Мудрый Юрист

Кадровый состав военных трибуналов транспорта в период вов

Шкаревский Денис Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Института государства и права ГБОУ ВПО "Сургутский государственный университет ХМАО - Югры".

Автор делает предположение о том, что в течение 1943 г. была проведена "чистка" в органах транспортной юстиции.

Ключевые слова: транспортная юстиция СССР.

Staffing of military tribunals of transport during the Great Patriotic War

D.N. Shkarevsky

Shkarevsky Denis N., Assistant Professor of the Department of Theory and History of State and Law in the Institute of State and Law of State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Surgut State University of Khanty-Mansiysk Autonomous District - Yugra", Candidate of Historical Sciences.

In this article, the author comes to the following conclusions. During WWII the jurisdiction of military tribunals expands. Judges with higher legal education in the system of military tribunals was very little. Author involves a cleansing organs transport of Justice for 1943.

Key words: transportation justice USSR.

С началом Великой Отечественной войны было введено в действие Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий. Согласно документу линейные суды железнодорожного и водного транспорта, оказавшиеся на военной территории, реорганизовывались в военные трибуналы. Соответствующие коллегии Верховного суда СССР (ВС СССР) также были переименованы: железнодорожная - в Военно-железнодорожную (ВЖК, И.Т. Никитченко), воднотранспортная - в военную воднотранспортную (ВВТК, Н.А. Наумов).

Постепенно все органы транспортной юстиции были преобразованы в военные. Так, по решению Политбюро 23 января 1942 г. Главная прокуратура железнодорожного транспорта была преобразована в Главную военную прокуратуру железнодорожного транспорта (ГВП железнодорожного транспорта, А.П. Афанасьев), позже Главная прокуратура морского и речного флота была реорганизована в Главную военную прокуратуру морского и речного флота. Соответственно, и прокуратуры железнодорожного и водного транспорта были преобразованы в военные прокуратуры.

В Наркомате юстиции в 1942 г. Управление военных трибуналов (УВТ) было переименовано в Главное управление военных трибуналов (ГУВТ, Е.Л. Зейдин). Позже из его состава были выделены Управление военных трибуналов военно-морского флота (УВТ ВМФ) и Управление военных трибуналов железнодорожного и водного транспорта (УВТТ). Позже УВТТ было преобразовано в Главное управление военных трибуналов транспорта (ГУВТТ, М.А. Шнейдер, с 1943 г. - Г. Пуговкин), в состав которого входили УВТ железнодорожного транспорта (Козырев) и УВТ водного транспорта (Машков) [1].

Вопрос, связанный с подсудностью трибуналов транспорта, в литературе не раскрыт. В Положении о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий данный вопрос четко не прописан. Оно отсылает к ст. 27 УПК РСФСР, ст. 8 Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре, ст. 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР "О военном положении", Постановлению ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. "О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых народным комиссариатом внутренних дел СССР и его местными органами".

Статья 27 УПК РСФСР в редакции 1928 г. отсылает к ст. 8 Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре [2]. Согласно ст. 8 Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре военным трибуналам подсудны дела:

а) о воинских преступлениях;

б) о преступлениях государственных, должностных и имущественных, предусмотренных ст. ст. 58 - 62, 64, 65, 68, 69, 70, 72, 73, 76, ч. 2 ст. 97, ст. ст. 109, 111 - 117, п. п. "д", "е" и "ж" ст. 180 и п. "а" ст. 180 УК РСФСР;

в) об иных преступлениях, угрожающих крепости и мощи рабоче-крестьянской красной армии;

г) обо всех преступлениях, совершенных кем бы то ни было в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не функционируют общие суды [3].

Статья 7 Указа от 22.06.1941 передала на рассмотрение ВТ все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности:

а) дела о государственных преступлениях;

б) дела о преступлениях, предусмотренных Законом от 7 августа 1932 г. об охране общественной (социалистической) собственности;

в) все дела о преступлениях, совершенных военнослужащими;

г) дела о разбое (ст. 167 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик);

д) дела об умышленных убийствах (ст. ст. 136 - 138 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик);

е) дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи (ст. 81 УК РСФСР и соответствующие ей статьи УК других союзных республик);

ж) дела об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности (ст. 68 УК РСФСР и соответствующие ей статьи УК других союзных республик) и о сопротивлении представителям власти (ст. ст. 73, 73.1 и 73.2 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик);

з) дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия [4].

Статьи 2, 3 Постановления от 10 июля 1934 г. гласили, что дела, "расследуемые НКВД СССР, об измене родине, о шпионаже, терроре, взрывах, поджогах и иных видах диверсий подлежали рассмотрению военной коллегией Верховного Суда СССР и ВТ округов по подсудности... дела, расследуемые НКВД СССР, о преступлениях на железнодорожном и водном транспорте - рассмотрению транспортной и водной коллегией Верховного суда СССР и линейных ж.д. и водных судов, по принадлежности" [5].

Указ от 15 апреля 1943 г. ввел воинскую дисциплину на всех железных дорогах; все рабочие и служащие железнодорожного транспорта объявлялись на период войны мобилизованными на железнодорожном транспорте. По ответственности за преступления по службе работники железнодорожного транспорта были приравнены к военнослужащим Красной армии. Дела о них рассматривались в ВТ железной дороги по законам военного времени. С мая 1943 г. действие этого Указа было распространено и на весь морской и речной транспорт [6].

В течение ВОВ функции транспортных трибуналов расширялись. Постановление ГКО от 28 марта 1942 г. ограничило передвижение граждан на транспорте. За его нарушение следовала уголовная ответственность, а дела рассматривались ВТ транспорта. Постановление Пленума ВС СССР от 13 ноября 1941 г. N 43/25/у обязало суды квалифицировать трудовые преступления на транспорте по ст. 59.3 "в" УК РСФСР. В августе 1942 г. действие Указа ПВС СССР от 26 декабря 1941 г., который вводил уголовную ответственность за преступления, совершенные на военных предприятиях, было распространено на рабочих и служащих железнодорожного транспорта, а в октябре - на работников и служащих речного и морского флота.

Таким образом, к ведению ВТ транспорта были отнесены практически все дела, связанные с транспортом или работниками транспорта, а в случае отсутствия в местности других судов - и дела гражданских лиц.

ВТ рассматривали дела в составе 3 постоянных членов по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Их приговоры кассационному обжалованию не подлежали (могли быть отменены или изменены в порядке надзора).

Одной из проблем функционирования транспортной юстиции в период ВОВ являлось сохранение линейных судов транспорта в регионах, не относящихся к местностям, объявленным на военном положении, и к районам военных действий. В отдельных регионах существовали специальные участки народных судов по транспортным делам. Таким образом, структура транспортной юстиции была довольно рыхлой, аморфной.

По данным А.Я. Кодинцева, в 1939 г. существовали 34 линейные железные дороги и 22 воднотранспортных суда. Что же представляла система транспортных трибуналов в период ВОВ?

В период ВОВ общее количество ВТ (военных трибуналов) транспорта составляло на 01.01.1943 и 01.01.1944 - по 76, на 01.01.1945 - 90, на 01.01.1946 - 96. Из них ВТ железных дорог составляли на 1943 г. - 35, на 1944 г. - 42, на 1945 г. - 52, на 1946 г. - 53.

Количество ВТ водного транспорта на тот же период составляло 12, 23, 27, 30. К категории ВТ транспорта относились в период ВОВ и ВТ железнодорожных войск. Их количество составляло 29, 17, 11, 11.

В период ВОВ кадровые вопросы ВТ транспорта решались на основании п. 6 Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре и п. "б" ст. 16 Положения о Верховном Суде Союза ССР: назначение и увольнение председателя и членов военных трибуналов производилось Военной коллегией ВС СССР [7].

В 1943 г. в ВТ железных дорог проходили службу 287 чел., в 1944 г. - 330 чел., в 1945 г. - 337 чел., в 1946 г. - 351 чел. В ВТ водного транспорта в 1943 г. - 48 чел., в 1944 г. - 92 чел., в 1945 г. - 104 чел., в 1946 г. - 119 чел. В ВТ железнодорожных войск в 1943 г. - 66 чел., в 1944 г. - 39 чел., в 1945 г. и в 1946 г. - по 37 чел.

Возрастной состав председателей, их заместителей и членов ВТ представлен в таблице 1.

Таблица 1

Возрастной состав сотрудников ВТ транспорта [8]

Наименование ВТ

Должности

01.01.1943

01.01.1944

01.01.1945

01.01.1946

до 25 л.

25 - 35 л.

35 - 45 л.

св. 45 л.

до 25 л.

25 - 35 л.

35 - 45 л.

св. 45 л.

до 25 л.

25 - 35 л.

35 - 45 л.

св. 45 л.

до 25 л.

25 - 35 л.

35 - 45 л.

св. 45 л.

ВТ железных дорог

Пред. ВТ

15

18

19

18

31

15

28

18

Зам. пред. ВТ

19

12

17

11

32

10

33

Члены ВТ

47

113

57

72

124

55

65

105

64

62

118

66

ВТ водного транспорта

Пред. ВТ

11

10

13

11

14

Зам. пред. ВТ

Члены ВТ

11

14

18

18

12

23

25

10

28

32

ВТ желдорвойск

Пред. ВТ

11

13

Зам. пред. ВТ

Члены ВТ

18

16

12

10

11

Всего в %

0,3

24,2

48,6

26,9

1,5

27,6

45,3

25,6

0,4

26,8

47,3

25,5

0,8

25,9

48,5

24,8

Таким образом, при назначении кадров в ВТ транспорта предпочтение отдавалось кандидатам в возрасте старше 35 лет. К примеру, в 1943 г. в ВТ железнодорожного транспорта сотрудники младше 35 лет составляли всего 18%. Причем среди них вообще не было лиц в возрасте до 25 лет. К 1945 г. доля лиц до 35 лет выросла до 24%, однако среди них также не было сотрудников моложе 25 лет. Несколько иной ситуация была в ВТ железнодорожных войск. Здесь доля молодых сотрудников была значительно выше. Так, в 1944 г. доля сотрудников до 35 лет составляла 54%.

Еще один критерий - наличие юридического образования. На 01.01.1944 среди председателей ВТ транспорта 21,2%, среди заместителей председателей ВТ транспорта - 21% сотрудников не имели никакой юридической подготовки. Среди членов ВТ доля сотрудников без юридической подготовки составляла 40,3%. На этом фоне несколько лучше выглядели ВТ водного транспорта. Здесь только 13% председателей ВТ, 15,6% заместителей и 20% членов ВТ не имели юридической подготовки. Соответственно, в ВТ железнодорожная ситуация была хуже: 31,1% председателей, 23,5% заместителей, 46,1% членов ВТ не имели юридической подготовки.

Кадров с высшим юридическим образованием в системе ВТ было очень мало. В 1944 г. доля таких сотрудников составляла всего 19,3%. Причем среди председателей ВТ - 18,4%, заместителей председателей - 24,5%, среди членов ВТ - 18,6%. Отметим, что по данному показателю выделялись ВТ железной дороги (21,4% председателей, 32,5% заместителей, 18,1% членов ВТ имели высшее юридическое образование). Для сравнения: в ВТ водного транспорта только 13% председателей, 15,6% заместителей, 20% членов ВТ имели высшее юридическое образование [9].

В 1945 г. ситуация существенно не изменилась. Снизилась доля лиц без юридического образования на 4% (до 30,7%). Однако доля лиц с высшим юридическим образованием выросла только на 1,2% (до 20,5%) [10].

Таким образом, основную массу сотрудников транспортных ВТ (около 50 - 60%) составляли лица, прошедшие юридические курсы, или окончившие юридическую школу, или имеющие незаконченное высшее образование. Получение же высшего юридического образования среди сотрудников ВТ явно оставалось непопулярным. Более полная информация содержится в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Состав сотрудников ВТ по образованию на 1 января 1944 г.

Наименование ВТ

Должность

По списку

Имеющие юридическое образование

Не имеющие юридической подготовки

Высшее

Незаконченное высшее

Среднее (юр. школа)

ВАК

Краткосрочные юридические курсы

чел.

чел.

чел.

чел.

чел.

чел.

ВТ железной дороги

Пред. ВТ

42

21,4

7,1

7,1

21,4

11,9

13

31,1

Зам. пред.

34

11

32,5

8,8

8,8

2,9

23,5

23,5

Члены ВТ

254

45

18,1

0,8

32

12,6

12

4,7

45

17,7

118

46,1

ИТОГО

330

65

19,7

2,4

38

11,5

22

6,6

58

17,6

139

42,2

ВТ водного транспорта

Пред. ВТ

23

13,0

30,4

8,6

35,0

132,0

Зам. пред.

19

15,6

46,7

22,1

15,6

Члены ВТ

50

10

20,0

15

30,0

4,0

13

26,0

10

20,0

ИТОГО

92

16

17,3

31

33,6

4,3

25

26,9

16

17,9

ВТ железнодорожных войск

Пред. ВТ

11

18,1

36,2

27,6

18,1

Зам. пред.

25,0

50,0

25,0

Члены ВТ

24

25,3

10

41,5

16,6

16,6

ИТОГО

39

20,5

10,3

13

33,3

2,6

20,5

12,8

Всего

Пред. ВТ

76

14

18,4

9,2

13

17,1

11

14,4

15

19,7

16

21,2

Зам. пред.

57

14

24,5

5,3

12

21,0

3,7

14

24,5

12

21,0

Члены ВТ

328

61

18,6

0,6

57

17,3

14

4,3

62

18,9

132

40,3

ИТОГО

461

89

19,3

12

2,6

82

17,8

27

5,9

91

19,7

160

34,7

Таблица 3

Состав сотрудников ВТ по образованию на 1 января 1945 г.

Наименование ВТ

Должность

По списку

Имеющие юридическое образование

Не имеющие юридической подготовки

Высшее

Незаконченное высшее

Среднее (юр. школа)

ВАК

Краткосрочные юридические курсы

чел.

чел.

чел.

чел.

чел.

чел.

ВТ железной дороги

Пред. ВТ

52

15

28,8

11, 5

13,4

15,4

16

30,9

Зам. пред.

51

13

25,5

2,0

9,8

13

25,5

19

31,2

Члены ВТ

234

48

20,5

2,6

34

14,5

3,8

55

23,6

82

35,0

ВТ водного тр-та

ИТОГО

337

76

22,5

2,0

45

13,3

16

4,4

76

22,5

117

35,3

Пред. ВТ

27

3,7

29,6

11,1

11

40,7

14,9

Зам. пред.

18

27,8

27,8

33,3

11,1

Члены ВТ

59

15,2

14

23,4

5,1

15

25,5

18

30,8

ИТОГО

104

15

14,4

27

25,9

5,7

32

30,7

24

23,3

ВТ железнодорожных войск

Пред. ВТ

11

9,0

9,0

36,5

9,0

36,5

Зам. пред.

100

Члены ВТ

24

16,6

16,6

10

41,6

25,2

ИТОГО

37

18,9

2,7

24,6

2,7

14

38,1

16,2

Всего

Пред. ВТ

90

17

18,8

1,1

18

20,0

11

12,2

23

25,5

20

32,4

Зам. пред.

71

20

28,2

1,4

10

14,1

19

26,7

21

29,6

Члены ВТ

317

61

19,2

1,8

52

16,4

12

3,6

80

23,3

106

35,7

ИТОГО

478

98

20,5

1,7

80

16,8

23

4,8

122

25,5

147

30,7

Следующий критерий - стаж работы в органах юстиции. Общие показатели по данному критерию приводятся в таблице 4.

Таблица 4

Сотрудники ВТ транспорта по стажу работы в органах юстиции

ВТ

Должность

На 01.01.1943

На 01.01.1944

На 01.01.1945

На 01.01.1946

До 1 г.

1 - 3 г.

4 - 5 л.

6 - 10 л.

11 - 15 л.

16 - 20 л.

21 - 25 л.

До 1 г.

1 - 3 г.

4 - 5 л.

6 - 10 л.

11 - 15 л.

16 - 20 л.

21 - 25 л.

До 1 г.

1 - 3 г.

4 - 5 л.

6 - 10 л.

11 - 15 л.

16 - 20 л.

21 - 25 л.

До 1 г.

1 - 3 г.

4 - 5 л.

6 - 10 л.

11 - 15 л.

16 - 20 л.

21 - 25 л.

ВТ жд.

Пред. ВТ

12

10

15

20

12

15

12

12

Зам. пред.

10

10

18

20

15

10

Члены

39

27

43

64

25

15

32

117

19

39

22

16

30

83

41

31

25

14

10

20

82

36

58

28

21

Итого

39

30

53

86

41

32

32

144

31

60

34

11

18

30

107

57

59

41

27

16

20

97

48

83

47

38

18

ВТ водного тр-та

Пред. ВТ

13

Зам. пред.

13

Члены

10

30

20

14

10

10

15

10

22

Итого

11

10

11

56

12

35

19

17

14

10

21

14

35

17

12

10

ВТ ж.д. войск

Пред. ВТ

10

Зам. пред.

Члены

17

19

Итого

26

13

33

17

12

Итого

Пред. ВТ

17

23

14

21

32

21

10

15

17

26

19

27

25

18

16

Зам. пред.

10

13

35

26

12

11

21

18

10

Члены

44

42

66

77

30

21

43

166

26

45

24

17

40

109

64

44

32

17

11

33

100

51

85

36

25

Итого

44

47

87

110

57

50

44

233

40

73

38

13

20

40

150

93

81

59

35

20

33

124

67

130

71

52

30

В % к списочному составу

11,0

11,7

21,7

27,4

14,2

12,5

1,5

9,6

50,5

8,7

15,8

8,3

2,8

4,3

8,3

31,4

19,5

16,9

12,4

7,3

4,2

6,5

24,5

13,2

25,6

14,0

10,3

5,9

Обращает на себя внимание следующий факт. В начале 1943 г. доля сотрудников со стажем работы свыше 6 лет составляла более 55%, из них более 27% составляли сотрудники со стажем от 6 до 10 лет, то есть опытные и достаточно молодые.

В 1944 г. ситуация очень резко изменилась. Более 60% сотрудников стали составлять лица со стажем от нескольких месяцев до 3 лет. Одновременно доля сотрудников со стажем от 6 до 10 лет упала до 15,8%. Причем общее количество ВТ в 1943 и 1944 гг. было одинаковым (всего 76 ВТ).

Для объяснения этого есть два предположения. Первое - простое увеличение численности ВТ железных дорог (с 35 до 42) и водного транспорта (с 12 до 23), что повлекло за собой и увеличение штатов. Второе - в течение 1943 г. была проведена "чистка" среди сотрудников ВТ транспорта, в ходе которой достаточно молодые и работоспособные, опытные кадры были заменены. Дело в том, что одновременно с увеличением количества ВТ железнодорожного и водного транспорта снизилось число ВТ железнодорожных войск (с 29 до 17), что не должно было привести к резкому увеличению молодежи в возрасте до 35 лет среди сотрудников ВТ.

В дальнейшем до 1946 г. подобных скачков не отмечается и происходит постепенное выравнивание кадров [11].

Еще один показатель - стаж работы на транспорте. Примечательно, что на начало 1944 г. доля лиц со стажем работы на транспорте от нескольких месяцев до 3 лет совпадает с долей лиц, имеющих такой же стаж работы в органах юстиции. Итак, явно, что в течение 1943 г. был осуществлен призыв новых лиц в органы ВТ.

Причем общие данные о возрастном составе в меньшей степени отражают эти изменения: если в 1943 г. доля лиц в возрасте до 35 лет составляла 24,5%, то в 1944 г. - 29,1% (рост на 4,6%). Доля лиц в возрасте от 35 до 45 лет в 1944 г. снизилась на 3,3%. Поэтому возможно предположить, что течение 1943 г. была проведена чистка среди сотрудников ВТ железнодорожного транспорта.

В течение 1945 и 1946 гг. происходит постепенное выравнивание по показателю "стаж работы на транспорте". Общие сведения можно получить из таблицы 5 [12].

Таблица 5

Кадры ВТ транспорта по стажу работы на транспорте

Наименование ВТ

Должность

на 01.01.1944

на 01.01.1945

на 01.01.1946

До 1 г.

1 - 3 г.

4 - 5 л.

6 - 10 л.

11 - 15 л.

16 - 20 л.

21 - 25 л.

До 1 г.

1 - 3 г.

4 - 5 л.

6 - 10 л.

11 - 15 л.

16 - 20 л.

21 - 25 л.

До 1 г.

1 - 3 г.

4 - 5 л.

6 - 10 л.

11 - 15 л.

16 - 20 л.

21 - 25 л.

ВТ ж.д. войск

Пред. ВТ

10

Зам. пред.

Члены

19

10

Итого

33

18

12

17

10

ВТ водного тр-та

Пред. ВТ

13

11

Зам. пред.

13

Члены

10

30

28

13

25

17

11

Итого

11

56

12

45

22

16

36

34

20

10

ВТ ж.д.

Пред. ВТ

15

11

16

15

17

11

14

Зам. пред.

18

12

10

12

14

11

Члены

32

117

19

39

22

16

30

79

53

20

20

15

17

17

74

58

38

23

22

18

Итого

32

144

31

60

34

11

18

30

94

74

48

43

27

21

17

85

89

55

48

34

23

Итого

Пред. ВТ

32

21

10

20

18

23

18

15

33

15

19

Зам. пред.

35

22

14

15

10

17

20

12

15

Члены

43

166

28

43

23

16

37

115

76

32

23

16

18

28

106

80

55

26

25

20

Итого

44

233

42

73

37

13

19

37

157

108

70

51

32

23

28

138

133

82

60

39

29

В % к списочному составу

9,6

50,5

9,1

15,9

2,8

4,1

7,7

32,9

22,6

14,6

10,7

6,7

4,8

5,5

27,1

26,1

16,1

11,8

7,7

5,7

Таким образом, в период ВОВ компетенция военных трибуналов расширяется. К их ведению были отнесены практически все дела, связанные с транспортом или работниками транспорта, а в случае отсутствия в местности других судов - и дела гражданских лиц. Необходимо отметить, что в период ВОВ количество ВТ железнодорожного и водного транспорта постоянно росло, а количество ВТ железнодорожных войск - снижалось.

Кадровые вопросы в данный период решались Военной коллегией ВС СССР (через назначение и увольнение председателя и членов ВТ). Кадров с высшим юридическим образованием в системе ВТ было очень мало (это явно был не основной критерий отбора кадров). Была достаточно высока доля лиц без юридического образования (на 1945 г. - 30,7%). Предпочтение отдавалось кандидатам в возрасте старше 35 лет. Резкое увеличение доли сотрудников со стажем работы в органах юстиции от нескольких месяцев до 3 лет в течение 1943 г. и совпадение этой доли с показателем "стаж работы на транспорте" за тот же период позволяют предположить проведение "чистки" в органах транспортной юстиции в течение 1943 г.

Литература

  1. Кодинцев А.Я. Транспортная юстиция в годы Великой Отечественной войны // Транспортное право. 2008. N 2. С. 43 - 44.
  2. Кодинцев А.Я. Реорганизация Наркомата (Министерства) юстиции СССР в годы ВОВ и первые послевоенные годы // Юстиция. 2009. N 1. С. 5.
  3. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 9 января 1928 г. об изменении статей 27 и 108 УПК РСФСР // СУ. 1928. N 9. Ст. 81.
  4. Постановление ЦИК СССР от 17.02.1927, Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре (утв. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 20.08.1926) // СЗ СССР. 1926. N 57. Ст. 413.
  5. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1941 "О военном положении" // Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. N 29.
  6. Постановление ЦИК СССР от 10.07.1934 "О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами" // СЗ СССР. 1934. N 36. Ст. 284.
  7. Кожевников М.В. История Советского суда. М., 1948. С. 347.
  8. Постановление Президиума ЦИК СССР от 23.11.1923 "Положение о Верховном Суде Союза ССР" // СЗ СССР. 1924. N 19. Ст. 183.
  9. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9492. Оп. 4. Д. 246. Л. 38.
  10. ГАРФ. Ф. 9492. Оп. 4. Д. 246. Л. 39.
  11. ГАРФ. Ф. 9492. Оп. 4. Д. 246. Л. 40.
  12. ГАРФ. Ф. 9492. Оп. 4. Д. 246. Л. 42, 42 об.
  13. ГАРФ. Ф. 9492. Оп. 4. Д. 246. Л. 43.