Мудрый Юрист

Применение европейских пенитенциарных правил в воспитательных колониях

Данилин Евгений Михайлович, ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент.

Давыдова Надежда Васильевна, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат медицинских наук.

Авторы проанализировали состояние реализации Европейских пенитенциарных правил в отношении несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях. В статье показано, как в воспитательных колониях применяется то или иное международное правило. Авторы определяют причины, ограничивающие применение отдельных Европейских пенитенциарных правил в воспитательных колониях.

Ключевые слова: Европейские пенитенциарные правила, международные стандарты, несовершеннолетние осужденные, воспитательные колонии, Уголовно-исполнительный кодекс, статьи закона.

Application of the European Prison Rules in Juvenile Correctional Facilities

E.M. Danilin, N.V. Davydova

Danilin Evgeny M., Leading Research Scientist of Federal Government Institution "Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia" Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor.

Davydova Nadezhda V., Senior Research Scientist of Federal Government Institution "Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia" Candidate of Medical Sciences.

The authors analyzed the state of the implementation of the European Prison Rules of juvenile convicts serving sentences in young offenders. The article shows how to use educational colonies or that of international law. The authors define the reasons for restricting the use of individual European Prison Rules in educational colonies.

Key words: European Prison Rules, international standards, juvenile offenders, educational colonies, Penal Code, articles of the law.

В 2016 году исполняется 20-летие вступления Российской Федерации в Совет Европы. Став членом этой авторитетной международной региональной организации, наша страна взяла на себя определенные обязательства, в том числе и в уголовно-исполнительной сфере. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России являются составной частью правовой системы нашей страны. Об этом, в частности, свидетельствует ч. 1 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ). В ч. 4 этой же статьи говорится, что рекомендации международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в России при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) одной из своих целей ставит "повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития".

Европейские пенитенциарные правила (1973 г., 1987 г.), последняя редакция которых была принята 11 января 2006 года (далее - ЕПП), получили широкое международное признание и воспринимаются как некий кодекс практической деятельности по управлению пенитенциарными учреждениями, содержанию и исправлению осужденных. Этот документ развивает и детализирует универсальные стандарты ООН (Минимальные стандартные правила по обращению с заключенными, 1955 г.), учитывая особенности стран, входящих в Совет Европы [1].

Общим правилом служит то, что уровень и условия жизни в закрытых учреждениях не должны отставать от уровня цивилизованности страны, чтобы не вызвать нарушений правопорядка в исправительных учреждениях и отвыкания осужденных от жизни в свободном обществе, которое способствует рецидиву после освобождения из исправительных учреждений. При исполнении наказаний, связанных с лишением свободы, следует учитывать требования безопасности, порядка и дисциплины при одновременном обеспечении таких условий содержания заключенных, которые не ущемляли бы их человеческое достоинство.

ЕПП - универсальный документ, регламентирующий условия и порядок отбывания наказания. В них сформулированы общие принципы, касающиеся всех категорий осужденных, в том числе и несовершеннолетних. Так, содержание осужденных в условиях, ущемляющих права человека, не может быть оправдано недостаточным финансированием (п. 4); жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе (п. 5); организация условий отбывания наказания в виде лишения свободы должна способствовать возвращению правонарушителя в общество после освобождения (п. 6).

Помимо общих, касающихся всех категорий осужденных стандартов, в ЕПП есть правило 11.1, непосредственно связанное с несовершеннолетними. Оно свидетельствует: "Дети моложе 18 лет не должны содержаться в тюрьмах для взрослых, для этого используются специализированные учреждения".

Данное правило нашло отражение в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. Например, в УИК РФ включена гл. 17 "Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях". Лица, совершившие преступление в возрасте 14 - 18 лет и осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в воспитательных колониях (далее - ВК), в которых устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания (ст. 132 УИК РФ).

За последние четыре года количество ВК уменьшилось более чем в два раза с 62 (2010 г.) до 27 (на 20 апреля 2015 г.). Это произошло в связи с заметным сокращением численности осужденных несовершеннолетнего возраста. Так, если в 2010 году в этих учреждениях отбывали наказание 4053 человека, то в 2015 году - 1607 человек.

Закрытие ВК в ряде территорий повлекло за собой перевод осужденных в учреждения, расположенные в других регионах страны. Подобное явление зачастую негативно отражается как на самой личности переводимых подростков, так и на процессе их социализации. В отношении значительного количества осужденных возникает положение, осложняющее общение с родными и близкими людьми, что влечет за собой разрыв и без того хрупких социально полезных связей, затрудняет решение вопросов бытового и трудового устройства после освобождения. То есть в настоящее время можно говорить о том, что в отношении значительной части несовершеннолетних осужденных нарушается правило 17.1 ЕПП, свидетельствующее о "необходимости размещать осужденных в пенитенциарные учреждения как можно ближе к месту их постоянного проживания или мест социальной реабилитации".

Результаты исследования, проведенного сотрудниками НИИ ФСИН России в 2013 году, свидетельствуют, что большинство несовершеннолетних осужденных (60,5%) отбывают наказание недалеко от дома, из них: 46,4% в том субъекте РФ, где постоянно проживали, а 16,1% в том же районе (в городе), где жили до осуждения. Эти данные касаются прежде всего осужденных несовершеннолетних мужского пола, в отношении которых соблюдается правило 17.1 ЕПП и норма УИК РФ (ч. 1 ст. 73) [2]. Чего нельзя сказать об остальной части осужденных (39,5%), которые отбывают наказание вдали от дома, в другом субъекте РФ, не по месту жительства и не по месту осуждения. Подобное положение практически полностью относится к несовершеннолетним осужденным женского пола. Для этой категории осужденных в России функционируют всего два учреждения (Новооскольская ВК и Томская ВК-2). Осужденные в них прибывают со всей страны, в том числе и из самых отдаленных территорий. Рассматривая пути решения возникшей проблемы, следовало бы шире практиковать в отношении их альтернативные виды исполнения наказаний по месту жительства, создание изолированных участков на территории исправительных учреждений для женщин, оставление осужденных несовершеннолетних женского пола в следственных изоляторах для выполнения хозяйственных работ.

Помимо правил 11.1 и 17.1, о которых ранее шла речь, в ЕПП есть специальный раздел - "Тюремное заключение малолетних" (п. п. 35.1 - 35.4). Эти правила направлены на совершенствование процесса социализации личности несовершеннолетнего. Так, "каждый малолетний заключенный школьного возраста должен иметь доступ к обучению" (п. 35.2). Данное правило соблюдается в отечественной пенитенциарной системе. В ВК функционируют вечерние (сменные) общеобразовательные школы. Все осужденные, отбывающие здесь наказания, получают соответствующий уровень общего образования. В начале 2014 года среди осужденных в ВК было 1,4% человек, не имеющих образования; 36,2% - имеющих только начальное общее образование; 53,7% - основное общее образование; 8% - среднее полное общее образование; 0,7% - среднее профессиональное образование [3].

Приведенные результаты исследования позволяют говорить о том, что в ВК поступают несовершеннолетние с низким уровнем образования и, наоборот, с высоким уровнем педагогической запущенности. Кроме того, постоянно растет количество осужденных с психическими отклонениями в развитии. Все это должно изменить содержание образования, методику обучения и организацию самого урока. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности личности ученика. Приоритетной формой работы учителя должна стать индивидуальная работа с учеником. Учитывая низкий уровень знаний осужденных-учащихся, учителя используют разнообразные виды уроков, например консультации, игры, викторины и т.д. Содержание образования несовершеннолетних осужденных должно быть направлено на решение задач подготовки осужденных к освобождению, их исправления, социализации личности.

Правило 35.3 ЕПП свидетельствует: "Дополнительная помощь должна оказываться малолетним, освобожденным из мест лишения свободы". Данное правило нашло отражение в ст. ст. 180 - 183, вошедших в гл. 22 УИК РФ "Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними". Названные статьи Кодекса относятся ко всем категориям осужденных, в том числе и несовершеннолетним. Они регламентируют обязанности администрации исправительных учреждений по оказанию помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, а также права этих лиц на трудовое, бытовое устройство и другие виды социальной помощи, например медицинскую.

Значительная роль в этом вопросе принадлежит различным общественным формированиям, в том числе и попечительским советам (ч. 4 ст. 23 УИК РФ). Попечительский совет создается при каждой ВК. Его организация и деятельность регулируется Примерным положением о попечительском совете при ВК, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1295. В попечительский совет входят представители государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, изъявивших желание работать с несовершеннолетними осужденными и способными по своим деловым и моральным качествам выполнять соответствующие задачи.

Основные направления деятельности попечительского совета связаны с оказанием помощи администрации ВК в:

Первые три направления деятельности попечительского совета связаны с пенитенциарной деятельностью, ограниченной временем пребывания несовершеннолетнего в ВК. Четвертое направление - постпенитенциарной деятельностью, направленной на работу с лицами, освобожденными из ВК.

Результаты проведенного исследования позволяют констатировать: пенитенциарная деятельность попечительского совета, по сравнению с постпенитенциарной, осуществляется более успешно, хотя и в ней много проблем. В основном все сводится к оказанию материальной и гуманитарной помощи либо учреждению в целом, либо отдельным осужденным. Это, бесспорно, существенная составляющая в работе данных общественных формирований, особенно в настоящее время, но все-таки - не основная. Думается, что наиболее важным направлением в деятельности попечительского совета должно стать участие в организации процесса исправления осужденных, учебно-воспитательной работы с ними, социальной адаптации лиц, освободившихся из ВК.

Несмотря на то что в тексте ЕПП больше нет прямых указаний, относящихся к несовершеннолетним осужденным, необходимо сказать о том, что и остальные правила в значительной мере касаются данной категории лиц. Остановимся, например, на правилах, свидетельствующих о создании комфортных материально-бытовых условий содержания осужденных. В ЕПП этому посвящены следующие разделы: "Помещения в местах лишения свободы", "Личная гигиена", "Одежда и постельные принадлежности".

Результаты исследования показали, что наибольшее влияние на психологическое состояние несовершеннолетних осужденных женского пола оказывают жилищные условия, недостаточная обустроенность комнат личной гигиены, обеспечение питанием, вещевым довольствием. На юношей же в большей степени влияют неудовлетворенность в питании и снабжении постельными принадлежностями.

Европейский комитет по предупреждению пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения в отношении осужденных рекомендует осуществлять размещение и, в частности, предоставление мест для сна, уважая человеческое достоинство и обеспечивать возможность уединения.

Площадь, кубатура помещений, освещение, отопление и вентиляция должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и климатическим условиям [4].

В настоящее время в ряде учреждений (Брянская ВК УФСИН России по Брянской области, Канская ВК ГУФСИН России по Красноярскому краю, Новооскольская ВК УФСИН России по Белгородской области) созданы комфортные условия содержания несовершеннолетних осужденных, размещенных в маломестных жилых комнатах, рассчитанных на 4 - 6 человек. Каждая комната обеспечена мебелью в соответствии с существующими типовыми нормами. Кроме этого, жилые помещения оснащены телевизионными мониторами. Они приобретаются как для коллективного пользования и устанавливаются в местах, определенных администрацией, так и в каждой комнате с центральным пультом управления. Осужденные спят на одноярусных кроватях.

Расширяются права несовершеннолетних осужденных по созданию домашней обстановки в комнатах, где они проживают. К оформлению интерьера привлекаются осужденные. Тем самым они приучаются жить среди красивых домашних вещей. Это важно, потому что многие из них - выходцы из маргинальных слоев населения.

Согласно Европейским пенитенциарным правилам каждому осужденному предоставляется возможность осуществить помывку при температуре, соответствующей климату местности, по возможности ежедневно, но не менее двух раз в неделю или чаще, если это необходимо для поддержания гигиены. В жилых помещениях ВК для помывки осужденных оборудованы душевые кабины из расчета: одна душевая сетка на 15 человек.

Обязанность осужденных по соблюдению принятых в обществе требований санитарии и личной гигиены закреплена в ст. 11 УИК РФ и гл. IV Правил внутреннего распорядка ВК. В связи с этим государство берет на себя обязанность обеспечить их индивидуальными средствами гигиены, как минимум мылом, зубной щеткой и пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин). Это закреплено ч. 2 ст. 99 УИК РФ. Минимальная норма материально-бытового обеспечения установлена Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 и объявлена Приказом Минюста России от 2 августа 2005 г. N 125.

В ЕПП есть специальный раздел "Питание заключенных" (п. 25.1, п. 25.2). Многие осужденные, поступающие в ВК, не имеют представления о культуре питания. У значительной части диагностируются функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта. Для них организуется диетическое питание.

В настоящее время в столовых учреждениях установлено современное оборудование, приобретена новая посуда - сервизная и столовая. Организован предварительный заказ блюд. Например, в ряде ВК осужденные за 4 дня могут заказать одно блюдо из двух, представленных в меню, посредством электронного терминала, установленного в столовой. Данная инновация, несомненно, окажет значительное воспитательное воздействие, позволяя ощутить подростку свою самостоятельность, заботу о нем со стороны администрации учреждения. Норма продовольственного пайка несовершеннолетних осужденных покрывает энергетические затраты подростков, соответствует потребностям растущего организма по всем нутриентам. Осужденные получают пятиразовое питание, что соответствует возрастным физиологическим особенностям растущего организма, в частности уровню развития пищеварительной системы.

Как видим, Европейские пенитенциарные правила, касающиеся несовершеннолетних осужденных, в той или иной мере нашли отражение в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и реализуются в ВК. Эффективность данной практики во многом зависит от полноты ее научно-методического обеспечения, чем собственно и занимается Научно-исследовательский институт ФСИН России.

Литература

  1. Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил. Принята Комитетом Министров Совета Европы 11 января 2006 г.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изм. и доп. на 1 февраля 2012 г.).
  3. Характеристика осужденных: аналитический материал на 1 июня 2014 г., ФКУ НИИ ФСИН России. Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2014. С. 43 - 55.
  4. Пункт 18.1 Рекомендации Rec (2006) 2 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил. Принята Комитетом Министров Совета Европы 11 января 2006 г.