Мудрый Юрист

Порядок осуществления прямых иностранных инвестиций в закрытые административно-территориальные образования

Алексеенко Александр Петрович, старший преподаватель кафедры частного права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

В статье рассматривается порядок совершения прямых иностранных инвестиций в закрытые административно-территориальные образования РФ. Проведен анализ Постановления Правительства РФ "О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями". Выявлены направления совершенствования нормативно-правового регулирования данной сферы.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, закрытое административно-территориальное образование, ЗАТО, правовой режим, изъятия из национального режима, ограничения.

Procedure of Direct Foreign Investments Provided to Closed Administrative Territorial Entities

A.P. Alekseenko

Alekseenko Alexander P., Senior Lecturer of the Department of Private Law in Vladivostok State University of Economics and Service.

The article examines the procedure of foreign direct investing in closed administrative-territorial entities in Russia. The author analyzes the decree of the Russian Government Resolution "On the establishment and activities organizations with foreign investments in the Closed city." Areas of improvement of legal regulation of this sector are identified by the author.

Key words: direct foreign investments, closed administrative-territorial education, legal treatment, withdrawals from a national treatment, restrictions.

Благодаря активному привлечению иностранных инвестиций такие страны, как Ирландия, КНР, Республика Корея, Сингапур, Япония и др., смогли совершить значительные преобразования в экономической сфере. На привлечение зарубежного капитала нацелена также и политика Российской Федерации. Однако нельзя считать иностранные инвестиции безусловным благом. Как отмечают исследователи, "в специальных целях (прежде всего в интересах национальной безопасности) признано целесообразным распространение норм об ограничениях для иностранных инвесторов" <1>.

<1> Отнюкова Г.Д. Правовое регулирование инвестиций и инвестиционной деятельности в условиях членства РФ в Таможенном союзе, ЕврАзЭС и ВТО // Право ВТО. 2014. N 1. С. 55.

В России, согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", могут устанавливаться ограничительные изъятия из национального режима в отношении иностранных инвестиций в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства <2>. Такие ограничения можно условно разделить на отраслевые и территориальные.

<2> Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

Территориальные ограничения в отношении иностранных инвестиций обусловлены наличием закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО). Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" <3> целями создания ЗАТО является обеспечение безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Безопасная деятельность названных организаций обеспечивается посредством установления запретных и (или) контролируемых зон по границе и (или) в пределах ЗАТО; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией <4>.

<3> О закрытом административно-территориальном образовании: Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 02.04.2014) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 33. Ст. 1915.
<4> Миролюбова С.Ю. Проблемы ограничения права на свободу передвижения в закрытых административно-территориальных образованиях на территории Российской Федерации // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2009. N 1. С. 257.

В связи с особенностями объектов, которые находятся на территории ЗАТО, ограничения, закрепленные в ч. 6 п. 1 ст. 3 данного Закона, представляются обоснованными. Как отмечают исследователи, "федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией РФ" <5>.

<5> Байдаров Д.Ю. Конституционное право граждан РФ на свободу предпринимательской деятельности: механизм реализации на территории закрытых административно-территориальных образований // Право и государство: теория и практика. 2010. N 12. С. 29.

Однако, несмотря на особый статус ЗАТО <6>, иностранным инвесторам не запрещено создание коммерческих организаций на их территории. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях" не затрагивает государственного регулирования процедуры учреждения организаций с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) на территориях РФ, где такие инвестиции ограничены в целях государственной безопасности. В настоящее время порядок учреждения объекта с ПИИ в ЗАТО установлен Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2006 г. "О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями" <7>. Согласно п. 2 названного подзаконного акта при создании организации с иностранными инвестициями на территории ЗАТО ее учредитель представляет в федеральный орган исполнительной власти или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано соответствующее закрытое административно-территориальное образование, заявление о государственной регистрации юридического лица. Кроме того, в п. 4 и п. 5 Постановления предусмотрена процедура дальнейшего согласования заявления с правоохранительными органами. Так, федеральный орган исполнительной власти или Государственная корпорация по атомной энергии в течение 3 рабочих дней с даты получения от учредителя организации с иностранными инвестициями заявления направляют его копию для согласования в ФСБ и МВД Российской Федерации. Указанные органы принимают решение об отказе либо о даче согласия на создание организации с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования. То есть регистрация юридического лица проводится не посредством обращения в ФНС, как это предусмотрено в иных случаях, а предполагает обязательное предварительное одобрение соответствующим государственным органом. Закрепление таких требований в Постановлении Правительства РФ значительно усложняет порядок учреждения организации.

<6> Власенко А.А. О совершенствовании правового статуса закрытых административно-территориальных образований // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 18. С. 29.
<7> О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2006 N 302 (ред. от 30.05.2013) // СЗ РФ. 2006. N 22. Ст. 2334.

После выполнения названных выше процедур и получения от компетентного органа уведомления о принятии решения об учреждении коммерческого юридического лица с иностранными инвестициями на территории ЗАТО иностранный инвестор получает право подать заявление в соответствии с законодательством РФ в территориальный орган Федеральной налоговой службы. При этом изъятия из национального режима ограничительного характера применяются только на стадии создания на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями. В процессе осуществления такими юридическими лицами предпринимательской деятельности применяющийся к ним режим максимально приближен к правовому режиму российских организаций <8>.

<8> Байдаров Д.Ю. Создание и деятельность организаций с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования: особенности правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 3. С. 104.

Примечательно, что действующим законодательством не предусмотрены запрет или ограничение на приобретение долей (акций) общества, уже зарегистрированного в ЗАТО. Данный пробел в правовом регулировании необходимо заполнить соответствующими нормами, иначе сама процедура предварительного одобрения создания организации с ПИИ в закрытом административно-территориальном образовании теряет смысл, т.к. инвестор может стать участником (акционером) общества, а не учреждать его с нуля. В этой связи целесообразным является предусмотреть процедуру обязательного согласования с компетентными органами сделки о приобретении доли (акций) общества, расположенного на территории ЗАТО. Норму, которая будет устанавливать такую процедуру, следует ввести в Федеральный закон "Об иностранных инвестициях" в качестве отдельной статьи. Также необходимо предусмотреть последствия отсутствия согласования. К ним могут быть отнесены, например, признание сделки недействительной и отказ в совершении действий по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, особый режим осуществления предпринимательской деятельности на территории ЗАТО имеет веские основания. Изъятия из национального режима в отношении иностранных инвесторов призваны обеспечить безопасность государства. Именно это обусловливает необходимость согласования с компетентными органами учреждения организации с ПИИ. Однако данные меры представляются недостаточными для более полного осуществления контроля за иностранными инвесторами и требуют дальнейшей проработки, в частности в урегулировании отношений по приобретению долей (акций) общества, ведущего хозяйственную деятельность в ЗАТО.

Литература

  1. Байдаров Д.Ю. Конституционное право граждан РФ на свободу предпринимательской деятельности: механизм реализации на территории закрытых административно-территориальных образований // Право и государство: теория и практика. 2010. N 12. С. 26 - 29.
  2. Байдаров Д.Ю. Создание и деятельность организаций с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования: особенности правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 3. С. 101 - 105.
  3. Власенко А.А. О совершенствовании правового статуса закрытых административно-территориальных образований // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 18. С. 29 - 32.
  4. Миролюбова С.Ю. Проблемы ограничения права на свободу передвижения в закрытых административно-территориальных образованиях на территории Российской Федерации // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2009. N 1. С. 256 - 264.
  5. Отнюкова Г.Д. Правовое регулирование инвестиций и инвестиционной деятельности в условиях членства РФ в Таможенном союзе, ЕврАзЭС и ВТО // Право ВТО. 2014. N 1. С. 51 - 56.