Мудрый Юрист

Правовое воздействие и правовая политика: вопросы институционализации и инструментальной сущности 1

<1> Статья выполнена при финансовой поддержке государственного задания N 2014/52 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части проекта N 2706 "Уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия преступности".

Авдеев Вадим Авдеевич, Байкальский государственный университет права, экономики и управления, доктор юридических наук, профессор.

Авдеева Ольга Анатольевна, Сибирская академия права, экономики и управления, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассмотрены доктринальные вопросы соотношения понятий государственной политики, правовой политики и правового воздействия. Дан ретроспективный анализ становления и развития юридической доктрины в сфере реализации правовой политики и правового воздействия.

Ключевые слова: государственная политика, правовая политика, правовое воздействие.

Legal Impact and Legal Policy: Issues of Institutionalization and Instrumental Essences

V.A. Avdeev, O.A. Avdeeva

Avdeev Vadim A., Doctor of Law, Professor Baikal State University of Law Economics and Management.

Avdeeva Olga A., Doctor of Law, Professor Siberian Academy of Law, Economics and Management.

The article deals with questions of doctrinal relationship between the concepts of public policy, legal policy and legal impact. Dan retsrospektivny analysis of formation and development of legal doctrine in the implementation of legal policy and legal impact.

Key words: government policy, legal policy, legal effect.

Наметившаяся на современном этапе правового развития глобализация международной жизни закономерно актуализировала проблему последовательной универсализации институтов национального права, гармонизации правовых норм, обеспечивающих реализацию гарантированных на международном и государственном уровнях прав и свобод человека, безопасность личности, общества и государства <2>. Принимая во внимание сложившиеся политико-правовые реалии, Российская Федерация в качестве одного из приоритетных направлений промульгирует определение стратегии правовой реформы и оптимизацию мер правового воздействия с учетом теоретико-методологических основ и национального правового опыта.

<2> Авдеев В.А., Авдеева О.А. Основные направления реализации уголовно-правовой политики РФ в сфере противодействия преступности: сравнительный анализ федеральных и региональных начал // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. N 2. С. 46 - 62.

Раскрывая инструментальную сущность правового воздействия, следует отметить, что на смену первичным формам социального воздействия, осуществляемого посредством мононорм, регуляторов мифологического, нравственно-религиозного и традиционно-бытового характера, регулирующих производственные процессы, брачно-семейные и иные социально значимые отношения и обеспеченных силой принуждения от общественного порицания до изгнания, в результате публичного, универсального и монопольного характера государственной власти устанавливается правовое воздействие. В основу отграничения правового воздействия от иных форм социального воздействия были положены: нормативность права; дифференцированное внутреннее строение правовой нормы, содержащей гипотезу, диспозицию и санкцию; внутренняя иерархичность правовых норм с учетом отраслевого признака; предмет регулирования, включающий соотношение интересов человека, общества и государства, организацию и реализацию государственной власти, установление правопорядка; специфическая формальная определенность государственно-властных предписаний, подлежащих общеобязательному исполнению под угрозой государственного принуждения или иных мер государственного воздействия; строго очерченная процедурность реализации правовых норм.

Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах, а именно посредством информационного и ориентационного воздействия и правового регулирования. Информационная форма правового воздействия предусматривает доведение до субъектов права путем формализованных правил информации о вариантах поведения (действий или бездействия), подлежащих одобрению либо порицанию со стороны государства. Ориентационное воздействие права предполагает формирование у субъектов права сознательно-волевых установок, способствующих соблюдению ими государственно-властных предписаний. Наиболее значимым элементом правового воздействия является правовое регулирование, отличающееся особым механизмом и специальными средствами воздействия на общественные отношения.

Механизм правового регулирования предполагает формирование с помощью приемов и средств юридической техники (в том числе дозволения, обязывания, запретов и др.) нормативной основы, реализацию субъективных прав и юридических обязанностей в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования предусмотренных законом прав и применения права. Невыполнение субъектом возложенных на него обязанностей, совершение правонарушения влечет правоприменительную деятельность обеспечительного характера, связанную с наступлением юридических последствий. Юрисдикционный орган в пределах очерченной компетенции в соответствии с установленной законом процедурой обеспечивает восстановление справедливости в рамках охранительного правоприменительного акта. Технико-юридические средства воздействия права на общественные отношения имеют эволюционные характеристики и обусловливаются совокупностью историко-правовых, экономических, социальных факторов, уровнем культурно-нравственного развития, юридической техники и информационных технологий.

Государственная власть, отличающаяся от самоорганизации общества по содержанию сложной внутренней структурой, в качестве ресурсов власти, обеспечивающих реализацию властеотношений, помимо утилитарных ресурсов, представляющих собой материальные и иные социальные блага экономического, социального, идеологического, культурно-информационного и иного характера, и наряду с нормативными ресурсами в форме актов - властных предписаний, регламентирующих меру дозволенного и обязанного поведения индивидов и обладающих общеобязательной силой, использует принудительные ресурсы в виде силовых мер карательного воздействия, осуществляемого армией, полицией, судом.

Правовое воздействие отличают от иных форм социального воздействия юридические ресурсы государственно-властных предписаний, реализующих регулятивные, охранительные, компенсационные, ограничительные, восстановительные функции. Главенствующим принято считать регулятивную составляющую правового воздействия, непосредственно связанную с установлением государством позитивных правил поведения, содействующих упорядочению общественных отношений в контексте стратегических государственных задач внутриполитического и внешнеполитического характера. Осуществляемое посредством нормативных ресурсов правовое воздействие сопряжено с реализацией охранительной функции, содержание которой наряду с превентивно (предупредительным) влиянием на поведение индивидов путем установления формально-определенных запретов и закрепления строго очерченных санкций составляет реализация юридической ответственности и применение мер государственного принуждения.

Особенностью правового воздействия следует признать реализацию нормативными ресурсами государственной власти ограничительной, компенсационной и восстановительной функций. Ограничительная функция правового воздействия заключается в установлении в целях защиты основ государственного строя, обеспечения обороноспособности страны, целостности и безопасности государства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина формально определенных ограничений на совершение конкретных действий, ущемляющих охраняемые законом права и интересы. Восстановительная функция правового воздействия предполагает формальную определенность действий, связанных с восстановлением нарушенных прав и законных интересов. Компенсационная функция правового воздействия направлена на восстановление справедливости путем регламентации оснований, размера и процедуры компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государства, органов государства, должностных и иных лиц, подлежащих юридической ответственности.

Принимая во внимание, что право представляет собой сложное явление, отличающееся от иных форм социального воздействия внутренней структурированностью и институционализацией правовых норм, разграничением объекта и предмета реализации регулятивной и охранительной функций, необходимо отметить свойственное правовому воздействию формальное разграничение способов и методов общеправового и отраслевого (уголовного, административного и т.д.) воздействия. Правовое воздействие осуществляется посредством сочетания правовых стимулов, содействующих удовлетворению интересов субъектов права и побуждающих к законопослушному поведению, и правовых ограничений, направленных на сдерживание от совершения противозаконного действия (бездействия) путем установления запретов и применения мер "юридического осуждения" в виде "правового ограничения, лишения или наказания".

Что касается правовой политики, то процесс правового воздействия, как отмечает А.В. Малько, начинается с постановки целей и заканчивается их выполнением, достижением определенного результата <3>. Следовательно, правовое воздействие отличает от иных форм социального воздействия формализованность государственно-властных предписаний, инспирированных осуществляемой государством правовой политикой. Правовая политика предполагает определение государством стратегических направлений обновления институтов национальной правовой системы исходя из актуальных потребностей модернизации социальной, экономической и политической систем общества, насущных проблем по укреплению режима законности и правопорядка. Согласно синтетической теории эффективность правового воздействия проявляется во взаимосвязи правовых средств и степени реализации поставленной цели. Таким образом, критерий эффективности правового воздействия определяется правовой политикой, степенью достижения поставленной цели, ценностью, качеством и полезностью достигнутых результатов.

<3> Малько А.В. Эффективность правового регулирования // Правоведение. 1990. N 6. С. 61 - 67.

Правовая политика как юридическая категория имеет онтологические социокультурные корни, что неизбежно повлекло многообразие подходов к данному понятию в научной юридической мысли. В античных трактатах Аристотеля и Платона "Горгиас", "О государстве", "О законах" и "Политик" в основу научно-философского понимания сущности политики государства было положено учение о "мировой гармонии", внешним выражением которой признавались закон и правопорядок <4>. Восстановление нарушенной гармонии и "справедливого порядка" означало: 1) начертание законов "в пределах необходимости"; 2) составление законов, "отвращающих от преступления тех, которые могут сделаться преступниками"; 3) "отыскание причин, вызывающих преступления"; 4) целесообразное отправление законов.

<4> Антология мировой философии: в 4 т. Философия древности и средневековья. М.: Мысль, 1969. Т. 1. Ч. 1. 316 с.; Антология мировой философии: в 4 т. Философия древности и средневековья. М.: Мысль, 1969. Т. 1. Ч. 2. 576 с.

Целесообразность разработки государством правовой политики получила широкое освещение в научных кругах в новое время <5>. "Политика права" как составляющий элемент юридической науки получает признание в зарубежной правовой мысли XVIII в. в трудах Беккариа, Бемера, Монтескье, Юсти, Вольтера и др., сочетающих философский и позитивистский типы понимания правовой политики и правового воздействия. Опираясь на античную идею о "духе улучшения" законов, мыслители нового времени трактуют правовую политику как "мудрствование, направленное на достижение исправления, устрашения и иных правительственных задач для получения максимума общественной пользы". Известный мыслитель Хенке пишет, что основополагающим принципом правовой политики является "удовлетворение потребности общества в безопасности от преступных предприятий и в уничтожении неправды". "Соображаясь с особенностями эпохи и местных условий", правовая политика должна содействовать превращению идеала в действительность и устранению "гарантий преступной личности". В работах Дж. Локка, Гоббса, Гроция, Спинозы, Канта первостепенным в правовой политике государства признается создание гарантий общественной безопасности. Вследствие этого на первый план выдвигается идея "широкой свободы научного исследования" и установление наказаний, соответствующих идее "общественного блага" и "интересам человеческой личности". Монтескье, развивая идею о гуманизме в политике права, особое внимание обращает на "дух законодателя", который должен соответствовать "духу умеренности", означающему осмотрительность и осторожность при разработке новых законов. По Капплеру, правовая политика занимается "регуляцией вопроса" о том, как наиболее целесообразно организовать законодательство в данном государстве, "соображаясь как с основами естественного или философского права, так и с состоянием культуры, характером, нравами и прочими особенностями народа".

<5> Антология мировой философии: в 4 т. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. Т. 2. М.: Мысль, 1970. 776 с.

В работах известных российских правоведов конца XIX - начала XX в. Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, Л.И. Петражицкого, Г.Ф. Шершеневича, М.П. Чубинского и др. активно подчеркивается необходимость регулирования публично-властных отношений посредством воздействия права и определения политики государства на основе правовых средств. Согласно воззрениям отечественных правоведов XIX в. правовая политика (политика права), анализируя и критикуя действующий механизм воздействия права на общественные отношения, содержит новые "правовые идеалы" и "правовые пути", отвечающие "духу времени". Цель правовой политики заключается в разработке путей усовершенствования социально-правовой жизни посредством правовых средств воздействия. Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что вопрос о цели правового воздействия следует рассматривать в контексте цели государства, являющейся абсолютным выражением его сущности. Институционализируя цель государства, известный русский правовед XIX в. использует понятие "политика права". По мнению Л.И. Петражицкого, "политика права" заключается в разработке "определенных желательных результатов" и "научно обоснованном предвидении последствий" введения правовых предписаний. Инструментальное значение "политики права", по Г.А. Ландау, состоит в достижении определенных правовых целей. Ведущим направлением правовой политики признается придание политическим решениям политико-правового уровня.

Новые подходы к правовой политике стали разрабатываться в XX в., когда с учетом развития доктрины и анализа ее практической реализации осмыслению подлежали принципы обновления государственности и построения социально-правового государства. А.В. Малько, К.В. Шундиков рассматривают правовую политику как научно обоснованную, последовательную и системную деятельность уполномоченных субъектов (прежде всего государственных и муниципальных органов власти) по созданию эффективного механизма правового регулирования <6>. В.В. Смирнов подчеркивает, что правовая политика есть политика государства, государственных и муниципальных институтов, должностных лиц и лидеров в сфере права и правовых учреждений, политика, осуществляемая посредством права и правовых инструментов <7>. При этом правовая политика есть составная часть общегосударственной политики, осуществляемая с учетом принципов территориальной организации власти на общегосударственном, региональном и местном уровнях <8>. Правовая политика, являясь неотъемлемой частью государственной политики, направлена на достижение целей государства и осуществление государственной политики посредством права, т.е. с помощью правового воздействия на общественные отношения, возникающие в рамках экономической, социальной и политической систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, общества и государства, и создания, исходя из средств юридического инструментария, механизма правового регулирования.

<6> Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 213.
<7> Правовая политика в условиях модернизации (по материалам Всероссийской конференции в Институте государства и права РАН) // Государство и право. 2011. N 10. С. 119.
<8> Авдеева О.А. Основные направления новеллизации российского федерализма // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2013. N 2. С. 46 - 50.

Правовая политика, изначально представляющая собой искусство управления, дополняется рядом новых сущностных характеристик. Правовая политика есть результат деятельности государства, следовательно, отличается государственно-волевым и властно-императивным содержанием. Правовая политика предполагает использование в реализации государственной политики собственно правовых (технико-юридических) методов и средств. Основными формами реализации правовой политики следует считать правотворческую, правоприменительную, интерпретационную, доктринальную деятельность. Рассматривая право в материальном смысле, государство использует технико-юридические ресурсы в виде нормативных правовых актов, отличающихся формальной определенностью, императивностью и средствами обеспечения. Основные методы правовой политики заключаются в убеждении в рациональности принятых стратегических направлений и принуждении, предусматривающих привлечение лица к ответственности при несоблюдении установленных государством правовых предписаний. Технологические приемы правового воздействия охватывают правовое воспитание, правовую культуру, правосознание, позитивную и негативную юридическую ответственность, стимулы и ограничения, превенцию и санкции. Структуризация права, основанная на отраслевом подходе, предполагает классификацию видов правовой политики и основные направления ее реализации.

Сущность государства, определяющая содержание государственной политики, обусловливает основные приоритеты и принципы правовой политики. Как справедливо отмечает В.В. Трофимов, правовая политика создает основу правовым реформам, обозначает их характер, пределы, сроки и эффективность <9>. Целью современной правовой политики являются оптимизация, повышение эффективности действующего механизма правового воздействия на социально значимые и охраняемые государством общественные отношения. По мнению Н.И. Матузова, к числу основных сформулированных в науке теории государства и права принципов правовой политики следует отнести соответствие международным стандартам; приоритетность прав человека; легитимность (законность); социальную обусловленность; научную обоснованность; устойчивость и предсказуемость (стабильность); гуманность и нравственность; справедливость; гласность; сочетание интересов государства и личности <10>.

<9> Трофимов В.В. Правовая политика как научная основа правовых реформ // Государство и право. 2010. N 6. С. 101.
<10> Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. N 8. С. 33.

В демократическом обществе правовая политика представляет собой государственную политику, реализуемую на основе права, регламентирующую деятельность государства и обеспечивающую надлежащий контроль за деятельностью органов публичной власти и должностных лиц в сфере реализации стратегических целей и задач. В качестве основных общеотраслевых приоритетных направлений современной правовой политики Российской Федерации выделяют соблюдение прав и свобод человека как высшей ценности государства, развитие правовой государственности, построение гражданского общества, обеспечение государственной и общественной безопасности, устранение правового нигилизма, рост правовой культуры и правосознания. В условиях обновления правовой государственности и развития институтов гражданского общества стратегической задачей государства является разработка правовой политики, обеспечивающей стандартизацию в национальной системе права универсальных международно-правовых норм с учетом социально-культурной, правовой, цивилизационной самобытности сложившихся элементов социально-экономической и политико-правовой сфер жизнедеятельности российского общества <11>. В условиях демократизации общества правовая политика отличается легальностью и легитимностью, так как представляет собой результат деятельности компетентных органов государственной власти, осуществляемой посредством широкого привлечения к участию в ее разработке органов местного самоуправления, граждан, политических партий и иных общественных объединений. В качестве основополагающего направления совершенствования правового воздействия признают повышение научной организации законодательного процесса, положение в основу нормотворческой деятельности правил юридической техники и прогрессивных законодательных технологий.

<11> Сергевнин В.А., Авдеев В.А., Авдеева О.А. Гармонизация уголовно-правовой политики России в сфере назначения и исполнения наказания // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. N 1. С. 78 - 93.

Резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что правовая политика является составной частью общегосударственной политики, охватывает сферу воздействия права, выражена в механизме правового регулирования, основана на принципах права, имеет нормативно-правовые организационные формы, осуществляется правовыми средствами и обеспечена аппаратом принуждения. Правовая политика направлена на достижение государством основополагающей цели, связанной с формированием правомерного поведения, когда внутренними регуляторами индивидуального, коллективного (группового) и общественного (массового) поведения на сознательно-волевом уровне выступает общественная полезность, основанная на соизмерении собственных интересов с интересами общества и государства в целом. Правовая политика представляет собой формализованную в правовых актах, имеющих программное стратегическое значение, политическую волю как государства, так и органов местного самоуправления, политических партий, граждан и общественных объединений. Структурными элементами правовой политики являются определение стратегии правотворческой деятельности государства в указанной сфере, выработка принципов правового регулирования и оптимизация действующего механизма правового воздействия путем проведения правовых реформ.

Литература

  1. Авдеева О.А. Законодательное оформление медиативно-правового регулирования в национальной системе права // Образование. Наука. Научные кадры. 2012. N 8. С. 7 - 10.
  2. Авдеева О.А. Основные направления новеллизации российского федерализма // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2013. N 2. С. 46 - 50.
  3. Аминов Д.И., Полищук Д.А. Секреты эффективности уголовно-правовой политики // Российский следователь. 2013. N 18. С. 11 - 14.
  4. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 213.
  5. Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. N 8. С. 33.
  6. Сергевнин В.А., Авдеев В.А., Авдеева О.А. Гармонизация уголовно-правовой политики России в сфере назначения и исполнения наказания // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. N 1. С. 78 - 93.
  7. Трофимов В.В. Правовая политика как научная основа правовых реформ // Государство и право. 2010. N 6. С. 101.
  8. Трунцевский Ю.В. Меры уголовно-правового воздействия: понятие и виды // Российская юстиция. 2015. N 5. С. 29 - 32.
  9. Чубинский М.П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права. М., 2014. С. 32.