Мудрый Юрист

Феноменальность правовой культуры для российского общества

Яковлев Михаил Валерьевич, адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

Статья посвящена рассмотрению процесса формирования национальной правовой культуры через эволюцию механизма российского государства. Рассматриваются основные этапы становления и развития правовой культуры как социально-правового феномена.

Ключевые слова: правовая культура, право, социально-правовой феномен, этап развития, становление, развитие, утверждение.

Phenomenality of legal culture for Russian society

M.V. Yakovlev

Yakovlev Mikhail V., Postgraduate of the Department of Theory and History of State and Law in Saint-Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

The Article is devoted to consideration of the formation of the national legal culture through the evolution of the Russian state mechanism. Main stages of formation and development of legal culture as a socio-legal phenomenon.

Key words: legal culture, law, socio-legal phenomenon, stage of development, formation, development, approval.

Процесс формирования правовой культуры как социально-правового феномена следует рассматривать через эволюцию механизма российского государства, который проходил так же тернисто и драматично, как и вся русская история, особенно в последнее столетие. Исторически сложившееся в России отношение к праву было по меньшей мере двойственным. Идея закона хотя и существовала, но ассоциировалась в своем восприятии скорее с верховной государственной властью, нежели с правовыми нормами; при этом воля монарха, как правило, превалировала над законодательными органами, приобретая тем самым исключительные права, игнорируя принципы целесообразности и исторические традиции.

Начало этапа становления национальной правовой культуры можно отнести к древнерусскому периоду, когда при помощи языковых средств и конструкций, встречающихся в мифологических и фольклорных текстах, происходило их проникновение в правовую ткань, посредством чего в сознании этноса формировались предправовые образы и представления, соответствующие менталитету древних людей. Представляется, что этап становления национальной правовой культуры продолжался весь период становления и развития российской государственности и даже затрагивает период реформ, начатый Петром I и продолженный Екатериной II, так как именно в этот период происходили процесс становления управленческой системы российской государственности и формирование государственного механизма.

Второй этап формирования национальной правовой культуры можно условно назвать этапом развития. Приходится он на конец XVIII - начало XIX вв. и характеризуется интенсивным развитием теоретико-правовой мысли в России, а также утверждением позиций различных школ права. Основная борьба в этот период велась между исторической школой права, "отвергающей концепцию обязательного соответствия национального права универсальным естественным нормам и не признающей каких-либо ограничений высших указов и установлений, и естественной школой права" <1>. В результате этого развития наиболее популярными в то время становятся идеи о неотъемлемых правах и свободах людей, являющиеся основной догмой в концепции естественного права, и самым удачным образом перекликающиеся со свободолюбивыми настроениями русского общества, и, естественно, не соответствующие официальной государственной политике. В силу этого естественное право было запрещено к преподаванию в учебных заведениях, дабы не будоражить и без того взволнованное студенчество, а предпочтение отдавалось так называемому законоведению.

<1> Хойман С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Государство и право. 1991. N 1.

Начиная с этого момента новые прогрессивные преобразования постепенно опосредствовались в сознании людей, ассоциируя при этом право как высшее проявление справедливости. И если бы аналогичные судебно-правовые институты были распространены на территории всей Российской империи, то, несомненно, данные условия способствовали бы формированию правовой культуры, соответствующей прогрессивному состоянию общества. Чего, однако, не случилось, так как гласность и независимость судей и присяжных стали представлять определенную угрозу для существующей системы правления. Особенно это касалось политических процессов, которые вскоре были изъяты из компетенции судов и переданы военным трибуналам или военным судам.

Наиболее значимым для развития правовой культуры как качественного состояния общественной жизни, помимо судебной реформы, давшей толчок к развитию не только российского законодательства, но и права вообще, в обозначенный период стало распространение идей естественного права, что и определило особенность данного этапа развития отечественной правовой культуры не только на индивидуальном, но уже и на групповом уровне.

Пожалуй, впервые в России говорилось о формировании правосознания и правовой культуры не на индивидуальном уровне и в рамках не элитарной группы населения, а всего общества. Именно это обстоятельство является особенно важным, так как правосознание всякого народа всегда отражается в его способности создавать организации и вырабатывать для них известные формы, и в данный момент именно интеллигенция должна прийти на помощь народу и способствовать его самоопределению, способствовать развитию общественных начал и их перерастанию в более высокую форму общественного быта - в демократическое государство.

На уровне теоретического освоения правовая культура в данный период переживала определенный взлет, результатом которого явились фундаментальные труды по теории, философии и социологии права, признанные лучшими среди существующих до сих пор. Поэтому возникший дисбаланс в практическом освоении правового пространства был отчасти восполнен на теоретическом уровне. Но у государства не хватало ни опыта (то есть правовой практики), ни инструментария для переориентации сознания, в том числе и правового. Поэтому особо остро шел поиск средств и способов по активизации правового воздействия на все общество: именно в данный период развития российского государства начинают активно развиваться юридическое образование, издаваться популярная юридическая литература для населения (что стало своего рода прообразом юридического всеобуча). Кроме этого, государство утвердило ряд программ, в которых четко отражалась тенденция становления и развития правовоспитательного процесса как вида государственной деятельности, наконец, данный период характеризуется активной поддержкой государством фундаментальной юридической науки.

Двадцатый век стал переломным в истории российской государственности. Этот период формирования правовой культуры можно назвать этапом утверждения правовой культуры как качественного состояния правовой жизни общества, выражающейся в определенном уровне нормативно-правового обеспечения государственной жизни, а также правовой и правоприменительной деятельности. Для построения нового общества необходимо было прежде всего формировать правосознание особого, нового типа. Именно с этой целью изыскивались и самым активным образом использовались такие средства политического и идеологического воздействия на народы, населяющие бывшую Российскую империю, которые активно формировали общественное сознание и готовили его к построению принципиально новых общественных отношений. Поэтому одной из главных задач в сфере идеологии стало формирование человека нового типа, а следовательно, и нового правосознания, правовой культуры.

Революция 1917 г. с ее идеей незамедлительного устранения государства и буржуазного права, гражданская война и сопровождавший ее террор, последовавший затем длительный период беззакония и репрессий, фактическое отсутствие судебной защиты прав человека не могли не сказаться на политической и правовой культуре общества. Откровенно нигилистическое отношение к праву, характерное для первых лет советской власти, адекватно отражало сущность нового режима. Коммунистическое "освобождение" от частной собственности и сложившихся форм свободы, права, индивидуальности оказывается вообще состоянием без свободы, права, личности и т.д. В качестве примера достаточно вспомнить знаменитый ленинский тезис: "Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами" <2>. На протяжении всей советской истории граждане старались по возможности дистанцироваться от государства и права (закона), свести до минимума контакты с ним, полагаясь на неформальные связи и отношения.

<2> Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 37.

Кроме этого, характерной особенностью данного этапа является крайняя идеологизированность общественной жизни, сказавшаяся в том числе и на научных процессах. В этих условиях право и государство выступали как явления приходящие и отмирающие и не могли быть ничем иным, как орудием классового господства. Иные теоретические позиции рассматривались как крайне реакционные.

Естественно, что в таких условиях право приобретает условный характер, не являясь таковым в действительном значении; при этом любая правовая норма могла быть изменена или вообще быть отменена в случае ее несоответствия настоящим политическим интересам и идеологической конъюнктуре. Кроме того, извращался сам процесс создания правовых норм: источником создания права выступали не законодательные органы, а партийный аппарат; при этом его решения приобретали столь максимальное значение, что терялось само содержание правовой нормы. Идеологизация правовой нормы вырастает на данном этапе до такой степени, что нормативно-правовые акты как форма существования права перестают быть средством регулирования общественных отношений.

Моделирование подобного правосознания в специфических условиях привело к развитию таких феноменов, как советское право, социалистическая правовая культура, социалистическая законность и правосознание, сформировавшиеся на классовом подходе не только к экономике, но и к политике, праву, культуре, воспитанию и т.д.

В настоящее время Российское государство переживает этап новых реформ, направленных на последовательное утверждение в сознании россиян общечеловеческих ценностей, прошедших многовековой путь становления, - это суверенитет и самоуправление народа, идеологический и политический плюрализм, верховенство права, разделение властей и т.д.

Эрозия в конце 80-х - начале 90-х гг. социалистической идеологии сопровождалась быстрой регенерацией ее символов и черт. Всего лишь за несколько лет преобразований на российской политической сцене вновь появились по названиям многие существовавшие до 1917 г. политические партии. Восстановлена значительная часть государственной символики. Русская православная церковь и православие вновь превращаются фактически в атрибут государственной политики и разрабатываемой официальной идеологии.

Проходящая реформа правовой системы привела к разработке и принятию новой Конституции РФ, обширного корпуса законодательства, призванного обеспечить создание рыночной экономики, реализацию общепризнанных принципов уголовного права и процесса, утверждение международных стандартов прав и свобод человека. Действительно, Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации <3> права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

<3> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.

Для современного российского общества необходимо создать и накопить в себе полагающиеся кондиции политико-правовой культуры. Народу нужно обзавестись совокупностью соответствующих социально-институциональных форм (публично-властных и правовых отношений, органов, ролей, процедур, стереотипов правового поведения). Вне этой деятельности правовое государство остается пребывать в виртуальном мире, остается невоплощенным в своем существовании.

Проводя черту под сказанным, следует отметить, что особенности процесса становления русской юриспруденции отражают не только объективные условия развития научного знания и специфики саморазвития юридических феноменов, но вместе с тем выражают и своеобразие социокультурных моментов развития Российского государства и русской правовой культуры.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 37. М.: Издательство политической литературы, 1965 - 1975.
  3. Хойман С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Государство и право. 1991. N 1.