Мудрый Юрист

О сложностях применения ст. 234.1 УК РФ

Жевлаков Эдуард Николаевич, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, почетный работник прокуратуры РФ.

В статье предпринята попытка прокомментировать новую ст. 234.1 УК РФ прежде всего с точки зрения ее применения на практике. Выявлены многочисленные недостатки закона, сформулированы рекомендации по его совершенствованию и практике применения названной статьи УК РФ.

Ключевые слова: новые потенциально опасные психоактивные вещества, спайсы и соли, курительные смеси, наркотические средства и психотропные вещества, их аналоги.

On Difficulties of Application of Article 234.1 of the Criminal Code of the Russian Federation

E.N. Zhevlakov

Zhevlakov Eduard Nikolayevich, LLD., Prof., Professor, O.Ye. Kutafin Moscow State Law University, Hon. Lawyer of the Public Prosecution Service of the Russian Federation.

The article attempted to comment a new Article 234.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, first of all, in terms of its practical application. It discovered numerous drawbacks in law, made recommendations to its improvement and practical application of the above Article of the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: new hazardous psychoactive substances, spices and salts, smoking blends, narcotic drugs and psychoactive substances, their analogues.

15 февраля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>. В числе прочих этим Законом в УК РФ внесена ст. 234.1 "Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ".

<1> Российская газета. 2015. 15 февраля. Федеральный выпуск.

Поспешность, с которой был принят новый Закон, не удивляет, поскольку законодательная инициатива исходила от Президента РФ в связи с прокатившейся по стране волной смертей молодых людей от новомодных курительных смесей, так называемых спайсов. Любые меры, в том числе уголовно-правового характера, направленные на борьбу с распространением наркотического дурмана, следует только приветствовать. Однако ст. 234.1 УК РФ порождает множество вопросов практического характера.

Анализ состава начнем, как водится, с определения непосредственного объекта преступления. Практически во всех учебниках непосредственный объект преступлений, состоящих в незаконном обороте наркотиков <2>, с небольшими вариациями определяется как "охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения". Подобный подход вряд ли верен, поскольку при этом, во-первых, не усматривается разницы между видовым и непосредственным объектами, а во-вторых, теряется сущность непосредственного объекта преступления. Непосредственный объект называется так потому, что он определяет конкретное общественное отношение (конкретную социальную ценность), на которое непосредственно осуществляется посягательство или которое ставится под угрозу причинения преступлением вреда. У разных преступлений даже одного вида не может быть тождественных непосредственных объектов. Это положение концептуального характера, и оно касается не только непосредственного объекта рассматриваемого преступления.

<2> Под наркотиками в настоящей статье для краткости обозначения предмета преступления понимаются наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры.

Исходя из этой посылки, определим непосредственный объект рассматриваемого преступления как "охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения путем регулирования оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ", что существенно подчеркивает его особенность.

Предмет преступления определен в законе как новые потенциально опасные психоактивные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен. В связи с таким его определением возникает ряд вопросов:

С термином "новые психоактивные вещества" (НПВ - novel psychoactive substances) сегодня знакомы даже люди, не особо интересующиеся проблемами, связанными с наркотиками, хотя им они чаще известны под названием спайсы, соли - вещества, которые стремительной кометой ворвались на мировой наркорынок в середине 2000-х как легальная альтернатива запрещенным психоактивным веществам (ПАВ).

Психоактивные вещества (включая НПВ) - собирательный термин. Он характеризует медицинскую сущность этих соединений, заключающуюся в их особом воздействии на центральную нервную систему человека, способности стимулировать психическую деятельность, вызывать эйфорию, галлюцинацию, возбуждение, седативный (успокаивающий), снотворный эффекты и т.д. Юридическая сущность термина отражается в довольно большом количестве международных и отечественных нормативных документов, регламентирующих оборот ПАВ <3>.

<3> См., напр.: Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.); Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями и дополнениями).

Классифицирование психоактивных веществ в наркологии считается одной из ключевых задач. Классификации ПАВ формируются в зависимости от происхождения токсикантов, психических расстройств, возникающих при употреблении веществ конкретной группы, нейромедиаторных систем, на которые действуют токсиканты, жесткости государственного контроля над оборотом ПАВ, особенностей химической структуры и по иным критериям <4>. Указанные классификации довольно разнообразны и многочисленны, и нет смысла приводить их. Показательно, что они содержат и наркотические средства, и психотропные вещества, включенные в соответствующий Перечень таковых <5>, иные ПАВ, в том числе этанол и другие спирты, никотин, кофеин, алкалоиды таких растений, как дурман, белена, белладонна, а также грибов - мухоморов и др. В распоряжении Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. N 2511-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" алкоголь тоже назван одним из ПАВ.

<4> Головко А.И. Современные классификации психоактивных веществ // Наркология. 2007. Октябрь.
<5> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями на 9 апреля 2015 г.).

ПАВ, особенно наркотики и психотропные вещества с учетом их распространенности в России, подрывают экономическую безопасность государства, разрушают социальные связи личности, семью, люмпенизируют наряду с алкоголем население, способствуют образованию организованной преступности в виде ее самых опасных форм - сращивания с властными, включая правоохранительные, структурами. Однако с учетом их медицинского определения и места соответствующих статей об ответственности за преступления, состоящие в незаконном обороте наркотиков, в главе "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" УК РФ опасность ПАВ, прежде всего, следует связывать со способностью причинять вред совокупному физическому и психическому здоровью многих лиц, т.е. населению, в результате их незаконного оборота. Поскольку алкоголь, никотин, кофеин и даже танин в чае (вспомним при этом так называемый чифирь) в больших дозах тоже вредны для организма человека, вряд ли кто-то будет отрицать, что они также потенциально опасны для здоровья. Потенциальную опасность представляют химические вещества, содержащиеся в ацетоне, клеях, морилках, и др. вещества, потребляемые токсикоманами. Тем не менее перечисленные ПАВ не могут быть отнесены к предмету рассматриваемого преступления, так как помимо потенциальной опасности для здоровья они должны обладать еще одним признаком - их оборот в России должен быть запрещен.

Статья 1 и ч. 2 ст. 2.2, ст. 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ) устанавливают запрет на потребление без назначения врача и оборот новых потенциально опасных ПАВ, которые включены в Реестр таких веществ. Таким образом, новые потенциально опасные ПАВ отличаются от "старых" формальными признаками: "старые" - это те, которые включены в указанный выше Перечень наркотиков, а "новые" - те, которые не входят в него, и включены в Реестр таких веществ. Правоприменителю, таким образом, устанавливая содержание предмета преступления, достаточно обратиться к соответствующему Реестру.

Часть 6 ст. 2.2 названного Закона предусматривает, что порядок формирования и содержание Реестра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, т.е. ФСКН РФ. Этот же орган принимает решение о включении вещества в Реестр (ч. 4 ст. 2.2). А ч. 5 этой статьи предусматривает, что включение вещества в Реестр осуществляется при получении должностными лицами органов, перечисленных в п. 1 ст. 53 настоящего Федерального закона (прокуратуры, Следственного комитета РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности в пределах своей компетенции) сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества, проведенного в соответствии со ст. 44 данного федерального закона. Очевидно, эти органы должны передать имеющиеся у них сведения ФСКН, который решит вопрос о включении соответствующего вещества в Реестр. Предстоит разработать и утвердить соответствующим нормативным актом вопросы координации деятельности указанных органов в этой сфере.

Решение федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ о включении вещества в Реестр может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 8 ст. 2.2 названного Закона).

Новое потенциально опасное ПАВ можно исключить из Реестра. Исключение осуществляется по решению ФСКН после установления в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом.

Решение об установлении в отношении нового потенциально опасного психоактивного вещества, включенного в Реестр, санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом должно быть принято уполномоченными органами государственной власти РФ не позднее двух лет со дня включения такого вещества в Реестр (ч. 10 ст. 2.2 названного Закона). Однако после установления в отношении такого ПАВ санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом такое вещество не перестанет быть потенциально опасным.

Вместе с тем исключение вещества из Реестра означает, что оно не может быть предметом преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК РФ, и ответственность за его незаконный оборот по этой статье впредь невозможна. Быть может, в случае установления в отношении данного ПАВ указанных мер оно впоследствии должно быть включено в Перечень наркотических средств и психотропных веществ? Однако данное решение также было бы небезупречным. Неизбежно возникают вопросы: в качестве какого вещества (наркотического средства, психотропного вещества, их аналога) оно включено, возможен ли "переход" предмета одного преступления в перечень предметов другого, причем более тяжкого? Думается, ситуация с исключением также должна быть оговорена в законе.

Другая неясность связана с вопросом о запрете оборота новых потенциально опасных ПАВ на территории России. Как и следовало ожидать, запрет на самом деле не является полным. Гражданам разрешается иметь такие ПАВ в обороте по назначению врача. Кроме того, "использование новых потенциально опасных психоактивных веществ разрешается в целях осуществления научной, учебной и экспертной деятельности Следственным комитетом Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службой безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, судебно-экспертными организациями федерального органа исполнительной власти в области юстиции, судебно-медицинскими экспертными организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность" (ч. 3 ст. 2.2 названного Закона).

Мы не случайно взяли данный речевой оборот в кавычки, полностью его процитировав. Из текста Закона следует, что разрешение на использование новых потенциально опасных ПАВ в указанных целях дается Следственным комитетом Российской Федерации, ФСКН, МВД и другими названными органами. Кому они должны давать такие разрешения? Своим сотрудникам, осуществляющим такую деятельность? Или также другим органам и юридическим лицам, не указанным в списке уполномоченных давать разрешения? Не слишком ли много тогда набирается таких уполномоченных органов и как и кем будет координироваться их работа?

Правомерно предположить, что здесь в текст Закона вкралась техническая ошибка и не эти органы должны кому-то давать разрешения, а им дано право использовать потенциально опасные новые ПАВ без специального разрешения для проведения научной, экспертной и учебной деятельности. Так же как экспертным подразделениям этих органов (а не ими), в отличие от всех прочих юридических лиц, разрешается проведение экспертиз с использованием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или для их идентификации без специального разрешения - лицензии (ст. 35 ФЗ от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ).

Что касается отличия новых потенциально опасных ПАВ от аналогов наркотических и психотропных веществ, то, как заключают многие авторы, установленное в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ определение аналогов само по себе требует серьезной доработки. Во-первых, неясно, почему они определяются только как "вещества синтетического или естественного происхождения". Таким образом, в контексте Закона к ним не относятся растения, препараты и природные материалы. Во-вторых, к аналогам могут быть отнесены лишь те вещества, которые сходны с наркотическими средствами или психотропными веществами и по структуре, и по свойствам. Вместе с тем для целого ряда синтетических веществ и особенно для веществ естественного происхождения и растений такая связь может и не прослеживаться <6>. Не будем вдаваться в решение этого вопроса по существу, поскольку он является темой самостоятельного исследования. Отметим лишь, что отсутствие поправок к существующим расплывчатым формулировкам относительно аналогов и производных наркотических средств и психотропных веществ порождает неопределенность в решении вопроса об отнесении того или иного вещества к аналогам или названным ПАВ.

<6> Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.Н. Сергеева. М., 2005. С. 227; Иванова Е.В. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ // Законность. 2009. N 10.

Представляется, что на практике, разграничивая эти вещества, также целесообразно использовать формальный критерий: аналоги сходны по структуре и по свойствам (воспроизводят их психоактивное действие) с наркотическими средствами или психотропными веществами, включенными в указанный выше Перечень таких средств и веществ, а ПАВ - в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещен. Однако при этом не исключены и правовые ошибки. Дело в том, что размеры новых потенциально опасных ПАВ для целей ст. 234.1 УК РФ значения не имеют и на квалификацию их незаконного оборота по этой статье не влияют, а, например, ст. 228 УК РФ, содержащая значительное количество тех же признаков объективной стороны состава, что и ст. 234.1 УК РФ, указания на размеры содержит. Например, вещество включено в Реестр, но по конкретным уголовным делам с учетом размера его будут признавать производным или аналогом и содеянное квалифицировать по ст. 228 УК РФ.

И наконец, имеет ли ст. 234.1 УК РФ обратную силу в отношении деяний, которые выразились в незаконном обороте веществ, ныне отнесенных к новым потенциально опасным ПАВ? Ответ, думается, следует дать положительный. К примеру, лицо привлечено к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ за незаконный сбыт аналогов наркотических средств и психотропных веществ до вступления в законную силу Федерального закона от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ. Вещество, которое было сбыто, ныне попало в Реестр новых потенциально опасных ПАВ. Поскольку новый Закон существенно улучшил положение виновного (санкции ст. 234.1 гораздо мягче санкций ст. 228.1 УК РФ), то в силу действия обратной силы закона применению подлежит ст. 234.1 УК РФ со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями (сроки давности, судимости, сроки и размеры наказания и т.д.).

Признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК РФ, схожи с признаками соответствующих составов преступлений, состоящих в незаконном обороте наркотиков (ст. 228, 228.1, 228.2 и др.). Они достаточно подробно описаны в литературе, изложены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" и в целом не должны вызывать трудностей при их толковании на практике. Вместе с тем отдельные из них вызывают непонимание.

Во-первых, в ст. 234.1 УК РФ имеет место плеоназм (употребление излишних слов): "Незаконное производство... оборот которых запрещен". Слово "незаконное" здесь излишне. Помимо этого, как указывалось выше, для ряда государственных органов оборот новых потенциально опасных ПАВ вопреки указанию закона, что оборот таких ПАВ на территории России запрещается, на деле не запрещен и не является незаконным.

Во-вторых, не совсем ясно, как толковать понятие "незаконные ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации...". Напрашивается три варианта: 1) аналогично ст. 228.2 УК РФ, т.е. как ввоз-вывоз с нарушением установленных правил, но при наличии разрешения (лицензии) на производство таких действий; 2) как контрабанду таких ПАВ, поскольку они не являются предметом ст. 229.1 УК РФ; 3) как действия, указанные в п. 1 и 2. Кроме того, мы не смогли обнаружить какого-либо нормативного акта, регламентирующего порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ указанных ПАВ. Такие документы, видимо, еще предстоит разработать. Между тем в отношении наркотиков, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ такие нормативные акты есть <7>. Думается, что с появлением понятия новых потенциально опасных ПАВ появятся в скором времени и документы, регламентирующие порядок их ввоза в РФ и вывоза за пределы РФ.

<7> См., напр.: Постановление Правительства РФ от 18 августа 2007 г. N 527 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" // СПС "Гарант".

Относительно контрабанды таких веществ в уголовном законе возник пробел, и его следует ликвидировать внесением соответствующих изменений в ст. 229.1, дополнив диспозицию ее части первой после слов "...психотропных веществ" словами "новых потенциально опасных психоактивных веществ". Соответствующие изменения нужно внести и в название статьи.

В-третьих, незаконные производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, должны быть осуществлены согласно прямому указанию закона в целях сбыта. Если таковой цели нет (либо она не доказана), состав преступления отсутствует (уголовная ответственность предусмотрена также и за сам незаконный сбыт указанных веществ).

Следуя логике, законодатель в случае совершения действий по незаконному обороту новых потенциально опасных ПАВ без цели сбыта должен был установить за эти действия административную ответственность. Однако она не установлена. Такая непоследовательность вызывает удивление.

А как быть, если незаконный оборот таких ПАВ осуществляется без цели сбыта и эти ПАВ содержат вещества, которые могут быть определены как аналоги наркотических средств или психотропных веществ в значительном, крупном или особо крупном размерах? Представляется, что в этом случае применяться должна ст. 228 УК РФ.

Окончено преступление с момента совершения хотя бы одного из перечисленных в законе действий. Состав преступления по конструкции формальный.

Следует отметить, что с субъективной стороны (вопреки некоторым появившимся в Интернете комментариям!) умысел у виновного лица может быть не любым, а только прямым. Лицо осознает общественную опасность совершения указанных в законе действий, преследуя при этом цель сбыта новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, и желает эти действия совершить.

Субъект общий, ответственность за рассматриваемое преступление предусмотрена с 16 лет.

Квалифицированный состав преступления, указанный в ч. 2 ст. 234.1 УК РФ, предусматривает ответственность за перечисленные в ч. 1 данной статьи деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а состав, указанный в ч. 3 ст. 234.1, - за деяния, перечисленные в ч. 1 и 2 данной статьи, но совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть человека.

Пристатейный библиографический список

  1. Головко А.И. Современные классификации психоактивных веществ // Наркология. 2007. Октябрь.
  2. Иванова Е.В. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ // Законность. 2009. N 10.
  3. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.Н. Сергеева. М., 2005.