Мудрый Юрист

Осуществление прокурорского надзора в области образования

Бережкова Надежда Федоровна, помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска.

Проведенные реформы в области образования и изменения организации образовательной деятельности образовательных организаций по существу требуют обеспечения на должном уровне осуществления должного государственного надзора не только со стороны Рособрнадзора, общественных формирований, но и со стороны органов прокуратуры.

Ключевые слова: безопасность, ведомство, воспитание, государство, закон, наука, обучение, надзор, право, прокурор, ритуал, реформа.

Implementation of Prosecutorial Oversight in the Sphere of Education

N.F. Berezhkova

Berezhkova Nadezhda F., Assistant Prosecutor of Leninsky District of Ulyanovsk.

The reforms conducted in the sphere of education and changes in organization of educational activities of educational institutions basically require proper implementation of due public oversight not only by the Federal Education and Science Supervision Service and civil society organizations, but also by public prosecution bodies.

Key words: safety, agency, education, state, law, science, training, oversight, right, prosecutor, ritual, reform.

Прокуроры обладают правом и обязаны осуществлять от имени государства надзор в области обеспечения обрполитики в рамках требований ФЗ об образовании в отношении всех субъектов (собственников), имеющих в своем ведомстве оброрганизации или осуществляющих профессиональную или иную образовательную функцию (профессиональную, служебную, боевую и иную подготовку - обучения). При этом надзорные функции могут быть осуществлены как в целях обеспечения ФЗ об образовании на основании поступивших жалоб и заявлений, так и в целях обеспечения установления истины по выявленным противоправным фактам (например, по административному делу - ст. 24.6 КоАП РФ).

Поскольку нормы ФЗ об образовании направлены на защиту законных социальных интересов граждан в процессе надзорной деятельности, то в процессе реализации данного Закона прокурорам следует обратить внимание и на требования Президента и Правительства России, которые, несомненно, способствуют успешному осуществлению единой комплексной обрполитики (грамотности граждан). В частности, это вышеназванные нами (в других главах и параграфах) НПА в области правового воспитания, правовой грамотности, развития правосознания граждан (должностных лиц), а также патриотического воспитания детей (молодежи). Тем более в настоящее время весьма актуально осуществление госнадзора и контроля <1>, регулирование деятельности отдельных специалистов <2>, которые влияют на формирование личности, и с учетом этих и других суждений, в разрабатываемых научных трудах научно-образовательные организации Генпрокуратуры России также должны быть материализованы по совершенствованию прокурорского надзора в области научно-образовательной деятельности в России.

<1> См.: Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Дембицкая И.Л., Дугенец А.С., Лятифова Т.С., Николаев А.Г., Ускова А.С. Осуществление государственных надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 5. С. 146 - 152.
<2> См.: Арчибасова Л.А., Бережкова Н.Ф., Дашко М.Н., Зубцова Е.Н. Административно-правовое регулирование оказания психологической помощи гражданам // Административное право и процесс. 2011. N 8. С. 23 - 26; Конькова Т.Ю. Исторические аспекты надзорно-контрольных функций государственного управления по предупреждению правонарушений // Российский следователь. 2008. N 6. С. 38 - 40.

Безусловно, надзорно-контрольные вопросы в области обруслуг должны быть направлены на реализацию оброрганизациями не только ФЗ об образовании или требований Минобрнауки России, Рособрнадзора, но и Постановлений Правительства России: от 24.11.2014 N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг"; от 24.11.2014 N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; от 24.11.2014 N 1240 "О некоторых вопросах по обеспечению использования сети передачи данных органов власти"; от 02.08.2010 N 588 (ред. от 24.11.2014) "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" и др.

На основании этих суждений и других фактов не следует считать, что Генеральная прокуратура России не осуществляла надзор в области образовательной политики. Например, весьма существенные факты грубейших нарушений требований ФЗ об образовании мы можем заметить благодаря деятельности прокуроров Ульяновской области. Так, в течение 2013 - 2014 гг. прокурорская проверка проведена в более 500 оброрганизациях, где осуществлены надзорные действия по следующим вопросам:

Кроме того, прокурорской проверкой отмечены положительные факторы, что в области реализуются Областная целевая программа "Развитие и модернизация образования в Ульяновской области" на 2014 - 2018 годы, утвержденная Постановлением Правительства области от 11.09.2013 N 37/407-П. На финансирование данной программы предусмотрено выделение из областного бюджета 118500000 руб.

Подобные прокурорские надзорные функции осуществлялись по Липецкой области, Чувашской Республике, Омской области и другим регионам.

Проведенные реформы и пересмотр деятельности всех образовательных организаций в области реализации прокурорского надзора предполагают соблюдать ведомственные особенности подготовки кадровых ресурсов. Так, все правоохранительные органы имеют свои специфические особенности профессиональной подготовки кадров (ресурсов), и субъектам образовательного контроля и надзора в системе МВД России надо учитывать положения Приказа МВД России от 03.07.2012 N 663 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации". Данным ведомственным НПА установлено, как организуется подготовка кадров для замещения должностей в ОВД (полиции). В частности, предусмотрены следующие виды подготовки: первоначальная, обучение по образовательным программам, профессиональная служебная и физическая.

Обучение включает в себя среднее (полное) общее образование с начальной профподготовкой (суворовские военные училища МВД России), а также среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профобразование (обучение в ведомстве также организуется на платной основе). Руководители (начальники) органов, организаций и подразделений МВД России организуют и обеспечивают подготовку сотрудников ОВД на уровне, необходимом для выполнения служебных обязанностей. Они принимают непосредственное участие в проведении занятий с сотрудниками, контролируют и несут персональную ответственность за состояние подготовки кадров.

В настоящее время задачами всех образовательных организаций является также способствование развитию правовой грамотности (правовое образование), правосознания и патриотического воспитания граждан в соответствии с требованиями Президента (2011) и Правительства России, которые недостаточно ныне учитываются не только Минобрнаукой России, Рособрнадзором, но и многими образовательными организациями (ведомствами, собственниками) <3>.

<3> Васильев Ф.П., Орехова Л.М. Административно-правовое регулирование правового воспитания граждан органами внутренних дел (полицией) Российской Федерации как средство предупреждения правонарушений // Конституция Российской Федерации как гарант прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 14.11.2013): В 3-х частях. Практическая значимость. М.: Издательство Института повышения квалификации СК РФ, 2013. Ч. 2.

Литература

  1. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Дембицкая И.Л., Дугенец А.С. и др. Осуществление государственных надзорно-контрольных функций в России и их научно теоретическое толкование в административном праве на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 5. С. 146 - 152.
  2. Арчибасова Л.А., Бережкова Н.Ф., Дашко М.Н., Зубцова Е.Н. Административно-правовое регулирование оказания психологической помощи гражданам // Административное право и процесс. 2011. N 8. С. 23 - 26.
  3. Конькова Т.Ю. Исторические аспекты надзорно-контрольных функций государственного управления по предупреждению правонарушений // Российский следователь. 2008. N 6. С. 38 - 40.