Мудрый Юрист

К вопросу о совершенствовании прокурорского надзора за деятельностью полиции

Бережкова Надежда Федоровна, помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска.

По существу, авторский подход к вопросам научного толкования о деятельности полиции и осуществлении прокурорского надзора за ее деятельностью на современном этапе актуален. Научно-теоретические суждения на современном этапе необходимы в связи с тем, что за 2012 - 2014 годы законодателями и Президентом России рассмотрены существенные вопросы о порядке обеспечения правопорядка в России (безопасности), а также модифицирована деятельность МВД России и его территориальных органов, в т.ч. и полиции.

Ключевые слова: безопасность, воспитание, государство, закон, защита, надзор, право, присяга, полиция, реформа.

Revisiting Improvement of Public Prosecutor's Supervision of Police Activities

N.F. Berezhkova

Berezhkova Nadezhda F., Assistant Prosecutor of Leninsky District of Ulyanovsk.

In fact, the author's approach to the scientific interpretation of the police and the Prosecutor's supervision over its activity at the present stage are relevant. The scientific-theoretical judgment at the present stage requires that in the 2012 - 2014 years lawmakers and the President of Russia the substantive issues on the basis of rule of law in Russia (Safety), as well as modified by the Russian Ministry of Internal Affairs and its territorial agencies, including the police.

Key words: safety, education, protection, supervision, right, the police oath, reform.

Вопросы о деятельности полиции и проблемные ее аспекты рассматривались многими учеными с различных позиций, в частности с административных и государственно-правовых позиций (управленческих взглядов). Это мы можем заметить, например, в трудах А.И. Бастрыкина, А.В. Быкова, Н.А. Духно, В.В. Гордиенко, А.С. Дугенца, В.Д. Зорькина, В.Я. Кикотя, В.Л. Кубышко, С.Н. Миронова, И.Н. Зубова, Ф.П. Васильева, В.А. Кудина, Н.Д. Эриашвили, Ю.Н. Демидова, Ю.Я. Чайки и многих других.

Рассматриваемая тема актуальна в связи с тем, что нормативные правовые акты (далее - НПА), регламентирующие деятельность органов прокуратуры и полиции, пересмотрены за последние годы не только Президентом России и законодателями, но и непосредственно Генеральной прокуратурой России. Проведенные реформы в области деятельности полиции требуют осуществления на должном уровне эффективного прокурорского надзора. Вопросы правильной организации работы органов прокуратуры и территориальных органов внутренних дел (полиции) играют ключевую роль в укреплении обеспечения правопорядка (безопасности) в целом.

Как известно, прокурорский надзор представляет собой совокупность взаимосвязанных положений общетеоретического, правового, методического характера, раскрывающих предмет, цели и задачи прокурорского надзора, иного функционального предназначения и содержания деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, правопорядка (безопасности).

В настоящее время прокуратура - это государственный орган защиты прав и свобод человека и гражданина (законных интересов страны). И в порядке общепринятых основ (науки и практики) задачи прокурорского надзора следует рассмотреть путем разделения на три вида, или уровня, а именно: общие, специальные и частные.

При этом общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждое направление (отрасль) единого государственного прокурорского надзора вносит свой вклад в решение общих вопросов. Объем и содержание этого вклада определяются специальными задачами, стоящими только перед данным направлением (отраслью) прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждом из направлений прокурорского надзора. Решение общих и специальных задач осуществляется в процессе государственно-надзорной деятельности прокурора путем применения правовых средств.

В ходе использования этих средств он ставит определенные, конкретные задачи и решает их. Такие задачи называют частными задачами прокурорского надзора. Но они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные. Так, частные задачи различаются в зависимости от направления (отрасли) государственно-прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства. А целями являются результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и в частности ее важнейшая функция - прокурорский надзор.

Законодателями, а также Президентом и Правительством РФ пересмотрены вопросы существенного характера в области деятельности полиции (ОВД РФ), в частности в области:

<1> См.: Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Николаев А.Г., Ускова А.С., Анохина С.Ю., Дембицкая И.Л., Лятифова Т.С. Осуществление государственных надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 5. С. 146 - 153.
<2> Торопин Ю.В., Васильев Ф.П. Административно-правовое регулирование обеспечения экономической безопасности России // Труды Академии управления МВД России. 2014. N 2 (30). С. 67 - 71.

Органы Генпрокуратуры России должны пересмотреть свои надзорно-контрольные функции по данным направлениям. А причинностью отдельного выделения вопросов осуществления прокурорского надзора над полицией является также то, что полиция МВД России, чем, скажем, другие полицейские подразделения федеральных органов (Минобороны и наркоконтроля) исполнительной власти, является основным субъектом, обеспечивающим исполнение государственных функций в области правопорядка и безопасности.

Несомненно, цели надзора за деятельностью полиции определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. Прокуратура - конституционный орган. В конечном счете он определяется Конституцией РФ, ФЗ о прокуратуре РФ, другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов. Наиболее четко цели прокуратуры определены в ФЗ о прокуратуре, который устанавливает, что целями прокуратуры являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты законных прав и свобод человека и гражданина (участников правоотношения), защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижение этих целей направлена вся деятельность прокуратуры. Их конкретные виды перечислены в том же п. 2 ст. 1 ФЗ о прокуратуре. Ими являются прокурорский надзор (5 основных направлений, или отраслей), уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Из сказанного видно, что основным средством достижения определенных ФЗ о прокуратуре целей является прокурорский надзор. Это естественно, т.к. именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

В итоге современный прокурорский надзор за деятельностью полиции - это особый вид государственных полномочий прокурора, при котором прокуратура контролирует соблюдение требований Конституции РФ и других законов сотрудниками полиции (подразделениями полиции, ОВД) МВД России в целях недопущения нарушения прав и свобод участников правоотношения и обеспечения верховенства законов.

Для осуществления своих функций ныне прокуроры используют особые полномочия, собственные формы и методы деятельности, которые по своему характеру не могут применяться другими органами госвласти. Актами прокурорского реагирования на нарушения закона сотрудниками полиции (территориальными органами, прежде всего на низовых уровнях это региональные и районные) являются протесты, представления, требования, постановления (возбуждение дела - КоАП РФ) и предостережения.

В таком сочетании они не встречаются в практике деятельности госорганов иных ветвей власти. И, как отмечает М.С. Шалумов, прокуратура России как самостоятельная ветвь власти является важнейшим и неотъемлемым элементом системы сдержек и противовесов, уравновешивания других ветвей власти, их согласованного функционирования <3>. А также вся система органов прокуратуры строится на принципах единства и централизации, подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.

<3> См.: Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. 1999. N 1. С. 85.

Одним из способов обеспечения реализации надзорных функций является осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб граждан на противоправные действия полиции. Они должны осуществляться в соответствии с требованиями Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации".

При этом в процессе их разрешения работники органов прокуратуры должны учитывать требования Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином своих конституционных прав на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан ими и их должностными лицами. Данный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Они распространяются также и на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства. То есть фактически регламентирован порядок личного приема граждан.

Если современные особенности государственно-надзорной деятельности прокурора должны проходить в каждом случае через верховенство правового механизма (обвинения, протеста и т.д.), когда он при анализе конкретного дела, принятого (предполагаемого) решения установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он, в силу ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, обязан занимать свою государственно-надзорную (обвинительную) позицию в соответствии с законом, регулирующую данные правоотношения. Современная оценка правоприменительных и иных действий должна проходить с точки зрения соответствия закону, т.е. подлежат НПА любого государственного или иного органа (субъекта), скажем указы Президента России и постановления законодателей, постановления и распоряжения Правительства России, НПА органов местного самоуправления и министерств, ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д. А в случае применения закона вместо не соответствующего ему НПА государственного или иного органа прокурор вправе (обязан) вынести протест: потребовать и обратить внимание субъекта, издавшего (применившего) такой акт, на необходимость пересмотра его (устранение нарушений) в соответствии с законом либо отменить.

Тем более Конституция РФ каждому гарантирует право на рассмотрение его дела в том суде (органе) и тем судьей (органом), к подсудности (подведомственности) которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47). Подобная схема присутствует в нормах не только УПК РФ, но и КоАП РФ. Эти особенности в какой-то степени закреплены также и в Законе РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Согласно установленным законодателями правилам в суд с жалобой гражданин может обратиться в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, либо в течение 1 месяца со дня получения им письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом, а также закреплены вопросы подачи жалобы и ее рассмотрения, вынесения судом решения по жалобе и его исполнения.

В заключение на основе проведенного анализа конституционных норм и ряда НПА, а также различных приказов Генерального прокурора РФ и др. НПА мы можем выделить современные направления надзорной деятельности прокуратуры, а именно: в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура России осуществляет надзор:

Литература

  1. Васильев Ф.П. Осуществление государственных надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе / Ф.П. Васильев, А.С. Дугенец, А.Г. Николаев, А.С. Ускова [и др.] // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 5. С. 146 - 153.
  2. Торопин Ю.В., Васильев Ф.П. Административно-правовое регулирование обеспечения экономической безопасности России // Труды Академии управления МВД России. 2014. N 2 (30). С. 67 - 71.
  3. Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. 1999. N 1. С. 85.