Мудрый Юрист

Правовое регулирование платежей за загрязнение окружающей природной среды в государствах евразийского экономического союза 1

<1> Статья написана в рамках научного проекта N 15-01-0093, выполненного при поддержке Программы "Научный фонд НИУ ВШЭ" в 2015 - 2016 гг. Работа выполнена при финансовой поддержке Правительства РФ в рамках реализации "Дорожной карты" Программы 5/100 Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

Ялбулганов Александр Алибиевич, профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры финансового, налогового и таможенного права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

В статье рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования платежей за загрязнение окружающей природной среды в государствах ЕАЭС, анализируется законодательство Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь в этой сфере и дается авторская оценка эффективности различных правовых инструментов, используемых для стимулирования рационального и бережного природопользования.

Ключевые слова: экологический налог; плата за негативное воздействие на окружающую среду; отходы, эмиссия; плательщики; физические лица; юридические лица.

Государства Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), заинтересованные в благополучном состоянии окружающей природной среды, применяют разные механизмы обеспечения защиты природных объектов от загрязнения, сбросов опасных веществ в атмосферу и водные объекты. К наиболее распространенным способам относятся правовые и экономические мероприятия.

Стимулирование к бережному использованию природных ресурсов эффективно обеспечивается и экономическими мерами. Целью платежей за загрязнение окружающей природной среды является обеспечение экологической безопасности государства и право граждан на благоприятную окружающую среду.

В российском, казахстанском и белорусском законодательстве в общих чертах определены различные механизмы охраны окружающей природной среды, включая экономические. В Российской Федерации это сделано на отраслевом уровне - в российском экологическом законодательстве. Согласно ст. 14 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <2> (далее - Закон об охране окружающей среды) к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды в частности относятся: разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде и др.

<2> Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

В Республике Казахстан осуществляется комплексное правовое регулирование платежей за загрязнение окружающей среды, именуемое в законодательстве "эмиссией" в окружающую среду. Согласно Экологическому кодексу Республики Казахстан <3> (далее - ЭК РК) под эмиссией в окружающую среду <4> понимаются выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, вредные физические воздействия, размещение и хранение серы в окружающей среде в открытом виде.

<3> Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года N 212 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus (дата обращения: 02.12.2015).
<4> Окружающая среда - совокупность природных и искусственных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, поверхностные и подземные воды, земли, недра, растительный и животный мир, а также климат в их взаимодействии (ст. 1 ЭК РК) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus (дата обращения: 02.12.2015).

Нормы ЭК РК по эмиссии в окружающую среду имеют бланкетный характер, порядок исчисления и взимания и другие обязательные элементы этого платежа установлены в Кодексе Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" <5> (далее - Налоговый кодекс или НК РК), но основные понятия и термины закреплены в ЭК РК. Так, эмиссия в окружающую среду осуществляется в рамках специального природопользования как вид природопользования, который реализуется через деятельность физического и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами. Природопользователями могут быть физические и юридические лица, постоянно или временно находящиеся на территории Республики Казахстан. Природопользователи как участники экологических и налоговых правоотношений могут быть:

  1. постоянными (право природопользования носит бессрочный характер) и временными (право природопользования ограничено определенным сроком);
  2. первичными (право природопользования получено от государства либо от других первичных природопользователей в порядке отчуждения этого права или универсального правопреемства) и вторичными (право временного природопользования получено на основании договора от первичного природопользователя, сохраняющего за собой этот статус).
<5> Налоговый кодекс по состоянию на 1 января 2015 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.kgd.gov.kz и http://adilet.zan.kz/rus (дата обращения: 02.12.2015).

В соответствии с ЭК РК плата за эмиссии в окружающую среду, осуществляемая природопользователями в пределах нормативов, определенных в экологическом разрешении, и методика расчета платы за эмиссии в окружающую среду утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды <6>. Исполнение налоговых обязательств по плате за эмиссии в окружающую среду не освобождает природопользователя от возмещения ущерба, нанесенного им окружающей среде. Казахстанский законодатель воспринял опыт и западных государств, уделяя большое внимание в решении экологических проблем экономическим инструментам. Так, в странах ЕС сборы за загрязнение могут взиматься непосредственно за объемы эмиссии веществ, негативно воздействующих на окружающую среду, или косвенно - с факторов производства, которые ведут к загрязняющим эмиссиям <7>. В Российской Федерации термин "плата за негативное воздействие на окружающую среду" закреплен в Законе об охране окружающей среды. При этом в действующем Законе об охране окружающей среды не упоминается о платежах за пользование природными ресурсами, несмотря на то, что легальная дефиниция "использование природных ресурсов" отнесена ст. 1 Закона об охране окружающей среды к основным понятиям. Значительно более формализованный терминологический аппарат обновленного природоохранного законодательства позволяет достаточно точно определить те границы, в пределах которых имеются правовые основания для взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

<6> Таким уполномоченным органом является Министерство энергетики Республики Казахстан. Согласно Положению об этом Министерстве, которое утверждено Постановлением Правительства РК от 19 сентября 2014 г. N 994, Министерство энергетики РК является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим формирование и реализацию государственной политики, координацию процесса управления в сферах охраны окружающей среды, природопользования, охраны, контроля и надзора за рациональным использованием природных ресурсов, обращения с твердыми бытовыми отходами, развития возобновляемых источников энергии, контроля за государственной политикой развития "зеленой экономики" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus (дата обращения: 05.12.2015).
<7> Перелет Р.А. Платежи за загрязнение окружающей среды. М., 2010. С. 18; См. также: Брославский Л.И. Ответственность за окружающую среду и возмещение экологического вреда: законы и реалии России, США и Евросоюза. М., 2014.

Исходя из положений действующего природоохранного законодательства, негативное воздействие на окружающую среду в общем виде можно определить как воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которой приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей. При этом использование природных ресурсов включает в себя все виды воздействия на природные ресурсы в процессе хозяйственной и иной деятельности - как собственно негативное, так и иные виды воздействия (ст. 1 Закона об охране окружающей среды). Негативное воздействие на окружающую среду представляет собой разновидность природопользования. Все предусмотренные Законом виды негативного воздействия, так или иначе, связаны с понятиями "загрязнение окружающей среды", "загрязняющее вещество", определения которых также содержатся в общих положениях Закона.

В Законе об охране окружающей среды не предусмотрено взимания платы за деятельность, не приводящую к ухудшению состояния окружающей среды. Принцип платности природопользования сохранился (ст. 3 Закона об охране окружающей среды), сами же виды платы за природопользование закреплены отдельными федеральными законами либо Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).

В новой редакции Закона об охране окружающей среды, вступающей в силу с 1 января 2016 года, произошли существенные изменения. Они касаются установления обязанности по уплате соответствующего платежа, а также основных его элементов. Ст. 16 "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" Закона об охране окружающей среды в новой редакции изменена, появились ст. 16.1 - 16.5. В них определяются базовые элементы платежа. Законодатель придает плате за негативное воздействие на окружающую среду статус платежа, установленного законом без отсылочных норм. Закон об охране окружающей среды сохраняет и упрочивает положение базового закона применительно к этому платежу. В ст. 16.1 определяются плательщики, закрепляется обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также содержатся нормы об учете плательщиков. Если ранее понятие "платежная база" закреплялось постановлением Правительства Российской Федерации, то теперь это сделано в ст. 16.2 с регламентацией порядка ее определения. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен в ст. 16.3.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными ее вносить самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ по классу опасности отходов производства и потребления, на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных ст. 16.3, и суммирования полученных величин.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Для территорий, водных объектов или их частей, подлежащих особой охране в соответствии с Законом об охране окружающей среды, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются дополнительные коэффициенты. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации <8>. Многие пункты ст. 16.3 имеют отложенные сроки вступления в силу: 2019 - 2020 гг.

<8> Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"; Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления".

Отложенный характер этих норм объясняется просто. Они имеют стимулирующий характер как позитивного, так и негативного направления. Законодатель дает время для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей привести свои производства к устанавливаемым требованиям, а именно: к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, что потребует от них значительных материальных затрат и капиталовложений.

Ст. 16.4 регламентирует порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а ст. 16.5 посвящена контролю за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения.

В отличие от Российской Федерации, все налоги и иные обязательные платежи в Республике Казахстан урегулированы кодифицированным налоговым законодательством. В Налоговом кодексе Республики Казахстан плата за эмиссию в окружающую среду отнесена к другим обязательным платежам в бюджет (ст. 55 НК РК).

Согласно ст. 492 НК РК плата за эмиссии в окружающую среду (далее - плата) взимается за эмиссии в окружающую среду в порядке специального природопользования. Специальное природопользование осуществляется на основании экологического разрешения, выдаваемого уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды или местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.

Эмиссии в окружающую среду без оформленного в установленном порядке разрешительного документа рассматриваются как эмиссии в окружающую среду сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.

Территориальные органы уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту своего нахождения сведения о плательщиках соответствующей платы и объектах обложения по форме, установленной уполномоченным органом. Плательщиками являются физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан в порядке специального природопользования.

Юридическое лицо своим решением вправе признать самостоятельным плательщиком свое структурное подразделение по объектам обложения по месту нахождения такого структурного подразделения. Если иное не установлено НК РК, решение юридического лица о таком признании или прекращении такого признания вводится в действие с 1 января года, следующего за годом принятия такого решения. В случае если самостоятельным плательщиком платы признается вновь созданное структурное подразделение, то решение юридического лица о таком признании вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с 1 января года, следующего за годом создания данного структурного подразделения.

Объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду в пределах и (или) сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду:

  1. выбросов загрязняющих веществ;
  2. сбросов загрязняющих веществ;
  3. размещенных отходов производства и потребления;
  4. размещенной серы, образующейся при проведении нефтяных операций.

Ставки платы определяются исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете (далее - МРП) на первое число налогового периода, с учетом положений п. 7 ст. 495 НК РК. Ставки платы устанавливаются по следующим видам загрязнений (единицей расчета является тонна или килограмм):

Этой же статьей установлены повышающие коэффициенты. Они применяются для субъектов естественных монополий за объем эмиссий, образуемых при оказании коммунальных услуг, и энергопроизводящих организаций Республики Казахстан к ставкам платы (ст. 495 НК РК). Коэффициенты не распространяются на платежи за сверхнормативный объем эмиссий в окружающую среду.

Налоговый кодекс РК предоставляет местным представительным органам право повышать ставки, установленные ст. 495 НК РК, но не более чем в два раза, за некоторыми исключениями из установленных правил. Однако вне компетенции местных представительных органов остаются вопросы изменения ставок применительно к субъектам, заключившим соглашение в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, по объектам исключительно в рамках такого соглашения. За эмиссии в окружающую среду сверх установленных нормативов ставки платы, установленные ст. 495 НК РК, увеличиваются в десять раз.

Порядок исчисления и уплаты вышеуказанного платежа установлен ст. 496 НК РК. Сумма платы исчисляется плательщиками самостоятельно исходя из фактических объемов эмиссий в окружающую среду и установленных ставок. Плательщики с объемами платежей до 100 МРП в суммарном годовом объеме вправе выкупить норматив на эмиссии в окружающую среду, установленный органом, выдающим разрешительный документ. Выкуп норматива производится с полной предварительной оплатой за текущий год при оформлении разрешительного документа не позднее 20 марта отчетного налогового периода. Сумма платы уплачивается в бюджет по месту нахождения источника (объекта) эмиссий в окружающую среду, указанному в разрешительном документе, за исключением передвижных источников загрязнения. Сумма платы по передвижным источникам загрязнения вносится в бюджет:

  1. по месту регистрации передвижных источников, определяемому уполномоченным государственным органом при проведении такой регистрации (для источников, подлежащих государственной регистрации);
  2. по месту нахождения налогоплательщика (для источников, не подлежащих государственной регистрации).

Текущие суммы платы за фактический объем эмиссий в окружающую среду вносятся плательщиками не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. Плательщики представляют в налоговые органы декларацию по месту нахождения объекта загрязнения, за исключением декларации по передвижным источникам загрязнения. По ним декларация представляется в налоговые органы:

  1. по месту регистрации передвижных источников, определяемому уполномоченным государственным органом при проведении такой регистрации (для источников, подлежащих регистрации);
  2. по месту нахождения налогоплательщика (для источников, не подлежащих регистрации).

Белорусские исследователи экологический налог определяют как плату за пользование природными ресурсами и плату за вредное воздействие на окружающую среду, а его эффективность рассматривают через результативность финансового правотворчества. Становление и развитие экологического налога в Республике Беларусь началось, по их мнению, под влиянием мировых тенденций и с учетом экологических проблем в Республике <9>. Впервые принцип платности природопользования и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, был закреплен в Законе Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. "Об охране окружающей среды".

<9> Абрамчик Л.Я., Гущин И.В. Эффективный экологический контроль - результат финансового правотворчества в Республике Беларусь // Финансовое правотворчество и правоприменение в государствах Центральной и Восточной Европы: Материалы Междунар. научн.-практ. конф., Гродно, 16 - 17 сент. 2006 г. Гродно, 2006. С. 293.

В настоящее время плата за природопользование регулируется налоговым законодательством. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) <10> от 19 декабря 2002 г. N 166-З устанавливает республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. Экологический налог относится к первому виду.

<10> [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravo.by (дата обращения: 06.12.2015).

Республиканскими признаются налоги и сборы (пошлины), установленные Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК РБ) либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Элементы экологического налога установлены в главе 19 НК РК (особенная часть) <11> от 29 декабря 2009 г. N 71-З.

<11> [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravo.by (дата обращения: 06.12.2015).

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

В соответствии со ст. 207 ставки экологического налога дифференцируются по разным основаниям. Например, ставка экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь ОРВ веществ устанавливается в размере 76 930 белорусских рублей за 1 килограмм ОРВ веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь. Применительно к другим объектам налогообложения конкретные ставки применяются с учетом данных, закрепленных в соответствующих приложениях к НК РК.

К ставкам экологического налога применяются несколько повышающих коэффициентов. Так, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, ставка равна 0,27. За сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, применяется ставка, равная 0,5. Для возобновляемых источников энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, - 0,2.

Для целей главы 19 НК РК под выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, понимаются выбросы от сгорания топлива, при котором вырабатывается электрическая энергия, отпускаемая населению для целей освещения, питания электробытовых приборов и стационарных электроплит, а также тепловая энергия, отпускаемая населению для целей отопления и горячего водоснабжения, в том числе для объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения. Коэффициент не применяется к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при теплоэнергообеспечении технологических процессов собственного производства.

Налоговым периодом для экологического налога (за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь ОРВ веществ, в том числе содержащихся в продукции), признается календарный квартал.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится суммирование объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества. Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов сточных вод. Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами таких объектов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов.

Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь ОРВ веществ производится до осуществления ввоза на территорию Республики Беларусь ОРВ веществ, в том числе содержащихся в продукции. Исполнение налогового обязательства плательщика за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства возлагается на владельцев объектов захоронения отходов производства в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников отходов производства. Перечисление собственниками отходов производства экологического налога за захоронение отходов производства владельцам объектов захоронения отходов производится отдельной платежной инструкцией непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Заметим, что основной функцией экологического налога (платы за загрязнение окружающей среды) должна являться функция стимулирования природоохранной деятельности. Стимулирующая функция направлена на повышение экономической заинтересованности плательщиков в снижении уровня негативного воздействия на окружающую среду, на отказ от чрезмерного использования природных ресурсов. Однако в зависимости от природы платежа им могут быть свойственны компенсационная и фискальная функция. Следует обратить внимание на то, что компенсационная и стимулирующая функции соответствующих платежей могут быть реализованы только через создание специальных фондов, куда будут поступать и откуда будут расходоваться средства на охрану окружающей среды, восстановление и воспроизводство природных ресурсов. Фискальная функция, в противовес компенсационной и стимулирующей, предполагает направление средств в бюджет государства или муниципального образования без указания на то, каким образом должны использоваться полученные средства. На наш взгляд, к современным тенденциям, которые формируются в странах ЕАЭС, можно отнести экологизацию законодательства не только путем введения экологического налога, но и переориентации всего налогового законодательства в сторону защиты окружающей среды <12>.

<12> См. также: Ялбулганов А.А. Экологизация российского законодательства о налогах и сборах: к вопросу об экологических функциях налогового права // Реформы и право. 2014. N 4. С. 25 - 33; Козырин А.Н. Водные ресурсы как часть казны // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2014. N 1. С. 29 - 48, N 2. С. 14 - 30.

Вопросы охраны окружающей среды, природных объектов, их рационального и бережного использования имеют и прагматический государственный интерес. Вопросы охраны связаны не только с заботой о здоровье нации или с целями обеспечения граждан благоприятной окружающей средой, но и с сохранением природных ресурсов как составной части казны, обеспечивающей государство стабильными доходами. Под экологизацией налогового законодательства следует понимать целенаправленную деятельность законодателя по внесению изменений и дополнений в налоговые законы, направленных на наполнение его норм специальными положениями, способствующими бережному использованию природных ресурсов, в том числе путем налоговых стимулов, включая предоставление налоговых льгот.

Таким образом, признаками экологизации законодательства о налогах и сборах при реализации последовательной налоговой политики являются изменение ставок налогов в различных направлениях, иных элементов налогообложения, предоставление льгот, налоговый контроль. Экономическое регулирование охраны окружающей среды в действующем законодательстве рассмотренных стран не должно ограничиваться платой за негативное воздействие на окружающую среду или экологическим налогом, административными штрафами за нарушение требований природоохранного законодательства и возмещением вреда окружающей среде, причиненного вследствие нарушений требований природоохранного законодательства. Также необходимо широко применять дифференцированно и иные правовые инструменты в рамках грамотной налоговой политики, включая сформированные для природопользователей экологические цели и программы, направленные на снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты.

Библиографический список

  1. Абрамчик Л.Я., Гущин И.В. Эффективный экологический контроль - результат финансового правотворчества в Республике Беларусь // Финансовое правотворчество и правоприменение в государствах Центральной и Восточной Европы: Материалы Междунар. научн.-практ. конф., Гродно, 16 - 17 сент. 2006 г. Гродно, 2006.
  2. Брославский Л.И. Ответственность за окружающую среду и возмещение экологического вреда: законы и реалии России, США и Евросоюза. М., 2014.
  3. Козырин А.Н. Водные ресурсы как часть казны // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2014. N 1. С. 29 - 48.
  4. Перелет Р.А. Платежи за загрязнение окружающей среды. М., 2010.
  5. Ялбулганов А.А. Экологизация российского законодательства о налогах и сборах: к вопросу об экологических функциях налогового права // Реформы и право. 2014. N 4.