Мудрый Юрист

Порядок обращения в доход государства имущества, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции не представлены доказательства его приобретения на законные доходы

Исакова Нина Александровна - адъюнкт, Санкт-Петербургский университет МВД России.

В статье анализируются положения п. 8 ч. 2 ст. 235 ГК РФ и Федерального закона N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Автор задается вопросом о том, кто является субъектом контроля и в каком порядке осуществляется обращение в доход государства имущества, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.

Ключевые слова: обращение в доход государства имущества, коррупция, прекращение права собственности, противодействие коррупции, должностное лицо, сведения о доходах и расходах.

The article analyzes the provisions of § 8 Part 2 of Art. 235 of the Civil Code and the Federal Law N 230-FZ "On the control of the relevant costs of persons holding public office, and other persons of their income". The author wonders about who is the subject of control and in which order may carry out treatment in state income property in respect of which are not presented in accordance with the legislation of the Russian Federation on combating corruption proof of purchase to the lawful income.

Key words: forfeiture of property to the government revenue, corruption, termination of property rights, anti-corruption, official data on incomes and expenditures.

Признание права собственности одним из естественных прав человека и наиболее абсолютным вещным правом является тем событием, которое, без сомнения, следует причислить к достижениям юриспруденции <1>. Закрепленный на законодательном уровне принцип неприкосновенности права собственности в идеале предполагает отсутствие посягательств на конкретный объект и, как следствие, на отношения собственности или "невозможность для кого бы то ни было оказывать воздействие на объект собственности помимо воли собственника" <2>.

<1> Первомайский О.А. К дискуссии о понятии "право публичной собственности" // Наука. Общество. Государство: Электрон. науч. журн. esj.pnzgu.ru. 2013. N 2(2). С. 1.
<2> Гайдук А.С. Гражданско-правовой принцип неприкосновенности собственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 12.

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод говорится не о неприкосновенности собственности, а о ее уважении, но содержание данной статьи не оставляет сомнений в том, что смысл этих принципов совпадает: "Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права" <3>. В ч. 2 ст. 235 ГК РФ сказано, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, но здесь же перечислены случаи возможного прекращения права собственности в интересах государства и общества, для реализации которых необходимы решение суда и основания, предусмотренные законом.

<3> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 04.11.1950) вместе с Протоколом N 1 (подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию, и первым Протоколом к ней (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом N 7 (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // СЗ РФ. 2001. N 2.

Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ 22.12.2011 <4> высказал мнение о необходимости введения контроля не только доходов, но и расходов госслужащих в тех случаях, когда расходы явно не соответствуют их доходам. Иными словами, государственные служащие обязаны декларировать крупные расходы на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг. В этой связи был принят Федеральный закон N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

<4> Послание Президента Федеральному Собранию 22 дек. 2011 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/14088 (дата обр.: 03.02.2015).

Данный Закон нашел свое отражение в поправке к п. 8 ч. 2 ст. 235 ГК РФ, а именно поправка была внесена в Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральным законом N 231-ФЗ от 03.12.2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

Таким образом, одним из оснований прекращения права собственности в публичных интересах, предусмотренным п. 8 ч. 2 ст. 235 ГК РФ, является обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.

Для начала необходимо разобраться, на какой круг лиц распространяется действие Закона. Согласно ст. 2 ФЗ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" устанавливается контроль за расходами государственных и муниципальных служащих. К ним относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности в Банке России, в государственных корпорациях, в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и др. Также предусматривается осуществление такого контроля в отношении Президента РФ, членов Правительства РФ, членов Совета Федерации Федерального собрания РФ, депутатов Государственной Думы и других лиц, замещающих государственные должности РФ. Соответствующие положения предусмотрены, например, Федеральным конституционным законом от 03.12.2012 N 4-ФКЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".

Учитывая вышеизложенное, необходимо обратить внимание на то, что лица, замещающие государственные или муниципальные должности на постоянной основе, в любом случае подпадают под действие механизма контроля за их расходами, хотя в отношении некоторых может быть установлен особый порядок такого контроля, согласно тексту ст. 2 Закона о контроле за расходами. А вот государственные и муниципальные служащие, а также работники указанных выше государственных организаций будут отчитываться о своих расходах только в тех случаях, если замещаемая ими должность входит в один из принимаемых на различных уровнях перечней. Из текста Закона о контроле за расходами неясно, идет в нем речь о тех же перечнях должностей, по которым в настоящее время предусмотрен контроль за доходами замещающих их лиц и членов их семей, или эти перечни могут не совпадать. Таким образом, во-первых, в законе следует строго определить перечень лиц, подлежащих контролю за расходами, во-вторых, установить узкий перечень лиц, о расходах которых подаются сведения. Например, близкие родственники, за исключением прямо названных в Законе о контроле за расходами, от контроля освобождены, что не только позволяет зарегистрировать на них приобретаемое имущество, но и на законном основании обосновать самому служащему источники получения средств, за счет которых совершена сделка, превышающая его доход, а также доход его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за три года <5>.

<5> Чаннов С.Е., Пресняков М.В. Расходы госслужащих теперь под контролем. URL: http//hr-portal.ru/article/rashody-gossluzhashchih-teper-pod-kontrolem (дата обр.: 12.02.2015).

Теперь обратимся к объекту контроля. Разумеется, невозможно осуществлять контроль за всеми расходами указанных лиц и членов их семей, поэтому в соответствии с Законом о контроле за расходами названные лица обязаны представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, касающихся приобретения земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), а также сведения об источниках получения расходуемых средств. Таким образом, отчитываться необходимо при сделках только с тремя объектами гражданских прав: недвижимость, транспортные средства и ценные бумаги, а это значит, что подпадающие под действие закона лица по-прежнему смогут расходовать любые суммы на получение услуг без требования с них отчета об источниках получения потраченных средств. В этом случае мы сталкиваемся с проблемой установления узкого перечня расходов, подлежащих контролю.

Например, приобретение драгоценных металлов, камней, предметов искусства, коллекционных вещей и иных объектов (вне зависимости от их стоимости) не влечет обязанности представлять сведения о своих расходах. Мы считаем, что объекты, которые являются предметами роскоши, также необходимо декларировать. Более того, Закон о контроле должен содержать минимальную стоимость приобретаемой вещи.

Также заслуживает интерес положение Закона о том, что указанные выше лица обязаны представлять сведения о своих расходах и об источниках получения расходуемых средств только в том случае, когда сумма сделки по приобретению недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. Тогда как же быть с расходами тех лиц, которые ранее не состояли на государственной службе или до службы занимались предпринимательской деятельностью? Соответственно, объективно данный механизм может работать только в отношении лиц, более трех лет состоящих на государственной или муниципальной службе либо замещающих иные должности, указанные в Законе о контроле за расходами.

Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего одну из должностей, указанных в Законе о контроле за расходами, является достаточная информация о совершении соответствующей сделки.

Подобная информация может быть предоставлена правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, постоянно действующими руководящими органами политических партий, иных общероссийских общественных объединений, Общественной палатой РФ, общероссийскими средствами массовой информации.

Таким образом, публикация в прессе вполне может являться основанием для проведения соответствующей проверки. В этой связи, как представляется, важно уточнить понятие "достаточная информация": какие критерии могут использоваться для признания информации достаточной. Между тем в 2012 году Государственная Дума РФ учредила специальную комиссию, которая займется проверкой достоверности поданных деклараций. Правда, инициировать такое расследование можно будет лишь при наличии достаточной информации о реальном благосостоянии депутата, критерии которой нигде не раскрываются. Ранее полпред Президента РФ в Госдуме Гарри Минх признал, что этот термин носит оценочный характер. А потому решать, стоит ли затевать проверку, будут в самой комиссии.

Выявление несоответствия расходов подконтрольного лица его доходам и доходам членов его семьи влечет за собой достаточно серьезные последствия - изъятие имущества, приобретенного на незаконные доходы.

Так, частью 3 ст. 16 Закона о контроле за расходами предусмотрено, что если в ходе контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры РФ.

При получении таких материалов органы прокуратуры в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход РФ земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, подпадающим под действие Закона о контроле за расходами, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы. Таким образом, основной мерой воздействия на коррупционеров должно стать изъятие у них имущества, приобретенного - предположительно - на полученные незаконным путем доходы.

По смыслу Закона о контроле за расходами компетентным органам не нужно устанавливать законность приобретения имущества, денег и иных ценностей - доказывание законности владения или обладания ими возлагается на подконтрольных лиц. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Исходя из положений этой статьи, ГПК РФ государственные органы должны доказать, что изымаемые средства были добыты преступным либо иным незаконным путем.

Сама идея изымать имущество, приобретенное на незаконные доходы в казну РФ, является разумной и справедливой, однако настораживает тот факт, что изъятие имущества, приобретенного на незаконные доходы, происходит без процессуального производства по уголовному делу, а в порядке гражданского производства, как это предусматривается в Федеральном законе N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

К сожалению, Закон о контроле за расходами в действующей редакции оставляет слишком много вопросов по его применению и требует внесения ряда изменений для полноценного функционирования.

В заключение отметим, что Закон о контроле за расходами вступил в силу с 1 января 2013 г., в то же время согласно ч. 2 ст. 18 Закона обязанность отчитываться о расходах возникает у подпадающих под его действие лиц в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г. Таким образом, закону в данном случае придана обратная сила.

Учитывая данный факт, мы высказываемся против чрезмерно широких полномочий и пределов усмотрения правоохранительных органов при использовании мер, связанных с изъятием имущества и обращением его в доход государства.

Ни в коей мере не умаляя значение антикоррупционного законодательства и не желая смягчения наказания за преступления коррупционной направленности, хотелось бы добиться законного и объективного механизма изъятия и обращения в доход государства имущества, приобретенного на незаконные доходы или преступным путем.

Список литературы

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 04.11.1950) вместе с Протоколом N 1 (подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию, и первым Протоколом к ней (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом N 7 (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // СЗ РФ. 2001. N 2.
  2. Послание Президента Федеральному Собранию 22 дек. 2011 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/14088 (дата обр.: 03.02.2015).
  3. Гайдук А.С. Гражданско-правовой принцип неприкосновенности собственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003.
  4. Первомайский О.А. К дискуссии о понятии "право публичной собственности" // Наука. Общество. Государство: Электрон. науч. журн. esj.pnzgu.ru. 2013. N 2(2).