Мудрый Юрист

Средства индивидуализации товаров (работ, услуг): основания возникновения права и проблемы законодательной регламентации в гражданском и уголовном законодательстве Российской Федерации

Т.Н. БОРОДКИНА

Процессы модернизации экономической системы России неразрывно связаны с появлением технологических, социальных, продуктовых, организационных и маркетинговых инноваций. При этом средства индивидуализации товаров (работ, услуг), в том числе и товарный знак, являющийся наиболее значимым маркетинговым инструментом, используют большинство производителей с целью идентификации товаров и услуг потребителями, определения их стоимости и качества.

Проблема защиты средств индивидуализации товаров (работ, услуг) существовала с самого их появления и остается актуальной до настоящего времени. Так, например, фабричное клеймо римской гончарной фабрики FORTIS в древние времена непрофессиональные мастера подделывали в больших количествах, тем самым пытаясь за счет известного наименования фабрики добиться увеличения продаж глиняных изделий.

Ежегодно в Российской Федерации совершаются административные правонарушения и преступления в сфере незаконного использования средств индивидуализации товаров (работ, услуг). Приведем несколько примеров. Так, в июне 2015 г. сотрудники ОЭБиПК УВД по САО г. Москвы в торговой точке, расположенной на Кронштадтском бульваре, изъяли партию спортивной одежды под марками известных мировых брендов с признаками контрафактности. В результате совершения преступления правообладателям товарного знака нанесен ущерб на сумму более 2 000 000 рублей. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками УВД по САО был задержан администратор магазина, который приобрел у неустановленного лица контрафактную продукцию.

В июле 2015 г. сотрудники ОЭБиПК УМВД России по г. Чите в ходе проведения оперативных мероприятий установили, что в одном из бутиков торгового центра, расположенного в Черновском районе города, предприниматель осуществляет продажу женских и мужских часов известного бренда по цене не больше 1000 рублей за штуку, хотя реальная цена подобной продукции составляет несколько десятков тысяч рублей. В результате совершения преступления правообладателям товарного знака нанесен ущерб на сумму 600 000 рублей <1>.

<1> См.: официальный сайт новостей МВД России: http://mvdrus.ru.

Среди причин незаконного использования средств индивидуализации товаров (работ, услуг) можно назвать: необходимость приобретения товаров при низком уровне доходов основной массы населения; недобросовестность предпринимателей, производящих и вводящих в гражданский оборот продукцию с незаконным использованием товарного знака; пассивность правообладателей в защите своих законных интересов; сложность доказывания факта неоднократности и причинения крупного ущерба.

Незаконное использование товарного знака на изделиях, произведенных и распространяемых компаниями без лицензии, наносит ущерб рекламным и маркетинговым усилиям юридических лиц, увеличивая соответствующие расходы; негативно влияет на деловую репутацию производителя; вводит потребителей в заблуждение относительно качества продукции, на которое они могли рассчитывать.

Благодаря товарному знаку покупатели получают возможность быстро определиться с выбором товара, добросовестные производители - отделить свою продукцию от чужой, повысить уровень продаж, завоевать авторитет у покупателя, государство - обеспечить необходимый контроль над производством, объемами и качеством производимой и реализуемой продукции, получить доходы от налогообложения и перемещения товаров через таможенную границу.

Как правильно заметил А.А. Козлов, преступность в сфере интеллектуальной собственности "нарушает права потребителей, принципы добросовестной предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, ведет к снижению экономического роста и инвестиционной привлекательности России" <2>.

<2> Козлов А.А. "Незаконное использование средств индивидуализации товаров: уголовно-правовой и криминологический аспекты". Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3.

Во Всемирной декларации по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г. дано понятие термину "интеллектуальная собственность", который означает любую собственность, признаваемую по общему согласию в качестве интеллектуальной по характеру и заслуживающей охраны, включая, но не ограничиваясь научными и техническими изобретениями, литературными или художественными произведениями, товарными знаками и указателями деловых предприятий, промышленными образцами и географическими указаниями <3>.

<3> См.: Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Товарный знак представляет собой изобразительное, словесное, комбинированное либо любое другое обозначение, использующееся для выделения конкретного товара, индивидуального предпринимателя или юридического лица. Законодательство предусматривает создание исключительного права на товарный знак. Это право подтверждается соответствующим свидетельством (свидетельством на товарный знак), выдаваемым Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом).

Лицо, обладающее правами на товарный знак, может использовать его в гражданском обороте применительно к товарам либо услугам, для которых товарный знак был зарегистрирован. Также правообладатель имеет право распоряжаться товарным знаком по своему усмотрению и налагать запрет на использование товарного знака теми, кто не имеет соответствующих прав.

При рассмотрении понятия "средства индивидуализации" вначале следует ответить на вопрос: какие существуют основания для возникновения права на них?

Следует отметить, что права на средства индивидуализации возникают по различным основаниям. Исключительное право на фирменное наименование возникает в момент государственной регистрации юридического лица. Исключительное право на товарные знаки и наименования мест происхождения товаров - в момент государственной регистрации Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом). Исключительное право на коммерческое обозначение - в момент приобретения известности на определенной территории.

Нарушением исключительного права является использование объекта интеллектуальной собственности лицом, не являющимся правообладателем или лицензиатом (например, закон допускает заключение лицензионного договора на товарный знак), способами, которые охватываются содержанием исключительного права. В частности, будет нарушением наименования мест происхождения товаров его размещение на товаре, не изготавливаемом на самом деле на охраняемой им территории. Однако упоминание того же наименования мест происхождения товаров в кулинарной книге нарушением, разумеется, не будет.

Лицензионный договор на товарный знак - самый распространенный способ передачи прав на товарные знаки. Это объясняется тем, что, с одной стороны, при его заключении правообладатель товарного знака сохраняет за собой исключительное право, с другой стороны, его контрагент получает право использовать товарный знак и извлекать из этого прибыль. Благодаря различным видам лицензионных договоров, гибким условиям лицензии, передача прав по лицензионному договору на товарный знак очень привлекательна с экономической точки зрения.

В случае нарушения защита средств индивидуализации может осуществляться в претензионном, административном и судебном порядке. В административном порядке защиту осуществляют Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в пределах своей компетенции.

В данной статье мы рассмотрим проблемы законодательной регламентации использования понятия "средства индивидуализации товаров (работ, услуг)" в Уголовном и Гражданском законодательстве Российской Федерации.

Уголовная ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) в соответствии со ст. 180 УК РФ возникает в случае:

незаконного использования чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб;

незаконного использования предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб;

совершения вышеперечисленных деяний, совершенных группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Для того чтобы правильно квалифицировать деяние, необходимо ответить на вопрос, что собой представляют "средства индивидуализации товаров (работ, услуг)", т.е. понятие, используемое законодателем в ст. 180 УК РФ. Для этого необходимо вначале обратиться к положениям ст. 1225 ГК РФ, в которой перечислены объекты интеллектуальной собственности.

Законодатель в ч. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации средства индивидуализации приравнивает к результатам интеллектуальной деятельности и относит к ним: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 23 Постановления от 26 апреля 2007 г. N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака" <4> дает разъяснение, согласно которому при разрешении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 180 УК РФ, суду необходимо иметь в виду, что под использованием предупредительной маркировки следует понимать изображение такой маркировки на товарах и (или) на упаковках, а также ее применение в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации.

<4> См.: Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 26 апреля 2007 г. N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака" // СПС "КонсультантПлюс".

Предупредительная маркировка может быть поставлена правообладателем рядом с товарным знаком, она используется для указания на то, что применяемое на соответствующем товаре обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.

Предупредительная маркировка также может быть поставлена рядом с наименованием места происхождения товара. В этом случае она служит указанием на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской Федерации. Незаконным применительно к ч. 2 ст. 180 УК РФ является использование предупредительной маркировки в отношении товарного знака или места происхождения товара, не зарегистрированных в Российской Федерации.

Учитывая, что в ч. 2 ст. 180 УК РФ, закрепляющей уголовную ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, законодатель использует термин "предупредительная маркировка".

Согласно ст. 1485 ГК РФ правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который располагается рядом с товарным знаком и представляет собой предупредительную маркировку в виде латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак", указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в РФ. Нанесение предупредительной маркировки является правом, а не обязанностью собственника товарного знака.

Маркировка "TM" согласно законодательству РФ не имеет правовой защиты, такая маркировка выполняет лишь информативную функцию.

Обозначения Trade markTM, "TM" (сокращение от trademark) или "TM", не регулируемое законодательством в России, в зарубежных странах обычно обозначают, что заявка на товарный знак уже подана, но свидетельство о регистрации еще не выдано.

Подлежит сомнению общественная опасность деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 180 УК РФ, закрепляющей уголовную ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, а соответственно, и необходимость его криминализации.

Мы разделяем мнение И.А. Клепицкого, который указывает, что "предупредительная маркировка служит исключительно для предупреждения предпринимателей о том, что данный знак или наименование зарегистрированы в России, чтобы они не использовали тождественные или сходные обозначения. Проставление предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного знака не нарушает чьих-либо прав и, представляется, не может причинить какого-либо ущерба. Незаконное использование или регистрация чужого, даже незарегистрированного, знака является проявлением недобросовестной конкуренции, хотя и не влечет уголовной ответственности (если знак не охраняется в силу международного договора). Неуплата пошлины за регистрацию не причиняет ущерба государству, так как отсутствуют основания для ее уплаты - государство не несет никаких расходов в связи с регистрацией и охраной этих знаков. Пошлина взимается вовсе не за право использовать какой-либо знак или маркировку, а за услуги, связанные с регистрацией знака. Поэтому криминализация деяния, указанного в ч. 2 ст. 180 УК, является ошибкой" <5>.

<5> Серебруев И.В. Уголовно-правовая специфика незаконного использования товарного знака: постановка проблемы // Российский юридический журнал. 2015. N 2. С. 67 - 79.

Таким образом, предлагаем исключить уголовную ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара (ч. 2 ст. 180 УК РФ) в связи с тем, что предупредительная маркировка является техническим обозначением, указывающим на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в РФ. Кроме того, нанесение предупредительной маркировки является правом, а не обязанностью собственника товарного знака.