Мудрый Юрист

Основы общего административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и республики Таджикистан

Нуралиев Содикджон Шарифович, адъюнкт Академии управления МВД России, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Академии МВД Республики Таджикистан, подполковник милиции.

В статье исследуется административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел, рассматриваемый в виде совокупности образующих его содержание элементов, а также системы взаимосвязанных правовых статусов данного субъекта в сфере публичного управления. Автор проводит сравнительно-правовой анализ ряда положений Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Таджикистан, который позволяет сделать вывод о том, что правовую основу общего административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан составляют Основные законы этих государств.

Ключевые слова: административно-правовой статус, содержание административно-правового статуса, структурные элементы административного статуса индивидуальных субъектов, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты.

Fundamentals of the General Administrative and Legal Status of Law Enforcement Officials of the Russian Federation and the Republic of Tajikistan

S.Sh. Nuraliev

Nuraliev Sodikdzhon Sh., Adjunct to the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of Law Enforcement Agencies in the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, Police Lieutenant Colonel.

This article examines the administrative and legal status of internal Affairs bodies, considered as a set of constituent content elements as well as a system of interrelated legal status of the entity in the sphere of public management. The author conducts a comparative legal analysis of certain provisions of the Constitution of the Russian Federation and the Constitution of the Republic of Tajikistan, which allows us to conclude that the legal basis for the General administrative and legal status of the bodies of internal Affairs of the Russian Federation and the Republic of Tajikistan consists of the Basic laws of these States.

Key words: administrative-legal status, the content of administrative-legal status, structural elements of the administrative status of the individual actors, collective actors, private actors.

Административно-правовой статус (далее - АПС) сотрудника органов внутренних дел (далее - ОВД) представляет собой сложное юридическое явление, имеющее своим родовым объектом правовой статус индивида, с которым его объединяют общее назначение и теоретическая конструкция состава.

Структура АПС по сей день представляет собой предмет горячих научных дискуссий. Предлагаются самые различные конструкции его внутреннего состава, в котором содержится от 2 - 3 до 6 - 7 элементов, в т.ч. гражданство, правосубъектность, права и обязанности, законные интересы, гарантии и юридическая ответственность <1>.

<1> Смирнов Л.В. Административно-правовой статус сотрудника милиции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996.

Ученые-административисты предлагают авторские понятия АПС различных субъектов правоотношений, к которым они относят как физических, так и юридических лиц, учреждения, организации, а также лиц, наделенных определенными должностными полномочиями.

Например, А.С. Ускова, формулируя понятие АПС городских и районных ОВД, представляет его как "совокупность определенных законодательными и ведомственными правовыми актами целей, задач, функций, организационной структуры и структуры управления, компетенции, прав и обязанностей, обеспечивающих эффективную борьбу с преступлениями и административными правонарушениями, а также охрану общественного порядка и безопасности на территории, обслуживаемой конкретным органом" <2>.

<2> Ускова А.С. Административно-правовой статус городских и районных органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 38.

Исследуя АПС подразделений лицензионно-разрешительной работы, А.А. Долгополова видит в нем "совокупность норм, правил и различных требований, устанавливающих определенный порядок, "режим" деятельности указанных подразделений, возникающих в процессе обеспечения административно-правовых режимов предметов и объектов разрешительной системы" <3>.

<3> Долгополов А.А. Административно-правовые и организационные основы деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 40.

Тем не менее в большинстве научных источников не предлагается четкого авторского определения АПС. Данная юридическая категория рассматривается как сложная комплексная конструкция "через призму входящих в нее блоков, элементов, с учетом их сущности и содержания" <4>.

<4> Смирнов Л.В. Административно-правовой статус сотрудника милиции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996; Смирный Г.А. Административно-правовой статус органов внутренних дел по району, городу и муниципальному образованию: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

Ю.А. Тихомиров, рассматривая АПС гражданина, определяет его как "установленные законом права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов" <5>.

<5> Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М., 2005. С. 295.

Многие ученые рассматривают АПС государственного служащего как совокупность его прав, обязанностей, ограничений, гарантий, поощрений, денежного содержания, пенсионного обеспечения и ответственности <6>.

<6> Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Дашко М.Н., Мельников А.В. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности в современной России // Административное право и процесс. 2012. N 3.

В научной литературе широко используется видовая классификация субъектов административно-правовых отношений по признаку: индивидуальный либо коллективный субъект <7>. Такая классификация применима в процессе исследования АПС органа власти, реализующего государственную политику в сфере внутренних дел.

<7> Кикоть В.Я., Кононова П.И., Румянцева Н.В. Административное право России: Учебник для студентов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". М., 2015. С. 78, 106, 190, 277.

Так, А.С. Ускова отмечает, что определение АПС начальника территориального органа МВД России неразрывно связано с управленческими отношениями, в которых он находится <8>.

<8> Ускова А.С. Административно-правовой статус городских и районных органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 41.

Исследуя АПС руководителя ОВД, В.О. Тулеев представляет его в виде систематизированной совокупности административно-правовых норм, закрепляющих правовое положение лица, замещающего должность начальника территориального органа МВД России на районном уровне, в системе общественных отношений, складывающихся в связи с его профессиональной деятельностью в соответствии с целевым назначением при соблюдении принципов государственного управления <9>.

<9> Тулев В.О. Административно-правовой статус начальника территориального органа МВД России на районном уровне: Монография. М.: Академия управления МВД России, 2015. С. 50.

Как уже было указано, выделяются два вида субъектов административных правоотношений: индивидуальные, т.е. физические, лица (граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства) и коллективные, т.е. организации и объединения граждан, различных организационно-правовых форм <10>. В зависимости от индивидуальной или коллективной принадлежности субъектов содержание их АПС может быть различным.

<10> Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. М.: Норма, 2006. Т. 1. С. 426 - 427.

Анализируя точки зрения разных ученых о понятии и структуре АПС индивидуальных субъектов (к которым относится сотрудник ОВД), П.И. Кононов предлагает свой подход к пониманию его сущности <11>. По его мнению, АПС индивидуального субъекта может быть определен как правовое положение этого субъекта в административно-публичной сфере, в системе возникающих в ней административных правоотношений.

<11> Кононов П.И. Об основах административно-правового статуса индивидуальных субъектов административного права // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2007. N 19. С. 80 - 83.

Профессор Н.Ю. Хаманева считает, что к структурным элементам административного статуса индивидуальных субъектов относятся: административная правоспособность; административная дееспособность, охватывающая и административную деликтоспособность; права и свободы, в т.ч. права в виде льгот; обязанности, включая установленные в форме ограничений и запретов; гарантии прав и свобод <12>.

<12> Административное право России: Учебник / В.В. Альхименко, А.А. Выручаев, А.А. Гришковец [и др.]; отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Проспект, 2011. С. 117.

Следует отметить, что данная структура элементов АПС может быть применима к индивидуальным субъектам, включая сотрудника ОВД Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Проанализировав имеющиеся в науке мнения о сущности АПС сотрудника ОВД, можно выделить два аспекта характеристики его внутреннего строения. С одной стороны, АПС может быть представлен в виде совокупности элементов, образующих его содержание. С другой стороны, АПС также может быть рассмотрен и как комплекс, система взаимосвязанных правовых статусов субъекта в сфере публичного управления, разграниченных в зависимости от содержания правомочий и законодательной основы статуса.

Именно последний из перечисленных подходов к представлению внутренней структуры АПС целесообразно применить в процессе проводимого сравнительно-правового анализа. В этом смысле АПС сотрудника ОВД Российской Федерации и Республики Таджикистан представляется как комплекс, система вертикально взаимообусловленных статусов, среди которых принято выделять общий, специальный и особый статусы.

Основу общего АПС составляет конституционно-правовой статус, а точнее, та часть конституционного статуса, которая определяет правовое положение субъекта в сфере государственного управления.

Специальный АПС указывает на правовое положение субъекта в определенной отрасли государственного управления или сфере межотраслевого управления. Специальные статусы обеспечивают субъекту возможность реализовать все многообразие его видов деятельности, должностных задач и функций.

Особый правовой статус выделяет субъекта в связи с особым объемом правомочий или ограничений. Например, особым административно-правовым статусом обладают должностные лица органов государственной власти и управления, образуемые на период чрезвычайного или военного положения <13>. Особый правовой статус субъекта - это преимущественно подвид специального АПС субъектов данной группы.

<13> Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"; Конституционный закон Республики Таджикистан от 3 ноября 1995 г. N 94 "О правовом режиме чрезвычайного положения".

Таким образом, общий АПС - это основной статус субъекта, указывающий на его правовую связь с государством, исполнительной властью, на его правовое положение в сфере публичного управления <14>.

<14> Административное право России: Учебник / В.В. Альхименко, А.А. Выручаев, А.А. Гришковец [и др.]; отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Проспект, 2011. С. 118.

Исследуя АПС сотрудника ОВД, необходимо отметить, что орган государственной исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере внутренних дел (МВД России и МВД РТ) <15>, представляет собой систему коллективных и индивидуальных субъектов административного права. В структуру МВД входят органы исполнительной власти (аппарат министерства), территориальные органы внутренних дел, государственные учреждения (образовательные, научные организации), органы управления и части внутренних войск <16>. Индивидуальными субъектами являются сотрудники системы МВД (аттестованные на должности правоохранительной или военной государственной службы) или работающие по трудовому договору работники и служащие (вольнонаемные).

<15> Пункт 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248); п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан, утв. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 28 декабря 2006 г. N 592.
<16> Пункт 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248); п. 5 Положения о Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан, утв. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 28 декабря 2006 г. N 592.

Каждый аттестованный сотрудник имеет общий АПС гражданина государства и специальный статус государственного служащего правоохранительных органов. Кроме того, как сотрудник ОВД он имеет и особые административно-правовые статусы - должностное лицо, лицо, имеющее допуск к секретной информации, к проведению экспертиз и иные.

Исследование структуры общего АПС свидетельствует о том, что для индивидуального субъекта административно-правовых отношений (сотрудника ОВД Российской Федерации и Республики Таджикистан) он состоит из четырех элементов: 1) административная правосубъектность; 2) права, свободы; 3) обязанности; 4) гарантии.

Сравнительно-правовой анализ четырех вышеуказанных элементов общего АПС сотрудника ОВД Российской Федерации и Республики Таджикистан позволяет сделать следующее выводы:

С учетом проведенного сравнительно-правового анализа становится очевидным, что основу общего административно-правового статуса сотрудника ОВД Российской Федерации и Республики Таджикистан составляют положения и принципы основных законов (Конституций) Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Литература

  1. Административное право России: Учебник для студентов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, Н.В. Румянцева. М., 2015. С. 78, 106, 190, 277.
  2. Административное право России: Учебник / В.В. Альхименко, А.А. Выручаев, А.А. Гришковец [и др.]; отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Проспект, 2011. С. 117 - 118.
  3. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М., 2005. С. 295.
  4. Васильев Ф.П. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности в современной России / Ф.П. Васильев, А.С. Дугенец, М.Н. Дашко, А.В. Мельников // Административное право и процесс. 2012. N 3. С. 65 - 67.
  5. Долгополов А.А. Административно-правовые и организационные основы деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 40.
  6. Кононов П.И. Об основах административно-правового статуса индивидуальных субъектов административного права // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2007. N 19. С. 80 - 83.
  7. Смирнов Л.В. Административно-правовой статус сотрудника милиции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996.
  8. Смирный Г.А. Административно-правовой статус органов внутренних дел по району, городу и муниципальному образованию: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
  9. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. М.: Норма, 2006. Т. 1. С. 426 - 427.
  10. Тулев В.О. Административно-правовой статус начальника территориального органа МВД России на районном уровне: Монография. М.: Академия управления МВД России, 2015. С. 50.
  11. Ускова А.С. Административно-правовой статус городских и районных органов внутренних дел: Дис. .... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 38, 41.