Право на адвоката в законодательстве европейского союза
Пиллей Роушин, директор Европейской региональной программы Международной комиссии юристов.
В обзор вошли некоторые материалы дискуссии, состоявшейся в рамках совместного круглого стола Международной комиссии юристов и Института права и публичной политики на тему "Обеспечение независимости адвокатов: российский и зарубежный опыт" в мае 2015 года. Авторы обзора, представляющие национальные объединения адвокатов либо являющиеся практикующими юристами, при кажущейся простоте изложения фиксируют глазами практиков "болевые точки" доступа к правосудию, привлекая внимание к нерешенным проблемам независимости адвокатов. Обзор содержит детальное описание международных стандартов независимости адвокатов и страноведческую информацию о системе адвокатуры в ряде зарубежных стран.
Ключевые слова: доступ к правосудию, независимость адвокатов, право на квалифицированную юридическую помощь, международное право прав человека, процессуальное право Европейского союза.
Roisin Pillay, Director of the International Commission of Jurists Europe Regional Programme.
The review includes some materials from the discussions held during a joint roundtable of the International Commission of Jurists and the Institute of Law and Public Policy on "Providing the independence of lawyers: Russian and foreign experience" in May 2015. Despite the seeming simplicity, the authors, representing national associations of lawyers or being practicing lawyers, focus in practical terms on the weak points of the system of access to justice, drawing attention to unresolved problems of the independence of lawyers. The review contains a detailed description of international standards for the independence of lawyers and information on the system of advocacy in a number of foreign countries.
Key words: access to justice, independence of lawyers, right to qualified legal assistance, international human rights law, procedural law of the European Union.
1. Введение
В настоящей статье освещаются последние изменения в праве Европейского союза (далее - ЕС) в отношении одного важного аспекта роли адвокатов - права на адвоката в уголовном процессе. Принятая в 2013 году Директива ЕС о праве на доступ к адвокату (далее - Директива) <1> призвана обеспечить на наднациональном уровне законодательное регулирование этого важного вопроса в рамках международного права.
<1> On the right of access to a lawyer in criminal proceedings and in European arrest warrant proceedings, and on the right to have a third party informed upon deprivation of liberty and to communicate with third persons and with consular authorities while deprived of liberty: Directive 2013/48/EU of the European Parliament and of the Council of 22 October 2013. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2013:294:0001:0012:EN:PDF (дата обращения: 01.10.2015). На русском языке см.: О праве на доступ к адвокату в уголовном производстве и в производстве по европейскому ордеру на арест, а также о праве на уведомление третьей стороны при лишении свободы и на общение с третьими лицами и консульскими органами при лишении свободы: Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза от 22 октября 2013 года N 2013/48/ЕС // СПС "КонсультантПлюс".В международном праве доступ к адвокату считается важной составляющей защиты прав человека в уголовном процессе наряду с правом на свободу, правом на справедливое судебное разбирательство и защиту от жестокого обращения. Основные принципы ООН, касающиеся роли юристов, предусматривают, что "каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства" (п. 1).
Эти стандарты находят отражение в праве ЕС, а именно в статье 47 Хартии основных прав Европейского союза от 7 декабря 2000 года <2>, которая защищает право на эффективные средства правовой защиты и справедливое судебное разбирательство. В том числе положения Хартии предусматривают, что "каждый человек может прибегнуть к помощи адвоката, защитника и назначить своего представителя. Те, кто не располагает достаточными средствами, освобождаются от судебных расходов в той мере, в которой это освобождение необходимо для обеспечения эффективного доступа к правосудию" <3>.
<2> Являясь первоначально политическим документом, в последующем Хартия была инкорпорирована в проект Договора, учреждающего Конституцию для Европы, от 29 октября 2004 года, одобрена 12 декабря 2007 года институтами ЕС как юридически обязательный для них акт, а согласно части 1 статьи 6 Лиссабонского договора о ЕС от 13 декабря 2007 года ей придается юридическая сила, равная учредительным договорам ЕС. - Прим. пер.<3> Перевод на русский язык см.: Московский журнал международного права. 2003. N 2. С. 302 - 314.
2. Законодательство ЕС о процессуальных правах
Законодательство ЕС о праве на доступ к адвокату призвано обеспечить применение указанных норм в государствах - членах ЕС. Разумеется, у стран ЕС уже есть международно-правовые обязательства по защите прав человека. Но поскольку директивы ЕС являются обязательными в национальном правопорядке, а право ЕС допускает их принудительное исполнение, то есть вероятность, что стандарты прав человека, разрабатываемые на универсальном и европейском уровнях, получат полноценную и последовательную имплементацию во внутригосударственном законодательстве и внутренней практике.
Директива 2013 года является частью комплекса мер ЕС по защите процессуальных прав в уголовном процессе. Эти законодательные инициативы направлены на расширение сотрудничества стран Евросоюза в области уголовного правосудия. Причем в 2002 году было согласовано Рамочное решение ЕС о европейском ордере на арест <4>, которое упростило процедуру выдачи подозреваемых в пределах ЕС. Однако реализация этого решения вызвала серьезную озабоченность у адвокатов, правозащитников и национальных правительств по поводу выдачи подозреваемых тем странам ЕС, где недостаточно обеспечено соблюдение права на справедливое судебное разбирательство или других прав человека. Таким образом, политический посыл к укреплению сотрудничества внутри ЕС в области уголовного правосудия и правоохранительной деятельности, в свою очередь, сделал необходимой более надежную и последовательную защиту процессуальных прав в уголовных процессах в государствах - членах ЕС.
<4> Council Framework Decision of 13 June 2002 on the European arrest warrant and the surrender procedures between Member States, 2002/584/JHA. URL: http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:3b151647-772d-48b0-ad8c-0e4c78804c2e.0004.02/DOC_1&format=PDF (дата обращения: 01.10.2015). На русском языке см.: Рамочное решение Совета от 13 июня 2002 года N 2002/584/JAI "О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами" // СПС "КонсультантПлюс".Проект Рамочного решения по процессуальным правам был предложен Европейской комиссией в 2004 году <5>. Однако политический консенсус достигнут не был <6>. К проекту вернулись только в 2009 году, когда он был опубликован в период председательства Швеции и когда Совет ЕС утвердил "дорожную карту" по развитию законодательства ЕС о процессуальных правах путем постепенного принятия ряда директив, касающихся различных аспектов этих прав <7>.
<5> Proposal for a Council Framework Decision on certain procedural rights in criminal proceedings throughout the European Union, COM (2004) 328. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52004PC0328&from=EN (дата обращения: 01.10.2015).<6> См.: Jimeno-Bulnes M. Towards Common Standards on Rights of Suspected and Accused Persons in Criminal Proceedings in the EU? URL: http://www.ceps.eu/system/files/book/2010/02/Jimeno-Bulnes%20on%20rights%20of%20suspects.pdf (дата обращения: 01.10.2015).
<7> Resolution of the Council of 30 November 2009 on a Roadmap for strengthening procedural rights of suspected or accused persons in criminal proceedings, 2009/C 295/01. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32009G1204(01)&from=EN (дата обращения: 01.10.2015).
В рамках создания единых стандартов по процессуальным правам в 2013 году вступила в силу Директива о праве на доступ к адвокату. Она стала третьей и на данный момент самой важной Директивой о процессуальных правах, которая была согласована на уровне ЕС. В ходе разработки Директивы особо отмечалось, что право на адвоката имеет принципиальное значение для обеспечения надежной защиты права на справедливое судебное разбирательство и, соответственно, взаимного доверия и эффективного сотрудничества в области уголовного правосудия в рамках ЕС. Статья 15 Директивы предусматривает, что до ноября 2016 года страны ЕС должны привести свою законодательную, нормативно-правовую базу и административную практику в соответствие с положениями этого документа.
3. Гарантируемые Директивой права 3.1. Эффективный доступ к адвокату
Центральным положением Директивы является закрепленное в статье 3 "право на своевременный доступ к адвокату в такой форме, которая позволит соответствующим лицам осуществлять свои права на защиту на практике и по существу".
Директива предусматривает предоставление компетентными органами права на адвоката подозреваемым или обвиняемым в уголовном производстве "с момента уведомления" (ст. 2). При этом данное право специально не ограничивается только задержанными или теми лицами, которым предъявлено официальное обвинение. То есть признается, что сразу после задержания и в начале допроса подозреваемый находится в наиболее уязвимом состоянии. В Директиве также прямо указано, что действие ее положений также распространяется на "лиц, не являвшихся подозреваемыми или обвиняемыми, но которые стали подозреваемыми или обвиняемыми во время допроса, проводимого полицией или иным правоохранительным органом" (ст. 2.3). Иными словами, допрашиваемый в качестве свидетеля человек, который становится подозреваемым в ходе допроса, немедленно получает право на адвоката.
Статья 3.2 устанавливает, что доступ к адвокату должен быть "своевременным". Самое позднее - к моменту начала допроса обвиняемого в полиции; после завершения следственных действий или сбора доказательств в процессе опознания или очной ставки; и перед появлением в суде. Доступ к адвокату должен предоставляться сразу же после лишения свободы.
Отдельные положения призваны обеспечить эффективную роль адвоката. Так, подозреваемый или обвиняемый имеет право встречаться наедине и общаться с адвокатом перед допросом (ст. 3.3.a). Согласно статье 3.3.b подозреваемый или обвиняемый имеет "право на то, чтобы адвокат присутствовал во время допроса и участвовал в нем". Более того, адвокатам должно быть разрешено присутствовать во время сбора доказательств и проведения таких следственных действий, как опознание, очная ставка или следственный эксперимент (ст. 3.3.c). Власти государств - членов ЕС должны также принимать необходимые меры для того, чтобы лица, лишенные свободы, могли эффективно осуществлять свое право на доступ к адвокату (ст. 3.4).
3.2. Конфиденциальность общения с адвокатом
Согласно статье 4 Директивы государства - члены ЕС должны "соблюдать конфиденциальность общения подозреваемого или обвиняемого с адвокатом". Сильная сторона указанной нормы состоит в том, что такое право не подлежит ни ограничению, ни дерогации, несмотря на то давление, которое оказывалось некоторыми странами в процессе разработки этой Директивы с целью закрепления возможности подобной дерогации, в частности, в делах о терроризме.
Такая абсолютная защита отражает положения Основных принципов ООН, касающихся роли юристов (п. 8), и стандартов Комитета против пыток <8>. Эти акты устанавливают более высокие стандарты по сравнению с практикой Европейского суда по правам человека, который допускает некоторое ограничение рассматриваемого права, хотя и в исключительных случаях, при условии обеспечения эффективной реализации права на юридическую помощь <9>.
<8> См.: Council of Europe. European Committee for the Prevention of Torture (CPT) 12th General Report, CPT/Inf (2002)15, para. 41. URL: http://www.cpt.coe.int/en/annual/rep-12.pdf (дата обращения: 01.10.2015).<9> См.: The European Court of Human Rights. Application N 46221/99, Ocalan v. Turkey, Judgment of 12 May 2005. URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-69022; Application N 21272/03, Sakhnovskiy v. Russia, Judgment of 2 November 2010. URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-101568 (дата обращения: 01.10.2015).
4. Доступ к адвокату при осуществлении производства по европейскому ордеру на арест
В Директиве предусмотрены гарантии доступа к адвокату в случае выдачи подозреваемого одним государством - членом ЕС другому в порядке исполнения европейского ордера на арест. Так, право на адвоката должно быть обеспечено в обоих государствах: как в исполняющем ордер государстве, где проходит судебное заседание по ордеру на арест, так и в государстве, выдавшем этот ордер (ст. 10 Директивы). В Директиве также говорится о том, что подозреваемый должен быть проинформирован о своем праве на адвоката в обоих государствах, а компетентные органы обоих государств должны принимать меры по оказанию содействия при назначении адвоката в каждой из юрисдикций. Назначение адвоката в выдавшем ордер государстве имеет важное значение, поскольку помогает судебному органу государства, исполняющего ордер, получить информацию о возбуждении уголовного дела против подозреваемого в требующем его выдачи государстве, а также прояснить вопросы защиты прав человека в уголовном процессе.
4.1. Отступление от применения прав и ограничение их объема
В процессе разработки Директивы больше всего вопросов возникало в связи с предусмотренным статьей 3 положением о дерогации определенных аспектов права на адвоката. Международная комиссия юристов выразила в специальном Заключении серьезную озабоченность по поводу некоторых предложенных вариантов <10>. В окончательной версии документа данное положение содержится в относительно "узкой" формулировке, но все же есть опасения, что на практике оно может быть использовано для ущемления права на доступ к адвокату (ст. 4).
<10> См.: ICJ Briefing paper. Proposal for a Directive on the right of access to a lawyer in criminal proceedings and the right to communicate upon arrest, October 2011. URL: http://icj.wpengine.netdna-cdn.com/wp-content/uploads/2012/05/EU-directive-on-the-right-of-access-to-a-laweyer-analysis-brief-2011.pdf (дата обращения: 01.10.2015).Директива допускает "временную дерогацию" права лишенных свободы лиц на незамедлительный доступ к адвокату по причине "географической удаленности" (ст. 3.5). Также допускается отступление от соблюдения права адвоката присутствовать при допросе и общаться с клиентом наедине в том случае, если "срочно требуется предотвратить серьезные неблагоприятные последствия для жизни, свободы или физической неприкосновенности лица" или "крайне необходимо предотвратить существенную опасность, угрожающую уголовному судопроизводству" (ст. 3.6).
Любое отступление от применения прав должно быть обоснованным, соразмерным и строго ограниченным по времени (ст. 8). Такие меры не должны основываться исключительно на серьезности вменяемого в вину преступления и не должны подрывать общую справедливость судебного разбирательства. Безусловно, закрепление этих принципов, взятых из международного права в области прав человека и практики Европейского суда по правам человека, - необходимый и поддерживаемый многими шаг. Но очень жаль, что в Директиве дерогация прав допускается по решению судебного или иного компетентного органа и может быть пересмотрена судом только post factum.
4.2. Бесплатная юридическая помощь
Изначально планировалось, что Директива о праве на доступ к адвокату будет включать положение о бесплатной юридической помощи как свидетельство признания международным правом в области прав человека важной роли подобной помощи в практическом осуществлении права на адвоката. Однако, к сожалению, государства - члены ЕС не смогли договориться о включении этого положения в Директиву.
В настоящее время ведутся переговоры по проекту новой Директивы по предварительной юридической помощи и бесплатной юридической помощи в отношении европейского ордера на арест <11>.
<11> European Commission. Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council on provisional legal aid for suspects or accused persons deprived of liberty and legal aid in European arrest warrant proceedings, 2013/0409 (COD). URL: http://ec.europa.eu/smart-regulation/impact/ia_carried_out/docs/ia_2013/com_2013_0824_en.pdf (дата обращения: 01.10.2015).Однако опять стандарты оказания бесплатной юридической помощи в уголовном процессе в целом (помимо предварительной юридической помощи, оказываемой на ранних стадиях процесса) не вошли в текст Директивы. Вместо этого наряду с Директивой Европейской комиссией был подготовлен проект Рекомендации по бесплатной юридической помощи <12>. Но этот документ не имеет обязательной силы для государств и поэтому не может существенно повлиять на их практику.
<12> Commission Recommendation of 27 November 2013 on the Right to Legal Aid for Suspect or Accused Persons in Criminal Proceedings, 2013/C 378/03. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32013H1224(03)&from=EN (дата обращения: 01.10.2015).В упомянутом Заключении <13> по предложенной Директиве Международная комиссия юристов довольно критически высказалась об оттеснении стандартов бесплатной юридической помощи с первого на второй план в формате Рекомендации и призвала к их включению в имеющие обязательную силу положения предложенной Директивы.
<13> См.: сноску 10.5. Нерешенные вопросы
В ходе разработки Директивы Международная комиссия юристов и другие неправительственные организации рекомендовали включить в нее дополнительные положения для усиления защиты прав, предоставляемой Директивой в соответствии с международными стандартами о роли адвокатов. Например, в Директиве ничего не говорится о качестве юридической помощи, оказываемой подозреваемым и задержанным лицам, о независимости адвокатов, о праве выбирать любого адвоката.
Действенность Директивы в процессе защиты прав еще предстоит оценить по завершении ее имплементации в период до 2016 года. Соответствующие законодательные меры общеевропейского или национального уровня - это только часть пути. Процесс имплементации потребует привлечения профессиональных юристов, адвокатов и активистов для обеспечения эффективной реализации права на адвоката в практической ситуации.