Мудрый Юрист

Запрос предложений: торги или нет?

Павел Карташков, магистр права, г. Москва.

Часто в силу того, что Закон о закупках носит рамочный характер и большинство процедур подробно в нем не прописаны, при осуществлении закупок возникает ряд вопросов. Например, считать ли запрос предложений торгами или нет? И обязан ли заказчик заключать контракт по итогам осуществления закупки этим способом?

А нужен ли контракт?

Обязан ли заказчик заключать контракт при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках)? Давайте разберемся.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (п. 1 ст. 447 ГК РФ).

Кроме того, согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Напомним, что данная норма в вышеуказанной редакции, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации", вступила в силу с 1 июня 2015 года. До этого под торгами понимались только конкурс и аукцион.

Отметим также, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (п. 4 ст. 447 ГК РФ).

При этом у заказчиков, а чаще всего у поставщиков возникали спорные ситуации, касающиеся ряда иных способов закупки, например запроса предложений: считать его торгами или нет? Отсюда вытекает другая довольно важная обязанность, а именно заключения договора заказчиком по результатам торгов.

Это предусмотрено п. 6 ст. 448 ГК РФ, согласно которому, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

Отметим, что до внесения изменений в ч. 1 ГК РФ такая обязанность была предусмотрена абз. 2 п. 5 ст. 448 ГК РФ, согласно которому, если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

По вышеуказанным вопросам существуют различные позиции судов и контрольных органов.

Позиция первая

Рассмотрим сначала позицию, когда запрос предложений не признается торгами.

Как следует из решения Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2014 по делу N А40-176170/2013, ОАО "Сбербанк России" на основании протокола от 18.03.2013 N 026/13 объявило о проведении запроса предложений с ограниченным количеством участников по выбору организации на оказание услуг по комплексному юридическому сопровождению для нужд ОАО "Сбербанк России" с максимальной стоимостью договора 10 млн. руб. В рамках объявленного запроса предложений участникам запроса было предложено направить ответчику предложения по оказанию юридических услуг, для того чтобы конкурсная комиссия ответчика выбрала лучшее предложение.

Суд первой инстанции отметил, что объявленный ОАО "Сбербанк России" "запрос предложений по своей правовой природе является закрытым конкурсом, так как соответствует признакам закрытого конкурса в смысле гражданского законодательства, то отношения участников запроса предложений с лицом, объявившим запрос предложений, должны регулироваться нормами Гражданского законодательства, регламентирующими заключение", и, сославшись на уже утративший силу абз. 2 п. 5 ст. 448 ГК РФ, подчеркнул обязанность заключения договора заказчиком.

Таким образом, суд первой инстанции обязал ОАО "Сбербанк России" заключить с ООО "Коллекторское агентство ИНТЕЛЛЕКТ-С" договор об оказании услуг.

Вместе с тем данное решение Арбитражного суда г. Москвы было отменено Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 N 09АП-19583/2014-ГК, которое оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда МО от 19.11.2014 по тому же делу.

Кроме того, позиция вышеуказанных судов подтверждена Определением ВС РФ от 04.02.2015 N 305-ЭС15-67.

Отметим те доводы, которые приводили суды, отменяя решение Арбитражного суда города Москвы.

Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п. 2.1.3 Положения о закупках ОАО "Сбербанк России" (с изменениями N 1 от 24.01.2013) запрос предложений - конкурентный способ закупки, не являющийся торгами, при котором банк информирует потенциальных поставщиков о потребности в продукции и приглашает к подаче открытых коммерческих предложений в адрес банка. Победителем признается участник, предложивший наиболее выгодные для банка условия договора в соответствии с установленными банком требованиями.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 N 09АП-19583/2014-ГК отмечено, что "в силу закона, положения о закупках и документации на проведение запроса предложений существенным отличием процедуры запроса предложений и торгов является то, что запросом предложений банк информирует потенциальных поставщиков о потребности в продукции и приглашает к подаче открытых коммерческих предложений в адрес банка, а торги - это конкурс/электронный аукцион, проводимые с целью заключения договора в соответствии с Законом о закупках".

Кроме того, согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за 30 дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

При этом запрос предложений был объявлен ответчиком всего за восемь дней, а также в извещении о проведении запроса предложений не был указан предоставляемый для заключения договора срок, обязательный в силу вышеуказанного (в старой редакции) абз. 2 п. 2 ст. 448 ГК РФ.

Помимо этого, судами были отмечены, в частности, в Определении ВС РФ от 04.02.2015 N 305-ЭС15-67 утрата Сбербанком России потребности в услугах по сопровождению процедур двух организаций (ввиду их ликвидации) и, как следствие, невозможность исполнения агентством обязательств в полном объеме.

Аналогичная позиция в целом содержится в Постановлении Арбитражного суда МО от 26.06.2015 по делу N А40-69448/14 при проведении запроса предложений ПАО "Аэрофлот - Российские Авиалинии" на заключение договора по организации торговли на борту воздушных судов ОАО "Аэрофлот" (N 31300630733).

Эта позиция осталась неизменной в Определении ВС РФ от 08.09.2015 N 305-ЭС15-12265.

Позиция вторая

Перейдем к рассмотрению альтернативной позиции, когда запрос предложений по всем признакам был назван торгами.

В данном случае речь идет о запросе предложений на оказание услуг по уборке помещений, уборке и озеленению внутренней и прилегающей территории ООО "Газпром ВНИИГАЗ" для нужд ООО "Газпром ВНИИГАЗ" - дочернего общества ПАО "Газпром".

В решении Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2013 по делу N А40-105887/2013 (ПАО "Газпром" против Московского УФАС России) отмечено, что "в соответствии с п. 1.2.11 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром запрос предложений не является торгами (конкурсом, аукционом) в соответствии со ст. ст. 447 - 449 ГК РФ или публичным конкурсом в соответствии со ст. ст. 1057 - 1061 ГК РФ, правила его проведения регламентируются настоящим Положением, а по результатам его проведения может быть определена лучшая заявка на участие в запросе предложений, содержащая лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленная участником, наиболее полно соответствующим требованиям документации о запросе предложений, и заключен договор. Аналогичная норма содержится в п. 9.2.13 Положения с дополнением, согласно которому открытый запрос предложений не накладывает на организатора и заказчика обязательств, установленных вышеуказанными статьями ГК РФ... Исходя из условий, изложенных в Положении и документации, общество по результатам открытого запроса предложений не берет на себя обязательство принять предложение и заключить договор с лицом, предложение которого признано лучшим".

Вместе с тем данное решение Арбитражного суда г. Москвы было отменено Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 N 09АП-7225/2014, которое оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда МО от 20.01.2015 по тому же делу.

Кроме того, позиция вышеуказанных судов подтверждена Определением ВС РФ от 12.05.2015 N 305-КГ15-1682.

Отметим те доводы, которые приводили суды, отменяя решение Арбитражного суда г. Москвы.

Как уже было сказано выше, в п. 2 ст. 448 ГК РФ приведен перечень того, что должно содержать извещение о проведении торгов. При этом судом первой инстанции не учтено, что названным положениям извещение ООО "Газпром ВНИИГАЗ" за N 327/ВНИИГ/13-2.1-3841/30.04.13/ЗМЭПГОС соответствовало.

Согласно Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 N 09АП-7225/2014 "вывод суда первой инстанции о том, что договор по результатам проведенной процедуры может не заключаться, также основан на неправильном толковании ст. ст. 447 - 449 ГК РФ, поскольку договор заключается с победителем процедуры, что соответствует правовой природе торгов. В пользу данного вывода свидетельствует и то обстоятельство, что в соответствии с Положением о закупке и документацией договор подписывается в течение 20 дней, как того требуют положения ч. 5 ст. 448 ГК РФ". Обращаем внимание, что здесь имеется в виду п. 5 ст. 448 ГК РФ в старой редакции.

В Определении ВС РФ от 12.05.2015 N 305-КГ15-1682 отмечено, что "суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что рассматриваемый в рамках настоящего дела способ закупок - запрос предложений по своей правовой природе отвечает определению торгов, вне зависимости от того, какое наименование присвоено организатором данной процедуре закупок".

Таким образом, исходя из приведенного выше подхода, вне зависимости от того, какое наименование присвоено организатором процедуре закупок, если она по своей правовой природе является торгами (например, положения извещения соответствуют п. 2 ст. 448 ГК РФ или срок заключения договора соответствовал старой редакции п. 5 ст. 448 ГК РФ), то у заказчика существует обязанность по заключению договора с победителем торгов.

Учитывая такие разные подходы судов при рассмотрении дел, заказчик при опубликовании закупки тем или иным способом не должен забывать, что способ закупки может быть трактован судом как торги, которые предполагают обязанность заключения договора.

Это подтверждается и изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" в п. 4 ст. 447 ГК РФ, согласно которому торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом, то есть законодатель расширил формы для торгов, которые теперь ограничиваются не только конкурсом и аукционом. Поэтому теперь суды могут вполне нормативно считать запрос предложений торгами. Думаем, что дальнейшая судебная практика это подтвердит.