Мудрый Юрист

Развитие института пожизненного лишения свободы в контексте вступления России в совет европы

Ибрагимов Олег Александрович, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России.

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с регулированием порядка и условий отбывания наказаний к пожизненному лишению свободы в соответствии с Европейскими пенитенциарными стандартами. Автор проводит сравнительно-правовой анализ некоторых положений рекомендаций Совета Европы и российского законодательства, касающихся исполнения приговоров к пожизненному лишению свободы.

Ключевые слова: пенитенциарная система, пожизненное лишение свободы, европейские стандарты, Совет Европы, осужденные.

Development of the Institution of Life Imprisonment in the Context of Russia's Accession to the Council of Europe

O.A. Ibragimov

Ibragimov Oleg A., Senior Research Scientist of Federal Government Institution "Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia".

The article deals with topical issues related to the regulation of the procedure and conditions of serving the sentence to life imprisonment in accordance with international legal acts. The author conducts a comparative legal analysis of the certain provisions of the Council of Europe recommendations and Russian legislation on the enforcement of sentences to life imprisonment.

Key words: the correctional system, life imprisonment, European standards, the Council of Europe, the convicts.

Вступление 28 февраля 1996 года Российской Федерации в Совет Европы ознаменовало приверженность нашего государства международным принципам демократии и гуманизма, а также готовность к установлению и соблюдению европейских правовых норм. Одним из условий присоединения Российской Федерации к Совету Европы стало подписание и ратификация Протокола N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <1>, касающегося отмены смертной казни в мирное время и установления, со дня вступления, моратория на исполнение смертных приговоров <2>. Данное обстоятельство определило вектор развития института пожизненного лишения свободы в России <3>.

<1> Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (подписан в г. Страсбурге 28 апреля 1983 г.) // Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 130 - 132.
<2> Заключение N 193 (1996) Парламентской Ассамблеи Совета Европы "По заявке России на вступление в Совет Европы" (принято в г. Страсбурге 25 января 1996 г.). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=22927 (дата обращения: 15.10.2015).
<3> Быков А.В. Значение зарубежного опыта для совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы России // Актуальные вопросы образования и науки. 2015. N 3 - 4 (49 - 50). С. 29.

Отмена или введение моратория на смертную казнь - одно из направлений гуманизации уголовной политики. В государствах - членах Совета Европы приговор к лишению свободы на неопределенный срок стал максимальным наказанием, предусмотренным законом <4>. Пожизненное лишение свободы при всей исключительности данного вида наказания не должно сопровождаться унизительным и жестоким обращением <5>. Осужденные продолжают оставаться людьми и гражданами своей страны с ограниченным набором прав, за ними признается законное право на уважение человеческого достоинства <6>. Европейские стандарты регулирования исполнения наказаний, связанных с пожизненным лишением свободы, призваны обеспечить устранение различий в российском уголовно-правовом регулировании и правоприменительной практике <7>.

<4> Кобец П.Н., Краснова К.А. Международный опыт и практика применения пожизненного лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. N 5. С. 36.
<5> Казакова Е.Н. Институт пожизненного лишения свободы в России: проблемы теории и практики // Российский следователь. 2007. N 8. С. 7.
<6> Пертли Л.Ф. Реформирование уголовно-исполнительной системы (1997 - 2007 гг.) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. N 4. С. 36.
<7> Кузьмин С.И., Селезнева И.В. Уголовно-исполнительная политика в Российском государстве начала XXI века // Вестник московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2007. N 2. С. 70.

Европейские пенитенциарные правила <8> (далее - ЕПП) не регулируют исполнения приговоров к пожизненному лишению свободы, но закрепляют основные принципы регулирования исполнения наказаний для всех категорий осужденных, лишенных свободы.

<8> Рекомендация Комитета министров Совета Европы N Rec (2006) 2 государствам - членам Совета Европы "О Европейских пенитенциарных правилах" (принята Комитетом министров 11 января 2006 г. на 952-й встрече постоянных представителей министров).

В соответствии с п. 4a Рекомендации N Rec (2003) 22 Комитета министров Совета Европы государствам-членам "Об условно-досрочном освобождении" <9> установлена норма, определяющая возможность условного освобождения для осужденных к пожизненному лишению свободы <10>. В соответствии с п. 16 указанной Рекомендации минимальный срок, который заключенный должен отбыть для получения права на условное освобождение, должен быть закреплен в законодательстве государства. В России данная норма реализована в ст. 79 Уголовного кодекса Российской Федерации <11> (далее - УК РФ).

<9> Рекомендация N Rec (2003) 22 Комитета министров Совета Европы государствам-членам "Об условно-досрочном освобождении" (принята 24 сентября 2003 г. на 853-м заседании Кабинета министров).
<10> Рузевич О.Р., Симагина Н.А. Уголовно-правовой аспект условно-досрочного освобождения и проблемы его применения в России // Российский следователь. 2012. N 12. С. 32.
<11> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Российская газета. 1996. N 113. 18 июня; 1996. N 114. 19 июня; 1996. N 115. 20 июня; 1996. N 118. 25 июня.

Основным документом Совета Европы, закрепляющим принципы исполнения уголовных наказаний, связанных с пожизненным лишением свободы, является Рекомендация N Rec (2003) 23 Комитета министров Совета Европы странам-членам "По управлению заключенными с пожизненным сроком и большими сроками заключения со стороны администрации тюрем" <12> (далее - Рекомендация N Rec (2003) 23). В соответствии с Рекомендацией N Rec (2003) 23 одним из общих принципов управления осужденными с пожизненными сроками заключения являются принцип отсутствия сегрегации. В соответствии со ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации <13> (далее - УИК РФ) осужденные к пожизненному лишению свободы содержатся изолированно от других - в исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы. Принцип отсутствия сегрегации в российском законодательстве не реализован.

<12> Рекомендация N Rec (2003) 23 Комитета министров Совета Европы странам-членам "По управлению заключенными с пожизненным сроком и большими сроками заключения со стороны администрации тюрем" (принята Комитетом министров 9 октября 2003 г. на 855-м заседании заместителей министров).
<13> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. 13 янв. N 2. Ст. 198.

Свидания и отлучки из тюрьмы - наиболее эффективные методы профилактики разрушительного воздействия на пожизненно заключенных. Пунктом 22 Рекомендации N Rec (2003) 23 определены требования, согласно которым свидания пожизненно заключенным должны предоставляться в условиях максимальной частоты и приватности. Согласно правилу 24.4 ЕПП "визиты должны быть организованы таким образом, чтобы предоставить заключенным возможность максимально естественно поддерживать и укреплять семейные отношения". Российское уголовно-исполнительное законодательство (ст. 125 УИК РФ) устанавливает вне зависимости от условий содержаний осужденного право на краткосрочные и длительные свидания. В то же время ч. 3 ст. 97 УИК РФ не разрешаются выезды за пределы исправительного учреждения осужденным к пожизненному лишению свободы.

Работа с осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы, характеризуется повышенной степенью сложности, поскольку связана с высоким уровнем их социальной изоляции и социальной депривации, отсутствием социальных перспектив <14>, в связи с чем руководству исправительных учреждений необходимо принять во внимание принципы организации и порядка исполнения наказаний к пожизненному лишению свободы, установленные Рекомендацией N Rec (2003) 23:

<14> Казакова Е.Н. Социальная работа с осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы: Методические рекомендации. М., 2008. С. 30.

Соблюдение режимных требований в пенитенциарных учреждениях должно основываться на использовании метода динамической безопасности, заключающегося в установлении положительных взаимоотношений между сотрудниками и осужденными, на основе справедливости, в комбинации с пониманием их личного положения и любых возможных рисков, которые они собой представляют. Одной из наиболее важных проблем при установлении взаимоотношений "сотрудник - осужденный" является личная безопасность сотрудника. В Рекомендации N Rec (2003) 23 установлено, что в пределах, необходимых для разумной безопасности, рекомендуется запретить повседневное ношение оружия внутри тюрьмы, включая огнестрельное оружие и дубинки тем лицам, которые находятся в контакте с заключенными. Статья 86 УИК РФ определяет, что физическая сила, специальные средства и оружие являются средствами предотвращения противоправных действий осужденных в отношении других граждан, представителей администрации учреждения, самих себя. Личная безопасность сотрудника российской уголовно-исполнительной системы определяется условиями и порядком применения физической силы, что соответствует Рекомендациям ЕПП о масштабах применения силы, изложенным в п. п. 64.1, 64.2, 65, 68.2, 69.2, 69.3. Принцип обучения, на наш взгляд, должен основываться в первую очередь на теоретической и практической подготовке сотрудника по применению физической силы к пожизненно осужденным.

Обеспечение мобильности и ротации сотрудников в российской пенитенциарной системе, имеющих непосредственный контакт с осужденными к пожизненному лишению свободы, вследствие разрывов межличностных взаимодействий позволит предотвратить возникновение неслужебных связей. Перемещение сотрудников вышеописанной категории также будет способствовать профилактике профессионального выгорания.

Принцип социального взаимодействия в России реализуется посредством проведения селекторных и оперативных совещаний, занятий по служебной подготовке, в рамках которых принимаются управленческие решения вопросам, касающимся исполнения наказаний, личных нужд осужденных и т.п.

В настоящее время в России продолжается процесс совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в рамках назначения и исполнения приговоров к пожизненному лишению свободы. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" <15> предполагается совершенствование отдельных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы. В частности, в целях обеспечения прав и законных интересов осужденных предусматривается совершенствование законодательства, а также создание условий содержания с учетом требований ЕПП. Процесс имплементации в российское законодательство европейских стандартов, регулирующих пожизненное лишение свободы, позволит не только обеспечить гуманизацию исполнения данного вида наказаний, но и актуализирует вопросы работы с осужденными при исполнении служебных обязанностей сотрудниками исправительных учреждений.

<15> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 23.09.2015) // Собрание законодательства РФ. 2010. 25 окт. N 43. Ст. 5544.

Литература

  1. Рекомендация Комитета министров Совета Европы N Rec (2006) 2 государствам - членам Совета Европы "О Европейских пенитенциарных правилах" (принята Комитетом министров 11 января 2006 г. на 952-й встрече постоянных представителей министров).
  2. Рекомендация N Rec (2003) 22 Комитета министров Совета Европы государствам-членам "Об условно-досрочном освобождении" (принята 24 сентября 2003 г. на 853-м заседании Кабинета министров).
  3. Рекомендация N Rec (2003) 23 Комитета министров Совета Европы странам-членам "По управлению заключенными с пожизненным сроком и большими сроками заключения со стороны администрации тюрем" (принята Комитетом министров 9 октября 2003 г. на 855-м заседании заместителей министров).
  4. Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (подписан в г. Страсбурге 28 апреля 1983 г.) // Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 130 - 132.
  5. Заключение N 193 (1996) Парламентской Ассамблеи Совета Европы "По заявке России на вступление в Совет Европы" (принято в г. Страсбурге 25 января 1996 г.). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=22927 (дата обращения: 15.10.2015).
  6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. 13 янв. N 2. Ст. 198.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Российская газета. 18.06.1996. N 113; 19.06.1996. N 114; 20.06.1996. N 115; 25.06.1996. N 118.
  8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 23 сентября 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2010. 25 окт. N 43. Ст. 5544.
  9. Алфимова О.А., Кунаш К.А. Некоторые вопросы правового регулирования пожизненного лишения свободы в России и США: сравнительный анализ // Вестник Кузбасского института. 2014. N 2(19). С. 114 - 121.
  10. Быков А.В. Значение зарубежного опыта для совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы России // Актуальные вопросы образования и науки. 2015. N 3 - 4 (49 - 50). С. 28 - 34.
  11. Казакова Е.Н. Институт пожизненного лишения свободы в России: проблемы теории и практики // Российский следователь. 2007. N 8. С. 5 - 8.
  12. Казакова Е.Н. Концептуальные основы реализации пожизненного лишения свободы как межотраслевого института уголовного и уголовно-исполнительного права // Современное право. 2008. N 5-1. С. 77 - 80.
  13. Казакова Е.Н. Социальная работа с осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы: Методические рекомендации. М., 2008. 60 с.
  14. Кобец П.Н., Краснова К.А. Международный опыт и практика применения пожизненного лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. N 5. С. 35 - 41.
  15. Кузьмин С.И., Селезнева И.В. Уголовно-исполнительная политика в Российском государстве начала XXI века // Вестник московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2007. N 2. С. 69 - 73.
  16. Пертли Л.Ф. Реформирование уголовно-исполнительной системы (1997 - 2007 гг.) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. N 4. С. 35 - 37.
  17. Рузевич О.Р., Симагина Н.А. Уголовно-правовой аспект условно-досрочного освобождения и проблемы его применения в России // Российский следователь. 2012. N 12. С. 31 - 34.