Мудрый Юрист

Уголовно-процессуальные и экономические аспекты амнистии капиталов

Капинус Николай Иванович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, ректор АНО "Академия НОСТРОЙ".

Телегина Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, проректор АНО "Академия НОСТРОЙ".

Статья посвящена вопросам гуманизации законодательства, предусматривающего ответственность за совершение экономических правонарушений.

Ключевые слова: экономические преступления; амнистия в сфере экономики.

Criminal procedure and economic aspects of capital amnesty

N.I. Kapinus, T.V. Telegina

Kapinus Nikolay Ivanovich, Doctor of Laws, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Head of the Autonomous Non-Commercial Organization "Academy NOSTROY".

Telegina Tatiana Vasilyevna, Candidate of Economic Sciences, Deputy Head of the Autonomous Non-Commercial Organization "Academy NOSTROY".

The article is concerned with the issues of humanizing the legislation prescribing liability for committing economic offenses.

Key words: economic offenses; "amnesty" in the area of economic activity.

В начале июня 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, который получил неофициальное название "Закон об амнистии капиталов".

<1> Российская газета. 2015. 10 июня.

Принятие Закона является прямым следствием реализации задач, возложенных Президентом РФ В.В. Путиным в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2014 г.

Так, глава государства предложил провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. При этом Президент отметил, что "...нужно разъяснить для людей, которые должны принять соответствующие решения, что это значит - полная амнистия. Это значит, что, если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным, "трясти" его там и тут, не спросят об источниках и способах получения капиталов, что он не столкнется с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов. Давайте это сделаем сейчас, но один раз. И все должны этим воспользоваться, кто хочет прийти в Россию" <2>.

<2> См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. // Российская газета. 2014. 5 дек.

Понятно, что речь идет о возвращении в Россию капиталов, прежде всего из офшорных зон, о чем также заявил глава государства, подчеркнув, что все мы понимаем, что происхождение денег - разное. Таким образом, возможное преступное формирование капитала в случае его возврата в Российскую Федерацию гарантированно останется безнаказанным.

Справедливости ради следует отметить, что это не первый раз, когда глава государства упоминает в Послании об экономических амнистиях. Так, в ежегодном Послании в 2005 г. В.В. Путин в качестве одной из существенных задач определил проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства, выделив, прежде всего, меры по стабилизации гражданского оборота, кардинальному расширению возможностей для свободного предпринимательства и сферы приложения капиталов <3>.

<3> См.: Соловьев И.Н. О правовых аспектах реализации амнистии капиталов, предложенной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Финансовое право. 2006. N 1. С. 12.

И не единожды в стране объявлялись экономические амнистии. Например, экономическая амнистия, объявленная 2 июля 2013 г., распространялась в основном на лиц, совершивших экономические преступления, а одним из ее обязательных условий было предварительное выполнение амнистируемыми обязательств по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим <4>.

<4> См.: Постановление ГД ФС РФ от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД "Об объявлении амнистии" // Российская газета. 2013. 4 июля.

Еще ранее, в 1993 г., экономика России получила налоговую амнистию. Президент РФ издал Указ от 27 октября 1993 г. N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году" <5>, целью которой продекларировано пополнение доходной части республиканского бюджета Российской Федерации и обеспечение финансирования ряда важнейших защищенных статей бюджета, в первую очередь пенсий, стипендий, государственных пособий, других социальных и компенсационных выплат населению, расходов по Фонду социальной поддержки северян. Амнистия заключалась в освобождении от применения санкций, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, объявивших до 30 ноября 1993 г. включительно о своих неуплаченных налогах и налоговых платежах за 1993 г. и предшествовавшие годы и внесших их в тот же срок в республиканский бюджет Российской Федерации в полном объеме.

<5> Российская газета. 1993. 2 нояб.

По вопросам экономических амнистий высказано множество точек зрения российских и иностранных ученых и практических работников. К данной проблематике в последние годы в той или иной мере обращались П.А. Скобликов <6>, Т.О. Кошаева <7>, В.М. Гефтер <8>, Р.М. Дзидзоев <9>, Т.А. Белова, Е.В. Покачалова <10>, Н.А. Колоколов <11> и др.

<6> См.: Скобликов П.А. Современные российские амнистии: основания и последствия // Закон. 2014. N 8. С. 106 - 113.
<7> См.: Кошаева Т.О. Ответственность за преступления в сфере экономической деятельности: пути развития российского уголовного законодательства // Журнал российского права. 2014. N 6. С. 25 - 31.
<8> См.: Гефтер В.М. Что в итоге "широкой" амнистии: цифры против домыслов // Омбудсмен. 2014. N 1. С. 28 - 34.
<9> См.: Дзидзоев Р.М. Амнистия как конституционно-правовое явление // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 5. С. 41 - 44.
<10> См.: Покачалова Е.В., Белова Т.А. "Налоговая амнистия" в системе финансово-правовых понятий и институтов // Налоги. 2015. N 2. С. 28 - 31.
<11> См.: Колоколов Н.А. Вот тебе, предприниматель, и амнистия, вот тебе и "Юрьев день" // Российский судья. 2014. N 2. С. 32 - 34.

Анализируя мнения научного сообщества по экономическим амнистиям, нельзя согласиться с позицией Л.М. Григорьева, отмечающего, что сам по себе термин "амнистия" неудачен, так как в доктрине под амнистией понимается освобождение от ответственности, даруемое верховной властью. В российском законодательстве понятие "амнистия" употребляется исключительно в контексте освобождения от уголовной ответственности, от наказания и сокращения неотбытой части наказания. Применение акта амнистии, однако, не снимает судимости с осужденного лица. В данном случае речь идет о массовом освобождении от возможного преследования со стороны налоговых органов на определенных условиях <12>.

<12> См.: Григорьев Л.М. Амнистия капитала // http://polit.ru/article/2005/10/12/amnesty.

Действительно, классическая трактовка термина "амнистия" (от греческого amnestia - забвение, прощение) - это "частичное или полное освобождение от судебного наказания определенной категории лиц, производимое верховной властью" <13>. Хотя в многолетней практике советского и постсоветского периода амнистия заключалась не только в освобождении от наказания и сокращении неотбытого срока наказания, но и в прекращении производством следственных дел и дел, не рассмотренных судами, т.е. в освобождении от уголовного преследования <14>.

<13> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990. С. 30.
<14> См., например: Постановление ГД ФС РФ от 23 февраля 1994 г. N 63-1 ГД "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации" // Российская газета. 1994. 26 февр.

Однако новые тенденции в политической и экономической сферах потребовали обновления взглядов, в том числе и на казавшиеся незыблемыми понятия и термины. И вот уже "амнистия" трактуется как "полное или частичное освобождение от наказания совершивших преступление либо замена назначенного судом наказания более мягким. Это также снятие судимости с лиц, отбывших наказание. Под амнистию могут подпасть и те, кто совершил проступки, наказываемые по административному и трудовому праву. Право амнистии обычно признается за высшим представительным органом страны или президентом" <15>.

<15> См.: Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия. М., 2010. С. 28.

Опыт проведения амнистии капиталов в зарубежных странах свидетельствует о том, что данная мера предпринимается ради таких целей, как получение дополнительных средств в бюджет государства посредством увеличения налоговых поступлений, поскольку средства, ранее выведенные из страны, избежали налогообложения, а также нормализация инвестиционного и делового климата в стране. При этом данная мера чрезвычайна и своей экстраординарностью подчеркивает цель государства убедить граждан и бизнес в выгоде возможного использования амнистии капиталов посредством ухода от ответственности.

Как отмечает В.Е. Сазонов, экономические амнистии проводились в 1987 г. в Аргентине; в 1982 и 1986 гг. - во Франции; в 1997 г. - в Индии. Однако результаты проведения амнистии капиталов оказались неудовлетворительными, поскольку легализован был не капитал, а только имущество - жители сдавали золотые и серебряные слитки, в которых традиционно хранили свои сбережения <16>.

<16> См.: Сазонов В.Е. Амнистия капиталов: мировой опыт // http://www.forbes.ru/mneniya-column/mir/258213-amnistiya-kapitalov-mirovoi-opyt.

По мнению В.Е. Сазонова, одна из самых успешных в мировой практике экономических амнистий была проведена в Италии (2001 - 2002 гг.), где удалось выявить и устранить причины, которые приводили к оттоку капиталов и уклонению от уплаты налогов. Согласно Декрету о легализации заявитель обязан был заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести итальянские ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости сокрытого имущества. Взамен налоговые органы выдавали специальные "сертификаты конфиденциального взноса", содержащие гарантии освобождения лица от подачи декларации; уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до амнистии. Также гарантировалась полная конфиденциальность для налоговых и других государственных органов. Одновременно с амнистией были ужесточены меры ответственности за нарушение налогового законодательства: до амнистии штраф за сокрытие капитала или имущества составлял от 250 до 2000 евро, после - от 5 до 25% от суммы сокрытых средств плюс конфискация имущества на такую же сумму. В результате только за первые два месяца возвратился капитал в размере 61 млрд. евро, налоговые сборы составили 24 млрд. евро, один только единовременный налог с возвращенных активов принес в бюджет 1,4 млрд. евро <17>.

<17> См.: Там же.

В этой связи интересен подход отечественного законодателя к решению вопроса о привлекательности условий амнистии капиталов.

Непосредственно сам ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", проект которого был подготовлен Правительством РФ, в соответствии с текстом пояснительной записки к законопроекту <18>, направлен на создание простого, понятного и необременительного с экономической точки зрения механизма добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации.

<18> См.: Паспорт проекта Федерального закона N 754388-6 "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В качестве задач, подлежащих разрешению посредством указанного Закона, были определены:

  1. снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами;
  2. создание в законодательстве Российской Федерации правовых оснований для передачи имущества, принадлежащего на праве собственности лицам, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в чужом интересе, в пользу фактических владельцев этого имущества, без возникновения обязанности по уплате налогов в связи с такой передачей;
  3. создание стимулов для добросовестного исполнения физическими лицами обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, таможенным законодательством;
  4. определение гарантий правовой защиты имущественных интересов физических лиц, участвующих в добровольном декларировании имущества и счетов (вкладов) в банках, конфиденциальности полученной информации, освобождения таких физических лиц от уголовной, административной ответственности и ответственности за налоговые правонарушения.

Программа добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) предполагает добровольное декларирование физическими лицами своего имущества и счетов (вкладов) в банках за пределами Российской Федерации путем представления в налоговый орган соответствующей декларации.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона участники программы амнистии капиталов получают следующие гарантии:

Согласно ст. 5 Закона декларация может быть представлена в налоговый орган либо федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в срок с 1 июля по 31 декабря 2015 г.

Однако указанные гарантии действуют, если на дату представления декларации в отношении лица соответственно:

  1. не было возбуждено уголовное дело в связи с совершением соответствующего преступления, освобождение от ответственности за которое предусмотрено Законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  2. не начато производство по делу об административном правонарушении в связи с совершением соответствующего административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 КоАП РФ;
  3. не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении, если это правонарушение связано с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации, и не была начата выездная налоговая проверка (проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами).

Поскольку мировой опыт свидетельствует в большей степени об освобождении от налоговой ответственности в рамках амнистии капиталов, нас больше интересуют процессуальные аспекты освобождения именно от уголовной ответственности как меры более радикальной.

Так, в частности, в соответствии с Законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

В действующей редакции УПК РФ в связи с этим существенно конкретизирован порядок прекращения уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.

Теперь, с учетом дополнений, суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 193, ч. 1 и 2 ст. 194, ст. 198 - 199.2 УК РФ, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и если такие деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации (ч. 3.1 ст. 28.1 УПК РФ и ч. 3 ст. 76.1 УК РФ).

Здесь есть один нюанс, который явно свидетельствует о наличии у государства желания расположить к себе потенциальных декларантов, поскольку освобождение от уголовной ответственности в данном случае не предусматривает обязанности возмещения ущерба и перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения и полученного дохода (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ).

В случае же если руководитель следственного органа не согласится с прекращением уголовного преследования в отношении декларанта, то им выносится мотивированное постановление об отказе в прекращении уголовного преследования, и о принятом решении незамедлительно уведомляются лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Таким образом, Закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставляет декларанту гораздо более выгодные условия для прекращения уголовного преследования, нежели лицам, уголовное преследование в отношении которых подлежит прекращению в связи с тем, что до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, был возмещен ими в полном объеме.

Из этого следует, что законодатель силами УПК РФ устанавливает повышенные гарантии принятия предусмотренного законом решения для лиц, совершивших преступления в сфере налоговых правоотношений, обязывая в случае несогласия руководителя следственного органа с прекращением уголовного преследования в соответствии с ч. 3.1 ст. 28.1 УПК РФ вынести мотивированное постановление об отказе в прекращении уголовного преследования и о принятом решении незамедлительно уведомить лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, Генерального прокурора РФ и Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

С одной стороны, амнистия капиталов предусматривает определенные послабления со стороны государства, но здесь речь идет о фактической дискриминации.

Поэтому нельзя не согласиться с мнением А.А. Гольцблата, отметившего, что есть большое количество физических лиц, которые не нарушали закон, добросовестно платили налоги, в том числе в связи с операциями за пределами России, соблюдали валютное законодательство. Они оказываются в интересном положении. Получается, что тот, кто законы нарушал и подал декларацию, полностью освобождается от ответственности. Наоборот, законопослушные граждане, ничего не нарушавшие, но не декларировавшие своих активов, иммунитета от вопросов и расследований не имеют <19>.

<19> См.: Гольцблат А.А. Вопросы к амнистии капиталов // http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/05/19/voprosi-k-amnistii-kapitalov.

Таким образом, полагаем, что цели, условия и механизмы добровольного декларирования физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках должны быть пересмотрены с позиции уголовного права и уголовного процесса в сторону не только объективного анализа возникновения капиталов, подлежащих декларированию, но и процессуальных гарантий, обеспечивающих принцип равенства всех участников уголовного процесса, независимо от степени совершенного преступления и объемов средств, подлежащих декларированию.

Библиографический список

  1. Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия. М., 2010.
  2. Гефтер В.М. Что в итоге "широкой" амнистии: цифры против домыслов // Омбудсмен. 2014. N 1.
  3. Гольцблат А.А. Вопросы к амнистии капиталов // http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/05/19/voprosi-k-amnistii-kapitalov.
  4. Григорьев Л.М. Амнистия капитала // http://polit.ru/article/2005/10/12/amnesty.
  5. Дзидзоев Р.М. Амнистия как конституционно-правовое явление // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 5.
  6. Колоколов Н.А. Вот тебе, предприниматель, и амнистия, вот тебе и "Юрьев день" // Российский судья. 2014. N 2.
  7. Кошаева Т.О. Ответственность за преступления в сфере экономической деятельности: пути развития российского уголовного законодательства // Журнал российского права. 2014. N 6.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990.
  9. Покачалова Е.Б., Белова Т.А. "Налоговая амнистия" в системе финансово-правовых понятий и институтов // Налоги. 2015. N 2.
  10. Сазонов В.Е. Амнистия капиталов: мировой опыт // http://www.forbes.ru/mneniya-column/mir/258213-amnistiya-kapitalov-mirovoi-opyt.
  11. Скобликов П.А. Современные российские амнистии: основания и последствия // Закон. 2014. N 8.
  12. Соловьев И.Н. О правовых аспектах реализации амнистии капиталов, предложенной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Финансовое право. 2006. N 1.