Мудрый Юрист

Участие представителя в рассмотрении дел о правонарушениях в сфере избирательных прав

Степанов Радик Геннадьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с привлечением к мерам административной ответственности за нарушение избирательного законодательства. Исследуются роль и значение представителя в рассмотрении дел о правонарушениях в сфере избирательных прав. Предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: избирательное право, кандидат, административное правонарушение, представитель, избирательная комиссия, выборы.

The article is devoted to consideration of issues associated with the attraction to the measures of administrative responsibility for violation of electoral legislation. The article discusses the role and importance of representative in cases of electoral offences. The author offers recommendations for improving the legislation.

Key words: election law, a candidate, an administrative offence, the representative, the electoral Commission, the elections.

Институт избирательного права играет важную роль в механизме народовластия. Защита права граждан на референдум и процесса реализации этого права - основа конституционного строя демократического государства. В современной России в последнее время больше вопросов вызывает легитимность результатов выборов. Несовершенство действующего законодательства в области реализации референдумного права, а также в вопросах привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении избирательных правонарушений, зачастую ставит под сомнение конечные результаты выборов.

Существует распространенное мнение о том, что весомым аргументом совершенства действующих норм административной ответственности является их неизменность в течение длительного периода времени. Однако данное утверждение представляется спорным. Необходимо, на наш взгляд, изменение существующих норм, содержащих признаки составов избирательных административных правонарушений и связанных с ними правовых актов, содержащих нормы избирательного и референдумного права.

Так, ст. 5.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность в том числе за предоставление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность. Никаких разъяснений касательно того, что следует понимать под недостоверными сведениями, закон не дает. Учитывая тот факт, что на практике очень распространенной является ситуация, когда в списки избирателей, участников референдума оказываются не внесенными жители целых парадных, а также то, что в ст. 16 и 17 ФЗ N 67 от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" говорится о "полноте и достоверности сведений", об избирателях, участниках референдума, норму ст. 5.4 КоАП РФ следовало бы дополнить ответственностью за полноту предоставляемых сведений об избирателях, участниках референдума, изложив в законе в следующей редакции:

"Нарушение установленного законом порядка и сроков предоставления сведений об избирателях, участниках референдума либо предоставление недостоверных и/или не в полном объеме сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной до пяти тысяч рублей".

Помимо сведений об избирателях, участниках референдума, для полноценного функционирования избирательным комиссиям необходимо своевременно получать всеобъемлющий спектр информации. Ответственность за непредоставление государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями (независимо от формы собственности), в том числе осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию, комиссию референдума сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо предоставление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока устанавливается ч. 2 ст. 5.6 КоАП РФ.

Однако в указанной норме ничего не говорится об ответственности вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума за несвоевременное предоставление или непредоставление нижестоящим избирательным комиссиям необходимой для работы информации, что является существенным пробелом законодательства. Без наличия всего комплекса данных избирательные комиссии, в первую очередь участковые, не способны полноценно подготовиться к дню голосования и провести его в соответствии с установленными законом требованиями. Нередки случаи, когда, например, сведения о выбывших избирателях поступают в участковые избирательные комиссии почти перед окончанием дня голосования. На основании вышесказанного ст. 5.6 КоАП РФ было бы целесообразно дополнить ч. 3 следующего содержания:

"3. Непредоставление или несвоевременное предоставление председателем, заместителем председателя, секретарем, иным уполномоченным на то членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса нижестоящим избирательным комиссиям сведений и материалов, указанных в законе или запрашиваемых ими в соответствии с законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей".

В ч. 2 ст. 5.17 КоАП РФ устанавливается ответственность за непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Если сопоставить данную норму с существующей практикой деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, то можно сделать вывод, что законодателем был существенно сужен круг субъектов данного правонарушения. В избирательных комиссиях за финансовые вопросы и общение со СМИ не всегда отвечает только председатель. Как правило, для этих целей необходимыми полномочиями наделяются отдельные члены избирательных комиссий с правом решающего голоса. Вот почему, на наш взгляд, субъектный состав данной нормы следует расширить, изложив ч. 2 ст. 5.17 в следующей редакции:

"Непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление председателем избирательной комиссии или уполномоченным на то заместителем председателя, секретарем, иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков".

Основной целью действующего административного законодательства в области избирательного и референдумного права является борьба с формальными нарушениями правил организации и проведения выборов и процедуры референдума. Вместе с тем некоторые нарушения норм избирательного и референдумного права остаются без внимания.

Одним из основных и наиболее важных прав граждан в ходе выборов является право на получение всего объема информации о политических партиях, избирательных объединениях, кандидатах, принимающих в них участие, на основании которой и будет сделан выбор в день голосования. С этим правом корреспондирует, в частности, обязанность политических партий, выдвинувших кандидатов или список кандидатов на выборах, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования опубликовать свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также разместить ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет <1>.

<1> П. 10 ст. 48 ФЗ "Об основных гарантиях...".

Исходя из вышеизложенного, было бы целесообразно внести в КоАП РФ статью следующего содержания:

"Неопубликование или опубликование с нарушением требований законодательства своей предвыборной программы политическими партиями, на которых данная обязанность возложена законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей".

Одним из наиболее актуальных вопросов избирательного и референдумного права продолжает оставаться формирование участковых избирательных комиссий, комиссий референдума, от деятельности которых зависит, насколько качественно и в соответствии с законом будет организован непосредственный процесс голосования. Поэтому особенно важно, чтобы участковые избирательные комиссии, комиссии референдума были образованы в установленные законом сроки и в соответствии с правилами, закрепленными действующим избирательным и референдумным законодательством. В качестве гарантии этого предлагаем установить административную ответственность за нарушение указанных сроков и правил, для чего ввести в текст КоАП РФ статью следующего содержания:

"Нарушение вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума порядка и сроков формирования участковых избирательных комиссий, комиссий референдума влечет наложение административного штрафа на председателя избирательной комиссии, комиссии референдума в размере от двух до трех тысяч рублей".

Для нормального функционирования участковым избирательным комиссиям должно быть предоставлено помещение - как для работы до дня голосования, так и для оборудования помещения для голосования. Статья 5.15 КоАП РФ устанавливает ответственность за непредоставление помещений зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума для встречи с избирателями, участниками референдума. Но никаких административно-правовых гарантий прав избирательных комиссий в этой области не зафиксировано, кроме того, в ФЗ "Об основных гарантиях..." ничего не сказано о сроках предоставления помещений участковым избирательным комиссиям, что существенно затрудняет работу последних.

В федеральных и региональных законах о выборах содержится широкий перечень требований к оборудованию помещений для голосования избирательными комиссиями, но на практике данные требования очень часто не соблюдаются, что затрудняет процесс голосования для избирателей.

Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым регламентировать в ФЗ "Об основных гарантиях..." срок в 24 часа до начала голосования, в который участковым избирательным комиссиям должно быть передано помещение для оборудования его в качестве помещения для голосования, а КоАП РФ дополнить статьями следующего содержания:

"Непредоставление участковой избирательной комиссии в установленные законом сроки и порядке главой местной администрации соответствующего муниципального образования, командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации подходящего помещения для голосования влечет наложение административного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей".

"Нарушение участковой избирательной комиссией законодательно закрепленных правил оборудования помещения для голосования влечет наложение административного штрафа на председателя участковой избирательной комиссии в размере от трех до пяти тысяч рублей".

Список литературы

  1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (в ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вст. в силу с 01.07.2015) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.