Мудрый Юрист

Проблемы правового регулирования и организации деятельности подразделений специального назначения территориальных органов МВД России

Куянова Арина Викторовна, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук.

Батов Евгений Викторович, заместитель командира - начальник штаба СОБР ГУ МВД России по Иркутской области.

Результаты проведенного исследования проблем несоответствия нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность подразделений специального назначения МВД России, современным требованиям позволили авторам сформулировать предложения и рекомендации, которые могут быть использованы при подготовке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность подразделений специального назначения.

Ключевые слова: подразделения специального назначения МВД России, полиция, правовое регулирование, нормативные правовые акты.

Problems of Legal Regulation and Organization of Activities of Special Task Units of Local Agencies of the Ministry of Internal Affairs of Russia

A.V. Kuyanova, E.V. Batov

Kuyanova Arina V., Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of Internal Affairs Bodies in Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences.

Batov Evgeny V., Second in Command - Chief of Staff of the Special Rapid Response Unit of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Irkutsk Region.

Results of the study problems inconsistency of the legal framework regulating the activities of special forces MVD of Russia to modern requirements, enabled the authors to make suggestions and recommendations, which can be used in the preparation of draft laws and regulations governing the activities of special forces.

Key words: special purpose units Russian Interior Ministry, the police, the legal regulation or regulations.

Основная задача реформы МВД России - вывести систему органов внутренних дел на новый качественный уровень развития. Функционально и организационно она должна обеспечивать удовлетворение потребностей общества в надежной защите прав и свобод граждан, эффективно противодействовать преступности, обеспечивать порядок на улицах и в других общественных местах <1>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О полиции" Ю.Е. Аврутина, С.П. Булавина, Ю.П. Соловья, В.В. Черникова включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2012.

<1> Комментарий к Федеральному закону "О полиции" (поглавный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей, В.В. Черников. М., 2011. С. 3.

Важнейшим направлением повышения качества полицейского законодательства является его систематизация, которая должна идти по следующим направлениям. Во-первых, требуется оптимизировать количество и качество подзаконного нормативного правового регулирования. Во-вторых, при реформировании правовых основ деятельности полиции следует в максимальной мере и в обязательном порядке учитывать результаты мониторинга применения полицейского законодательства.

Статья 3 Федерального закона "О полиции" устанавливает, что федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет Президенту России и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию иных нормативных правовых актов по вопросам, касающимся деятельности полиции <2>. Указанная норма предполагает инициативную деятельность МВД России, его структурных подразделений и отдельных сотрудников по совершенствованию нормативной правовой базы. Это особенно важно, т.к. сотрудники полиции профессионально представляют те отношения, участниками которых они выступают, видят пробелы и другие дефекты правового регулирования и в наибольшей степени заинтересованы в их преодолении.

<2> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (в ред. Федерального закона от 12 февраля 2015 г. N 16-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

Кроме того, надо преодолевать стереотип о том, что полицейские должны применять закон, а не творить его. Конечно, главное в работе полицейского - эффективная реализация закона. Но уклонение профессионала-полицейского от устранения достоверно известных ему по роду своей деятельности дефектов законодательства, затрудняющих его работу, неразумно и малоплодотворно.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая опыт практической деятельности СОБР ГУ МВД России по Иркутской области, результаты проведенного в ВИПК МВД России (с участием Е.В. Батова) исследования проблем несоответствия нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность подразделений специального назначения, современным требованиям, считаем, что в настоящее время перспективными направлениями совершенствования правового регулирования и организации деятельности подразделений специального назначения являются:

  1. Внести дополнения в Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.

В настоящее время пунктом 14 указанного Наставления применение иных, не указанных в Курсе стрельб упражнений и методик обучения разрешено только в центрах профессиональной подготовки и образовательных учреждениях системы МВД России. Несмотря на то что п. 85.2 Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации предусматривает довольно объемный спектр упражнений, предназначенных к выполнению в подразделениях специального назначения, следует учитывать динамику противоправных проявлений, необходимость оперативного реагирования на изменения форм и методов борьбы с правонарушителями, что, в свою очередь, необходимо отрабатывать на занятиях в рамках профессиональной подготовки сотрудников, в т.ч. учитывая задачи, стоящие перед конкретными специальными подразделениями полиции.

На основании изложенного считаем целесообразным Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации после пункта 12 главы I дополнить следующими положениями (по аналогии с ранее действовавшим положением, предусмотренным пунктом 9 Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 11 сентября 2000 г. N 955): "Командирам подразделений специального назначения в целях совершенствования уровня огневой выучки подчиненных сотрудников разрешается в процессе профессиональной подготовки сотрудников применять различные стрелковые упражнения и современные методики обучения. При этом должны учитываться: специфика выполняемых оперативно-служебных (боевых) задач, уровень подготовленности сотрудников, наличие и состояние учебно-материальной базы, меры безопасности".

  1. Внести изменения в приложение к Приказу МВД России от 31 октября 2013 г. "О внесении изменений в наставление об организации использования сил и средств подразделений специального назначения территориальных органов МВД России при проведении специальных операций (мероприятий)". Так, пунктом 24 Перечня внесены изменения в приложение N 11 в части начисления баллов за выполнение контрольных упражнений по физической подготовке и оценки физической подготовленности кандидатов для прохождения службы в СОБРе, ОМОНе, в т.ч. входящих в состав ЦСН.

Однако таблицы для оценки физической подготовленности граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и таблицы начисления баллов за выполнение контрольных упражнений по физической подготовке для определения уровня физической подготовленности сотрудников и граждан, поступающих на службу в органах внутренних дел (с разделением на сотрудников мужского и женского пола), регламентированы приложениями N 1, 2 к Наставлению по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.

Следует отметить, что нормативы, предусмотренные вышеуказанными актами МВД России, противоречат друг другу и несут различную смысловую и качественную нагрузку.

В свою очередь, положения Наставления об организации использования сил и средств подразделений специального назначения территориальных органов МВД России при проведении специальных операций (мероприятий) должны определять исключительно основы организации использования сил и средств, в т.ч. организацию управления, порядок действий, порядок принятия решений, особенности проведения специальных операций (мероприятий) в различных условиях и их документирование, а не мероприятия по подготовке личного состава подразделений специального назначения, тем более граждан, в ходе прохождения тестирования при приеме на службу, которые, что совершенно логично, должны регламентироваться (и в настоящее время регламентируются) нормативными правовыми актами МВД России по направлению физической подготовки.

Таким образом, в целях устранения выявленных противоречий считаем необходимым из Наставления об организации использования сил и средств подразделений специального назначения территориальных органов МВД России при проведении специальных операций (мероприятий) приложение N 11 исключить.

  1. Наставление об организации использования сил и средств подразделений специального назначения территориальных органов МВД России при проведении специальных операций (мероприятий) должно определять порядок организации оперативно-служебной (боевой) деятельности. В настоящее время в Наставление включены направления деятельности, не попадающие в суть создания данного Наставления. Необходимо убрать положения, закрепленные иными нормативно-правовыми актами МВД России (профессиональная служебная и физическая подготовка, вопросы организации тылового и иных видов обеспечения, не относящиеся к организации и выполнению задач по предназначению), и шире раскрыть вопросы организации деятельности с детализацией по ключевым моментам.

Термины и определения раздела I, пункта 6 Наставления раскрыть в широком значении, а именно:

  1. уточнить определения боевой готовности и боевой способности. В настоящее (мирное) время основным видом готовности является готовность к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, о чем в Наставлении вообще ничего не сказано. Необходимо не только продублировать отдельные положения Приказа МВД России от 6 февраля 2012 г. "О совершенствовании подготовки сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации к действиям при чрезвычайных обстоятельствах", но и ссылаться на него в дальнейшем, как на документ, определяющий основы организации оперативно-служебной (боевой) деятельности специальных подразделений МВД России;
  2. внести изменение в понятие "специальная операция (специальное мероприятие)", разделив на два самостоятельных понятия: "специальная операция" и "специальное мероприятие". В настоящее время нет четкого разграничения между специальной операцией и специальным мероприятием, притом что Приказ МВД России от 6 февраля 2012 г. "О совершенствовании подготовки сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации к действиям при чрезвычайных обстоятельствах" четко закрепляет принципиальность данных различий.

Следует особо указать причины и условия перерастания специальных мероприятий в специальные операции, последовательность и порядок переквалификации (условия переквалификации, передача управления и т.п.). Практика показала возможность перерастания специальных мероприятий в специальные операции при выполнении специальных мероприятий;

  1. переработать разделы, связанные с особенностями проведения специальных операций (специальных мероприятий). По сути, они не являются особенностями в той трактовке, в которой предлагает действующее Наставление. Они являются условиями тактико-специального использования подразделений специального назначения при выполнении ими задач по предназначению, тем более что принципы организации специальной операции одинаковы для разных форм и условий (на управленческом уровне).

Учитывая, что специальные операции и специальные мероприятия имеют различия, их необходимо определить, указать и дать конкретные установки для организации взаимодействия непосредственно при участии в специальных мероприятиях.

Например, в разделе 18 "Особенности деятельности специальных подразделений при проведении специальной операции по освобождению заложников" это особенности в каждом виде проведения специальной операции: с заложниками - без них, с оружием - без оружия, один - группа лиц, в здании - на улице и т.п. Это и есть особенности специальной операции, которые необходимо закрепить в имеющиеся виды специальных операций;

  1. убрать частные вопросы тактики действий подразделений при проведении специальных операций - все это компетенция командира. Он сам определит, что одеть, как вооружиться, как двигаться и что делать с преступником, исходя из сложившейся ситуации, уровня подготовки подразделения и т.д. Нормативы (...по три сотрудника на одного задержанного...) взяты с потолка: они будут определяться степенью подготовки сотрудников, их наличием вообще, особенностью правонарушителей и их количеством.
  2. Кроме того, есть проблемные вопросы, которые не отражены во внутриведомственных нормативно-правовых актах, но на современном этапе требуют своего решения:
  3. в своей повседневной оперативно-служебной (боевой) деятельности каждый отряд, выполняя поставленные задачи, нарабатывает определенные навыки, накапливает опыт. С годами он становится все более обширным. Тем не менее перед любым спецподразделением может быть поставлена задача, с которой оно сталкивается впервые. В то же время ряд отрядов уже успешно выполняли схожие задачи и могли бы поделиться своими наработками. Необходимо весь накапливаемый опыт систематизировать и сделать доступным для каждого спецподразделения МВД России.

Для решения проблемы предлагаем на базе УПСН и А МВД России создать единую ведомственную информационную базу данных для спецподразделений МВД России, в которой накапливать весь приобретенный передовой опыт проведения специальных операций (мероприятий), форм и методов обучения личного состава, в т.ч. допущенные ошибки. Основное требование к данной базе - доступность для любого отряда из любого региона;

  1. успех проведения всех специальных операций (мероприятий) в первую очередь зависит от уровня профессиональной подготовленности сотрудников. В системе МВД России проходят обучение, курсы повышения квалификации специалисты многих направлений. Однако этого недостаточно. Необходимо в обязательном порядке проводить обучение специалистов ОМОНа, СОБРа с привлечением инструкторов-методистов других правоохранительных структур и аварийно-спасательных формирований.

Для решения проблемы предлагаем на базе учебных центров МЧС, ФСБ, МО Российской Федерации на курсах гражданской обороны организовать подготовку специалистов подразделений специального назначения МВД России по тем специальностям, обучение по которым в учебных центрах МВД России не проводится. При этом следует обратить внимание на уровень квалификации самих инструкторов-методистов в части владения ими практическими навыками и умениями.

Приглашать инструкторов-методистов учебных центров МЧС, ФСБ, МО Российской Федерации для обучения, повышения квалификации (спортивных разрядов) специалистов подразделений специального назначения МВД России по тем специальностям, обучение по которым в учебных центрах МВД России не проводится или проводится не на должном уровне;

  1. в настоящее время оперативная обстановка в целом остается сложной. Для обеспечения правопорядка и общественной безопасности, пресечения возможных групповых нарушений общественного порядка задействуются значительные силы и средства органов внутренних дел, в т.ч. специальных подразделений. Также проводятся комплексные специальные операции по розыску и задержанию вооруженных преступников.

При проведении указанных специальных операций (мероприятий) создается большое количество функциональных групп из различных подразделений ОВД. Каждое подразделение работает на своих радиоканалах. Общую координацию действиями осуществляет оперативный штаб. Вся поступающая информация аккумулируется в оперативном штабе и передается в группы, принимающие участие в мероприятиях. Однако в группы, которые принимают непосредственное участие в силовых действиях, она может поступить с запозданием. Это не позволит сориентироваться в окружающей обстановке и своевременно принять правильное решение. В определенной ситуации при резком изменении оперативной обстановки может возникнуть необходимость в обмене информацией между группами боевого применения напрямую, без координатора.

Для решения проблемы предлагаем в целях обеспечения оперативности управления, своевременного реагирования на изменения оперативной обстановки при проведении комплексных мероприятий выделить единый радиоканал для всех подразделений специального назначения МВД России.

Литература

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О полиции" Ю.Е. Аврутина, С.П. Булавина, Ю.П. Соловья, В.В. Черникова включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2012.

  1. Комментарий к Федеральному закону "О полиции" (поглавный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей, В.В. Черников. М., 2011. С. 3.