Мудрый Юрист

Совет европы, оон, международные организации и их роль по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека в мировом сообществе

Хазов Евгений Николаевич, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор.

Хазова Виктория Евгеньевна, старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Рассматриваются вопросы соблюдения, охраны и защиты прав и свобод человека в международных организациях Совета Европы, ООН, ЕСПЧ, раскрывается их роль и значение для современной России. Обсуждаются основные теоретические проблемы и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: Совет Европы, ООН, ЕСПЧ, права и свободы гражданина, права человека, свободы человека, обязанности человека, юридический механизм реализации.

The Council of Europe, the United Nations and International Organizations and Their Role in Observance, Safeguard and Protection of Human Rights and Freedoms in the World Community

E.N. Khazov, V.E. Khazova

Khazov Evgeny N., Chief Research Scientist of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Law, Professor.

Khazova Victoria E., Senior Lecturer at the Department of Civil and Labor Law in Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences.

Discusses the issues of compliance, conservation and protection of the rights andfreedoms of the individual in international organizations Council of Europe, the UN, the ECHR reveals their role and importance for modern Russia. We discuss the main theoretical problems and suggests solutions.

Key words: Council of Europe, the UN, the ECHR, the rights and freedoms of citizens, human rights, freedoms, duties of man, the legal mechanism of implementation.

Необходимость создания нового, более справедливого мира, а также решимость бороться с государственным террором и проявлениями диктатур побудили Организацию Объединенных Наций и Совет Европы после Второй мировой войны объединить основные права человека, осуществление которых она считала желательным для всего человечества, и принять 10 декабря 1948 года Всеобщую декларацию прав человека <1>. В последнее время стало обычным явлением декларировать хорошо известные всем права человека, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и последующих конвенциях и пактах, а также требовать их признания, соблюдения, охраны и защиты во всем мировом сообществе, во всех государствах <2>.

<1> См.: Устав Организации Объединенных Наций. Казань, 1995. С. 19 - 23; Всеобщая декларация прав человека // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 413 - 419; Зубов И.Н., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н. и др. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013; Гасанов К.К., Хазов Е.Н., Червонюк В.И. Конституционное право зарубежных государств: Учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
<2> См.: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990. С. 85 - 117; Африканская хартия прав человека и народов 1981 года // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990. С. 166 - 179; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 384 - 397; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 163 - 170; Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ // Международная жизнь. 1990. N 9. С. 135 - 149; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни // Международные соглашения и рекомендации Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1989. С. 69 - 70; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Международные соглашения и рекомендации Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1989. С. 71 - 92; Доклад Комитета по правам человека на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Нью-Йорк, 1993. 485 с.; Доклад Генерального секретаря Организации Объединенных Наций на I очередной сессии ЭКОСОС. Нью-Йорк, 1985. 86 с.; Документ Московского совещания. Конференция по человеческому измерению СБСЕ. М., 1991. 65 с.; Зубов И.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д. и др. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов. М., 2015. Сер.: Dura lex, sed lex (7-е изд., пер. и доп.).

Если государства, подписавшие Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, только выражали свое согласие с ее положениями, то в случае с другими международными документами - Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, Факультативным протоколом к международному пакту о гражданских и политических правах <3> - государства обязались следить за осуществлением этих прав, их признанием, соблюдением, охраной и защитой. Права человека на мировом уровне признаются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат ему от рождения, а следовательно, защищаются не только государством, но и всем мировым сообществом, в случае нарушения прав человека могут применяться международно-правовые санкции.

<3> См.: Международный пакт о гражданских и политических правах // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 302 - 320; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 292 - 302; Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на 44 сессии. Нью-Йорк, 1990. С. 288 - 291.

Права индивидов, государственных органов или общественных организаций зачастую вступают друг с другом в противоречия. Столкновения законных интересов заставляют стороны искать компромиссы путем переговоров, соглашений, что иногда приводит к ограничению чьих-либо прав. Во Всеобщей декларации прав человека в ст. 29 сказано, что при осуществлении основных прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Международные организации не ограничиваются декларированием прав и свобод человека, принимают энергичные меры по созданию механизмов по их соблюдению, охране и защите.

Организация Объединенных Наций, Совет Европы, ЕСПЧ рассматривают и обсуждают вопросы, касающиеся прав человека, во всех своих структурах, но в защите прав человека главную роль играет Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет и конвенционные, договорные органы, то есть различные комитеты, созданные в соответствии с пактами, конвенциями.

Многие предполагают, что за защитой попранных прав отдельный человек может обратиться в Международный суд ООН. Однако Статут Международного суда однозначно устанавливает, что только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым судом (ст. 34) <4>.

<4> См.: Хазова В.Е., Хазов Е.Н. Международно-правовая защита национально-культурного достояния народов: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009; Манов Б., Манов К., Москаленок К. Обращение в международно-правовые органы как средство защиты прав и свобод человека // Законность. 1996. N 6. С. 12 - 18; Палеев М. Организация Объединенных Наций создает Международный суд // Российская юстиция. 1996. N 11. С. 2 - 4.

Один из первых способов защиты - это "процедура 1503". Этот способ защиты прав человека получил свое наименование в 1970 году, когда Экономический и Социальный Совет (далее - ЭКОСОС) утвердил "процедуру рассмотрения сообщений, касающихся нарушения прав человека и основных свобод". Порядковый номер резолюции Совета, в которой она была утверждена, как раз и был номер 1503. В составе ЭКОСОС действует Комиссия по правам человека.

В соответствии с этой процедурой на основе поступающих сообщений рассматриваются в основном систематические нарушения прав человека в той или иной стране. По этой процедуре государство, выражая и подтверждая свою добрую волю в соблюдении и защите прав человека, представляет ответы по доведенным до них жалобам, сообщениям. Государствам направляются рекомендации относительно тех мер, которые следует принять по рассмотренным проблемам. Все меры, принимаемые в соответствии с "процедурой 1503", носят конфиденциальный характер до тех пор, пока Комиссия не представит соответствующий доклад Экономическому и Социальному Совету. Обращаться в ЭКОСОС по поводу нарушения всех прав человека и основных свобод могут частные лица, группы лиц и организации.

Существует также и процедура Факультативного протокола. Международный пакт о гражданских и политических правах имеет два дополнительных Факультативных протокола. Когда говорят о защите прав человека по процедуре Факультативного протокола, то имеется в виду Факультативный протокол N 1. Факультативный протокол N 2 предлагает государствам, ратифицировавшим его, отказаться от применения смертной казни, и открыт для присоединения к нему других государств <5>.

<5> См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 292 - 302; Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на 44 сессии. Нью-Йорк, 1990. С. 288 - 291.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах образован и действует Комитет по правам человека. Факультативный протокол предусматривает, что государство - участник Пакта, которое становится участником настоящего Протокола, признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подлежащих под его юрисдикцию лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушения данным государством - участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Ни одно сообщение не принимается Комитетом, если оно касается государства-участника Пакта, которое не является участником Протокола.

Только в 1991 году Верховный Совет СССР принял Постановление о присоединении к Факультативному протоколу и признал компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения от граждан СССР, касающиеся ситуации или фактов о нарушении прав и основных свобод человека и гражданина <6>.

<6> См.: Лядях И. Новый Уголовный кодекс РФ и международно-правовые стандарты по правам человека // Российская юстиция. 1997. N 1. С. 4 - 7; Хазов Е.Н. Содержание современной концепции конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина // Образование и право. 2010. N 2. С. 62 - 71.

Обратиться с жалобой в Комитет может любое частное лицо. Если человек по каким-либо причинам не может этого сделать сам, например находится в заключении, то за него это могут сделать другие лица. Сообщения о нарушениях прав человека в каком-либо государстве в Комитет может направить и другое государство при условии, что оба государства являются участниками Факультативного протокола и признают в отношении себя компетенцию Комитета. Важно иметь в виду, что по процедуре Факультативного протокола можно искать защиты только тех прав, которые зафиксированы в Международном пакте о гражданских и политических правах.

Итогом рассмотрения жалоб на нарушение прав является обращение Комитета к государствам с рекомендациями восстановить нарушенные права, предпринять меры по изменению ситуации. Рекомендации Комитета не являются обязательными для государств, но они, несомненно, оказывают определенное политическое воздействие на государства, на их законодательную и правоприменительную практику <7>.

<7> См.: Каламкарян Р. Поведение сторон на стадии открытия Международного судебного производства // Государство и право. 1997. N 3. С. 98 - 111; Хазов Е.Н. Юридические гарантии как необходимый элемент реализация прав и свобод человека и гражданина // Образование и право. 2010. N 4. С. 96 - 119.

Основные различия между "процедурой 1503" и процедурой Факультативного протокола заключаются в следующем.

  1. "Процедура 1503" предусматривает рассмотрения частных жалоб.
  2. В основе "процедуры 1503" лежит резолюция одного из органов системы ООН - Экономического и Социального Совета. Для того чтобы эта процедура действовала, необходимо добровольное сотрудничество государств. Процедура Факультативного договора принята на основе международного договора, который налагает на ее участников обязательства рассматривать представленные против них жалобы.
  3. "Процедура 1503" применяется в отношении всех государств. Процедура Факультативного протокола - в отношении только тех государств, которые являются полноправными участниками Пакта и Протокола.
  4. Первая процедура охватывает рассмотрение нарушений всех прав и основных свобод человека, тогда как процедура Протокола касается лишь тех гражданских и политических прав, которые провозглашаются в Международном пакте о гражданских и политических правах.
  5. По "процедуре 1503" в ООН могут обращаться любые лица, группы лиц, неправительственные организации, если они располагают непосредственными или косвенными данными о предполагаемых нарушениях. В соответствии с процедурой Факультативного протокола сообщение подается лицом, полагающим, что его права нарушены, либо другим человеком, уполномоченным действовать от имени жертвы.
  6. В соответствии с "процедурой 1503" авторы сообщений не привлекаются к разбирательству, не уведомляются о принятых мерах, пока они не будут оглашены. Автор жалобы уведомляется о получении сообщения и направлении копии тем государствам, где произошло нарушение. Автор сообщения по процедуре Факультативного протокола имеет больше полномочий. Ему сообщается обо всех предпринимаемых мерах, он имеет возможность сделать замечание на письменные ответы государств <8>.
<8> См.: Тузмухамедов Р.А. Права и свободы народов в современных источниках международного права: Сборник документов. Казань, 1995. С. 55 - 60; Хазов Е.Н. Реализация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина // Образование и право. 2010. N 6. С. 63 - 81.

За время деятельности Организации Объединенных Наций сложились определенные "правила приемлемости" сообщений, петиций, жалоб. Не вдаваясь в специфику, имеющую место при обращении в те или иные структуры, отметим самое важное.

Во-первых, сообщения должны быть совместимы с Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, международными пактами о правах человека.

Во-вторых, до обращения в ООН должны быть исчерпаны все доступные внутренние, национальные средства правовой защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В-третьих, неприемлемы жалобы, не относящиеся к компетенции данного органа, специализированного учреждения, другой структуры ООН.

В-четвертых, неприемлемы жалобы на частных лиц, на общественные объединения. Жалоба должна быть направлена против государства и его структур, допускающих или нарушающих права и свободы человека.

В-пятых, жалоба может быть не принята, если обнаружится, что данный вопрос рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.

В-шестых, неприемлемы сообщения, основанные на материалах средств массовой информации.

В-седьмых, не принимаются анонимные сообщения.

В-восьмых, жалоба, сообщение не должны содержать оскорбительных оценок, замечаний в адрес государства, являющегося объектом жалобы.

В рамках ООН существуют и другие механизмы процедуры защиты прав и свобод человека как по линии других конвенционных комитетов, так и по линии специализированных учреждений ООН <9>, но их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.

<9> См.: Палеев М. Организация Объединенных Наций создает Международный суд // Российская юстиция. 1996. N 2. С. 24 - 25.

Помимо ООН, существуют и механизмы защиты прав человека, применяемые Советом Европы: Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека <10>.

<10> См.: Организация и работа Европейского суда по правам человека // Российская юстиция. 1997. N 2. С. 10 - 11; Бернхардт Р. Европейский суд по правам человека в Страсбурге: новый этап, новые проблемы // Государство и право. 1999. N 7. С. 57 - 62.

Правила приемлемости жалоб в Европейскую комиссию и Европейский суд сходны с требованиями ООН.

Европейская комиссия по правам человека является предварительной ступенью рассмотрения жалоб и ведет работу по оценке соответствия жалобы материальным и процессуальным нормам Совета Европы. Признав содержащиеся в жалобе факты соответствующими действительности, Комиссия предпринимает шаги к дружественному урегулированию спорного вопроса. Комиссия предлагает государству, допустившему нарушения прав и свобод человека, восстановить нарушенные права конкретных лиц и принять меры к совершенствованию своего законодательства и приведению его в соответствие с общеевропейскими нормами - Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и несколькими дополнительными протоколами к ней.

Если не удается достичь результата путем взаимного соглашения - дело поступает в Европейский суд по правам человека. Суд в данной ситуации выступает как первая инстанция, то есть рассматривает вопрос по существу дела, а не как апелляционная или надзорная инстанция. Решение суда передается Комитету министров Совета Европы, который в свою очередь принимает решение, обязывающее государство-ответчика выполнить решение суда и контролирует ход его выполнения <11>.

<11> См.: Бернхардт Р. Европейский суд по правам человека в Страсбурге: новый этап, новые проблемы. С. 57 - 62; Завадская Л. Право жалобы в Европейский суд // Российская юстиция. 1996. N 8. С. 48 - 50; Совместная программа между Комиссией Европейских сообществ и Советом Европы по укреплению федеральных структур и механизмов защиты прав человека, по реформированию правовой системы Российской Федерации // Российская юстиция. 1996. N 11. С. 2 - 4.

Региональная общеевропейская система защиты прав человека общепризнана как наиболее эффективная. В государствах, где постоянно нарушаются права и свободы человека, могут применяться международно-правовые санкции: запрет на импорт многих важных товаров и технологий, не предоставляется гуманитарная, международная помощь, блокада и применены силовые методы давления.

Литература

  1. Бернхардт Р. Европейский суд по правам человека в Страсбурге: новый этап, новые проблемы // Государство и право. 1999. N 7. С. 57 - 62.
  2. Палеев М. Организация Объединенных Наций создает Международный суд // Российская юстиция. 1996. N 2. С. 24 - 25.
  3. Совместная программа между Комиссией Европейских сообществ и Советом Европы по укреплению федеральных структур и механизмов защиты прав человека, по реформированию правовой системы Российской Федерации // Российская юстиция. 1996. N 11. С. 2 - 4.