Мудрый Юрист

Пределы компетенции администрации президента Российской Федерации: конституционно-правовой аспект

Прокофьев Вадим Николаевич, доцент кафедры государственной и муниципальной службы Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", кандидат философских наук.

В статье на широком теоретическом и прикладном материале автор анализирует правовое положение Администрации Президента Российской Федерации, выявляя ключевые черты ее правового статуса. Обращаясь к вопросу конституционно-правовых пределов ее компетенции, констатирует, что наиболее полно они урегулированы в административном (государственном) праве, а в рамках конституционного права ими выступают принципы народовластия, разделения властей и децентрализации.

Ключевые слова: президент, администрация, Российская Федерация, Россия, Президент России, Администрация Президента Российской Федерации, Конституция, народовластие, разделение властей, децентрализация.

Limits of Competence of the Administration of the President of the Russian Federation: Constitutional and Legal Aspect

V.N. Prokofyev

Prokofyev Vadim N., Assistant Professor of the Department of Public and Municipal Service in National Research University "Higher School of Economics", Candidate of Philosophical Sciences.

In the article on wide theoretical and applied material the author analyzes a legal status of Presidential Administration of Russia, revealing key lines of its legal status. Addressing to a question of constitutional and legal limits of its competence he marks that most fully they are regulated in the sphere of administrative (state) law, but in the constitutional law framework the bases of these limits is the principles of democracy, separation of powers and decentralization.

Key words: president, administration, Russian Federation, Russia, President of Russia, Presidential Administration of Russia, constitution, democracy, separation of powers, decentralization.

Проблема организационно-правового формирования механизмов, имеющих своей целью обеспечение эффективного функционирования института главы государства, стала решаться сравнительно недавно во временно-правовом континиуме. Еще в XIX веке, при превалировании такой организации государственной власти, как монархия, далее трансформирующейся в конституционные (ограниченные) монархии, сама компетентностная деятельность монарха в основном обеспечивалась рядом лиц, пользующихся его личным доверием, а весьма примитивным прообразом современных структур (организаций) такого рода мы можем назвать личные канцелярии монархов, которые исполняли, как правило, обязанности почтовой экспедиции, обеспечивая эпистолярную взаимосвязь с монархическими дворами других стран <1>.

<1> Собственная Его Императорского Величества канцелярия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890 - 1907.

Однако уже в начале XX века Л. Гумплович прогнозировал структурно-содержательное и функциональное развитие организационных форм государственной деятельности, которая, начинаясь с простого примитивного господства, трансформируется в обширное многообразие форм и технологий легислативной, судебной, административной, правоохранительной, казначейско-финансовой и социокультурной деятельности - этого не могли помыслить даже величайшие и влиятельнейшие политические деятели седой старины <2>.

<2> Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 267.

Пик развития этого процесса в большинстве государств Европы, Америки и, естественно, России пришелся на первую треть XX века, а именно:

<3> Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК РКП(б) - ВКП(б) - КПСС: Справочник. М.: Политиздат, 1990. Relyea, Harold C. The Executive Office of the President: An Historical Overview / Congressional Research Service, March 17, 2008; Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. Правовое положение. М., 1980.

Зарождение и развитие Администрации Президента России принято связывать с возникновением этого поста еще в РСФСР в начале 90-х годов XX века. Именно тогда, 19 июля 1991 года, была создана Администрация Президента РСФСР, которая представляла собой организационно-правовой инструментарий обеспечения деятельности Президента РСФСР, вице-президента РСФСР и председателя Совета Министров РСФСР <4>.

<4> Указ Президента РСФСР от 19.07.1991 N 13 "Об Администрации Президента РСФСР" (опубликован не был). URL: http://kremlin.ru/acts/bank/24.

На протяжении 90-х годов прошлого столетия параллельно шли поиски наиболее оптимальной структуры и эффективной деятельности аппарата и вместе с тем процесс усиления его полномочий, это выразилось в том, что проекты решений Правительство РФ, принятие которых предусмотрено актами главы государства, равно как и проекты решений, рассмотренные на заседании в Белом Доме (или на выезде, в том числе в Кремле) под его председательством, направлялись в Администрацию Президента РФ для согласования. Также обязательного согласования с Администрацией Президента РФ требовали проекты решений Правительства России, принимаемые в пределах его компетенции, по вопросом, отнесенным Конституцией к его ведению (права и свободы), обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов власти и управления, определения основных направлений внутренней и внешней политики и пр. Согласованные с заинтересованными федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти проекты правовых актов Президента РФ, затрагивающие вопросы компетенции российского правительства, должны были направляться и направляются Правительству РФ поручением Президента РФ или письмом руководителя Администрации Президента РФ <5>.

<5> Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1185 "Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 697; распоряжение Президента РФ от 05.05.1998 N 160-рп // СПС "КонсультантПлюс".

В середине 90-х годов XX века Президентом Б.Н. Ельциным было принято крайне нетипичное решение о фактической передаче контроля за исполнением бюджета Администрации Президента РФ, то есть, по сути дела, произошло выведение его из ведения Министерства финансов и шире - Правительства России. Основанием для такого решения стало создание Бюджетным управлением Администрации информационных сетей для Федерального казначейства, по результатом чего оно оставило за собой и фактический контроль за его работой.

Администрация Президента РФ по ходу своего формирования и развития практически за несколько лет во второй половине 90-х годов прошлого века стала наиболее весомым политическим фактором и трансформировалась из вспомогательного аппарата при Президенте или его штаба в олицетворение самого института президентства как такового. Более того, в период с 1996 по 1999 г. Администрация Президента была в какой-то мере Президентом как таковым, фактически подменяя последнего (в особенности при ее руководителе А.С. Волошине). За почти 25-летний период своего развития структурно Администрация Президента РФ не один раз претерпевала изменения. На реформирование органа повлияли воля Президента, новые руководители, новые представления о стиле работы <6>.

<6> Щипанов Д.В. Формирование и развитие Администрации Президента Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 10. С. 3 - 6.

Роль Администрации Президента РФ в настоящее время регулируется, помимо Институции РФ, указами Президента РФ <7>.

<7> Указы Президента РФ от 12.02.1998 N 162 "О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации"; от 25.03.2004 N 400 "Об Администрации Президента Российской Федерации"; от 06.04.2004 N 490 "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации" и др. // СПС "КонсультантПлюс".

Непосредственно правовое положение Администрации Президента Российской Федерации определено и установлено Указом Президента РФ от 06.04.2004 N 490. В свою очередь, ее структурно-содержательная сторона утверждена Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. N 400.

Для оптимизации системы обеспечения реализации присвоенных ей функций в составе Администрации Президента РФ созданы 33 самостоятельных подразделения, такие как:

Далее необходимо отметить тот факт, что на протяжении последних лет проводятся активные дискуссии по поводу квалификационных компетенций Администрации Президента РФ как правового института и элемента системы государственных органов. По сущности, структуре и содержанию, а особенно по функциям, Администрация Президента РФ является государственным органом, выполняющим важные обязанности исполнительной власти и государственного управления, среди самых значимых из которых выступает координация работы всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ, а также - обеспечение исполнения полномочий <8>.

<8> Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М.: Изд-во Института проблем риска, 2006; Щипанов А.В. Формирование и развитие Администрации Президента Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 10. С. 3 - 6.

Анализ непосредственного исполнения этих и иных функций Администрацией дал основание Л.А. Окунькову оценить ее потенциал как наиболее мощный, квалифицировав Администрацию Президента как дублирующее (запасное) правительство, созданное для экстраординарных (форс-мажорных) ситуаций <9>.

<9> Окуньков Л.А. Президент и Правительство: в механизме государственной власти // Журнал российского права. 2001. N 2. С. 3 - 10.

Также в свою очередь С.А. Осетров, основываясь на анализе организационных основ президентской власти в России, представляет собственное личностное видение структуры президентской власти, в которую помимо главы государства входят его аппарат, органы, содействующие реализации президентской власти, а также органы исполнительной власти двойного подчинения. По его мнению, развитие и деятельность сбалансированного, организационно обособленного механизма президентской власти предстает наиважнейшим аргументом в пользу самостоятельности президентской власти в системе разделения властей в Российской Федерации, что, как следствие, придает и Администрации Президента РФ особенный, специфический статус <10>.

<10> Осетров С.А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 7. С. 41 - 44.

Ряд исследователей, таких как И.О. Иксанов, А.М. Осавелюк, Н.Н. Скрыпников, Д.Н. Петровский и др., в своих исследованиях исходят из того, что главное назначение Администрации Президента РФ - это содействие в реализации Президентом своих конституционных функций и полномочий, которые он, безусловно, единолично выполнить не в состоянии <11>.

<11> Иксанов И.С. Президент Российской Федерации: основные полномочия и их организационное обеспечение: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Осавелюк А.М. Вспомогательный аппарат высших органов государственной власти в механизме государства: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2006; Скрыпников Н.Н. Конституционно-правовые основы деятельности Администрации Президента Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005; Петровский Д.Н. Конституционно-правовой статус вспомогательных органов при главе государства (сравнительно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

Отсюда А.В. Зуйков утверждает, что аппарат главы государства есть организационная производная от его полномочий, поэтому сам объем полномочий такого органа не может быть больше объема полномочий главы государства, деятельность которого он обеспечивает. Исходя из этой (по положениям Конституции 1993 года) конструкции президентских полномочий, Администрация Президента РФ выступает фактически одним из органов общественно-публичной администрации <12>.

<12> Зуйков А.В. Администрация Президента Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 8. С. 21 - 29.

На взгляд автора настоящей статьи, Администрация Президента РФ представляет собой комплекс элементов государственной системы России, суть которого Конституция РФ не раскрывает, а всего лишь упоминает о нем в пункте "и" статьи 83. Уточнение же этого пункта содержится в п. 1 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.04.2004 N 490, где Администрация квалифицирована как государственный орган. Его главная сущность, по справедливому мнению С.С. Алексеева, заключена в том, что государственный орган - это, по сути дела, есть звено (элемент) механизма государства, участвующее в реализации функций государства и имеющее для этого весь набор властных полномочий <13>.

<13> Положение об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 490 "Об Администрации Президента Российской Федерации". URL: http://letters.kremlin.ru/acts/3. См.: Теория государства и права / С.С. Алексеев, С.И. Архипов и др. М.: Норма, 2005. 136 с.

Обращаясь к вопросу пределов в конституционном праве, следует констатировать, что этот вопрос длительное время был предметом исследований отечественных правоведов, таких как: А.А. Астрахань, Л.Д. Воеводин, А.А. Малиновский, А.А. Троицкая и др. Наиболее полно этот вопрос был разработан относительно конституционных прав и свобод личности, при этом указанная тенденция продолжается и сегодня <14>.

<14> Астрахань А.А. Гарантии и пределы осуществления конституционных прав и свобод советских граждан: Автореф. ... канд. юрид. наук. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 1986; Воеводина Л.Д. О пределах осуществления конституционных прав и свобод советских граждан // Вестник Московского ун-та. Сер. II "Право". 1984. N 2; Малиновский А.А. Пределы субъективного права // Журнал российского права. 2005. N 11. С. 95 - 100; Троицкая А.А. Конституционно-правовые пределы и ограничения свободы личности и публичной власти: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

Достижения советского правоведения в контексте вопроса пределов в конституционном праве обобщил в середине 80-х годов в своей кандидатской диссертации А.А. Астрахань. Выделяя сущность пределов в конституционном праве как таковых, он дает им определение как системы критериев и ориентиров правомерного поведения (деятельности), соблюдение которых является обязательным условием надлежащего пользования своими правами. В свою очередь, их юридической ипостасью, осуществляемой в форме норм, закрепляющих границы использования прав, выступает указание на цели и принципы осуществления обязанностей, а также определение и вменение в должностные инструкции конкретных запретов <15>.

<15> Астрахань А.А. Гарантии и пределы осуществления конституционных прав и свобод советских граждан: Автореф. ... канд. юрид. наук. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 1986. С. 9.

На современном этапе развития юридической науки, по мнению А.А. Троицкой, "пределы" выступают в виде законодательно определенных и контролируемых самими государственными структурами интервальных значений (точек границ), которые регулируют объем общественной (публичной) власти. Это происходит, с ее точки зрения, посредством утверждения широты властных полномочий субъекта власти или непосредственного введения запретительных санкций в области внесения некоторых новых полномочий в сферу его компетенций <16>.

<16> Троицкая А.А. Конституционно-правовые пределы и ограничения свободы личности и публичной власти: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 11.

Этими субъектами, для которых Конституцией устанавливаются пределы, могут быть следующие:

Объектом устанавливаемых пределов выступает свобода действий субъекта, которая раскрывается применительно к Администрации Президента РФ как структуре государственной власти посредством конституционных полномочий в конкретных областях функционирования, которыми она обладает (наделена).

Наиболее глубокой основой определения "пределов" использования конституционного права в сферах президентских компетенций выступает принцип, составляющий фундамент определения правового положения органов государственной власти, а именно: "Дозволено все то, что непосредственно вменено". И поскольку "пределы" определяются в конституционных и правовых нормативных пространствах через введение строго определенной совокупности компетенций, состоящих из системы властных полномочий, приходится констатировать, что именно здесь мы и сталкиваемся с ситуацией, при которой становится ясно, что сама Конституция как основополагающий юридический документ жизнедеятельности нашего государства напрямую не определяет компетенции Администрации, единственное упоминание о которой содержится в вышеупомянутом пункте "и" статьи 83. Это дает возможность некоторым аналитикам высказать утверждение о том, что пределы компетенции Администрации Президента конституционно не закреплены, что делает их практически безграничными <17>.

<17> Зуйков А.В. Администрация Президента Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 8. С. 23.

Это не совсем так. Институция России содержит в своем тексте ряд базовых принципов, которые устанавливают пределы для всех структур государственной власти и общественно-публичных организаций (органов). К ним мы относим такие, как:

Рассмотрим их подробнее.

Итак, принцип "Власть народа" (народовластие) устанавливается в статье 3 Конституции РФ. Рассматривая его как предел государственной власти вообще и функционирования конкретных госструктур, в число которых входит и Администрация Президента РФ, необходимо сказать, что данная статья выступает выражением идеи о принадлежности всей совокупности власти единому многонациональному народу - населению нашей страны (ч. 1 ст. 3), имеющему право осуществлять ее непосредственно или через представителей (ч. 2 ст. 3).

Установленная Конституцией России представительная демократия предусматривает присутствие системы для обновления представительных структур власти в течение определенного временного периода, совокупности средств и приемов народных выборов и орган избранников народа.

Фактически здесь установлен определенный "предел" общественно-публичной власти, ибо такая парадигма предусматривает активное вхождение в систему данной политической жизнедеятельности страны многих групп и сообществ социума в контексте осуществления ими контрольных функций за работой власти, в чем и проявляется, собственно, власть народа. В данной ситуации новоизбранный Президент России может осуществить пересмотр непосредственных полномочий своей Администрации, сократив их или, напротив, расширив.

Наряду с этим принципом другой принцип - "Разделение властных полномочий" (разделение властей) - выступает фундаментом определения "пределов" полномочий государственной власти, входящих в эту систему. На современном этапе развития российского общества эти "пределы" полномочий (компетенций), определяемые на основе данного принципа, призваны прежде всего не допускать узурпации власти одной из ветвей и возникновения монополии на нее.

Вовне данная ситуация реализуется посредством разделения властных обязанностей и полномочий в совокупности структур государственной власти, которые принадлежат к ее разным ветвям, тем самым предоставляя им возможность взаимного профессионального оптимального и эффективного действия, в том числе и в системе генерации нормативных установок, которые, в свою очередь, осуществляют контроль "каждым за каждым".

В условиях практической реализации этот принцип выступает как основание признания конкретных обязанностей и, естественно, совокупности компетенций разных ветвей власти, которые реализуются адекватными структурами и выражают парадигму наличия "пределов" власти. В этом случае необходимо отметить, что выполнение структурами общественно-публичной власти определенных для них пределов их компетенций происходит только в условиях их иерархических и взаимно перекрестных контрольных действий, осуществляемых госструктурами в совокупности разработанной системы "сдерживания" и "противовеса". Здесь было бы примитивно свести реализацию рассматриваемого принципа разделения властей к "простенькому" определению их социально-политических ролей как выражению конституционных пределов компетенций органов и структур госвласти. В верной интерпретации он означает формирование согласованных правил осуществления ими деятельности, взаимодействия, выражаемого в сотрудничестве и взаимном сдерживании, основанных на гибкости разделения компетенции.

В этих условиях, учитывая, что Президент России занимает главенствующее положение в государственной политико-правовой структуре и обладает широчайшими полномочиями, они в несколько сокращенном виде экстраполируются и на его Администрацию. Сегодня можно обоснованно утверждать, что работа рассматриваемого органа иногда существенно превышает границы осуществления функций административно-технической помощи в обеспечении деятельности Президента России. Так, в ней сконцентрированы широчайшие полномочия по контролю, а это дает основания квалифицировать ее как надправительственное образование, своего рода институциональную прослойку между Президентом и всеми остальными государственными политико-правовыми властными элементами.

Преувеличенная роль "расширенного президента" уже находит свое отражение в решениях судебных органов. К примеру, на основании определения судьи Тверского районного суда г. Москвы от 23.04.2010 обжалование в судебном порядке действий Администрации Президента РФ, находящейся в непосредственном подчинении Президенту РФ, а также предъявление исков к этой управленческой структуре означает вмешательство в его деятельность.

При этом ни у самого Президента РФ, ни у других государственных органов, а равно у гражданского общества сегодня не имеются в наличии механизмы осуществления контроля за деятельностью (по обеспечению деятельности главы государства) должностных лиц Администрации Президента РФ. В лучшем случае речь может идти о мерах дисциплинарного взыскания. Не стоит забывать, что под предмет прокурорского надзора не подпадают и соблюдение Конституции РФ, и исполнение законов Администрацией Президента РФ и ее должностными лицами. В свою очередь, у Администрации Президента РФ есть под рукой Управление делами Президента РФ, чтобы "избежать" аудита (контроля) со стороны Счетной палаты РФ, но при этом распоряжаться средствами федерального бюджета совершенно самостоятельно.

В наши дни осуществляется большая работа относительно прямого определения положения Администрации Президента в отечественной государственно-правовой системе. Первая такая попытка была сделана еще в 2006 году, когда в ГД РФ депутатом Б. Виноградовым был внесен проект закона, который был призван регламентировать правовой статус и функции Администрации, впоследствии отклоненный. Второй попыткой стало предложение фракции КПРФ демократизировать положение Администрации, интегрировав в определение ее политико-правового статуса Федеральное Собрание России. Для этого в Конституцию Российской Федерации предлагали ввести статью 93.1, прямо определяющую назначение Администрации обеспечивать осуществление полномочий и реализацию деятельности Президента Российской Федерации и ставящую подписание Президентом положения об Администрации и утверждение изменений, вносимых им в него, в зависимость от положительных заключений Государственной Думы и Совета Федерации. Этот документ также был снят с рассмотрения.

Наконец, рассматривая принцип "Отсутствие централизованной структуры власти" (децентрализация власти), следует отметить, что полномочия Президента охватывают всю вертикаль власти в целом, и поэтому компетенции его Администрации также будут реализовываться, в случае необходимости, на всем ее протяжении. Итак, этот принцип включает в себя следующие компоненты: раздел обязанностей и полномочий по различным направлениям профессионально-компетентностной деятельности, принятие и, главное, реализация властных решений в плоскости действия упорядоченных пар "Центр - субъекты Федерации", "Центр - автономии Федерации", "Центр - образования муниципалитетов", посредством чего устанавливаются конкретные компетентностные пределы "вертикали" власти.

Рассматривая этот принцип в контекстах пределов власти, следует отметить, что он должен в значительной степени способствовать позитивной динамике работы разделенных ветвей власти и, в свою очередь, выполнять главную свою задачу - исполнять наказы граждан, избравших их в данные структуры власти. Рассматривая его практическую реализацию как пределы компетенций в контексте Конституции, нельзя не отметить, что ее законодательство имеет возможность формировать и развивать определяемые главным Законом страны (Конституцией) основания вертикальных действий в разнообразных сферах и направлениях, а также определять для властных органов и их структур следующие, за уже действующими, пределы. В этих условиях очевидно, что этот принцип является гибким и относительно изменчивым, что определяет "необходимость" и "достаточность" эволюции в стране принципа распределения властных компетенций.

Нецентрализованная структура власти непосредственно реализуется в распределении властных полномочий по вертикали и горизонтали. В такой модели применительно к отечественной практике особую роль играют полномочные президентские представители в федеральных округах, аппараты которых в статусе управлений были включены в состав Администрации Президента в 2004 году. Рассматривая их правовой статус, следует констатировать его двойственность, где, с одной стороны, представитель действует по поручению Президента и от его имени и в то же время самостоятельно, как представитель власти государства вообще, наделенный управленческими функциями, что позволяет его квалифицировать как относительно самостоятельный политико-правовой субъект. Непосредственно такая дихотомия проявляется в реализации актов Президента на территории вверенного представителю округа, равно как и в принятии управленческих решений в границах его административной компетенции. Основанием этого выступает административное усмотрение - присвоенная представителю законодательством способность и возможность осуществлять выбор варианта властно-распорядительного решения, а также форм, средств и способов обеспечения их осуществления политико-правовыми акторами, которым они адресованы.

В системе децентрализации у представителей президента можно выделить несколько важных функций, характеризующих их статус: организационные и координационные полномочия в сфере органов власти и иных государственных органов федерального и регионального уровня, применительно к вверенному представителю округу, согласовательные полномочия по проектам решений органов государственной власти федерального уровня, имеющих отношение к вопросам, входящим в сферы интересов регионов округа, кадровые полномочия, предусматривающие согласование кандидатур федеральных государственных служащих и иных должностных лиц в федеральном округе и т.п.

Подводя итог проведенному рассмотрению, следует констатировать, что сегодня вопрос пределов конституционно-правовой компетенции Администрации Президента РФ находится в ряду дискуссионных. Наиболее полно он урегулирован в сфере административного (государственного) права. Обобщая проведенный выше именно конституционно-правовой анализ, необходимо подчеркнуть, что, с точки зрения автора данной статьи, Администрация Президента России является сегодня государственной структурой, определяемой в рамках системы общественно-публичной власти, поэтому в таких ситуациях становится непререкаемым тот факт, что она формируется и функционирует именно в совокупности "пределов", установленных Конституцией Российской Федерации.

В наиболее общем виде указанные пределы формируются на фундаменте базовых конституционных принципов, выступающих основами формирования и эффективного функционирования национальной системы государственной власти.

Литература

  1. Астрахань А.А. Гарантии и пределы осуществления конституционных прав и свобод советских граждан: Автореф. ... канд. юрид. наук. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 1986. С. 9.
  2. Осетров С.А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 7. С. 41 - 44.
  3. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2001. N 2. С. 3 - 10.
  4. Воеводин Л.Д. О пределах осуществления конституционных прав и свобод советских граждан // Вестник Московского ун-та. Сер. II "Право". 1984. N 2.
  5. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 267.
  6. Зуйков А.В. Администрация Президента Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 8. С. 21 - 29.
  7. Иксанов И.С. Президент Российской Федерации: основные полномочия и их организационное обеспечение: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Осавелюк Л.М. Вспомогательный аппарат высших органов государственной власти в механизме государства: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2006; Скрыпников Н.Н. Конституционно-правовые основы деятельности Администрации Президента Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005; Петровский Д.Н. Конституционно-правовой статус вспомогательных органов при главе государства (сравнительно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
  8. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М.: Изд-во Института проблем риска, 2006.
  9. Малиновский А.А. Пределы субъективного права // Журнал российского права. 2005. N 11. С. 95 - 100.
  10. Теория государства и права / С.С. Алексеев, С.И. Архипов и др. М.: Норма, 2005. 136 с.
  11. Троицкая А.А. Конституционно-правовые пределы и ограничения свободы личности и публичной власти: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 11.
  12. Щипанов А.А. Формирование и развитие Администрации Президента Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 10. С. 3 - 6.