Мудрый Юрист

Неправомерный перерыв в подаче энергии: понятие и виды

Кузнецова Ольга Анатольевна, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Пермского государственного национального исследовательского университета (Пермь).

Статья посвящена неправомерному перерыву в подаче энергии как гражданскому правонарушению. Дано определение понятия "перерыв в подаче энергии" и показано его соотношение с понятиями "ограничение подачи энергии" и "прекращение подачи энергии". Автор проводит различие между неправомерными перерывами, происходящими в результате регулирования режима потребления энергии, осуществляемого на основании закона или иных правовых актов, и перерывами, происходящими не в результате такого регулирования. Продемонстрирована разница условий применения п. п. 1 и 2 ст. 547 ГК РФ при допущении неправомерного перерыва в подаче энергии. Используются эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации, а также теоретические методы формальной и диалектической логики.

Ключевые слова: перерыв в подаче энергии, ограничение подачи энергии, прекращение подачи энергии, неправомерный перерыв в подаче энергии, регулирование режима потребления энергии, ответственность энергоснабжающей организации.

The illegal power outage: the notion and types

O.A. Kuznetsova

Kuznetsova O.A., Perm, Perm State National Research University.

The article is devoted to the illegal power outage as a civil offence. The notion of "power outage" is defined and compared to the notions of "power limitation" and "power cut". The author draws a distinction between the illegal outages occurring as a result of legal regulation of power consumption, and the illegal outages occurring not as a result of such regulation. It's shown that paragraphs 1 and 2 of Article 547 of the RF Civil Code could be applied in different ways when the illegal power outage occurs. The empiric methods of comparison, description, interpretation, as well as the theoretical methods of formal and dialectical logics are used.

Key words: power outage, power limitation, power cut, illegal power outage, regulation of power consumption, energy supplying organization's liability.

Энергоснабжающая организация по договору энергоснабжения обязана обеспечить "своевременную, непрерывную и по установленному графику подачу энергии в соответствии с предусмотренными количественными и качественными показателями" <1>. Общественная вредность нарушения этой обязанности очевидна: от стабильности в подаче энергии зависят и минимальные условия жизнедеятельности каждого человека, и слаженность работы субъектов предпринимательской деятельности.

<1> Вавилин Е.В. Осуществление прав и обязанностей по договору энергоснабжения / Под ред. З.И. Цыбуленко. Саратов, 2007. С. 89.

В монографических работах, посвященных договору энергоснабжения и изданных после вступления в действие второй части ГК РФ <1>, перерыв в подаче энергии как гражданское правонарушение, несмотря на его распространенность и социально-экономическую опасность, не получил должного внимания.

<1> Двинин О.А. Вопросы теории и практики договора электроснабжения в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Лукьянцева И.А. Договор энергоснабжения: теория, законодательство и правоприменительная практика: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009; Матиящук С.В. Правовое регулирование договорных отношений в сфере электро- и теплоснабжения. М., 2011; Огиренко Е.Б. Договор снабжения электрической энергией в предпринимательской сфере Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2005; Сабирова Т.Р. Договор энергоснабжения в системе гражданско-правовых договоров: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2013; Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии. М., 2013 и др.

Абонент, которому причинены убытки перерывом в подаче энергии, может привлечь энергоснабжающую организацию к юридической ответственности только при наличии противоправности деяния, причинно-следственной связи и вины контрагента. Обратимся к исследованию первого и наиболее важного условия привлечения энергоснабжающей организации к ответственности - противоправности ее поведения, выразившейся в допущении перерыва в подаче энергии.

Пункт 2 ст. 547 ГК РФ гласит: "Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины". Достаточно сложное описание законодателем признаков противоправного поведения энергоснабжающей организации приводит не только к трудностям при судебном толковании и применении ст. 547 ГК РФ, но и к ошибочным теоретическим выводам. Так, утверждается, что п. 2 ст. 547 ГК РФ регулирует отношения по подаче энергии, осуществленной на основании закона или иных правовых актов (здесь и далее выделено нами. - О.К.), и поэтому законодатель не допускает безвиновную ответственность <1>. Вместе с тем причастный оборот "осуществленного на основании закона или иных правовых актов" согласуется со словосочетанием "регулирование режима потребления энергии", а не со словосочетанием "подача энергии".

<1> Верзаков Е.И. Договор снабжения электрической энергией в гражданском праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2006. С. 33.

Следовательно, неясность нормативного описания правонарушения энергоснабжающей организации препятствует эффективной защите прав абонента. С учетом этого научный анализ ст. 547 ГК РФ в части положений об ответственности за перерыв в подаче энергии имеет важное теоретическое и несомненное практическое значение. Для правильной квалификации исследуемого правонарушения необходимо выяснить, что понимается под перерывом в подаче энергии, регулированием режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, неправомерностью перерыва в подаче энергии. При этом ни в законодательстве, ни в цивилистической доктрине, ни в практике применения ст. 547 ГК РФ нельзя обнаружить определения этих понятий.

Понятие перерыва в подаче энергии

Системное толкование ст. ст. 546 и 547 ГК РФ позволяет сделать вывод, что энергоснабжающая организация в отношении абонента может совершить три противоправных действия: перерыв в подаче энергии, прекращение подачи энергии, ограничение подачи энергии.

В ГК РФ допустимо не раскрывать содержание этих понятий, которые имеют достаточно узкое техническое значение. Для разрешения закономерного вопроса о соотношении терминов "перерыв в подаче энергии", "прекращение подачи энергии", "ограничение подачи энергии" целесообразно дать их дефиниции в законах и иных правовых актах, в большом количестве действующих в сфере энергоснабжения. Однако, к сожалению, эти правовые акты, регламентируя данный вопрос, демонстрируют настоящую терминологическую "чехарду", нарушая аксиомы юридической техники.

В Указе Президента РФ от 23 ноября 1995 г. N 1173 <1> используются понятия "ограничение отпуска энергии" и "прекращение отпуска энергии". Несмотря на то что после вступления в силу второй части ГК РФ в этот акт дважды вносились изменения, данная терминология сохранилась.

<1> Указ Президента РФ от 23 ноября 1995 г. N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (в ред. от 15 марта 1999 г.) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4658.

В Постановлении Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1 <1> встречаем другие термины: "ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов" и "прекращение подачи топливно-энергетических ресурсов". При этом в абз. 3 п. 3 данного нормативного правового акта объясняется отличие ограничения подачи энергии от ограничения потребления энергии: организация-потребитель самостоятельно сокращает потребление энергии, а энергоснабжающая или газоснабжающая организация принудительно ограничивает ее подачу. Однако в этом же абзаце ошибочно указывается: "...энергоснабжающая или газоснабжающая организация имеет право... произвести необходимые оперативные переключения в энергетических установках, принадлежащих организации-потребителю, если со своих объектов она не может реализовать принадлежащее ей право ограничения потребления топливно-энергетических ресурсов". Очевидно, что "со своих объектов" энергоснабжающая организация ограничивает именно подачу, а не потребление энергии.

<1> Постановление Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" (в ред. от 8 августа 2012 г.) // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 262.

В Приказе Госстроя РФ от 21 апреля 2000 г. N 92 <1> используется термин "ограничение отпуска тепловой энергии".

<1> Приказ Госстроя РФ от 21 апреля 2000 г. N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" // Бюл. строительной техники. 2000. N 7.

В ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <1> фигурируют словосочетания "полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии" (п. 7) и "отключение потребителей электрической энергии" (п. 1).

<1> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.

В подп. 1 п. 14 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 <1> применяются (без дефинирования) термины "перерыв снабжения электрической энергией" и "отключение потребления".

<1> Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (в ред. от 31 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5525.

Согласно п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <1> исполнитель коммунальной услуги (в том числе отопления и водоснабжения через присоединенную сеть) в случае неполной ее оплаты потребителем вправе "ограничить или приостановить" предоставление такой коммунальной услуги.

<1> Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в ред. от 17 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2011. N 22. Ст. 3168.

В РФ действуют Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии <1>, в которых вновь находим термины "полное ограничение режима потребления" и "частичное ограничение режима потребления". Из п. 1 данных Правил следует, что полное ограничение режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии - это "прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям", а частичное ограничение режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии - это "сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности)".

<1> Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (в ред. от 23 января 2015 г.) // СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 3008.

В Правилах организации теплоснабжения в Российской Федерации <1> полное ограничение режима потребления толкуется как прекращение подачи тепловой энергии путем осуществления переключений на тепловых сетях, а при отсутствии такой возможности - путем отсоединения теплопотребляющих установок потребителя от тепловой сети; частичным ограничением режима потребления называется снижение объема или температуры теплоносителя, подаваемого потребителю, либо прекращение подачи тепловой энергии или теплоносителя потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца.

<1> Постановление Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 34. Ст. 4734.

В п. 10 Приказа Минэнерго России от 6 июня 2013 г. N 290 <1> в числе видов ограничения режима потребления наряду с ограничением режима потребления электрической энергии и ограничением режима потребления электрической мощности названо временное отключение потребления.

<1> Приказ Минэнерго России от 6 июня 2013 г. N 290 "Об утверждении Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики" // Рос. газ. 2013. 20 сент.

Как видим, используемое законодателем в п. 2 ст. 547 ГК РФ понятие "перерыв в подаче энергии" в нормативных правовых актах, действующих в сфере энергоснабжения, отсутствует. Однако из них следует, что энергоснабжающая организация может осуществить: ограничение отпуска энергии; прекращение отпуска энергии; прекращение подачи энергии; ограничение подачи энергии; временное отключение потребления энергии; отключение потребления энергии; полное ограничение режима потребления энергии (временное прекращение подачи); частичное ограничение режима потребления энергии (в том числе прекращение подачи в определенные периоды); перерыв снабжения энергии; ограничение предоставления энергии; приостановление предоставления энергии.

Обратим внимание, что в ГК РФ встречается только термин "подача энергии", которую можно лишь прервать, ограничить или прекратить.

Определение всех указанных действий энергоснабжающей организации не входит в задачи настоящего исследования. При этом нельзя не отметить терминологическое излишество и непоследовательность в правовых актах, регламентирующих отношения в рассматриваемой сфере <1>, в связи с чем возникает множество содержательных и юридико-технических вопросов. Например, как соотносятся такие действия энергоснабжающей организации, как ограничение, прекращение, отключение, перерыв? Чем является приостановление предоставления энергии - ее временным отключением или перерывом в ее подаче? Может ли ограничение отпуска, потребления или режима потребления привести к перерыву в подаче энергии? Свидетельствует ли прекращение подачи энергии о перерыве в подаче энергии? Влечет ли отключение или временное отключение потребления перерыв в подаче энергии?

<1> О терминологических проблемах законодательства в сфере энергоснабжения см. также: Асессоров Ю.С., Асессорова А.В. Передача энергии местной электростанцией: правовой аспект // Вестн. Пермского ун-та. Сер. "Юрид. науки". 2014. N. 4. С. 85 - 93.

Слово "перерыв" означает промежуток, на время которого прекращается какая-нибудь деятельность <1>. Перерыв - явление, имеющее определенную продолжительность, связанное с прекращением, остановкой процесса.

<1> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 509.

Ограничение в подаче, отпуске, потреблении или режиме потребления энергии в значении "уменьшение, сокращение объема снабжения" не может привести к перерыву, так как подача энергии не прекращается. При этом полное ограничение режима потребления в значении "временное прекращение подачи" влечет перерыв в подаче энергии. Частичное ограничение режима потребления в значении "прекращение подачи в определенные периоды" также обусловливает перерыв в подаче энергии. Однако отметим, что глагол "ограничить" семантически близок словам "уменьшить", "сократить", а не слову "прекратить" <1>.

<1> Там же. С. 444.

Из сказанного следует, что если снабжающая организация неправомерно сократила количество передаваемой энергии, то ответственность за перерыв в подаче энергии не наступает, а значит, применению подлежит п. 1, а не п. 2 ст. 547 ГК РФ. Если подача энергии прекратилась и не возобновилась на момент обращения абонента в суд, то сначала необходимо восстановить подачу энергии <1>. Только после ее возобновления и установления продолжительности перерыва возможно применение либо п. 1, либо п. 2 ст. 547 ГК РФ (в зависимости от того, допущен ли перерыв в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, или не в результате такого регулирования).

<1> Анохин В.С. Договор энергоснабжения: правовое регулирование и практика разрешения споров // Вестн. Воронежского ун-та. Сер. "Право". 2008. N. С. 66 - 67.

Понятие регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов

Понятие "режим потребления энергии" определяется только в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" <1>, согласно которой это "процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения". Таким образом, значения понятий "режим потребления энергии" и "процесс потребления энергии" совпадают. Однако ответ на вопрос, что понимается под регулированием режима (процесса) потребления энергии, нормативно неочевиден.

<1> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4159.

Исходя из логического толкования такого противоправного поведения, как перерыв в подаче энергии, допущенный в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, можно предположить, что возможны также:

перерыв в подаче энергии, допущенный не в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, а в результате чего-то иного;

перерыв в подаче энергии, допущенный в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного не на основании закона или иных правовых актов.

Ни в цивилистической литературе, ни в специальной литературе по энергетическому праву нам не удалось обнаружить примера перерыва в подаче энергии, произошедшего не в результате регулирования режима потребления. Хотя имеется судебный акт, в котором указано, что перерыв в подаче электрической энергии, связанный с аварией, не относится к ситуации регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов <1>.

<1> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2011 г. N 17АП-4832/2011-ГК по делу N А50-25080/2010 // СПС "КонсультантПлюс".

При этом самое распространенное основание использования судами п. 2 ст. 547 ГК РФ - именно аварийный перерыв в подаче энергии. Следовательно, большинство правоприменителей уверены, что перерыв в подаче энергии по причине аварии охватывается процессом регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов. В пользу такого вывода говорит и то, что многие нормативные правовые акты в сфере регулирования режима потребления энергии в качестве особого основания для ограничения или прекращения подачи (потребления) энергии называют аварийные ситуации.

Отметим также, что слово "регулировать" означает "вносить известный порядок, систему во что-либо, упорядочивать" и "добиваться нужной силы, степени, уменьшая или увеличивая (скорость, освещение и т.п.)" <1>. Таким образом, на наш взгляд, любое вмешательство энергоснабжающей организации в процесс потребления энергии, при котором она уменьшает, увеличивает, прекращает подачу энергии, должно охватываться понятием "регулирование режима потребления энергии".

<1> Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка (толково-словообразовательный): В 2 т. М., 2000. Т. 2. С. 491.

Полагаем, "перерыв в подаче энергии, допущенный не в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов" и "перерыв в подаче энергии, допущенный в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного не на основании закона или иных правовых актов" - тождественные понятия. Подобный неправомерный перерыв предполагает, что энергоснабжающая организация прерывает подачу энергии, тем самым регулируя режим (процесс) потребления, при отсутствии в законе или ином правовом акте соответствующего основания для перерыва. Например, организация может прервать подачу энергии по такому не предусмотренному законом и иными правовыми актами основанию, как невнесение авансовых платежей.

Отсутствие доказательств того, что допущенные перерывы в подаче энергии были обусловлены регулированием режима потребления энергии, осуществленном на основании закона или иных правовых актов, позволяет абоненту требовать взыскания убытков, вызванных такими перерывами <1>.

<1> См., например: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2013 г. N 17АП-9366/2013-ГК по делу N А60-6929/2013 // СПС "КонсультантПлюс".

Следовательно, при допущении неправомерного перерыва в подаче энергии по основанию, не предусмотренному в законе или ином правовом акте (т.е. при отсутствии юридического основания для такого перерыва), ответственность энергоснабжающей организации наступает по общему правилу (п. 1 ст. 547 ГК РФ) независимо от вины. Пункт 2 ст. 547 ГК РФ применяется, только если неправомерный перерыв был допущен по основаниям, имеющимся в законе или ином правовом акте.

Понятие неправомерного перерыва в подаче энергии, допущенного при регулировании режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов

Неправомерный перерыв в подаче энергии, произошедший в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, может быть двух видов.

  1. Допущение перерыва в подаче энергии при фактическом отсутствии предусмотренных в законе или ином правовом акте юридических оснований для перерыва в подаче энергии.

Приведем пример. Между энергоснабжающей организацией и ИП был заключен договор энергоснабжения. В связи с наличием неоплаченной задолженности за поставленную электроэнергию абоненту было направлено уведомление с требованием оплатить задолженность до 18 октября. 14 октября энергоснабжающая организация направила сетевой организации заявку на отключение от энергоснабжения объекта абонента, которое было произведено 25 октября в 13 ч. Возобновление режима потребления энергии осуществили в этот же день в 18 ч 30 мин. Впоследствии выяснилось, что абонент оплатил имеющуюся задолженность еще 15 октября. Рассматривая соответствующий иск абонента, суд "пришел к верному выводу о незаконности действий... выразившихся в инициации введения ограничения режима потребления электроэнергии при отсутствии задолженности со стороны потребителя по оплате электроэнергии" <1>.

<1> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2014 г. N 17АП-5735/2014-ГК по делу N А60-38598/2013 // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, несмотря на наличие юридического основания для перерыва в подаче энергии (задолженность по оплате энергии), фактическое основание (сама задолженность) отсутствовало.

  1. Допущение перерыва в подаче энергии по основанию, предусмотренному в законе или ином правовом акте, но с нарушением порядка допущения перерыва, например без необходимого предупреждения или последующего немедленного уведомления.

О перерыве в подаче энергии абонент должен быть предупрежден (п. 2 ст. 546 ГК РФ). Энергоснабжающая организация, допустившая перерыв в подаче энергии без соответствующего предупреждения, обязана возместить потребителю ущерб: "В таких случаях действия энергоснабжающей организации рассматриваются как ненадлежащее исполнение ею обязательств по договору энергоснабжения и влекут за собой ответственность, установленную статьей 547 Гражданского кодекса Российской Федерации" <1>.

<1> Пункт 5 Обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения (информ. письмо Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 // Вестн. ВАС РФ. 1998. N 4).

Отсутствие предупреждения абонента о перерыве в подаче энергии судами расценивается как правонарушение. Так, абонент имел задолженность на момент перерыва в подаче энергии, допущенного 2 октября, при этом обязательное в таком случае предварительное предупреждение он получил лишь 15 октября. Суд обоснованно признал довод абонента (истца) о факте совершения правонарушения энергоснабжающей организацией (ответчиком): "Наличие у истца задолженности за электроэнергию на дату отключения не устраняет противоправности действий ответчика" <1>.

<1> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2010 г. N 17АП-3564/2010-ГК по делу N А50-35404/2009 // СПС "КонсультантПлюс".

Перерыв в подаче энергии без согласования с абонентом и без надлежащего его предупреждения допускается только в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (п. 3 ст. 546 ГК РФ).

Итак, перерыв в подаче энергии - это установленный промежуток времени, на который была прекращена подача энергии абоненту. Неправомерные перерывы в подаче энергии бывают двух видов. За неправомерный перерыв в подаче энергии, допущенный не в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов (перерыв в отсутствие юридических оснований для перерыва), ответственность наступает независимо от вины энергоснабжающей организации по п. 1 ст. 547 ГК РФ. За неправомерный перерыв в подаче энергии, допущенный в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов (перерыв в отсутствие фактических оснований для перерыва либо перерыв с нарушением порядка его допущения) ответственность наступает при наличии вины энергоснабжающей организации по п. 2 ст. 547 ГК РФ.

Список литературы

Анохин В.С. Договор энергоснабжения: правовое регулирование и практика разрешения споров // Вестн. Воронежского ун-та. Сер. "Право". 2008. N 1.

Асессоров Ю.С., Асессорова А.В. Передача энергии местной электростанцией: правовой аспект // Вестн. Пермского ун-та. Сер. "Юрид. науки". 2014. N. 4.

Вавилин Е.В. Осуществление прав и обязанностей по договору энергоснабжения / Под ред. З.И. Цыбуленко. Саратов, 2007.

Верзаков Е.И. Договор снабжения электрической энергией в гражданском праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2006.

Двинин О.А. Вопросы теории и практики договора электроснабжения в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка (толково-словообразовательный): В 2 т. М., 2000. Т. 2.

Лукьянцева И.А. Договор энергоснабжения: теория, законодательство и правоприменительная практика: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.

Матиящук С.В. Правовое регулирование договорных отношений в сфере электро- и теплоснабжения. М., 2011.

Указ Президента РФ от 23 ноября 1995 г. N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (в ред. от 15 марта 1999 г.) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4658.

Постановление Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" (в ред. от 8 августа 2012 г.) // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 262.

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (в ред. от 17 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2011. N 22. Ст. 3168.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в ред. от 29 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4159.

Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (в ред. от 23 января 2015 г.) // СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 3008.

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 34. Ст. 4734.

Приказ Госстроя РФ от 21 апреля 2000 г. N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" // Бюл. строительной техники. 2000. N 7.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (в ред. от 31 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5525.

Приказ Минэнерго России от 6 июня 2013 г. N 290 "Об утверждении Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики" // Рос. газ. 2013. 20 сент.

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. от 29 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.

Информ. письмо Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" // Вестн. ВАС РФ. 1998. N 4.

Огиренко Е.Б. Договор снабжения электрической энергией в предпринимательской сфере Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2005.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2010 г. N 17АП-3564/2010-ГК по делу N А50-35404/2009, от 24 июня 2011 г. N 17АП-4832/2011-ГК по делу N А50-25080/2010, от 6 сентября 2013 г. N 17АП-9366/2013-ГК по делу N А60-6929/2013, от 2 июля 2014 г. N 17АП-5735/2014-ГК по делу N А60-38598/2013 // СПС "КонсультантПлюс".

Сабирова Т.Р. Договор энергоснабжения в системе гражданско-правовых договоров: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2013.

Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии. М., 2013.

References

Anoxin V.S. Dogovor ehnergosnabzheniya: pravovoe regulirovanie i praktika razresheniya sporov // Vestn. Voronezhskogo un-ta. Ser. "Pravo". 2008. N 1.

Asessorov Yu.S., Asessorova A.V. Peredacha ehnergii mestnoj ehlektrostanciej: pravovoj aspekt // Vestn. Permskogo un-ta. Ser. "Yurid. nauki". 2014. N. 4.

Dvinin O.A. Voprosy teorii i praktiki dogovora ehlektrosnabzheniya v Rossijskoj Federacii: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006.

Efremova T.F. Novyj slovar' russkogo yazyka (tolkovo-slovoobrazovatel'nyj): V 2 t. M., 2000. T. 2.

Luk'yanceva I.A. Dogovor ehnergosnabzheniya: teoriya, zakonodatel'stvo i pravoprimenitel'naya praktika: Dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2009.

Matiyashhuk S.V. Pravovoe regulirovanie dogovornyx otnoshenij v sfere ehlektro- i teplosnabzheniya. M., 2011.

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 4 maya 2012 g. N 442 "O funkcionirovanii roznichnyx rynkov ehlektricheskoj ehnergii, polnom i (ili) chastichnom ogranichenii rezhima potrebleniya ehlektricheskoj ehnergii" (v red. ot 23 yanvarya 2015 g.) // SZ RF. 2012. N 23. St. 3008.

Ukaz Prezidenta RF ot 23 noyabrya 1995 g. N 1173 "O merax po osushhestvleniyu ustojchivogo funkcionirovaniya ob"ektov, obespechivayushhix bezopasnost' gosudarstva" (v red. ot 15 marta 1999 g.) // SZ RF. 1995. N 48. St. 4658.

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 5 yanvarya 1998 g. N 1 "O Poryadke prekrashheniya ili ogranicheniya podachi ehlektricheskoj ehnergii i gaza organizaciyam-potrebitelyam pri neoplate podannyx im (ispol'zovannyx imi) toplivno-ehnergeticheskix resursov" (v red. ot 8 avgusta 2012 g.) // SZ RF. 1998. N 2. St. 262.

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 6 maya 2011 g. N 354 (v red. ot 17 dekabrya 2014 g.) "O predostavlenii kommunal'nyx uslug sobstvennikam i pol'zovatelyam pomeshhenij v mnogokvartirnyx domax i zhilyx domov" // SZ RF. 2011. N 22. St. 3168.

Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2010 g. N 190-FZ "O teplosnabzhenii" (v red. ot 29 dekabrya 2014 g.) // SZ RF. 2010. N 31. St. 4159.

Federal'nyj zakon ot 26 marta 2003 g. N 35-FZ "Ob ehlektroehnergetike" (v red. ot 29 dekabrya 2014 g.) // SZ RF. 2003. N 13. St. 1177.

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 8 avgusta 2012 g. N 808 "Ob organizacii teplosnabzheniya v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii" // SZ RF. 2012. N 34. St. 4734.

Prikaz Gosstroya RF ot 21 aprelya 2000 g. N 92 "Ob utverzhdenii organizacionno-metodicheskix rekomendacij po pol'zovaniyu sistemami kommunal'nogo teplosnabzheniya v gorodax i drugix naselennyx punktax Rossijskoj Federacii" // Byul. stroitel'noj texniki. 2000. N 7.

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 dekabrya 2004 g. N 861 "Ob utverzhdenii Pravil nediskriminacionnogo dostupa k uslugam po peredache ehlektricheskoj ehnergii i okazaniya ehtix uslug, Pravil nediskriminacionnogo dostupa k uslugam po operativno-dispetcherskomu upravleniyu v ehlektroehnergetike i okazaniya ehtix uslug, Pravil nediskriminacionnogo dostupa k uslugam administratora torgovoj sistemy optovogo rynka i okazaniya ehtix uslug i Pravil texnologicheskogo prisoedineniya ehnergoprinimayushhix ustrojstv potrebitelej ehlektricheskoj ehnergii, ob"ektov po proizvodstvu ehlektricheskoj ehnergii, a takzhe ob"ektov ehlektrosetevogo xozyajstva, prinadlezhashhix setevym organizaciyam i inym licam, k ehlektricheskim setyam" (v red. ot 31 iyulya 2014 g.) // SZ RF. 2004. N 52 (Ch. II). St. 5525.

Prikaz Minehnergo Rossii ot 6 iyunya 2013 g. N 290 "Ob utverzhdenii Pravil razrabotki i primeneniya grafikov avarijnogo ogranicheniya rezhima potrebleniya ehlektricheskoj ehnergii (moshhnosti) i ispol'zovaniya protivoavarijnoj avtomatiki" // Ros. gaz. 2013. 20 sent.

Inform. pis'mo Prezidiuma VAS RF ot 17 fevralya 1998 g. N 30 "Obzor praktiki razresheniya sporov, svyazannyx s dogovorom ehnergosnabzheniya" // Vestn. VAS RF. 1998. N 4.

Ogirenko E.B. Dogovor snabzheniya ehlektricheskoj ehnergiej v predprinimatel'skoj sfere Rossijskoj Federacii: Dis. ... kand. yurid. nauk. Samara, 2005.

Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. M., 1999.

Postanovlenie Semnadcatogo arbitrazhnogo apellyacionnogo suda ot 11 maya 2010 g. N 17AP-3564/2010-GK po delu N A50-35404/2009, ot 24 iyunya 2011 g. N 17AP-4832/2011-GK po delu N A50-25080/2010, ot 6 sentyabrya 2013 g. N 17AP-9366/2013-GK po delu N A60-6929/2013, ot 2 iyulya 2014 g. N 17AP-5735/2014-GK po delu N A60-38598/2013 // SPS "Konsul'tantPlus".

Sabirova T.R. Dogovor ehnergosnabzheniya v sisteme grazhdansko-pravovyx dogovorov: Dis. ... kand. yurid. nauk. Kazan', 2013.

Svirkov S.A. Osnovnye problemy grazhdansko-pravovogo regulirovaniya oborota ehnergii. M., 2013.

Vavilin E.V. Osushhestvlenie prav i obyazannostej po dogovoru ehnergosnabzheniya / Pod red. Z.I. Cybulenko. Saratov, 2007.

Verzakov E.I. Dogovor snabzheniya ehlektricheskoj ehnergiej v grazhdanskom prave Rossii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Irkutsk, 2006.