Мудрый Юрист

Особенности основного закона венгрии 2011 г.

Стенькин Даниил Сергеевич, аспирант кафедры государственного и административного права Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.

18 апреля 2011 года парламент Венгрии принял новую конституцию страны - Основной закон Венгрии, который вступил в силу с 1 января 2012 года. Это был значительный шаг на пути конституционного развития Венгрии, поскольку до этого Венгерская Республика оставалась единственным государством среди стран постсоциалистического мира, которое не могло принять новую конституцию вплоть до 2011 года. Прежняя Конституция Венгерской Народной Республики от 20 августа 1949 года была принята коммунистической властью и не могла считаться в полной мере демократической. Кроме того, за долгие годы своего действия она претерпела существенные изменения, а конституционное регулирование стало носить характер судебного прецедента. В итоге в 2011 году Венгрия обрела самостоятельную Конституцию, которая закрепила и преумножила ранее существовавшие права и свободы венгерской нации. Кроме того, в Основном законе Венгрии от 25 апреля 2011 года - одной из новейших конституций Европы - впервые была сделана попытка переосмысления так называемого "европейского пути" и христианские ценности возведены в ранг национального идеала.

Статья автора посвящена теоретическому анализу Основного закона Венгрии от 25 апреля 2011 года и выявлению его основных особенностей.

Ключевые слова: Основной закон Венгрии, Конституция Венгрии, Венгрия, конституционное развитие, конституционализм, конституционные изменения, Государственное собрание, ФИДЕС.

Features of the Fundamental Law of Hungary 2011

D.S. Stenkin

Stenkin Daniil S., Postgraduate Student of the Department of State and Administrative Law in Ogarev Mordovia State University.

The Hungarian Parliament adopted a new constitution - the Fundamental Law - on April 18, 2011. It entered into force on 1 January 2012. It was a significant step in the constitutional development of Hungary, since before the Republic of Hungary was the only state among countries of the post-socialist world, which couldn't accept the new constitution until 2011. The Former Constitution of Hungarian People's Republic of August 20, 1949 was adopted by the communist authorities and it couldn't be considered fully democratic. In addition, over the years of its activities, it has undergone significant changes, and the constitutional regulation had nature of judicial precedent. As a result, in 2011 Hungary gained the independent constitution, which enshrined and increased pre-existing rights and liberties of the Hungarian nation. In addition, the Fundamental Law of Hungary on April 25, 2011 - the only one of the new European constitutions - firstly gave an attempt to reconsider the so-called "European path" and erected Christian values to the level of the national ideal.

The author's article is devoted to theoretical analysis of the Hungarian's Fundamental Law of April 25, 2011 and to the identification of its main characteristics.

Key words: the Basic Law of Hungary, the Constitution of Hungary, Hungary, Constitutional development, Constitutionalism, Constitutional changes, the State Assembly, Fidesz.

1 января 2012 года в Венгрии вступила в силу новая конституция - Основной закон Венгрии, который был принят Государственным собранием Венгрии 18 апреля 2011 года и представляет собой одну из самых современных конституций Европы.

В чем состоят ключевые особенности Основного закона Венгрии? И почему он называется "Основной закон", а, скажем, не "Конституция"? Ответ на этот вопрос заключается прежде всего в попытке венгерской власти отойти от прошлого советской эпохи и, по сути, отказаться от термина "конституция", с которой у венгерских граждан были связаны различные эмоции: "Мы не признаем коммунистическую конституцию 1949 года, поскольку она служила основой для тиранического правления, поэтому мы объявляем ее недействительной" <1>. В предыдущей Конституции Венгерской Народной Республики 1949 г. в редакции от 1989 г. в параграфе 77 раздела "Заключительные положения" было прописано, что "Конституция - это основной закон Венгерской Республики", а полномочие по принятию Конституции Венгерской Республики относилось исключительно к компетенции Государственного собрания Венгерской Республики <2>. Для изменения Конституции, а также принятия отдельных положений, определенных в прежней Конституции, были необходимы 2/3 голосов депутатов Государственного собрания <3>. Основной закон Венгрии (венг. - , закон от 2011 г.), впрочем, как и предыдущая Конституция Венгерской Народной Республики (венг. - A Magyar , закон XX от 1949 г.), был принят в ходе законодательного процесса Государственным собранием Венгрии.

<1> Абзац 20 Национального признания Основного закона Венгрии от 25 апреля 2011 г.: принят Государственным собранием Венгрии (в ред. от 2013 г.).
<2> Конституции Венгерской Республики: принята Государственным собранием 20 августа 1949 г. (в ред. от 1998 г.). Пункт "а" части 3 параграфа 19 главы II.
<3> Там же. Часть 3 параграфа 24.

Как отмечает Йожеф Сайер (депутат Европарламента от партии ФИДЕС, участвовавший в разработке текста Основного закона), "решив назвать новый документ Основным законом, мы совершенно не злоупотребили исторической концепцией термина "конституция", которая, кстати говоря, согласно Закону XX 1949 года породила массу нарушений в Венгрии. Из-за отсутствия фактического содержания, в соответствии с демократическими принципами, Закон XX 1949 года узурпировал термин "конституция", потому что ее принятие отнюдь не являлось результатом демократического строя, и потому этот документ разрушил правовые и конституционные достижения прошлого, в том числе права и свободы человека и гражданина" <4>. До принятия Конституции Венгерской Народной Республики 1949 года конституционные правоотношения в Венгрии регулировались октроированными конституциями и законами. В своем интервью Гергей Гуйаш, депутат Государственного собрания Венгрии, наглядно объясняет различие между законом Венгрии и Основным законом Венгрии: "Основной закон отличается от простого закона в первую очередь своей значимостью, также тем обстоятельством, что Основной закон Венгрии имеет символическую функцию, которая помогает определить национальную идентичность и укрепляет самосознание нации" <5>.

<4> . Conversations on the fundamental law of Hungary: interviews with , Hungarian member of European Parliament, and , member of Parliament in Hungary. , 2012. P. 44.
<5> Там же. С. 28.

Основной закон Венгрии как следствие модернизации конституционной системы Венгрии имеет свои особенности. Попробуем остановиться на них подробнее.

По своей структуре Основной закон Венгрии состоит из Национального призвания (аналог преамбулы), пяти разделов ("Основные положения", "Свобода и ответственность", "Государство", "Особый правовой режим", "Заключительные положения") и 106 статей.

В отличие от большинства конституций Европы, Основной закон Венгрии выступает неким феноменом юридической техники. Как отмечает Гергей Гуйаш, один из авторов Основного закона, "структура Основного закона имеет некую особенность, которая шокирует "людей права". Для того чтобы подчеркнуть уникальность текста Основного закона Венгрии, мы использовали специальную систему, чтобы разделить его на различные разделы" <6>. В различных разделах Основного закона варьируются нумерация статей, буквенное и цифровое обозначение данных статей. К примеру, раздел "Основные положения" содержит 21 статью, которые обозначены в буквенном значении (начиная от статьи "A" и заканчивая статьей "U"); в разделе "Свобода и ответственность" содержится 31 статья, и перечисляются они уже в римском цифровом обозначении (начиная со статьи "I" и заканчивая статьей "XXXI"); в разделе "Государство" содержится 47 статей, которые перечислены в арабском цифровом значении (начиная со статьи 1 и заканчивая статьей 47); раздел "Особый правовой режим" содержит лишь 7 статей (начиная со статьи 48 и заканчивая статьей 54); в разделе "Заключительные положения" статьи отсутствуют, вместо них правовые нормы представлены в виде пунктов. Несмотря на данное обстоятельство, сам текст Основного закона довольно ясен и предельно понятен. В своем интервью Гергей Гуйаш подчеркивает: "Мы хотели написать текст Основного закона таким образом, чтобы граждане, которые не являются юристами, могли бы полностью понять его смысл, поскольку Основной закон является наиболее важным документом в стране. Мы стремились сделать многие слова и вещи четкими и однозначными в понимании" <7>.

<6> . Conversations on the fundamental law of Hungary: interviews with , Hungarian member of European Parliament, and , member of Parliament in Hungary. , 2012. P. 35.
<7> Там же. С. 35.

С принятием Основного закона название государства изменилось: с "Венгерской Республики" (венг. - ) на "Венгрию" (венг. - ) <8>, хотя форма правления осталась республиканской <9>. С чем же это может быть связано? Прежде всего с тем, что с момента принятия Основного закона Венгрии произошла смена политической элиты в стране: на смену социалистам во главе с Ф. Дюрченом пришли демократы, возглавляемые В. Орбаном, которые намеревались отказаться от всего, что так или иначе было связано с коммунистическим прошлым Венгрии и его наследием. Тем не менее многие отмечают, что современное название государства звучит красивее и лаконичнее.

<8> Основной закон Венгрии от 25 апреля 2011 г.: принят Государственным собранием Венгрии (в ред. от 2013 г.). Статья A.
<9> Основной закон Венгрии от 25 апреля 2011 г.: принят Государственным собранием Венгрии (в ред. от 2013 г.). Часть 2 статьи B.

Для современного конституционного права Венгрии характерно одно весьма интересное обстоятельство: в Основном законе Венгрии отсутствует преамбула в традиционном смысле этого слова. Роль преамбулы выполняет так называемое "Национальное признание" (с венг. - ). Авторы текста Основного закона отмечают: "Наша цель заключалась в том, чтобы Национальное признание не только служило в качестве введения в Основной закон, но и заключало в себя определенные выводы для венгерского общества: вот почему мы не называем это преамбулой" <10>. "Национальное признание" стало очевидным выбором. Это термин используется в литературе, религии и, в данном случае, также в конституционном праве; другими словами, "признание" присутствует во многих областях культуры. Как поясняет Йожеф Сайер, "термин "признание" в тексте Основного закона Венгрии выступает декларацией самоидентификации и определения национальных целей" <11>.

<10> . Conversations on the fundamental law of Hungary: interviews with , Hungarian member of European Parliament, and , member of Parliament in Hungary. , 2012. P. 45.
<11> Там же.

"Национальное признание" имеет большое символическое содержание, однако не предписывает никаких правил поведения и не регулирует общественные отношения. Это также показывает, что Основной закон Венгрии - нечто большее, чем любой другой закон, поскольку он включает в себя особое содержание, которое возвышается над всей правовой системой <12>. К примеру, в своем "Национальном признании" Основной закон Венгрии провозглашает, что "человеческое существование основано на уважении человеческого достоинства".

<12> . Conversations on the fundamental law of Hungary: interviews with , Hungarian member of European Parliament, and , member of Parliament in Hungary. , 2012. P. 46.

Основной закон от 25 апреля 2011 года закрепляет христианские ценности и традиции, направленные на моральное и духовное возрождение венгерской нации, - как основу венгерских и общеевропейских ценностей: "Мы гордимся тем, что наш король, Иштван Святой, тысячу лет назад заложил крепкие основы венгерского государства и превратил нашу родину в часть христианской Европы" <13>, "мы признаем роль христианства в сохранении нации, уважаем различные религиозные традиции нашей страны" <14>, "мы убеждены в том, что после поколебавших мораль десятилетий двадцатого века мы неизбежно нуждаемся в духовном и интеллектуальном возрождении" <15>.

<13> Основной закон Венгрии от 25 апреля 2011 г.: принят Государственным собранием Венгрии (в ред. от 2013 г.). Национальное признание, абз. 2.
<14> Там же. Абз. 6.
<15> Там же. Абз. 23.

Немалая роль в Основном законе Венгрии, в частности в "Национальном признании", отводится Святой короне. Согласно Основному закону Венгрии Святая корона является священной и неоспоримой национальной реликвией, частью венгерского конституционного права. Но как данное положение соотносится с республиканской формой правления? Святая корона стала особой обсуждаемой проблемой относительно исторических символов Венгрии и их несовместимости с республиканской формой правления. Вместе с тем "Национальное признание" провозглашает, что Святая корона "воплощает конституционную непрерывность Венгерского государства и союз народа" <16>.

<16> Там же. Абз. 18.

Однако не стоит обольщаться, считая "Национальное признание" Основного закона Венгрии "светочем во тьме". Помимо ссылки на христианство, Бога и Святую корону, "Национальное признание" включает прежде всего и элементы идеологии правящих партий. Основной закон Венгрии 2011 года установил, что прошлая Конституция Венгерской Народной Республики 1949 г. признается антидемократичной и основанной на тирании. "...мы не признаем коммунистическую конституцию 1949 года, поскольку она служила основой для тиранического правления, поэтому мы объявляем ее недействительной" <17>, "Мы не признаем приостановки действия исторической конституции в результате иностранных оккупаций. Отрицаем срок давности в отношении бесчеловечных преступлений, совершенных против венгерской нации и ее граждан под властью национал-социалистической и коммунистической диктатур" <18>. Часть 3 статьи R придает особое значение этим высказываниям: она предусматривает, что "положения Основного закона должны интерпретироваться в соответствии с их целями, Национальным признанием и достижениями исторической конституции". Основной закон осуждает деспотичные режимы с особым "вниманием" к коммунистическому строю: четвертая поправка 2013 года включила новую статью "U", которая использует довольно символические слова осуждения прошлых владельцев власти во время коммунистического режима. Например, в соответствии с этой нормой могут быть уменьшены их государственные пенсии и пособия.

<17> Там же. Абз. 20.
<18> . Conversations on the fundamental law of Hungary: interviews with , Hungarian member of European Parliament, and , member of Parliament in Hungary. , 2012. P. 19.

Анализируя текст Основного закона Венгрии, можно отметить, что данный документ воплотил в себе синтез демократии и традиционализма. Об этом свидетельствует как ярко выраженный христианский характер самого Основного закона, множество отсылок к "исторической конституции", так и множество норм, посвященных сохранению традиционных общественных ценностей и культуры. К примеру, в Основном законе Венгрии была закреплена норма о том, что государство стоит на защите интересов традиционной семьи: "Мы убеждены в том, что самая важная база нашего существования - это семья и нация, основополагающие ценности нашего единства - это верность, вера и любовь" <19>, прописано, что брак - союз между мужчиной и женщиной <20>.

<19> Основной закон Венгрии от 25 апреля 2011 г.: принят Государственным собранием Венгрии (в ред. от 2013 г.). Национальное признание, абз. 13.
<20> Там же. Ст. L.

Согласно Основному закону право на жизнь защищается с момента зачатия: "Человеческое достоинство неприкосновенно. Каждый имеет право на жизнь и человеческое достоинство, жизнь зародыша защищается с момента зачатия" <21>. Сказать, что данное конституционное положение в средствах массовой информации произвело фурор - значит не сказать ничего. Зарубежные средства массовой информации молниеносно обрушились на текст Основного закона как на "реакционный" или "теократический" <22>. Основной закон Венгрии от 2011 года существенно расширяет рамки права на жизнь. Государство провозглашает и гарантирует право на жизнь с момента зачатия. Данное положение, в свою очередь, может привести к запрету искусственного прерывания беременности, т.е. аборта. Однако здесь мы видим явное противоречие, так как статья II Основного закона вполне понятно утверждает, что человеческое достоинство является неприкосновенным. А это значит, что человеческое достоинство женщины в случае проведения аборта может находиться в конфликте с правом на жизнь утробного плода. Конституционный суд заявил, что утробный плод не является человеком в понятиях закона, поэтому данная трактовка не может иметь права на жизнь; но с другой стороны, утробный плод заслуживает защиты государства <23>. Поэтому данная норма не означает ни запрещения абортов, ни установления права на жизнь утробного плода. Кроме того, масштабы здравоохранения и социальной политики предусматривают всю полноту защиты, которая предписывается законодательством страны <24>.

<21> Там же. Ст. II.
<22> См.: . Conversations on the fundamental law of Hungary: interviews with , Hungarian member of European Parliament, and , member of Parliament in Hungary. , 2012. P. 11.
<23> Решение Конституционного суда Венгрии 48/1998.
<24> См.: . In the Begining There Was the Constitution. URL: https://www.academia.edu/14734878/In_The_Beginning_There_Was_The_Constitution (дата обращения: 17.08.2015). С. 26.

Один из наиболее интересных пунктов Основного закона относится к концепции унитарной венгерской нации: "Венгрия, с учетом единства всей венгерской нации, несет ответственность за судьбу венгров, которые живут за ее пределами, способствует сохранению и развитию их сообществ, поддерживает их устремления, направленные на сохранение венгерской идентичности, осуществление индивидуальных и коллективных прав, создание общественных органов самоуправления, благополучие на родине, а также способствует их сотрудничеству друг с другом и с Венгрией" <25>. Что же касается этнического многообразия, Основной закон провозглашает, что все национальности, проживающие в Венгрии, являются частью венгерского политического сообщества. Основной закон Венгрии защищает их языки и культуры, их право на использование своего родного языка и получение образования на родном языке, свободу собраний и их право на участие в местных и национальных выборах.

<25> Основной закон Венгрии от 25 апреля 2011 г.: принят Государственным собранием Венгрии (в ред. от 2013 г.). Статья D.

В тексте Основного закона Венгрии концепция личности и взаимоотношения личности и государства излагаются по-новому. В статье "O" Основного закона говорится: "Каждый несет ответственность за самого себя и обязан содействовать в производительности государства и общественных задач, согласно своим способностям и возможностям". Это означает, что венгерское государство отказалось от старой формулировки, которая была отвергнута обеими политическими сторонами (как правыми, так и левыми) и которая восходит к коммунистической эпохе, будто личность ожидает, что государство обеспечит все, и не чувствует необходимости прилагать никаких усилий, чтобы улучшить свою жизнь <26>.

<26> См.: . Conversations on the fundamental law of Hungary: interviews with , Hungarian member of European Parliament, and , member of Parliament in Hungary. , 2012. P. 79.

Статья "C" предусматривает защиту ресурсов, особенно сельскохозяйственных земель. Это явно свидетельствует о том, что Основной закон, несмотря на отражение ценностей прошлого и важность защиты традиций, в то же время смотрит и в будущее. В скором времени сельскохозяйственные земли будут фигурировать среди самых драгоценных сокровищ и ресурсов будущих десятилетий <27>.

<27> Там же. С. 80.

Не сложно предположить, что за последние 20 лет общественные отношения сильно изменились, кроме того, появились новые области, нуждающиеся в правовом регулировании. К примеру, развитие генетики или повышенная осведомленность о защите окружающей среды породили ряд вопросов, которые не могли быть предусмотрены даже самым дотошным законодателем. В Основном законе Венгрии от 25 апреля 2011 г. законодатель наконец предоставил искомые ответы. Поэтому статья III раздела "Свобода и ответственность" Основного закона гласит, что "в Венгрии запрещается евгеническая практика, направленная на отбор людей, использование человеческого тела или его частей как источника наживы, а также клонирование человека" <28>, а в п. 3 статьи XXI нашло отражение следующее положение: "...на территорию Венгрии ввозить опасные отходы с целью их размещения запрещено" <29>.

<28> Основной закон Венгрии от 25 апреля 2011 г.: принят Государственным собранием Венгрии (в ред. от 2013 г.). Ст. III.
<29> Там же. Ст. XXI.

Когда мы размышляем о том, что делает Основной закон конституцией XXI века, мы в первую очередь обращаемся к трем следующим проблемам: экологической устойчивости, биоразнообразию и существованию свободных от ГМО видов <30>. Это не случайно, так как XXI век дает нам не только новые возможности, но и преподносит некоторые проблемы. Еще одной из таких проблем является защита персональных данных, которая получила конституционное закрепление в Основном законе Венгрии: "Каждый имеет право на защиту своих персональных данных, а также на доступ и распространение данных, представляющих общественный интерес" <31>.

<30> Там же. Ст. XX.
<31> Там же. Ч. 2 ст. IV.

В Основном законе сказано, что "официальной валютой в Венгрии является форинт". Форинт является символическим вопросом, поскольку национальная валюта является одним из символов бюджетной устойчивости. Форинт, аналогично флагу и гимну, является элементом мозаики национальных символов. Форинт как национальная валюта не случаен в Венгрии и имеет определенную историю: в 1945 - 1946 годах форинт был введен как единственный способ стабилизации бюджетной системы (предыдущая валюта именовалась "пенге", и она стала рекордной в мире по уровню инфляции). Кроме того, учитывая кризис еврозоны, установление форинта в качестве официальной валюты страны на конституционном уровне снимает большинство опасений по возможному переходу Венгрии на евровалюту. Кроме того, валюта страны - валюта, в которой граждане получают заработную плату, является достаточно важным вопросом, чтобы оправдать свое включение в Основной закон.

Статья "M" включает в себя по-настоящему существенные инновации: формулировка статьи показывает, что целью законодателя было не соединить любую специфическую идеологию с Основным законом, а вернуться к базовым социальным понятиям. Таким образом, мы не говорим, что у Венгрии рыночная экономика, и мы не говорим, что это социальная рыночная экономика, как, например, звучало во время крупных дебатов по этому поводу в начале 1990-х годов. В статье "M" провозглашается, что "экономика страны базируется на работе и предпринимательстве". Государство строго обязано определять четкие правила и контролировать их соблюдение, но оно было не всегда достаточно сильно, чтобы сделать это; поэтому соответствующие положения должны были быть установлены в конституции. К примеру, венгерские граждане признали и несколько лет назад испытали на себе, что при отсутствии определенных конституционных ограничений в экономической политике в современных условиях демократии правительства будут становиться жертвой соблазна погрузить свои страны в долги, не считая это слишком высокой ценой в обмен на победу на выборах <32>.

<32> . Conversations on the fundamental law of Hungary: interviews with , Hungarian member of European Parliament, and , member of Parliament in Hungary. , 2012. P. 8.

Наконец, что касается государственных финансов, то Основной закон вводит строгие правила, которые направлены на запрет для всякого правительства шагов по возможному банкротству страны. Снижение государственного долга является одной из основных целей правительства. Государственный долг в настоящее время более 70% от ВВП. Это создает огромную нагрузку на венгерскую экономику. По этой причине в соответствии с Основным законом Венгрии ни одно правительство не сможет принять бюджет, который повышает уровень государственного долга. Также важно добавить, что статья XIII предусматривает: "Каждый имеет право собственности и наследования. Собственность влечет за собой социальную ответственность". Закрепление права собственности и наследования является важной экономической основой любого государства.

Принятие Основного закона способствовало утверждению новой политической элиты в стране. Принятие любой конституции - это не только юридический процесс, но прежде всего процесс политический. Некоторая доля узурпации власти является естественным процессом в ходе данного явления, поскольку любая конституция, в данном случае - Основной закон Венгрии, отражает волю и интересы определенных политических общностей, классов и партий. К примеру, усилились полномочия президента страны <33>, в Основном законе Венгрии количество депутатов в Государственном собрании (однопалатном законодательном органе) было снижено с 386 до 199. Количество одномандатных избирательных округов было уменьшено до 106, но их доля в распределении на местах увеличилась с 46 до 53%. Избиратель по-прежнему имеет два голоса: один - для кандидата в избирательном округе (мажоритарная система) и один - для национального партийного списка (пропорциональная система), а не для окружных списков, как раньше. "Неиспользованные голоса" за кандидатов от одномандатных избирательных округов, которые не выиграли место в парламенте, будут добавлены в национальные списки (например, в таком случае, когда один победитель получает поддержку 40000 голосов, а второй кандидат - 20000, "неиспользованные голоса" победителя (в количестве 19999) будут переданы в национальные списки) <34>. Благодаря этим решениям партия, которая получает поддержку, скажем, в 30 - 35% голосов, может получить примерно 2/3 мест (к примеру, на выборах 2010 года результат в 52% голосов, отданных за "ФИДЕС", дал ему 68% мест в парламенте).

<33> Основной закон Венгрии от 25 апреля 2011 г.: принят Государственным собранием Венгрии (в ред. от 2013 г.). Статьи 9 - 14.
<34> Hungary under Orban's rule: the constitutional consolidation of power. URL: http://www.osw.waw.pl/en/publikacje/analyses/2012-01-04/hungary-under-orbans-rule-constitutional-consolidation-power (дата обращения: 17.08.2015).

За последние три года, уже после принятия Основного закона, венгерская конституционная система была существенно преобразована <35>. Данные конституционные преобразования пользовались особым вниманием со стороны Европейского союза, Совета Европы и, зачастую, международного общественного мнения. Несмотря на то обстоятельство, что Основной закон Венгрии вступил в силу 1 января 2012 года, уже через год (в марте 2013 года) в него был внесен пакет поправок, вызвавший критику как внутри страны, так и за ее пределами <36>.

<35> См.: Fourth Amendment to Hungary's Fundamental Law. URL: http://lapa.princeton.edu/hosteddocs/hungary/Fourth%20Amendment%20to%20the%20FL%20-Eng%20Corrected.pdf (дата обращения: 09.08.2015).
<36> См.: Hungary's controversial constitutional changes. URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-21748878 (дата обращения: 15.08.2015).

Поправки затронули следующие положения Основного закона:

  1. все решения Конституционного суда Венгрии, принятые до вступления в силу Основного закона 2011 г., утратили свою силу;
  2. председатель Курии (Верховного суда) и Генеральный прокурор получили полномочия по инициированию пересмотра законодательства страны на предмет конституционности;
  3. Конституционный суд Венгрии наконец получил право самостоятельной инициативы по пересмотру законов, как это было ранее, в Конституции Венгерской Республики от 1949 г. Однако теперь полномочия Конституционного суда по отмене кардинальных законов, принятых большинством голосов парламентариев в 2/3, было существенным образом ограничено;
  4. судьи, прокуроры (за исключением руководителей соответствующих органов власти) и нотариусы должны выходить на пенсию ранее установленного возраста (с 70 до 65 лет);
  5. в Основном законе закрепляется свобода вероисповедания и религии, а также право подавать "конституционные жалобы" касательно реализации религиозных прав;
  6. в Основном законе закрепляется обязанность студентов-бюджетников после выпуска из университета проработать определенный срок в Венгрии, иначе возлагается обязанность возместить бюджету всю сумму средств на их обучение;
  7. в рамках избирательной кампании рекламировать кандидатов на выборы в представительные органы Венгрии и Европейского союза дозволено только публичным СМИ;
  8. подчеркивается важность традиционной семьи. Правительству дозволено утверждать правила о запрете проживания в определенных публичных местах (могут вводиться штрафы для бездомных людей, которые спят на улицах) <37>;
<37> Fourth Amendment to Hungary's Fundamental Law. URL: http://lapa.princeton.edu/hosteddocs/hungary/Fourth%20Amendment%20to%20the%20FL%20-Eng%20Corrected.pdf (дата обращения: 09.08.2015).
  1. внесен ряд технических поправок в текст Основного закона Венгрии.

Подводя итоги, стоит отметить, что в Основной закон Венгрии заложено несколько основных позитивных предпосылок. Во-первых, он отвергает атеистическое представление об обществе, которое не было в полной мере признано венгерским народом с момента свержения коммунизма. В одинаковой степени Основной закон Венгрии отвергает постмодернистское видение общества. Венгрия не является единичным примером такого отвержения, что свидетельствует о том, что постмодернистская модель общества уже не является обязательной в европейском обществе <38>. Важно отметить, что недавно политические лидеры Германии, Великобритании и Франции почти единогласно провозгласили, что идея "мультикультурализма" потерпела крах. Во-вторых, в отношении разделения полномочий власти Основной закон представляет собой попытку "ликвидировать" существующий дисбаланс государственной власти. Обе эти цели соответствуют демократическим стандартам и ценностям Европы: миру, демократии, правам человека и верховенству закона. В то же время новая Конституция руководствуется своей национальной историей и является так называемой конституционной "перестройкой" общества <39>.

<38> Грегор Пупинг, д.ю.н., Алессио Пекорарио. Меморандум. Новая Венгерская Конституция от 25 апреля 2011 г. // Европейский правовой центр. 2011. 19 мая. 18 с. С. 3.
<39> Там же.

Вопреки юридическим свойствам, в Основной закон Венгрии спустя год его действия в правовом пространстве страны были внесены существенные изменения. Это свидетельствует, с одной стороны, о политической нестабильности, а с другой - о незавершенности конституционного процесса.

Вместе с тем Основной закон Венгрии является новым опытом в конституционном праве постсоветских европейских стран, в котором была предпринята попытка синтеза традиционализма и демократии. Данная консервативная конституция воплотила в себе новейшие поколения прав и свобод человека и гражданина, основанные на человеческом прогрессе последних десятилетий.

Литература

  1. Основной закон Венгрии от 25 апреля 2011 г.: принят Государственным собранием Венгрии (в ред. от 2013 г.). URL: http://net.jogtar.hu/jr/gen/hjegy_doc.cgi?docid=A1100425.ATV (дата обращения: 17.07.2015).
  2. Конституция Венгерской Республики: принята Государственным собранием 20 августа 1949 г. (в ред. от 1998 г.). Изд.: , 2008. 24 с.
  3. Решение Конституционного суда Венгрии 48/1998. URL: http://www.mkab.hu/letoltesek/en_0048_1998.pdf.
  4. Программа национального сотрудничества от 26 мая 2010 г. URL: http://www.miniszterelnok.hu/in_english_article/the_programme_of_national_cooperation.
  5. Conversations on the fundamental law of Hungary: interviews with , Hungarian member of European Parliament, and , member of Parliament in Hungary / [transl. by Zsolt Kozma] [Kerepes]: , 2012. 225 p.
  6. Fourth Amendment to Hungary's Fundamental Law. URL: http://lapa.princeton.edu/hosted-docs/hungary/Fourth%20Amendment%20to%20the%20FL%20-Eng%20Corrected.pdf (дата обращения: 09.08.2015).
  7. Halmai G. The Transition of Hungarian Constitutional Law from 1985 to 2005 // The transformation of the Hungarian Legal Order 1985 - 2005 / Ed. by A. Jakab; ; A.F. Tatham. Alphen an den Rijn, the Netherlands: Kluwer Law International, 2007. P. 1 - 18.
  8. Hungary's controversial constitutional changes. URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-21748878 (дата обращения: 15.08.2015).
  9. Hungary under Orban's rule: the constitutional consolidation of power. URL: http://www.osw.waw.pl/en/publikacje/analyses/2012-01-04/hungary-under-orbans-rule-constitutional-consolidation-power (дата обращения: 17.08.2015).
  10. . In the Begining There Was the Constitution. URL: https://www.academia.edu/14734878/In_The_Beginning_There_Was_The_Constitution (дата обращения: 17.08.2015).
  11. Грегор Пупинг, д.ю.н., Алессио Пекорарио. Меморандум. Новая Венгерская Конституция от 25 апреля 2011 г. // Европейский правовой центр. 2011. 19 мая. 18 с.
  12. Peter Smuk. Конституционные изменения и конституционная реальность в Венгрии // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. N 5(96). С. 32 - 43.