Мудрый Юрист

Тенденции правового регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли

Романова Виктория Валерьевна, заведующая кафедрой энергетического права Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заведующая сектором энергетического права Института государства и права РАН, доктор юридических наук.

В настоящей статье автор рассматривает тенденции правового регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли, исследует особенности правового режима нефти и нефтепродуктов как товара, как объекта биржевой торговли, как объекта отношений по транспортировке магистральными трубопроводами, как объекта внешнеэкономических сделок.

Ключевые слова: правовое регулирование общественных отношений в нефтяной отрасли, нефть, нефтепродукты, биржевая торговля нефтью, нефтепродуктами, транспортировка нефти магистральными трубопроводами, континентальный шельф, мероприятия по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов.

Trends of Legal Regulation of Public Relations in the Oil Industry

V.V. Romanova

Romanova Victoria V., Head of the Energy Law Department at Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Head of the Energy Law Sector at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Science, Doctor of Law.

In this article the author considers trends of legal regulation of public relations in the oil industry, investigates features of the legal regime of oil and oil products as goods, as an object of exchange trade, as an object of relations of transportation through the main pipelines, and as an object of foreign trade transactions.

Key words: legal regulation of public relations in the oil industry, oil products, exchange trade in oil and oil products, oil transportation through the main pipelines, continental shelf, measures for preventing floods of oil and oil products.

Различные аспекты правового регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли являются предметом правовых исследований <1>.

<1> См. подробнее: Лисицын-Светланов А.Г. Проблемы международно-правового регулирования в сфере энергетики (на примере углеводородного комплекса) // Правовой энергетический форум. 2014. N 3. С. 15 - 17; Романова В.В. О проблемных аспектах правового регулирования нефтяной отрасли // Правовой энергетический форум. 2014. N 3. С. 18 - 23; Романова В.В. Об особенностях договорного регулирования в нефтяной отрасли. Материалы Московского юридического форума. VI Международная научно-практическая конференция "Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции". Ч. II. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина; Устинов А.А. Реализация новой концепции государственного регулирования вопросов промышленной безопасности в нефтяной отрасли // Правовой энергетический форум. 2014. N 3. С. 8 - 14.

В данной статье рассматриваются тенденции развития правового регулирования как частноправовых, так и публично-правовых отношений в нефтяной отрасли.

Прежде всего следует отметить продолжающуюся тенденцию формирования особенностей правового режима нефти и нефтепродуктов как товара, как объекта биржевой торговли, как объекта отношений по транспортировке магистральными трубопроводами, как объекта внешнеэкономических сделок.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, в Приложении N 23 <2> к которому в целях правового регулирования предусмотрен понятийный аппарат, в том числе в отношении нефти и нефтепродуктов. Под нефтью и нефтепродуктами понимаются товары, определенные в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза. В данном Приложении предусматривается также проведение унификации норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств-членов.

<2> Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учебник / под ред. В.В. Романовой. М.: Юрист, 2014.

Останавливаясь на понятийном аппарате, вводимом в целях правового регулирования в нефтяной отрасли, следует также учитывать, что с 1 января 2015 г. в соответствии со ст. 179.3 Налогового кодекса Российской Федерации в целях исчисления акцизов закреплены определения продукции нефтехимии <3>.

<3> Под продукцией нефтехимии понимается: продукция (за исключением подакцизных товаров, перечисленных в п. 1 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации), получаемая в результате переработки (химических превращений) фракций нефти (в том числе прямогонного бензина) и природного газа в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке прямогонного бензина в процессе производства указанной продукции.

Исследуя вопросы о правовом режиме нефти, необходимо также учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. N 973 утверждены Правила расчета средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья <4>. Согласно п. 1 данные Правила регулируют порядок определения следующих средних за истекший налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья, в том числе среднюю за налоговый период цену на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную, выраженную в долларах США за тонну. Средние за налоговый период цены, указанные в п. 1 данных Правил, определяются с учетом региона добычи углеводородного сырья и перечня мировых рынков в зависимости от региона добычи <5>.

<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. N 973 // СПС "КонсультантПлюс".
<5> В соответствии с п. 3 Правил средняя за налоговый период цена на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную рассчитывается как среднее арифметическое ежедневных цен (покупки и продажи) на нефть за все дни торгов на мировых рынках (в зависимости от региона добычи), определенных согласно п. 4 Правил, в налоговом периоде и округляется до 2-го знака после запятой в соответствии с математическими правилами округления. В п. 4 Правил предусмотрено, что в целях определения цены на нефть используются следующие ежедневные котировки (покупки и продажи) нефти, публикуемые международным ценовым агентством "Аргус Медиа Лимитед" (издание Argus Crude): для месторождений, расположенных на 50 и более процентах своей площади в Азовском и Черном морях, а также в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, - Argus Urals cif MED (80000t), единица измерения - долларов США за баррель; для месторождений, расположенных на 50 и более процентах своей площади в Балтийском, Белом, Баренцевом, Печорском и Карском морях, - Argus Urals cif North West Europe, единица измерения - долларов США за баррель; для месторождений, расположенных на 50 и более процентах своей площади в Восточно-Сибирском, Чукотском, Беринговом, Японском, Охотском морях и море Лаптевых, - Argus ESPO Blend, единица измерения - долларов США за баррель. При этом ежедневная цена (покупки и продажи) на нефть, предусмотренная п. 3 настоящих Правил, определяется путем умножения указанной ежедневной котировки, выраженной в долларах США за баррель, на коэффициент, равный 7,3. Полученное значение округляется до 2-го знака после запятой в соответствии с математическими правилами округления.

Следует также отметить тенденцию развития правового регулирования биржевой торговли нефтепродуктами. 12 января 2015 г. совместным Приказом Федеральной антимонопольной службы и Министерства энергетики Российской Федерации N 3/15/3 <6> утверждены минимальная величина продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, а также требования к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках.

<6> Приказ Федеральной антимонопольной службы от 12 января 2015 г. N 3/15/3; Приказ Минэнерго России от 12 января 2015 г. N 3/15/3 "Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу Приказа ФАС России и Минэнерго России от 30 апреля 2013 г. N 313/13/225" // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.04.2015, N 0001201504140014.

Положения данного документа вызывают интерес с точки зрения дальнейшего формирования правового режима нефтепродуктов как объекта биржевого товара. Данный Приказ распространяется на бензин автомобильный, топливо дизельное, топливо для реактивных двигателей, мазут, сжиженные углеводородные газы для бытовых нужд и автомобильного транспорта. В Приказе предусмотрен объем продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, произведенных и (или) реализуемых занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц. Объем товаров, продаваемых на биржевых торгах, должен превышать следующие величины: бензин автомобильный - восемь процентов, топливо дизельное - четыре процента; топливо для реактивных двигателей - девять процентов; мазут - два процента; сжиженные углеводородные газы для бытовых нужд и автомобильного транспорта - пять процентов.

Согласно п. 2 Приложения 2 к Приказу нефтепродукты, а также отдельные категории товаров, выработанных из нефти и газа, объединяются по видам биржевого товара в зависимости от условий договора, которые содержатся или будут содержаться в заявках, правилах организованных торгов и (или) спецификациях договоров, и (или) в правилах клиринга клиринговой организации, осуществляющей клиринг на соответствующих биржевых торгах, либо определяются в соответствии с указанными документами с учетом установленных биржей видов соответствующих товаров, базисов поставки, сроков и способов исполнения обязательств.

Стартовая цена рассчитывается биржей и устанавливается в размере, не превышающем средневзвешенные ценовые значения с соответствующим биржевым товаром, заключенным в течение предыдущей торговой сессии (п. 3.1 <7>).

<7> В п. 3.1 закреплен также перечень сделок, которые не учитываются при установлении стартовой цены.

Согласно п. 3.2 Приложения N 2 средневзвешенные ценовые значения рассчитываются биржей в случае, если в течение торговой сессии было заключено две и более сделок, соответствующих условиям п. 3.1.

При отсутствии сделок, удовлетворяющих условиям для расчета стартовой цены в соответствии с п. 3.1 и 3.2, стартовая цена определяется четырьмя иными способами, предусмотренными в п. 3.3 Приложения N 2 к Приказу. Так, например: для биржевого товара, впервые реализуемого на бирже, стартовая цена устанавливается продавцом самостоятельно по ценам, сопоставимым с ценами внебиржевых сделок с соответствующим товаром; для биржевого товара, реализация которого не осуществлялась более одного месяца, стартовая цена устанавливается продавцом самостоятельно в пределах десятипроцентного отклонения от последнего рассчитанного биржей значения стартовой цены на соответствующий биржевой товар.

Помимо порядка объединения видов биржевого товара, способов определения стартовой цены в Приложении N 2 к Приказу от 12 января 2015 г. N 3/15/3 установлено также минимальное количество участников биржевых торгов в течение торговой сессии, которое должно соответствовать следующим условиям: не менее двух участников, подавших заявки на продажу биржевых товаров, не менее трех участников, подавших заявки на покупку одного вида биржевого товара.

Правовой анализ положений Приказа от 12 января 2015 г. N 3/15/3 показывает, что частноправовые отношения по биржевой торговле нефтепродуктами подвергаются государственному регулированию с целью соблюдения требований антимонопольного регулирования. Приказом определено, что продажа на бирже нефтепродуктов хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих оптовых товарных рынках, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, менее предусмотренных в Приказе величин, если это привело к нарушению обязательного для исполнения предписания антимонопольного органа о реализации определенного объема нефтепродуктов на бирже, является основанием для привлечения к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При исследовании особенностей правового режима нефти как объекта отношений по транспортировке следует учитывать, что Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 марта 2015 г. N 194-ст в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 8.880-2015 "Государственная система обеспечения единства измерений. Нефть сырая. Отбор проб из трубопровода" с датой введения в действие 1 января 2016 г. <8>.

<8> Национальный стандарт Российской Федерации. Нефть сырая. Отбор проб из трубопровода. М.: ФГУП "Стандартинформ", 2015.

Хотелось бы также обратить внимание на тенденции дальнейшего формирования особенностей правового режима энергетических объектов нефтяной отрасли.

В соответствии с Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" <9> данные объекты относятся к объектам топливно-энергетического комплекса. Данным Законом установлена специфика правового режима энергетических объектов топливно-энергетического комплекса, обусловленная необходимостью соблюдения требований действующего законодательства в отношении антитеррористической защищенности. Данные требования закреплены также в принятых во исполнение данного Закона подзаконных актах <10>.

<9> Федеральный закон N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4604.
<10> См. подробнее: Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учебник / под ред. д-ра юрид. наук В.В. Романовой. М.: Юрист, 2014.

В 2015 г. принято несколько нормативных правовых актов, предусматривающих требования в отношении вневедомственной охраны по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2015 г. N 551 "О некоторых вопросах деятельности ведомственной охраны по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" <11>; Постановление Правительства Российской Федерации" N 486 "Об утверждении Положения о ведомственной охране стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья" <12>; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. N 430 "Об утверждении Положения о ведомственной охране стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" <13>.

<11> Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2015 г. N 551 "О некоторых вопросах деятельности ведомственной охраны по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.06.2015, N 0001201506090009.
<12> Постановление Правительства Российской Федерации" N 486 "Об утверждении Положения о ведомственной охране стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья" // СЗ РФ. 2015. N 22. Ст. 3221.
<13> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. N 430 "Об утверждении Положения о ведомственной охране стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" // СЗ РФ. 2015. N 19. Ст. 2834.

При исследовании вопросов об особенностях правового положения субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики следует учитывать, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <14> утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. Данные Правила приняты в развитие требований ст. 22.2 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" <15> и ст. 16.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <16> в отношении организации, которая осуществляет эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, во внутренних водах и в территориальном море.

<14> Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 47. Ст. 6549.
<15> Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.
<16> Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.

Согласно требованиям ст. 22.2 Федерального закона "О континентальном шельфе" эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана: 1) выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; 2) создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности (в том числе систему обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов), систему связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и обеспечить функционирование таких систем; 3) иметь финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов <17>; 4) иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.

<17> Подтверждением финансового обеспечения осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является наличие у эксплуатирующей организации одного из следующих документов: 1) банковская гарантия уплаты денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов; 2) договор страхования, обеспечивающий финансирование мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов; 3) документ, подтверждающий создание эксплуатирующей организацией резервного фонда, содержащего денежные средства в объеме, необходимом для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов.

В утвержденных Постановлением Правительства от 14 ноября 2014 г. N 1189 Правилах предусматриваются требования к содержанию плана предупреждения на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, порядок уведомления о его утверждении, порядок оповещения федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о факте разлива нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, порядок привлечения дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Постановлением Правительства от 14 ноября 2014 г. N 1189 установлено, что Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральное агентство по рыболовству являются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, которым эксплуатирующая организация направляет уведомление о наличии финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренного ст. 22.2 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" и ст. 16.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", а также о составе такого финансирования.

Необходимо также обратить внимание на тенденции развития государственного регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли.

В Отчете об итогах реализации ключевых целей и задач Минэнерго России за 2014 г. отмечены тенденции налогового регулирования в нефтяной отрасли <18>.

<18> URL: http://minenergo.gov.ru/otkrytoe-ministerstvo/plan-minenergo-na-2013-2018/.

В целях освоения ресурсов углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2014 г. N 987-р утвержден План комплексного стимулирования освоения месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря" <19>.

<19> Распоряжение Правительства РФ от 7 июня 2014 г. N 987-р "Об утверждении плана комплексного стимулирования освоения месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря" // СЗ РФ. 2014. N 24. Ст. 3134.

Среди задач на 2015 г. отмечается также необходимость мониторинга реализации "большого налогового маневра" в нефтяной отрасли и выработки предложений по его совершенствованию, а также принятие федерального закона по реализации механизма налога на финансовый результат в нефтяной отрасли в рамках "пилотных" проектов.

Необходимость мониторинга реализации "большого налогового маневра" обусловлена принятием Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <20>, который предусматривает снижение текущих ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты при одновременном увеличении базовой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых <21>.

<20> Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2014. 28 ноября.
<21> См. подробнее: Александрова Е.Р. Правовые аспекты реализации "налогового маневра" в нефтяной отрасли // Сборник научных трудов Российской академии юридических наук. Вып. 15. М.: Юрист, 2015. С. 1008 - 1013.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается также понижение уровня ставок вывозных таможенных пошлин <22> на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти.

<22> Изменены редакции п. 4, п. 6 ст. 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе", данная статья дополнена также п. 6.1.

Среди тенденций государственного регулирования в нефтяной отрасли следует также отметить Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2015 г. N 816-р "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)" <23>.

<23> Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2015 г. N 816-р "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)" // СЗ РФ. 2015. N 20. Ст. 2936.

Правовой анализ тенденций правового регулирования в нефтяной отрасли показывает, что имеется явно выраженная тенденция по совершенствованию законодательства в области добычи нефти (в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации), поставки, транспортировки нефти и нефтепродуктов, биржевой торговли, изменяется порядок определения цены на покупку, продажу нефти и нефтепродуктов, дополняются требования к энергетическим компаниям нефтяной отрасли, совершенствуется государственное регулирование в нефтяной отрасли.

Литература

  1. Александрова Е.Р. Правовые аспекты реализации "налогового маневра" в нефтяной отрасли // Сборник научных трудов Российской академии юридических наук. Вып. 15. М.: Юрист, 2015. С. 1008 - 1013.
  2. Лисицын-Светланов А.Г. Проблемы международно-правового регулирования в сфере энергетики (на примере углеводородного комплекса) // Правовой энергетический форум. 2014. N 3. С. 15 - 17.
  3. Романова В.В. О проблемных аспектах правового регулирования нефтяной отрасли // Правовой энергетический форум. 2014. N 3. С. 18 - 23.
  4. Устинов А.А. Реализация новой концепции государственного регулирования вопросов промышленной безопасности в нефтяной отрасли // Правовой энергетический форум. 2014. N 3. С. 8 - 14.
  5. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учебник / под ред. В.В. Романовой. М.: Юрист, 2014.