Мудрый Юрист

Основные принципы, лежащие в основе реализации правового статуса уполномоченного по правам ребенка

Шамрин Максим Юрьевич, аспирант кафедры административного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

В статье раскрывается содержание важнейших принципов, лежащих в основе реализации административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка. Делается вывод, что независимость - главнейший принцип, на основе которого осуществляется функционирование омбудсмена (Уполномоченного по правам ребенка).

Ключевые слова: Уполномоченный по правам ребенка, принципы, независимость, ответственность, Женевская декларация прав ребенка 1924 года.

Basic Principles Underlying Implementation of the Legal Status of the Ombudsman for Children

M.Yu. Shamrin

Shamrin Maxim Yu., Postgraduate Student of the Department of Administrative Law in Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

The article describes the crucial principles underlying the realization of the administrative and legal status of the Ombudsman for Children. The conclusion is made that the independence is the major principle based on which the Ombudsman (the Children's Commissioner) functions.

Key words: Ombudsman for Children (Children's Commissioner), principles, independence, responsibility, The 1924 Declaration of the Rights of the Child (The Declaration of Geneva (1924)).

Настанет день и час пробьет,

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Р.Бернс

Прежде чем исследовать основные принципы, лежащие в основе реализации правового статуса Уполномоченного по правам ребенка, автор считает необходимым разъяснить само лексическое понятие слова "принцип" - "научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают" <1>.

<1> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: ОЛМА-ПРЕСС; Красный пролетарий, 2005. Т. 3: П-Р. С. 351.

Безусловно, существуют эмпирические правила, и они определенным образом подразумеваются, они - в ощущении, в наитии, ими руководствуется каждый человек, в т.ч. и Уполномоченный по правам ребенка. У омбудсмена <2> - свои принципы, свои правила, своя жизненная основа (credo), от которой он отступает или не отступает, он принципиален или далеко не принципиален в решении тех или вопросов защиты прав ребенка. Эмпирики порой не хватает в связи с тем, что условия, в которых Уполномоченный реализует свой правовой статус, могут быть самыми различными, и, безусловно, необходимо знание общих принципов, закономерностей, которые можно применять в любой ситуации, а не только в определенном случае. Это касается и частных принципиальных разногласий, а уж тем более принципов, соблюдение которых важно в государственном смысле и масштабе.

<2> Не является ошибкой именовать Уполномоченного по правам ребенка "омбудсменом" (мировая практика).

В качестве примера следует обратить внимание на роман И.С. Тургенева "Отцы и дети", в котором жизненные принципы, исповедуемые героями (братьями Кирсановыми, Аркадием Кирсановым, нигилистами Евгением Базаровым, Ситниковым, Кукшиной и другими) неравнозначны, а порою просто антагонистичны, проявляются в спорах, острых беседах, где каждый готов отстаивать их вплоть до дуэли, считая свои позиции, правила жизни, принципы наиболее верными и безоговорочными. И эти принципы, в сущности, составляют credo героев.

Как же возрастает значимость безусловного соблюдения принципов, лежащих в основе деятельности Уполномоченного по правам ребенка в решении сложных проблем и "рисков" детства в наши дни. Из принципов и слагается credo детского защитника. Можно сделать вывод, что главным в реализации своих принципов следует считать высокие требования к тому, что делаешь.

В работе Уполномоченного по правам ребенка очень важны основные принципы, лежащие в основе реализации его правового статуса. Но не только. В этой должности сливаются общечеловеческие принципы, профессиональные и нравственные (этические). Ими определяется сама личность Уполномоченного и конкретные направления его деятельности в отстаивании незыблемых позиций детства при осуществлении государственного управления защитой прав ребенка.

В современном мире этика ориентирует Уполномоченного по правам ребенка не только выявлять проблемы детей и факты нарушений их прав, но и оказать помощь, а не бросить их (детей) в трудной жизненной ситуации, которая может закончиться трагически, в том числе возможной смертью.

В этом смысле небезынтересен пример о подобной ситуации, свидетелем которой был академик Д.С. Лихачев. В один из страшных ГУЛАГ(-ов) в Соловках приехал пролетарский писатель А.М. Горький, которому лагерь представили нравственным советским учреждением, где "воспитывают и выпрямляют" заблуждающихся относительно прогрессивной советской власти. Лагерь был представлен очередной потемкинской деревней. Один из сидящих, мальчик-подросток, решился рассказать правду А.М. Горькому наедине, глаза в глаза. Горький плакал, но начальству посещенного учреждения не посмел рассказать об услышанном им. Писатель уехал, а мальчик был расстрелян <3>. Честно ли поступил Горький? Думается, что, если не получилось решить вопрос на месте, то необходимо было бы вернуться к данному вопросу по возвращении в Москву.

<3> Лихачев Д. Мысли о жизни. Письма о добром. М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2014. С. 177 - 190.

Изменились обстоятельства, в которых жил и поступил так, а не иначе А.М. Горький. Автор - не судья Горькому, но с горечью констатирует факт, что подобные умалчивания и замалчивания в работе Уполномоченного по правам ребенка безнравственны и преступны, а приведенный пример - убедительная агитация за необходимость смелых и бескомпромиссных поступков Уполномоченного по правам ребенка в наши дни, когда ничто не мешает это сделать.

Несмотря на то что Указ Президента РФ N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" является важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим реализацию правового статуса Уполномоченного, принципы, на основе которых он (Уполномоченный) функционирует, в нем (Указ Президента РФ N 986) и в других нормативных правовых актах не изложены. С целью повышения эффективности деятельности детского омбудсмена необходимо закрепить перечень принципов, лежащих в основе реализации его правового статуса, на уровне Федерального закона "Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации".

Представляется важным заметить, что Уполномоченный по правам ребенка прежде всего человек. Он вступил в должность с уже сформированными жизненными принципами на генетическом уровне, воспринятыми от семейного окружения, от школы и конкретных учителей, от студенчества, от друзей и общественной сферы, в которой он формировался, от чтения специальной литературы и др.

Таким образом, жизнь и окружение уже определенным образом сформировали принципы в человеке, выбранном и назначенном на эту сверхвысокую должность. Но мало иметь принципы. Как бы хороши и высоки они ни были, нужно обладать умениями их отстаивать. И главное среди них - умение убеждать. А это целая наука - наука убеждать других. Так возникает принцип убеждения. Чтобы убеждать, нужно не только иметь принципы, но и исповедовать их не на словах, а на деле, владеть ораторским искусством, искусством убеждающего слова.

В сущности, Федеральный Уполномоченный по правам ребенка и омбудсмены в субъектах РФ представляют сегодняшний тургеневский вариант "Отцов и детей". Они - "отцы" России по отношению к каждому ребенку и к подрастающему поколению в целом. Поскольку Российский Уполномоченный является членом Европейской сети омбудсменов по правам ребенка, очень важно, чтобы принципы, регулирующие его правовой статус, а также статусы региональных коллег не противоречили общепризнанным принципам и нормам международного права, на основе которых функционируют все зарубежные омбудсмены и комиссары по правам ребенка.

Необходимо выделить основные принципы, на основе которых осуществляется функционирование Уполномоченного по правам ребенка. Их автор указал в разработанном им проекте Федерального закона "Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации": законность; приоритет прав и свобод ребенка; профессионализм; компетентность; независимость; распределение помощи детям; ответственность; взаимодействие с международными организациями и государственными органами; организация труда; соблюдение в работе норм международного права; открытость; гласность; доступность; демократичность.

Автор подробно рассматривает некоторые из них.

  1. Принцип законности. Уполномоченный по правам ребенка работает на основании Указа Президента РФ N 986 и Конвенции ООН о правах ребенка. Его основная задача - способствовать исполнению требований Конвенции ООН, других международных документов, предупреждению нарушений ее положений. Совместно с прокуратурой Уполномоченный выявляет нарушения законности в сфере соблюдения прав, свобод и законных интересов ребенка.

Он формирует свою картотеку, содержащую необходимые для реализации своего статуса нормативные правовые акты, которыми он и его аппарат руководствуются в практической деятельности. На основании принципа законности Уполномоченный вправе использовать различные технические средства.

Конечно, это важно, но важнее следование положениям закона, следование осмысленное, перспективное и одновременно сиюминутное. Уполномоченный выстраивает свою работу на основании обязательных международных и российских законов, внедряет их в существующем виде, формулирует поправки (к законам) с учетом требований общественности.

Омбудсмен по правам ребенка отстаивает чистоту законов, добивается результатов в продвижении основополагающих законов, работающих на улучшение положения детей России, причем выбирает на данный момент наиболее своевременные, безотлагательные правовые нормы.

Принцип законности ориентирует Уполномоченного к стремлению не делать неосторожных, опасных и опрометчивых действий, способных навредить конкретному ребенку и детству в целом. Функционировать через призму соблюдения законности - важнейший аспект реализации правового статуса Уполномоченного по правам ребенка.

Можно сделать вывод, что на основе принципа законности Уполномоченный по правам ребенка не только ориентируется на международные нормы, но и отслеживает договорные отношения с другими государствами, например, по вопросу усыновления и оказания медицинской помощи детям-инвалидам.

  1. Принцип приоритета прав и свобод ребенка. В ст. 2 Конституции РФ провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

По мнению диссертанта, приоритет прав и свобод ребенка является, во-первых, одним из важнейших принципов реализации Уполномоченным своего статуса, во-вторых, правилом осуществления государственного управления защитой прав ребенка. С целью соблюдения конституционного положения Уполномоченный должен пропагандировать права детей, гарантированные Конвенцией ООН о правах ребенка, а также выявлять их нарушения и способствовать незамедлительному восстановлению (прав). Данный принцип в деятельности Уполномоченного способствует обеспечению условий полноценной реализации на территории РФ прав, свобод и законных интересов ребенка.

  1. Принцип компетентности. Без нее (компетентности) невозможно ни совершенствование Уполномоченного по правам ребенка как личности, ни его рост как профессионала. В лице Уполномоченного компетентность сливается с профессионализмом. Будучи компетентным и обладающим профессиональными навыками защиты прав детей, он честен в своих поступках прежде всего перед собой и членами своего аппарата, перед Президентом РФ и членами "Ассоциации Уполномоченных", перед детьми при исполнении своих обязанностей и принятии важных государственных решений по тем или иным вопросам и проблемам детства. Компетентность и профессионализм Уполномоченного - две стороны медали одной личности, и одна без другой не могут существовать. В ситуации неиспользования Уполномоченным профессиональных знаний и навыков, т.е. в отсутствие реализации компетенции, может быть поставлен вопрос об отказе ему (омбудсмену) в доверии и освобождении его от должности. В этой ситуации положения Указа Президента РФ N 986 - "назначить" и "освободить" - вступают в свою законную силу.

По мнению диссертанта, принципом компетентности движется вся деятельность Уполномоченного по правам ребенка как человека и профессионала, т.к. помощь детям только тогда помощь, когда она основана на обладании специальными знаниями. С целью определения уровня профессионализма и компетентности при назначении определенного кандидата на должность Уполномоченного следует проверять его на различных формах анкетирования, собеседований, психологических тестах, а в иных случаях (в т.ч. в случае необходимости) и на "детекторе лжи".

Реализуя свой статус на основе принципа компетентности, Уполномоченный по правам ребенка способен искоренить нарушения прав ребенка, оказать помощь детям, чьи права и свободы нарушены, обеспечить реализацию положений Конвенции ООН о правах ребенка.

Проведенное исследование показало, что компетентность Уполномоченного есть достигаемая способность воспринять и применять полученные знания при реализации своего профессионального статуса. Она является правовым условием замещения должности Уполномоченного по правам ребенка, которое включает в себя наличие знаний и специальных навыков, необходимых при принятии важных решений с целью осуществления эффективной деятельности в сфере защиты детства, и предполагает необходимость постоянного изучения иностранного опыта реализации правозащитной политики.

  1. Принцип независимости. Независимость - главнейший принцип функционирования омбудсменов (комиссаров) из объединяющих их Европейской и Британско-Ирландской сетей. Осуществляя свою деятельность на ее основе, уполномоченный по правам ребенка, безусловно, сможет повысить эффективность реализации своего статуса. По мнению Организации Объединенных Наций, наличие именно независимого правозащитника является важнейшей гарантией реализации на территории государства требований Конвенции ООН о правах ребенка <4>.
<4> См.: Замечание общего порядка N 2 Комитета по правам ребенка. Роль независимых правозащитных учреждений в деле поощрения и защиты прав ребенка (CRC/GC/2002/2). 15.11.2002 // Официальный сайт документации Организации Объединенных Наций. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/G02/457/38/PDF/G0245738.pdf?OpenElement. С. 1 - 2.

Независимость гарантируется омбудсменам такими нормативными правовыми актами, как Парижские принципы <5>, а также Декларация и План действий "Мир, пригодный для жизни детей" <6>. Именно с реализации этого принципа и начинается замещение должности Уполномоченного по правам ребенка. Требуется постоянный философско-аналитический подход к его изучению в каждодневной практике деятельности омбудсмена.

<5> Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений (Парижские принципы). Приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 48/134 от 20.12.1993 // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/paris.shtml.
<6> Пункт 31 Декларации и Плана действий "Мир, пригодный для жизни детей". Приняты Резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/worldchild.shtml.

Диссертант считает необходимым выделить принцип независимости в деятельности, во-первых, Федерального Уполномоченного по правам ребенка, во-вторых, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Известно, что Федеральный Уполномоченный, являясь членом Европейской сети омбудсменов по правам ребенка, независим. Независимость, присущая ему, несомненно, характеризуется как свобода от влияния и вмешательства со стороны всех государственных органов и должностных лиц в осуществлении его профессиональных полномочий. Функционирование на ее основе позволяет Уполномоченному выявлять нарушения государственными органами прав ребенка, уведомлять об этом правоохранительные органы, публиковать объективные данные о положении детей в России, взаимодействовать с международными правозащитными организациями, оказывать незамедлительную помощь детям и др.

Однако во многих субъектах Российской Федерации принцип независимости уполномоченных пока не реализован в связи с тем, что в некоторых из них детские омбудсмены входят в структуру либо исполнительной власти, либо Аппарата Уполномоченного по правам человека, что препятствует осуществлению государственного управления защитой детства в рамках единой системы Уполномоченных по правам ребенка. Поэтому происходит конфликт интересов Федерального омбудсмена и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что способствует дестабилизации процесса содействия реализации прав, свобод ребенка и их охраны.

Представим следующую ситуацию: необходимо добиться сокращения определенных количественных показателей, например таких, как численность детей-сирот при живых родителях, рождаемость нездоровых детей, смертность детей во время родов, преступления в отношении ребенка и т.п. Федеральный омбудсмен, получив поручение от Президента РФ, незамедлительно должен будет обеспечить созыв Ассоциации омбудсменов, на которой потребуется обсудить план их совместной работы для достижения поставленной цели. Как же смогут выполнять омбудсмены в субъектах требования Федерального Уполномоченного, если они зависимы от иных органов: губернаторов, уполномоченных по правам человека?!

Функционирование Федерального Уполномоченного и омбудсменов в субъектах РФ в рамках единой централизованной системы возможно только в том случае, если будет обеспечена независимость деятельности последних от всех региональных государственных органов и должностных лиц в общероссийском масштабе. Для этого необходимо привести функционирование уполномоченных по правам ребенка в субъектах России в соответствие с парламентской моделью.

По мнению диссертанта, под независимостью, лежащей в основе реализации статуса региональных уполномоченных, также следует понимать свободу от влияния и вмешательства в их деятельность, только уже со стороны не Федерального Уполномоченного, а государственных органов субъектов. С целью функционирования единой системы уполномоченных и повышения эффективности государственного управления защитой детства в России Федеральный Уполномоченный по правам ребенка должен осуществлять контрольные мероприятия в отношении уполномоченных в субъектах РФ.

  1. Принцип ответственности. Данный принцип является одним из важнейших в реализации Уполномоченным своего статуса. Уполномоченный воспитан, деликатен, порядочен, ответственен. Он поступает так, как хотелось бы, чтобы поступали с ним. Омбудсмен перед принятием важных решений ставит себя на место каждого ребенка, ждущего внимания и помощи. При этом степень ответственности будет глубоко пропорциональна его (омбудсмена) порядочности. Автор замечает, что в основе слова "порядочность" - порядок, помогающий Уполномоченному принимать верные, справедливые, сбалансированные и обоснованные решения в пользу ребенка.

Ответственность - своеобразный рефлекс свободы выбора личностью того или иного варианта поведения, что, в свою очередь, и составляет существо демократии <7>. В основе ответственности - умение держать ответ за задуманное, предложенное, свершенное, сделанное. Это качество одновременно личностное, нравственное, оно же профессиональное.

<7> Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. С. 509.

Уполномоченный по правам ребенка, совершающий и планирующий действия, направленные на оказание позитивной помощи детям по самым разным направлениям их жизни, обладает чувством ответственности за итоги реализации своего статуса. Его ответственность формируется в процессе жизни, деятельности и, собственно, в процессе его воспитания как самим собой, так и его ближайшим окружением. Он порядочен в поступках, в верности слову, однажды сказанному, а тем более зафиксированному в документах и средствах массовой информации.

Ответственность Уполномоченного беспредельна: и в свершаемой им позитивной деятельности, и в определенных ситуациях, например, неисполнения тех или иных требований Комитета ООН по правам ребенка.

Принцип ответственности Уполномоченного за неисполнение поручений Президента РФ автор рассматривает в двух аспектах - фактическом и юридическом. В соответствии с Законодательством РФ Омбудсмен по правам ребенка несет ее перед Президентом РФ. С фактической точки зрения - перед подчиненным ему аппаратом и гражданами РФ в целом.

Президент РФ, Председатель Правительства РФ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания желают, чтобы работа омбудсменов была эффективной и оправдывала вложенные средства.

Представители же гражданского общества, занимающиеся правами ребенка, хотят, чтобы защитники детей добивались ощутимых успехов и повышали эффективность правозащитной деятельности, осуществляемой другими организациями, в том числе Уполномоченным по правам человека.

  1. Принцип соблюдения в работе норм международного права, в т.ч. Конвенции ООН о правах ребенка. Международных документов в сфере защиты детства накопилось в мире множество. Уполномоченный не только знает их, но и выстраивает всю свою деятельность на их основе, вырабатывая определенные программы для России. К таковым следует отнести, например, известную Программу "Россия без сирот".

Позиция Уполномоченного по правам ребенка влияет на принятие решений по детству в Государственной Думе, где омбудсмен аргументированно отстаивает, продвигает необходимые решения и документы и также действует в ситуации несогласия с намеченными решениями и документами других правозащитных органов государственного управления.

Женевская Декларация прав ребенка является первым международным документом, провозгласившим необходимость обеспечить ребенка всем самым лучшим независимо от его расы, национальности и вероисповедания. И это для уполномоченных по правам ребенка - наипервейший документ, закрепивший право ребенка на жизнь, свободу, неприменение пыток, право на семью и др. Женевская Декларация прав ребенка - важнейший документ, на который омбудсмен ориентируется при реализации своего статуса. Это исторический документ, который впервые признал и закрепил существование особых прав детей и ответственности взрослых перед ними. Став свидетелем ужасов Первой мировой войны, Джебб Эглантайн пришла к выводу, что дети нуждаются в особой защите. В 1919 г. с помощью своей сестры Дороти Бакстонона основала в Лондоне специальный фонд "Спасем детей" (SavetheChildrenFund) с целью, во-первых, оказания помощи детям, пережившим войну, во-вторых, их (детей) защиты.

В 1920 году по инициативе Джебб Эглантайн при поддержке Международного Комитета Красного Креста (МККК) в Женеве был учрежден Международный союз спасения детей <8>, в структуре которого продолжил работу фонд "Спасем детей". Спустя три года, 23 февраля 1923 г., Советом Международного союза спасения детей был принят разработанный Джебб Эглантайн проект Декларации прав ребенка, а 28 февраля 1924 г. он (проект Декларации прав ребенка) был отправлен в Лигу Наций. Позднее, в ходе пятой сессии Ассамблеи Лиги Наций, проект Декларации прав ребенка был одобрен <9>. Лига Наций приняла указанную Декларацию, получившую название Женевской, 26 сентября 1924 г. Это был исторический день - день, когда впервые были признаны особые права детей <10>.

<8> International Save the Children Union.
<9> Eppstein J. Ten Years' Life of the League of Nations. London: A. C. SHAW & CO., LTD, 1929. P. 169.
<10> Wilson F. Rebel Daughter of a Country House. London: George Allen and Unwin Ltd, 1967. P. 173 - 220.

В Женевской декларации говорится, что человечество обязано дать ребенку все самое лучшее. Говоря простым языком (на самом деле в ней отсутствуют какие-либо упоминания прав как таковых), Декларация обращает внимание на обязательства взрослых по отношению к детям.

Фундаментальные потребности детей были обобщены в пяти пунктах. В документе затрагивается благополучие детей и признается их право на развитие, помощь, поддержку и защиту. Тем не менее, несмотря на рассмотрение в документе некоторых основных прав, он не был юридически обязательным.

В 1934 г. Генеральная Ассамблея Лиги Наций вновь утвердила Женевскую декларацию. Представители государств пообещали включить принципы документа в свои национальные законы, однако юридически они не обязаны были этого делать.

Тем не менее Женевская декларация остается первым международным документом по правам человека в истории, непосредственно касающимся защиты прав ребенка.

В Женевской декларации прав ребенка, принятой Лигой Наций в 1924 г., ребенок рассматривается как объект права, как объект защиты.

Итак, вот положения данного международного документа, определяющие и регулирующие деятельность омбудсменов по правам ребенка не только в России, но и во всем мире:

во-первых, ребенку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного;

во-вторых, голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребенок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребенок должны получить приют и поддержку в трудную минуту;

в-третьих, ребенок должен получать помощь во время бедствия в первую очередь;

в-четвертых, ребенок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм эксплуатации;

в-пятых, ребенок должен воспитываться с осознанием того, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям <11>.

<11> Legislative History of the Convention on the Rights of the Child. Volume I. New York and Geneva: United Nations, 2007. P. 3.

Можно с уверенностью утверждать, что Женевская декларация прав ребенка является прообразом Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., пропаганда положений которой является важнейшей обязанностью Уполномоченного.

  1. Принцип открытости. Федеральный Уполномоченный подотчетен Президенту, обо всем говорит открыто, декларирует, в случае уверенности в своей правоте, свои доводы в СМИ (на телевидении, радио); делится размышлениями "до" принятия тех или иных документов, "в процессе" их обсуждения и после утверждения. Кроме того, Аппаратом Федерального омбудсмена на сайте www.rfdeti.ru размещаются статистические материалы, свидетельствующие о положении детей в России.
  2. Принцип гласности. В настоящее время Уполномоченный общается с детьми, взрослыми, заинтересованной общественностью, используя трибуны "Ассоциации уполномоченных по правам ребенка", средства СМИ (например, "Вестник Уполномоченного по правам ребенка"). Омбудсмен проводит совещания и встречи самого разного уровня с целью реализации Конвенционных прав ребенка в России. По наиболее проблемным вопросам защиты прав ребенка омбудсмен вырабатывает совместно с Президентом России средства и методы, способствующие восстановлению нарушенных прав детей.
  3. Принцип доступности. Уполномоченный принимает население, реагирует на вопросы, запросы, заявления. Но, к сожалению, каждый сегодня не может ему позвонить. Прямая телефонная линия "ребенок - омбудсмен" в России пока не создана. Обращение к Федеральному Омбудсмену осуществляется с помощью интернет-приемной "www.rfdeti.ru".
  4. Принцип демократичности. Открытость, доступность и гласность в совокупности образуют общий и обязательный для Уполномоченного по правам ребенка принцип демократичности, под которым следует понимать оказание Федеральным Уполномоченным содействия государственным органам в решении проблем детей.

Являясь дополнительным средством административно-правовой защиты детства, Уполномоченный может координировать правозащитную деятельность, т.е. рекомендовать органам государственного управления применять правильные методы, средства и действия, а также выявлять нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка. Кроме того, Уполномоченный, в отличие от судов, недорог, и тем самым обращение к нему можно считать приемлемым способом урегулирования споров между государственными органами, должностными лицами и гражданами. Принцип демократичности, лежащий в основе реализации административно-правового статуса омбудсмена, выражает волю граждан обеспечить благоприятные условия жизни и развития детского населения России.

Следует согласиться с мнением Е.А. Лукашевой о том, что такие демократические черты института Уполномоченного, как независимость, открытость, доступность для граждан, способствуют обретению омбудсменом прочных позиций в механизме административно-правовой защиты прав человека, а значит, и ребенка во многих государствах <12>.

<12> Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. 2-е изд., перераб. М.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 434.

В итоге можно сделать вывод, что закрепление данных принципов на уровне Федерального закона "Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации", безусловно, будет способствовать, во-первых, повышению эффективности реализации административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка, во-вторых, демократизации государственного управления защитой детства и др.

Литература

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: ОЛМА-ПРЕСС; Красный пролетарий, 2005. Т. 3: П-Р. 576 с.
  2. Лихачев Д. Мысли о жизни. Письма о добром. М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2014. 576 с.
  3. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. 656 с.
  4. Eppstein J. Ten Years' Life of the League of Nations / J. Eppstein. London: A. C. SHAW & CO., LTD, 1929. 175 p.
  5. Legislative History of the Convention on the Rights of the Child. Volume I. New York and Geneva: United Nations, 2007. 493 p.
  6. Wilson F. Rebel Daughter of a Country House / F. Wilson. London: George Allen and Unwin Ltd, 1967. 228 p.