным ценам ранее предусматривалось Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. N 2 "О судебной практике по делам о контрабанде" (в ред. от 5 сентября 1978 г. N 7) <8>, которое в 2008 г. было признано утратившим силу <9>. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 6 рекомендовал при определении размера контрабанды исходить либо из регулируемых государством цен на перемещенные товары, либо в случае их отсутствия - из фактической (рыночной) стоимости товаров на момент совершения преступления, либо на основании заключения экспертов при отсутствии сведений о цене товара.

<8> Такой подход разделяли и некоторые ученые: Рогатых Л.Ф. Уголовно наказуемая контрабанда. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2005. С. 34 - 35.
<9> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 8.

Но и это разъяснение в 2010 г. исключается из текста Постановления Пленума Верховного Суда РФ <10>. В связи с принятием Федерального закона от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" и Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" указанное Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" признается утратившим силу полностью <11>.

<10> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 сентября 2010 г. N 23 "О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 11.
<11> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N 12 "О признании утратившим силу Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. N 9.

Согласно же ст. 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу, должна указываться их таможенная стоимость <12>. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров <13>.

<12> Таможенный кодекс Таможенного союза // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.
<13> Статья 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) (ред. от 10 октября 2014 г.) // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615; Протокол от 16 апреля 2010 г. "О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года" // Российская газета. 1993. N 107.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в некоторых случаях, установленных ТК ТС, - таможенным органом на основании соответствующих документов. При этом закон не предусматривает какой-либо другой стоимости, кроме таможенной стоимости. Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров устанавливается решением Комиссии Таможенного союза. Таможенный орган либо принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров, либо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, которое доводится до декларанта (ст. 67 ТК ТС).

Мнение сторонников оценки предмета контрабанды по рыночным ценам основано, видимо, на положениях административного законодательства. Согласно ч. 2 ст. 27.11 КоАП стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости. Таможенная стоимость используется для изъятых товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза <14>.

<14> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 12 февраля 2015 г.) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Уголовно-процессуальный закон также не содержит положений, позволяющих оценивать изъятые в досудебном производстве предметы, признанные вещественными доказательствами, исходя именно из рыночных цен. В уголовном деле фигурирует таможенная стоимость предметов контрабанды, которая определяется в установленных законом случаях должностными лицами таможенных органов в порядке осуществления таможенного контроля, предусмотренном Комиссией Таможенного союза <15>. В противном случае, если рыночная стоимость превышает таможенную стоимость на те же товары, суд может сделать заключение о несоответствии фактическим обстоятельствам дела вывода органа предварительного следствия о наличии крупного размера контрабанды, установленного исходя из рыночных цен. Это, в свою очередь, может повлечь вынесение оправдательного приговора в связи с отсутствием состава преступления.

<15> Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (ред. от 10 декабря 2013 г.) // Таможенный вестник. 2010. N 24.

При расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и табачных изделий из всей их стоимости исключается та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована. Законодательство Таможенного союза разрешает физическим лицам ввоз табачных изделий и алкогольной продукции в следующих размерах:

<16> Приложение 2 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (ред. от 10 октября 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. N 36. Ст. 4866.

С точки зрения особенностей законодательной конструкции объективной стороны контрабанда является преступлением с формальным составом и считается оконченной с момента совершения общественно опасного деяния. В ст. 200.2 УК РФ деяние определяется как "незаконное перемещение алкогольной продукции или табачных изделий через таможенную границу Таможенного союза". Под перемещением через таможенную границу понимается ввоз на таможенную территорию Таможенного союза либо вывоз с нее любым способом указанных товаров.

Норма об ответственности за контрабанду - это норма бланкетная, многие используемые в ней понятия определяются в таможенном законодательстве. В частности, в Таможенном кодексе Таможенного союза под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, до их выпуска таможенными органами <17>. В то же время под вывозом товаров с таможенной территории Таможенного союза понимается совершение действий, направленных на такой вывоз любым способом. Возникает вопрос: можно ли подачу таможенной декларации рассматривать как действие, направленное на вывоз товаров до фактического пересечения ими таможенной границы?

<17> Статья 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17), утв. Верховным Судом РФ 18 июня 1993 г. N 5221-1 (в ред. от 10 октября 2014 г.) // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

Представляется, что таможенное законодательство не считает тождественными понятия "перемещение через таможенную границу" и "пересечение таможенной границы". Следует ли понимать термин "перемещение через таможенную границу Таможенного союза", используемый в ст. 200.2 УК РФ для описания основного элемента объективной стороны преступления, как пересечение границы или его нужно трактовать с учетом понимания этого термина в таможенном законодательстве, а именно как совершение действий, в которых пересечение таможенной границы является лишь одной из составляющих контрабанды (при ввозе), либо вообще не включено в их перечень (при вывозе)?

Если следовать позиции Верховного Суда РФ в отношении товарной контрабанды <18>, то момент окончания контрабанды алкогольной продукции или табачных изделий необходимо связывать со способом перемещения предмета контрабанды (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом) и этапов перемещения, установленных Таможенным кодексом.

<18> Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 8.

Способы незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в уголовно-правовой норме не изложены. В указанном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. <19> было указано на следующие способы совершения товарной контрабанды: перемещение товаров помимо или с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; с недекларированием или недостоверным декларированием. В определенной части эти разъяснения могут быть использованы при квалификации контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий.

<19> Признано утратившим силу Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N 12 "О признании утратившим силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" // СПС "КонсультантПлюс".

Перемещение алкогольной продукции или табачных изделий помимо или с сокрытием от таможенного контроля заключается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории вне установленных пунктов пропуска (иных мест нахождения таможенных органов) либо вне времени их работы, а также в иных случаях, предусмотренных соглашениями государств - членов Таможенного союза.

Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза <20>. Перемещение алкогольной продукции или табачных изделий помимо таможенного контроля означает, что оно осуществляется минуя определенные таможенными органами пункты таможенного контроля или вне установленного времени производства таможенного оформления, т.е. вне соблюдения процедуры помещения товаров под определенный таможенный режим в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Таможенного союза.

<20> Статья 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17), утв. Верховным Судом РФ 18 июня 1993 г. N 5221-1 (в ред. от 10 октября 2014 г.) // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

Под сокрытием от таможенного контроля алкогольной продукции или табачных изделий следует понимать любые действия, направленные на то, чтобы затруднить их обнаружение либо утаить их подлинное количество. Способ утаивания от таможенного контроля может быть любой, в том числе с использованием специальных хранилищ-тайников.

Под тайниками понимаются:

а) места, специально изготовленные для сокрытия товаров от таможенного контроля. Например, помещение алкогольной продукции или табачных изделий в специальное хранилище внутри предъявляемого к осмотру таможенной службе предмета, для чего осуществляется его предварительная разборка и сборка;

б) места, специально приспособленные для скрытой транспортировки алкогольной продукции или табачных изделий посредством внесения конструктивных изменений или монтажа.

Действия с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации могут выражаться в предъявлении таможенным органам заведомо поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, относящихся к другим товарам, документов, не имеющих юридической силы, или использование фальсифицированных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации и т.д.

Действия с не декларированием или недостоверным декларированием представляют собой умышленные действия в случаях, когда при таможенном оформлении не сообщаются по установленной форме (письменной, устной, электронной) необходимые сведения для принятия решения о выпуске алкогольной продукции или табачных изделий либо сообщаются ложные сведения, необходимые для таможенных целей, о перемещаемой алкогольной продукции или табачных изделиях.

Следовательно, с учетом перечисленных форм совершения контрабанды перемещение алкогольной продукции или табачных изделий имеет два вида: фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза и подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти (ввезти) предмет контрабанды.

Одним из важных условий, от которого зависит правильная квалификация контрабанды, является определение момента, с которого ее следует считать оконченным преступлением. Поскольку в ст. 200.2 УК РФ указывается на перемещение через таможенную границу Таможенного союза, то пересечение алкогольной продукцией или табачными изделиями линии таможенной границы является обязательным условием для признания контрабанды оконченным преступлением. При контрабандном провозе предметов с момента таможенного досмотра и до момента фактического перемещения предметов через линию таможенной границы при выезде из Таможенного союза и с момента фактического перемещения предметов через линию таможенной границы и до момента таможенного досмотра при въезде в страну Таможенного союза проходит определенный период времени.

Вследствие этого момент окончания контрабанды алкогольной продукции или табачных изделий определяется с учетом следующих обстоятельств:

При решении вопроса о моменте окончания контрабанды при вывозе алкогольной продукции или табачных изделий с таможенной территории Таможенного союза необходимо исходить из конструкции объективной стороны контрабанды как формального состава преступления. Поскольку объектом контрабанды являются отношения, урегулированные таможенным законодательством посредством определения порядка, правил перемещения через таможенную границу, оконченным преступление может считаться тогда, когда действия лица нарушат данный порядок. В понятие порядка перемещения входит, прежде всего, понятие самого перемещения <21>.

<21> Журавлева Е.М., Яни П.С. Контрабанда: объект, момент окончания преступления // Российская юстиция. 2005. N 11. С. 12 - 16.

Собственные действия лица при незаконном вывозе алкогольной продукции или табачных изделий завершаются в момент заполнения им таможенной декларации и последующего принятия ее таможенным органом. При этом лицо осознает, что совершило все зависящие от него действия для вывоза товаров с территории Таможенного союза, т.е. деяние совершено, а поскольку преступные последствия составом контрабанды не предусмотрены, то контроль над причинной связью субъектом потерян. Возникает вопрос: можно ли считать указанные действия, направленные на вывоз алкогольной продукции или табачных изделий, оконченным составом контрабанды? Если следовать логике Верховного Суда в отношении товарной контрабанды <22>, то этого недостаточно, необходимо либо обнаружение недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации, таможенным органом Таможенного союза, либо пресечение противоправных действий, направленных на выведение вывозимых продукции или изделий из-под таможенного контроля.

<22> Пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 8.

В качестве признака объективной стороны контрабанды выступает место совершения действия - таможенная граница Таможенного союза, которая определяет пределы таможенной территории Таможенного союза. Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Армения (с 1 октября 2014 г.), Республики Беларусь (с 6 июля 2010 г.), Республики Казахстан (с 1 июля 2010 г.), Киргизской Республики (с 8 мая 2015 г.) и Российской Федерации (с 1 июля 2010 г.).

В соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза таможенной границей являются пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств-членов Таможенного союза, а также находящиеся за пределами территории государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией <23>.

<23> Статья 3 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17), утв. Верховным Судом РФ 18 июня 1993 г. N 5221-1 (в ред. от 10 октября 2014 г.) // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

Служебное положение должностного лица (должностные полномочия) используется для перемещения алкогольной продукции или табачных изделий в крупном размере через таможенную границу Таможенного союза. На этом основании должностным лицом, совершившим контрабанду с использованием своего служебного положения, в первую очередь следует считать государственных служащих, в должностные обязанности которых входит осуществление контрольных функций за перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу Таможенного союза. Это, как правило, должностные лица Федеральной таможенной службы, осуществляющие таможенный контроль, оформление и идентификацию товаров и грузов, должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.

При решении вопроса об отнесении тех или иных лиц к категории должностных особое значение приобретает выяснение характера выполняемых функций. Анализ ст. 134 "Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки" ТК ТС свидетельствует, что при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа наделены полномочиями, которые носят не ведомственный, а общий публичный характер, поскольку реализуются не в замкнутых рамках организации, а в межгосударственно-административно-территориальных границах. В примечании к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Сопоставление этого определения с законодательно установленными правами должностных лиц таможенного органа позволяет отнести их к категории представителей власти в силу наделения их Таможенным кодексом Таможенного союза правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ <24>.

<24> Вместе с тем встречаются и случаи вменения подобной совокупности: в Кассационном определении от 10 мая 2007 г. N 39-007-1 Верховный Суд РФ признал майоров таможенной службы П. и С. виновными по ст. 188 ч. 4 УК РФ и ст. 285 УК РФ.

Пристатейный библиографический список

  1. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2007.
  2. Журавлева Е.М., Яни П.С. Контрабанда: объект, момент окончания преступления // Российская юстиция. 2005. N 11.
  3. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики. Авторский комментарий к уголовному закону. М.: Волтерс Клувер, 2007.
  4. Рогатых Л.Ф. Уголовно наказуемая контрабанда. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2005.
  5. Сучков Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. М.: Экономика, 2005.